Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ИОРУБА ИСКУССТВО

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТАНЗАНИИ (14.10.2020 - 24.10.2020)
Сафари и пляжи

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.10.2020 - 16.10.2020)
Тайны пустыни

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2021)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (16.08 - 31.08.2021)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (14.09.-26.09.2021)
Путешествие по странам Южной Африки


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРЕЛИИ 15.08-22.08, 29.08-05.09-20
Суперактивное путешествие

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). В данный момент я нахожусь в Москве, поэтому по вопросам связанными с путешествиями буду рад пообщаться по тел/whatsapp +7 916 230 91 45 (Роман)

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ИОРУБА ИСКУССТВО

ИОРУБА ИСКУССТВО

ИОРУБА ИСКУССТВО. Происхождение Й. и. принято генетически связывать с культурой Ифе. Самые ранние (сер. 17 в.) произв. Й. и.— ритуальные предметы тайного об-еа «Огбони»; бронз, скульптуры разл. божеств и духов, а также парные (мужские и женские) антропоморфные жезлы (эданы), обычно связанные цепью, к-рые использовались во время самых разл. церемоний (инициаций, ордалий, погребений и т. д.). Они в значит, степени сохранили строгую каноничность и условность трактовки человеческих фигур и лиц вплоть до 20 в.

Памятники традиц. дерев, пластики относятся к 18—нач. 20 вв. Они подразделяются на неск. устойчивых иконографич. групп, соответствующих определ. религ.-мифологич-персонажам и культам. Большим разнообразием отличаются фигурки ибеджй (близнецов), распространённые по всей стране и отмеченные местными особенностями. Они принадлежат к наиб, древним типам дерев, скульптуры. Об этом сви-детельствуют их пропорции (голова составляет от 1/3 до ¼ размера фигуры), широко распространённые в Тропич. Африке, но не характерные для большинства йорубских скульптур. Островы-разительны фигурки бога Эшу, встречающиеся на резных столбах, поддерживающих кровлю, в дверных рельефах и панелях, на барабанах, подносах для гадания и т. д. Наиб, интересна стилистич. группа скульптур, связанная с культом бога Шанго, Коленопреклонённые фигуры его жриц принадлежат к числу высш. достижений афр. традиц. скульптуры реалистич. плана. Обычно они являются навершиями ритуальных жезлов и изображают женщину с подчёркнутыми половыми признаками, с ребёнком на руках или за спиной, иногда на коленях. Реже встречаются изображения самого Шанго, как правило, верхом на лошади (согласно одной из легенд, он был правителем и военачальником йорубской империи Ойо). Общим иконографии, признаком всех памятников круга Шанго является двойной топор, происхождение к-рого связывается с неолитич, кам. орудиями (т. н. стрелы Шанго).

Среди масок выделяются исключительно жизненные антропоморфные маски-наголовники тайного об-ва «Геледе». Их лицевая часть сохраняет канонич. черты, характерные для скульптуры йоруба в целом (глаза в виде обращённого вниз треугольника, короткий, горизонтально срезанный нос, выступающие вперёд губы), а навершия отличаются исключит, разнообразием. Здесь встречаются мифологич. и взятые из окружающей жизни персонажи, разл. животные, птицы, змеи и неодушевлённые предметы (посуда и др. утварь, модели хижин и т. п.), к-рые в прошлом наделялись символич. значе-нием, а позднее стали использоваться как чисто декор, мотивы. Маски типа «Эпа» обычно имеют сложные много-ярусные навершия, включающие отд. фигуры и целые сцены. Лицевая часть этих шлемовидных масок сильно стилизована и маловыразительна. Как и маски «геледе», они покрыты яркой полихромной росписью. Особую группу составляют маски тайного об-ва «Эгунгун». Они делятся на две большие группы — связанную с погребальными церемониями и маски агбегиджо, к-рые с 13 в. использовались во время увеселит. представлений ряженых. Маски последней группы наделены чертами гротеска и иногда представляют собой карикатуры определ. социальных и этнографии, типов. Их выполняли из разл. подсобных материалов (перьев, растит, волокон, раковин и т. п.), укреплённых на дерев, или плетёном карка-се, что делало их очень непрочными. На С.-В. страны Й. известны маски-скульптуры, связанные с культом предков и пережитками тотемических представ-лений, в к-рых соединялись черты чело-века и животного, обычно барана.

Особым разделом традиц. скульптуры являются рельефы. Это, как правило, многоярусные композиции, изображающие историч. бытовые и реже мифологич. сцены, в к-рых отсутствует обозначение места действия и нет связного последовательного повествования. Встречаются рельефы с изображениями разл, символов и ритуальных предметов (эданов, «топоров Шанго») и декор, геометрич. мотивов. Типологически к ним примыкают разнообразные архит. детали, украшающие не только постройки, но и разл. бытовые и ритуальные предметы (барабаны, подносы, шкатулки и т, п.).