Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /КАСТЫ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К КАСТЫ

КАСТЫ

КАСТЫ (португ. casta — род, происхождение, от лат. castus — чистый), эндо-гамные наследств, группы людей, имеющие особое традиц. занятие и место в социальной иерархии. Социально-проф. и этносоциальные группы кастового типа существуют гл. обр. в обширной зоне, включающей внутр. р-ны Сев. Африки, Сахару, историч. обл, Судан, Сев.-Вост. и часть Вост. Африки, а также Мадагаскар, Коморские о-ва и нек-рые др. области. В араб, странах группы кастового типа сохранились лишь в сел. местности.

К., непосредственно связанные с произ-вом продовольствия (К. охотников, рыболовов, земледельцев и пастухов), возникали, как правило, из отд. этнич. групп, представителей разных хоз.-культурных типов, в процессе их социально-экономич. и этнокультурной интеграции а раннефеод. обществах. К. ремесленников, цирюльников-знахарей, эпич. певцов — бардов, скоморохов, музыкантов, низших специалистов по ритуалу, как правило, также развивались из этнич, групп в процессе их проф. специализации при интеграции в этносоциальный организм раннефеод. общества. К. жрецов и вождей (аристократов) появились вне зависимости от интеграции носителей разных хоз.-куль- турных типов; их генезис связан с развитием раннефеод. государственности и религии. Воен. К. известны в Африке не повсеместно. Миграции и насильств, переселения приводили к распространению тех или иных К. на целые общества.

К, охотников окончательно сформировались лишь в немногих обществах Таковы бродячие охотники (т. н. нубийские цыгане) на С. Судана, немади Мавритании, йибир, мидган, риби и др. в Сомали, тва в Руанде и др. Особенно многочисленны К. охотников у кушитов. Кроме Сомали, где насчитывается 8 охотничьих кастовых групп, из к-рых мидган составляют больше половины охотников, а большинство остальных — йибир, много К. охотников в Эфиопии: уатта — К. охотников у зап. и воет оромо, бони — у юж. оромо и покомо Кении, гагуру — охотники и бортники у оромо Джиммы, фуга — у гураге и ямма, манджо — у кафа, квайеджу и бандо—у группы гнмира. Есть особые кланы охот-ников среди скотоводов сандаве и др. (Сев. Танзания), находящиеся на положении К. Во мн. Обществах Центр. Африки между общинами бродячих охотников-собирателей пигмеев и общинами земледельцев сложились отношения обмена: пигмеи снабжают земледельцев мясом диких животных и др. продуктами леса, земледельцы пигмеев — продуктами с, х-ва, железом и др. Бродячие охотники-собиратели, по традиции, оказывали ритуальные услуги аристократам и жрецам-вождям (заклинателям дождя и др.) либо правители раннефеод, гос-в присваивали себе право требовать услуги от общин охотников (при '“королев, охоте», на войне, во время празднеств). Так, тва составляли вспомогат. отряды лучников в аойске царей Кубы (центр. Заир) и Руанды, манджо — заставы в пограничных укреплениях и отряд царских телохранителей в Кафе (юго-зап. Эфиопия).

К. земледельцев имеются там, где земледельч. нас. живёт в окружении кочевых скотоводч. племён. К. земледельцев Сахары (харатины, белла, шушаны и др.) населяли оазисы, горные массивы, долины pp. Сенегал и Нигер, где каждое кочевое племя арабов и туарегов имело посёлки своих земледельцев. В юж. Сомали этногр. группы негроидных земледельцев (шебеле, шидле, эрбиле, ургума, хелаи, каболе и др.) находились в зависимости от сомалийских скотоводч. племён. Среди ско- товодов-масаев также жили отд. группы земледельцев (тиамус, барагую и др.). Наиб, многочисл. земледельч. К. в Тропич. Африке — римайбе — потомки посаженных на землю невольников у фульбе В Межозерье коренное нас. гос-в Уньоро, Торо, Нкоре, Руанда, Бурунди, Карагве и др. (хуту, хиру, иру) находилось на положении земледельч. К., подвергавшихся эксплуатации со стороны высших К. скотоводов. Земледельч. К. имелись и у суахили о-вов вост. побережья Африки (хадиму и др.), у сонгаи (габиби).

К. пастухов встречаются в тех же р-нах Африки, что и К. земледельцев. В Сахаре лично зависимые пастухи (икланы) были одной из низких каст, выше к-рой стояли касты «вассалов» (имгады и пр.) и «благородных» (имхары и др. у туарегов, хасаны у арабов), а также кланы марабутов — мусульм. духовенства, шурфа — потомков пророка Мухаммеда, и др. Племена фульбе, не перешедшие к оседлости (бороро), также находятся на положении К. пастухов. В Межозерье гл. К. пастухов — хима, хема, или хума, к к-рой принад-лежали правящие династии Уньоро, Нкоре, Торо. К. ремесленников — наиб, оформленные и встречаются по всей зоне распространения общинно-кастовых систем (кроме Межозерья и воет побережья Африки). Во мн. случаях К. ремесленников считались подкастами К. охотников (у бари и лулуба Юж. Судана, масаи Кении и Танзании, датога Танзании, у сомали, оромо, гураге, ямма, мале, мао Эфиопии, отчасти у канури Центр. Судана). В раннефеод. гос-вах юго-зап, Эфиопии 19 — 1-й трети 20 вв. число новых ремесл. К. доходило до 6 (кузнецы, кожевники, горшечники, ткачи и др.), у волоф, фульбе, мандинго и др, — до 5.

Сравнительно широко распространены К. цирюльников-знахарей. К. бардов (гриот, гевель и др.), скоморохов и музыкантов существовали во всей зоне распространения общинно-кастовых систем. Повсеместно барды и скоморохи — хранители древней и самобытной культуры, иногда, как азмари и. лалибэла в Эфиопии или гевель и аза-зир (скоморохи) в Мавритании, а также соответствующие им К. у канури, — двух различных по происхождению культурных традиций.

Зачаточная форма аристократич. К. — кланы вождей, или царей, у народов Центр., Зап. и Вост. Африки, вобществах Сахары, кланы заклинателей дождя и возжигателей огня в Вост. и Центр. Африке. Большего развития достигли аристократич. группы у народов Межозерья (напр., тутси Руанды, Бурунди и прилегающей части Танзании), вост. побережья и прилегающих к нему о-вов (ширази и др.), Сахары (хасаны у мавританцев, имхары и др. у туарегов, знатные роды у тубу и т. д.), знатные племена у беджа и тигре в Эритрее, роды «красной крови» у афар вост. Эфиопии, аристократич. племена сомали, а также скотоводы-масаи и др., находившиеся на положении высш. каст.

Распространению торг. К. способствовала монополия раннефеод. правителей на торговлю, а также отсутствие традиций торг. деятельности (а иногда презрение к ней) в земледельч. обществах Африки. В значит, части Эфиопии (в Кафе) торговлей занимались группы мусульман чужеземного происхождения. В странах Зап. Судана ещё в ср. века появились собств. К. торговцев- мусульман (вангара и др.; в новое и новейшее время крупнейшая из них — диула). У фульбе наряду с ними существует кастовая группа торговцев скотом (дьявамбе), занимающая низкое место в социальной иерархии. У канури наряду с группой крупных купцов имелись низкая каста торговцев-разносчиков и ещё более низкая каста ростовщиков.

Кастовые различия и ограничения усиливали социальную приниженность неполноправных групп нас. в традиц. и колон, обществах. Иногда членам низших К. ремесленников, бардов и пр. было запрещено владеть скотом, зем. наделами, даже проходить через поля членов земледельч. К. или прикасаться к скоту. В независимых странах Африки кастовые ограничения постепенно изживаются.