Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ (семито-хамитские или хамито-семитские), макросемья языков, распространённых в сев. части Африки от Атлантич. побережья и Канарских о-вов до побережья Красного м., а также в Зап. Азии и на о. Мальта. Общее число говорящих на А. я., по раз-ным оценкам, достигает более 175 млн. чел. К А. я. относится также ряд мёртвых языков, засвидетельствованных многочисл.. письм. памятниками. По- видимому, район, охватывающий Пере-днюю Азию и Сев.-Вост. Африку, явля-ется для А. я. исконным. А. я. делятся на 5 (или 6) осн. ветвей: семитскую (см. Семитские языки), еги-петскую (см. Древнеегипетский язык), берберо-ливийскую (см. Берберо-ливийские языки), чадскую (см. Чадские языки), кушитскую (см. Кушитские языки) и омотскую. Пока окончательно не выяснено, составляют ли омотские языки отдельную, 6-ю ветвь афразийской семьи или являются наиболее рано отделившейся группой кушитской ветви.

Сходство с берберо-ливийскими язы-ками обнаруживают вымершие гуанч- ские диалекты Канарских о-вов, к-рые, возможно, следует рассматривать как особую группу одного уровня с берберо-ливийскими языками, При таком подходе берберо-ливийская и гуанчская группы составляют ливийско-гуанчскую ветвь А. я.

В типологич, отношении живые А. я. далеко разошлись один от другого по причине значит, хронологич. промежут-ка, отделяющего их от общеафразий-ского языкового состояния, а также из-за отсутствия взаимных контактов в условиях разнообразного языкового окружения. Внутри отд. ветвей более близки между собой семитские языки, особенно древние, а также берберо-ливийские. Чадские и кушитские языки, включая омотские, отличаются большим разнообразием с типологич. точки зрения.

К А. я. относятся языки с наиболее древними и богатыми письм. традициями. Египетское письмо возникло на рубеже 4—3-го тыс. до н. э.; в Месопота-мии на базе шумерской клинописи с сер 3-го тыс. до н. э. развивалась аккадская (ассиро-вавилонская) письм. традиция, затем эблаитская; со 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. появляются угаритские письм. памятники; примерно к этой или несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на западносемитских языках — протосинайские, протопалестинские, прото-библские и др. надписи. На рубеже 2—1-то тыс. до н. э. появляются самые ранние библские надписи, выполненные линейным квазиалфавитным письмом из 22 знаков. К этой финикийской слоговой системе восходят все последующие семитские силлабич. системы письма, среди них наиболее важны южно-аравийская (к ней восходит эфиопская — см. Эфиопское письмо), древнееврейская, сирийская и арабская (см. Арабское письмо). Языки, письм. традиция к-рых началась в новое время, используют, как правило, араб, или лат. письмо с нек-рыми модификациями. Эфиосемитские языки (тигринья, тигре и др.), а также нек-рые кушитские языки Эфиопии пользуются эфиоп, письмом. Туареги Сахары (берберо-ливийская ветвь А. я.) употребляют берберское консонантное письмо тифинаг, восходящее к ливийскому письму. Нек-рые языки, первоначально использовавшие араб, письмо (т. н. аджами), позднее перешли на латиницу. Возможно и параллельное использование обеих традиций, напр, в яз. хауса. Мн. совр. А. я. являются бесписьменными.

Начало изучения А. я. относится к 1781, когда нем. учёный А. Л. Шлёцер предложил объединить в одну группу ряд мёртвых языков Ближнего Востока и назвал их семитскими. В 1863 нем. египтолог К. Р. Лепсиус предложил объединить ряд языков (др.-егип, нек-рые кушитские и берберские и яз. хауса) в хамитскую группу, а обе группы — в семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков. Дальнейшее изучение было связано с развитием сравнительно-историч. исследований семит, языков, с выяснением состава «хамит-ской» группы и природы взаимоотноше-ний «хамитских» языков между собой и с семитскими языками (К. Майнхоф, Д. Вестерман, Й. Лукас, нем. учёные К. Лотнер, Т. Бенфей, К Броккельман, А. Эрман, О. Рёслер, австр. Ф. Мюллер, Л. Райниш, франц. Э. Ренан, англ. Р. Каст, итал. А. Тромбетти и др.). В сер. 20 в. франц. лингвист М. Коэн и амер. лингвист Дж. Гринберг окончательно установили отсутствие особого хамит-ского генетич. единства в рамках афразийской семьи; Гринберг заменил тер-мин «хамито-хамитские» языки термином «афро-азиатские языки». В сов. языкознании принят предложенный И. М. Дьяконовым термин «А. я.». Во 2-й пол. 20 в. особую роль сыграли работы Дьяконова ло афразийской морфологии. реконструкции.

По А. я. регулярно проводятся междунар. конгрессы; издаются спец. журналы. В СССР ведётся работа по созданию первого сравнительно-историч. словаря А. я.