Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ИОРУБА ИСКУССТВО

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ИОРУБА ИСКУССТВО

ИОРУБА ИСКУССТВО

ИОРУБА ИСКУССТВО. Происхождение Й. и. принято генетически связывать с культурой Ифе. Самые ранние (сер. 17 в.) произв. Й. и.— ритуальные предметы тайного об-еа «Огбони»; бронз, скульптуры разл. божеств и духов, а также парные (мужские и женские) антропоморфные жезлы (эданы), обычно связанные цепью, к-рые использовались во время самых разл. церемоний (инициаций, ордалий, погребений и т. д.). Они в значит, степени сохранили строгую каноничность и условность трактовки человеческих фигур и лиц вплоть до 20 в.

Памятники традиц. дерев, пластики относятся к 18—нач. 20 вв. Они подразделяются на неск. устойчивых иконографич. групп, соответствующих определ. религ.-мифологич-персонажам и культам. Большим разнообразием отличаются фигурки ибеджй (близнецов), распространённые по всей стране и отмеченные местными особенностями. Они принадлежат к наиб, древним типам дерев, скульптуры. Об этом сви-детельствуют их пропорции (голова составляет от 1/3 до ¼ размера фигуры), широко распространённые в Тропич. Африке, но не характерные для большинства йорубских скульптур. Островы-разительны фигурки бога Эшу, встречающиеся на резных столбах, поддерживающих кровлю, в дверных рельефах и панелях, на барабанах, подносах для гадания и т. д. Наиб, интересна стилистич. группа скульптур, связанная с культом бога Шанго, Коленопреклонённые фигуры его жриц принадлежат к числу высш. достижений афр. традиц. скульптуры реалистич. плана. Обычно они являются навершиями ритуальных жезлов и изображают женщину с подчёркнутыми половыми признаками, с ребёнком на руках или за спиной, иногда на коленях. Реже встречаются изображения самого Шанго, как правило, верхом на лошади (согласно одной из легенд, он был правителем и военачальником йорубской империи Ойо). Общим иконографии, признаком всех памятников круга Шанго является двойной топор, происхождение к-рого связывается с неолитич, кам. орудиями (т. н. стрелы Шанго).

Среди масок выделяются исключительно жизненные антропоморфные маски-наголовники тайного об-ва «Геледе». Их лицевая часть сохраняет канонич. черты, характерные для скульптуры йоруба в целом (глаза в виде обращённого вниз треугольника, короткий, горизонтально срезанный нос, выступающие вперёд губы), а навершия отличаются исключит, разнообразием. Здесь встречаются мифологич. и взятые из окружающей жизни персонажи, разл. животные, птицы, змеи и неодушевлённые предметы (посуда и др. утварь, модели хижин и т. п.), к-рые в прошлом наделялись символич. значе-нием, а позднее стали использоваться как чисто декор, мотивы. Маски типа «Эпа» обычно имеют сложные много-ярусные навершия, включающие отд. фигуры и целые сцены. Лицевая часть этих шлемовидных масок сильно стилизована и маловыразительна. Как и маски «геледе», они покрыты яркой полихромной росписью. Особую группу составляют маски тайного об-ва «Эгунгун». Они делятся на две большие группы — связанную с погребальными церемониями и маски агбегиджо, к-рые с 13 в. использовались во время увеселит. представлений ряженых. Маски последней группы наделены чертами гротеска и иногда представляют собой карикатуры определ. социальных и этнографии, типов. Их выполняли из разл. подсобных материалов (перьев, растит, волокон, раковин и т. п.), укреплённых на дерев, или плетёном карка-се, что делало их очень непрочными. На С.-В. страны Й. известны маски-скульптуры, связанные с культом предков и пережитками тотемических представ-лений, в к-рых соединялись черты чело-века и животного, обычно барана.

Особым разделом традиц. скульптуры являются рельефы. Это, как правило, многоярусные композиции, изображающие историч. бытовые и реже мифологич. сцены, в к-рых отсутствует обозначение места действия и нет связного последовательного повествования. Встречаются рельефы с изображениями разл, символов и ритуальных предметов (эданов, «топоров Шанго») и декор, геометрич. мотивов. Типологически к ним примыкают разнообразные архит. детали, украшающие не только постройки, но и разл. бытовые и ритуальные предметы (барабаны, подносы, шкатулки и т, п.).