Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /КАТОЛИЦИЗМ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ в Африке. На нач. 1980-х гг. число католиков в Африке превышало 52 млн. чел. (св. 10% нас, континента). Католики составляют большинство нас. Кабо-Верде, Сан- Томе и Принсипи, Экв. Гвинеи, Габона, Реюньона и Сейшельских О-вов, от 1/3 до ½ нас, Бурунди, Заира, Руанды, Лесото, Конго, Уганды, Анголы и Маврикия, ок. ¼ — Камеруна, Кении, Танзании, Того, Замбии, Малави, Мадагаскара, Намибии, Мозамбика. Высшее католич. духовенство насчитывает 14 кардиналов, 36 архиепископов и св. 300 епископов-африканцев. На континенте св. 13 тыс. священников, св. 40 монашеских конгрегаций, более 18 тыс. монахов и монахинь. Распространение К. в Африке началось в период Реконкисты и европ. колон, экспансии 15—16 вв. Дипл. контакты папства с афр. странами устанавливались с 13 в.: францисканские и доминиканские миссионеры были первыми представителями католич. церкви при эмирах Марокко, неск. миссий было отправлено в Эфиопию. Католич. церковь стала вдохновительницей и участницей европ. колон, захватов. Ведущую роль в колон, экспедициях в Африку в 15—16 вв. играла Португалия. Деятельность Генриха Мореплавателя была неразрывно связана с католич. воен. рыцарским Орденом Христа (осн. в Португалии в 1319). Первое афр. католич. епископство было создано в Сеуте в 1415. До сер. 15 в. всё зап.-афр. побережье входило в подчинение епископа Сеуты. С сер. 15 в. португальцы вступили в контакт с афр. гос- вами Гвинейского зал., Камеруна, Заира и Анголы. В 1487 они обосновались на вост.-афр. побережье. В местах высадки португальцы основывали укрепл. форты, ставили большие кресты-падраны, символизировавшие вступление Португалии во владение новой землёй «во имя бога и короля». Согласно папским буллам (актам), португальцы распространяли католич. веру, строили церкви и монастыри. Эти документы положили начало политике патроната — фактической монополии Португалии на земли, «открытые» её подданными. В 1493 папа Александр VI официально установил линию раздела сфер колон, захватов между Испанией и Португалией (уточнена исп.-португ. Тордесильясским договором 1494). В 16 в. на Мадейре было создано епископство, затем архиепископство В 1534 в ранг епископства был возведён приход о. Сан-Томе, к-рый стал одним из крупнейших центров работорговли. Юрисдикция епископства Сан-Томе распространялась на терр. Заира и Анголы. В 1491 усилиями францисканцев в гос-ве Конго были построены первые церкви, правитель Конго, члены его семьи, представители местной знати приняли католич. веру. В 1518 папа Лев X посвятил в сан епископа первого африканца — 23-летнего сына правителя Конго; католич, община африканцев в Конго уже к сер. 16 в. насчитывала неск. десятков тыс. чел. Религ. нетерпимость португальцев, варварски уничтожавших памятники афр. традиц. культов и верований, часто приводила к массовым волнениям и движениям протеста. Падение влияния португальцев привело к тому, что большинство новообращённых католиков возвратилось к традиц. культам. В 1555 иезуитам пришлось покинуть страну, практически не оставив после себя католич. общины. В 1590 в р-не основанного португальцами г. Сан-Паулуди- Луанда (Ангола) насчитывалось ок. 20 тыс. католиков. Однако к нач. 17 в. католич. общины Африки оказались на периферии внимания как португ. короны, занятой завоеванием Индии, Индонезии и Цейлона, так и папского престола. К кон. 17 в. Нидерланды, Великобритания и Франция стали оспаривать у Португалии право патроната. Европ. колон, экспансия 2-й пол. 19 в. в Африке привела к разделу этого континента между крупнейшими европ. державами. Подъём католич. миссионерской деятельности в 19 в. был связан прежде всего с активностью католич. церкви во Франции, где было создано неск. миссионерских конгрегаций, ставивших целью христианизацию афр. народов. Папа Григорий XVI учредил в Африке неск. миссионерских округов. В 1842 был создан викариат в Гвинее и Сьерра-Леоне, позднее границы викариата были расширены на всё зап. побережье Африки. В 1846 был учреждён викариат Центр. Африки, охватывавший терр. от зап.-афр. побережья до Эфиопии, включая Сахару, часть Зап. и Центр. Африки. Во 2-й пол. 19 в. папский престол менял границы церковных округов в Африке, приводя их в соответствие с границами колон, владений зап. держав. В 1887 в Африке насчитывалось 22 округа, к кон. 19 в. — 56. В нач. 20 в. в афр. странах число католиков составляло 1,5 млн. чел. Помимо религ. деятельности католики наиб, активно действовали в сфере здравоохранения и просвещения. Традиц. сферой идейного влияния католич. церкви оставалось образование. В нач. 20 в. в их ведении находилось более 30 тыс. нач. и ср. школ, десятки духовных семинарий, тысячи проф. школ, лицеев и колледжей, неск. ин-тов и ун-тов. Перед 2-й мировой войной число католиков-африканцев увеличилось до 7,6 млн. чел.

После 2-й мировой войны католич. церковь значительно активизировала свою деятельность среди интеллигенции. В условиях распада колон, системы и бурного подъёма нац.-освободит. движения церковь прибегла к ^упреждающей» тактике, к-рая состояла в стремлении ограничить рамки и пути развития афр. стран к независимости, сохранить их связи с метрополиями. Католич. духовенство активно выступало с позиций антикоммунизма и осуждения революц. движений. Отрицая причастность к колониализму, церковь подчёркивала свои цивилизаторские заслуги и «над- нац.» характер. Одновременно католич, силы развернули пропаганду, направленную на доказательство необходимости сохранения всевозможных форм европ. присутствия в афр. странах. С сер. 50-х гг. католики расширили функции и сферу деятельности светского апостолата. Наиб, сильные позиции занимали разл. светские междунар. орг-ции Католич. действия; молодёжные, женские, профессиональные, детские, благотворительные и др. объединения католиков, действующие под наблюдением местных епископатов. Однако попытки создать в Африке клерикальные партии успеха не имели. Нек-рому влиянию христ. идеологии подверглись отд, партии в Заире, Уганде, Лесото, Гамбии, Камеруне и на Мадагаскаре. Большую активность в афр. странах развивали христ. профсоюзы, сыгравшие заметную роль в развитии нац.-освободит. борьбы. До сер. 50-х гг. христ. церковь в Тропич. Африке пользовалась почти монопольным правом в сфере образования. Значит, прослойка африканцев, получивших образование в католич. ун-тах, заняла клю-чевые посты в правительств, и гос. аппаратах.

К моменту завоевания афр. странами политич. независимости в Африке нас-читывалось 257 духовных округов, число католиков увеличилось до 17 млн. чел. В новых условиях католич. церковь пыталась примирить обострявшиеся противоречия быв. колоний и метрополий, удержать афр. страны в рамках капиталистич. системы; критикуя наиб, реакц. аспекты колониализма, призывала к установлению между «бедными“ молодыми афр. странами и '“богатыми» капиталистических отношений в духе «истинной солидарности наций». В 60-х гг. большинство афр. стран установило дипл. отношения с Ватиканом. Общее руководство деятельностью католич. церквей осуществляется через Конгрегацию евангелизации народов, края имеет в Африке 6 апостолич. делегаций (для Центр., Центр.-Зап., Зап., Вост., Юж. и Сев. Африки).

Католич. церковь активизировала политику «африканизации», к-рая включала организац.-структурную перестройку, направленную на создание независимых афр. церквей (увеличение духовных округов, продвижение их в ранг епископств и архиепископств) и развитие сотрудничества между католич. духовенством на нац., региональном и общеафр. уровнях. Создавались нац. кадры миссионеров, монахов и духовной иерархии на всех ступенях. К нач. 70-х гг. африканцы составляли уже более ¼ общего числа католич. священников в Африке, среди них 7 кардиналов. Наибольший процент афр. духовенства — в Гвинее, Камеруне, Буркина- Фасо, Бенине, на Мадагаскаре, в Нигерии, Заире, Анголе и Мозамбике. Значительно возросла роль светских католиков в жизни церкви. Им отводилась гл. роль в укреплении позиций церкви при решении актуальных политич., социальных и экономич. проблем развития афр. стран. Католики-миряне активно участвовали в составлении и реализации планов социально-экономич. развития, действовали в сфере образования, здравоохранения, создавали показат. фермы, х-ва, мастерские и пр. Католики активизировали работу среди женщин, готовили сестёр милосердия, учительниц нач. школы, воспитательниц детских садов, Новым явлением в жизни афр. католич. церкви стало создание жен. монастырей. В клерикальной среде этот процесс «обновления» — модернизации церкви и всей системы католич. орг-ций коснулся не только осн. направлений социальной политики, но вопросов культа; были проведены религ.-литургич. реформы, связанные с канонизацией афр. мучеников и святых, с католич. «освящением» афр. религ мест, введением богослужения на местных языках, включением в культ элементов афр. музыки, танцев и обрядов, внесением в литургию элементов афр. фольклора, ритма, экспрессии. Католич. пропаганда использует радио, печать (периодика, журналы католич. движений, издания для молодёжи, женщин и т. д.), кино, телевидение. Полностью или частично Библия переведена на многие афр, яз. и диалекты.

В период после провозглашения независимости во мн. афр. странах был осуществлён ряд мер по ограничению сферы деятельности церкви