Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /АФРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К АФРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

АФРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

АФРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ, один из принципов идеологии национализма в Африке, про-возглашающий наличие на Афр. континенте особых, принципиально отличных от др. регионов социально-культурных структур. Связанная с А. и. к, концепция «афр. личности» стремится доказать, что жители континента обладают коренными, врождёнными отличиями от европейцев, в частности специфич. психич. складом.

А. и. к. возникла как реакция на колон, порабощение континента европ. колонизаторами, к-рые отрицали наличие исторического прошлого и развитой культуры у афр. народов. Сторонники А. и, к. противопоставили этому утверждению идею «извечно социалистич. характера этих обществ (прошлое Африки — золотой век свободы и равенства), положению о1 превосходстве Европы в сфере материального производства — тезис „духовного богатства афр. личности“. Создатель А. и. к. Э. У. Блайден во 2-й пол. 19 в. писал, что европ. характеру присущи черты жестокости и индивидуализма, конкуренции и воинственности, грубого материализма и культа науки, тогда как африканцу — естественность и добро-желательность, в нём сильно духовное начало. Расы, утверждал Блайден, отличаются одна от другой не только цветом кожи и др. внеш. признаками, но прежде всего приспособленностью к условиям окружающей среды. За тысячелетия своей истории Африка выработала определ. формы социальной организации, наиб, соответствующие условиям окружающей среды, — полигамную семью, общину, институт взаимопомощи. В рассуждениях Блайдена наряду с, неверными положениями об афр. исключительности содержался и поло-жит. элемент. Его идеи о духовных достижениях африканцев возрождали у них веру в собственные силы и тем самым способствовали антиколон борьбе,

Новым этапом в эволюции А. и, к. стала теория негритюда, выдвинутая в кон. 20-х — нач, 30-х гг. 20 в. Негритюд провозгласил единство и исключит, самобытность негро-афр, культуры, необходимость обращения к истокам и сохранения собственных культурных ценностей.

А. и. к. на этапе борьбы за нац. независимость служила идеологич. базой для развёртывания антиколон. движения, провозглашая право афр. народов на самостоятельное культурное и политическое развитие. После обретения афр. странами независимости А. и. к. объективно превратилась в идеологич. платформу наиб, консервативных и националистич. кругов. Большинство руководителей афр. гос-в, развивающихся по капиталистич. пути, утверждают, что они идут «третьим» путём — не капиталистическим и не социалистическим. Их цель — «африканский социалиэм» Теоретич, обоснованием «третьего» пути служат разл. рода модификации негритюда, прежде всего А. и. к. Как альтернативу идее классовой солидарности теоретики негритюда выдвигают тезис о единстве всех негро-африканцев, принимая за основу фактор расовой общности, Они подчёркивают «самобытность», «исключительность» Африки — её социальных институтов {община, обычаи взаимопомощи), религии, «мистич. сущности афр. души». Так, грез. Того Г. Эйадема в нач. 70-х гг. выступил инициатором движения «за самобытность» страны, за её «особый» путь развития. Глава Верховного воен. совета Нигера

С.Кунче заявлял, что его страна отказывается от всякой «импортной» идеологии, принципы к-рой посягнули бы на традиции и самобытность нигерцев

А. и. к., апеллируя к вековым афр. традициям, авторитету вождя, подчас используется для идеологич обоснования личной власти главы государства. Например, руководитель Заира, генерал Мобуту Сесе Секо, получил по конституции 1974 г. неограниченные права. Он — пожизненный председатель единственной партии страны, глава кабинета министров, занимает ряд министерских постов. Как председатель партии Народное движение революции он может созвать съезд, сместить любого члена политбюро.

А. и. к. претерпела существенную эволюцию. На этапе борьбы за национальную независимость она в целом несла прогрессивную нагрузку, провозглашая право афр. народов на самостоятельное развитие не только в сфере культуры, но и в сфере политики. Положение меняется коренным образом после обретения африканскими странами независимости. В условиях, когда на континенте обостряется борьба за выбор пути развития, когда всё более чётким и очевидным становится раз-межевание между государствами социалистич. и капиталистич. ориентации, А. и. к. объективно превращается в идеологическую платформу наиболее консервативных и националистических кругов. Прогрессивные деятели современной Африки подвергли резкой критике теорию негритюда, в которой наиболее полно воплощены принципы «африканской исключительности» и «африканской личности».