Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ДЕРВИШСКИЕ ОРДЕНА

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ДЕРВИШСКИЕ ОРДЕНА

ДЕРВИШСКИЕ ОРДЕНА

ДЕРВИШСКИЕ ОРДЕНА, Дервишские братства, Мусульманские братства, религ. объединения, сложившиеся на базе суфизма начиная с 12 в. Распространены во всех странах Африки, имеющих мусульм. население. Суфизм — мистич. течение в исламе; его центр, идея — непосредств. личный контакт с божеством путём освобождения От всех мирских побуждений, достигаемый в итоге неск. ста-дий спец. подготовки (макам). Раннему суфизму были присущи аскетич. тенденции; само назв. «суфизм» происходит от араб, «суф», букв. — шерсть, в расширит. значении — грубая шерст. одежда, власяница — одеяние, к-рое носили ранние суфии. Выработка суфийской философии е основном завершилась к 12 в. В Африке преобладал монотеистич. суфизм.

Утверждению суфизма в Сев. Африке способствовал на первых этапах получивший здесь большое развитие культ святых, позднее составивший важный элемент учения большинства Д. о. (вплоть до 18—19 вв., когда появились «реформаторские» течения, требовавшие возвращения к изначальной чистоте ислама, осуждавшего культ святых). Стали возникать своего рода обители (завия, рибат), в к-рых жили ученики видных суфиев. В 12—13 ее. окончательно сложилось учение разви-того суфизма о тарикате (с арабского букв. — путь, тропа) — мистич. пути (способе) постепенного приближения к познанию бога, завершающегося слиянием познающего с богом; прозелиты должны были следовать по этому пути под духовным руководством обучавших их суфиевнаставников (шейх, или муршид, — учитель, наставник). Завии превратились в постоянные религ. центры (с мечетью, духовным уч. заве-дением, иногда включали место покло-нения могиле святого). Вокруг них складывались мусульм. братства, возглавленные шейхами [каждый член братства являлся учеником (мюридом) шейха, получившие впоследствии в европ. лит-ре назв. Д. о. Всякий Д. о. избирал свой тарикат В Африке действовали Д, о. как собственно афр. происхождения, так и распространившиеся из др. регионов мусульм. мира. За редчайшими исключениями все Д. о возводят своё происхождение не только к эпониму — основателю, но и как к начальному истоку — к пророку Мухаммеду или к архангелу Гавриилу, иногда — к аль- Хидру, мифич. персонажу, в целом соответствующему библейскому пророку Илии. Основатель ордена почитается суфиями как святой (вали), он является носителем божеств, дара, к-рый по цепочке передаётся его преемникам — шейхам орденов. Как правило, члены Д. о. разделяются на посвящённых и непосвящённых. Посвящённые обычно живут в завиях. Члены Д о. чаще всего носят общее название дервишей или факиров. Во всех Д. о. важнейшее место в ритуальной практике посвящённых принадлежит «поминанию» (зикр), т. е. многократному повторению молитвенных формул (в форме общих молений вслух, иногда сопровождаемых музыкой, пением, ритуальными танцами, либо мысленно). Все Д. о, требуют от своих членов соблюдения «остов, бдений, дополнит, молитв помимо обязательных для всякого мусульманина; нек-рые включают в исло таких требований лериодич. затворничество на срок от 3 до 40 дней. Связь с тем или иным тарикатом непосвящённых членов Д. о. выражается л. обр. в форме добровольных. пожертвований и признаниям духовным наставником того или y-ioro шейха (в Сев, и Зап. Африке -эким наставником может быть и пробой марабут, т. е. лицо, сочетающее в себе функции законоучителя, целителя, ислолнителя магич. обрядов и торговца рулетами).

Второй по времени появления (13 в.) Д. о. и первый собственно афр. Д. о. LLI а, э и л и я (по имени Абу-ль-Хасана аш-Шазили, уроженца Марокко). Его отличает требование глубокого изучения Корана и сунны в их маликитской интерпретации, а также максимального отхода от земной жизни ради возможно бопее полного достижения единения с богом. Приверженцы Шазилии не совер-шают ритуальных действий публично и не носят дервишского одеяния. Орден распространён в Сев. Африке (Марокко, Алжир), в Судане, Эфиопии и в нек-рых районах Вост. Африки.

Во 2-й пол. 15 в. стал действовать Д. о. Халватия — в Египте, в 14 в. в М. Азии. От большинства др. Д. о. Халватия отличается длит, сроком (12 мес.) подготовки вновь вступающих в братство. Новичок должен повторять символ веры (формулу «нет божества, кроме 6ога…>) от 101 до 301 раза ежедневно, затем он проходит период затворничества. Ответвления Халватии существуют в основном в Египте и странах Сев-Вост. Африки. Важнейшее из них — Саммания, осн. в Хиджазе в 18 в. и появившееся в Вост. Судане в нач, 19 в., ныне распространено гл, обр. в центр, р-нах совр, Судана и в Эфиопии

В 18—19 вв. сложилось неск. Д. о., сыгравших заметную роль в политич. истории осн. мусульм. регионов Африки — Сев., Зап. Африки и Судана. Самый значительный из них — Т и д- ж а н и я, осн. в 1780-х гг. Ахмедом ат-Тиджани, ранее бывшим мукаддамом Д. о. Халватия в Алжире. Тиджанитская традиция связывает возникновение братства с откровением, будто бы ниспосланным его эпониму пророком Мухаммедом. Учение и ритуал Тиджании сравнительно просты, что способ-ствовало быстрому распространению тариката ордена по всей мусульм. Африке. Основа доктрины — представ-ление о необходимости посредника между богом и верующим; в роли такого посредника выступает шейх братства или его мукаддам. Адептам Тиджании категорически возбраняется признавать над собою духовный авторитет к,-л иных наставников, и в связи с этим осуждаются посещения могил любых святых. Существенная черта тиджанитского учения — безоговорочное признание любой светской власти. В связи с этим тиджанитская верхушка в Алжире отказалась в 1036 присоединиться к Абд аль-Кадиру в борьбе с французами. Этот Д. о. распространён по всей Сев. Африке, в Вост., Центр, и Зап. Судане; в этих регионах Тиджания довольно быстро вытесняет Кадирию. В Зап. Африке к тиджанитам принадлежат целые этнич, группы (напр, тукулер). С

1870-х гг. Тиджания не имеет единого руководства и её приверженцы группируются вокруг довольно значит, числа шейхов локального или регионального масштаба.

В нач. 20 в, близ г. Ниоро (Мали) марабут Сиди Мухаммед ибн Абдаллах выступил с проповедью «очищения» Тиджании от вредных «новшеств». Его ученик, мистик и «ясновидец» Амаду Хамаллах Хайдара создал в том же р-не новый Д. о., названный по его имени Хамалия, ив 1925 принял звание шейха, Основное отличие хамалитов от тиджанитов в сфере вероучения и ритуала заключено в ином числе повторения гл. молитвы. Социальные требования хамалитов включали равенство в служении богу обоих полов и представителей раэл. обществ, слоев и каст. К участию в хамалитском зикре допускались все приверженцы тариката без различия пола и социальногоо статуса. Подобный радикализм хамализма и воинствующий характер его вероучения вызвали враждебность по отношению к его адептам как со стороны колон, администрации, так и со стороны высших слоев афр. населения; хамалиты подвергались репрессиям, самого Хамаплаха дважды высылали за пределы Африки (умер во Франции). Ныне хамалиты живут в Мавритании, Мали и Буркина-Фасо.

В 1837 Мухаммед ибн Али ас-Сенуси осн. в Мекке Д, о. С е н у с и я, сыгравший значит, роль в истории Ливии (Кире- наики и Феццана) и Центр. Сахары. В 1843 в Ливии было созд. неск. завий, в т. ч. в 1856 в оазисе Джагбуб (Джарабуб), ставшем центром ордена. Сенусия получила активную поддержку кочевников и в своей практике использовала и^племенную организацию. По караванным путям Центр. Сахары этот Д. о. в 19—20 вв. распространился в страны Центр, и Зап, Судана (Чад, Нигер, Мали), а также в Египет и зап. р-ны совр. Судана. Центр Сенусии с 1902 находится в оазисе Куфра (Ливия). Ас- Сенуси требовал возвращения к первоначальной «чистоте» ислама, к «священной войне» с неверными; источниками права он признавал только Коран и сунну. Согласно доктрине сенуситов, идеальным является теократич. гос-во, основанное на нормах раннего ислама. Отвергая «новшества’, орден сенуситов запрещает экстатич. формы зикра, в то же время признаёт законным и допустимым культ святых. От членов Сенусии требуется поддержание мира между мусульманами, воздержание от возбуждающих средств (чай, табак) и публичных развлечений (напр., запре-щены пение и танцы). В борьбе с „нов-шествами“ сенуситы Ливии решительно противодействовали внеш. влияниям, как турецкому, так и в особенности западному. С сер. 19 в. сенуситы воз-главляли борьбу ливийцев против тур. господства, а затем в 1911—31 они уча-ствовали в борьбе против итал. колони-заторов. Для Сенусии характерна посте-пенная эволюция роли шейха, превра-щающегося из наставника суфийского тариката в преим. светского правителя (в той мере, в какой это допускает мусульм. правовая теория). В период 2-й мировой войны и сразу же после неё верхушка сенуситов в Ливии пошла на сотрудничество с брит, колонизаторами. В 1951 шейх Сенусии Мухаммед Идрис стал королём Ливии (Идрис I). После революц. переворота 1969 политич, влияние Сенусии в Ливии заметно пошло на убыль.

С 1817 в Вост. Судане стал действо-вать под руководством Мухаммеда аль- Миргани Д. 0- X атм ия, или Амиргания (Хиргания), осн. в кон. 18 в. При его сыне — аль-Хасане центром ордена стало основанное им в 1840-х гг. селение Хатмия в р-не г. Кассала (на С.-В. совр. Судана); Хатмия распространилась на С. Кордофана, в Донголе и Нубии. Доктрина Хатмии эклектична; аключает элементы тарикатов, выработанных др. Д. о., отсюда и назв. ордена — «Хатим ат-турук» (с араб. — завершение путей), или Хатмия, наряду с другим его названием по эпониму. От членов ордена требуется полная преданность наставникам, к-рая обеспечивает им рай в будущей жизни; большое внимание уделяется экстатич. формам ритуала. Аскетизм и мистицизм занимают в учении Хатмии второстел, место. Руководители Хатмии сотрудничали с тур.-егип. администрацией Вост. Судана и в 1880-х гг. выступали против махдистов. После 2-й мировой войны Хатмия служила гл. опорой партии Ашикка, выступавшей против партии Умма, к-рая была связана с махдистским Д. о. Анса- рия (аль-Ансар), возникшим в 1880-х гг. Помимо Судана, Хатмия распространена в Эфиопии и Чаде,

В 1886 марабут Амаду Бамба (по этнич. принадлежности тукулер) создал в Диурбеле (Сенегал) Д. о. (в зап, лит-ре чаще именуемый сектой) М у р и д и я. Основанный первоначально как ответвление Беккаи (ветви Д. о. Кадирия). он вскоре превратился в самостоят. орден (офиц. разрыв произошёл в 1912). Боль-шая часть членов Муридии рекрутировалась среди земледельч. населения центр, р-нов Сенегала (гл. зоны произ-ва арахиса). Амаду Бамба объявил обработку земли наиб, богоугодным занятием и путём к святости и провозгласил как ведущий тезис своего учения: «Работайте за меня, я буду молиться за вас». Муриды освобождаются практически от всех религ. обязанностей, а взамен этого от них требуются без-условные преданность и повиновение представляющим главу Д. о. марабутам. Населённые муридами р-ны преврати-лись в сферу неогранич. влияния верхушки ордена, живущей за счёт феодальной по своему характеру эксплуатации муридов-земледельцев, принадлежащих к народу волоф. Глава ордена и его окружение играют существ, роль в политич. жизни Сенегала.

Хотя падение влияния Д. о. в совр Африке несомненно, их обществ, вес всё ещё значителен, особенно в более отсталых районах континента. В той или иной степени с ними вынуждены счи-таться едва ли не все правительства африканских стран со значительным процентом мусульманского населения.