Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /МОНОФИСИТСТВО

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я МОНОФИСИТСТВО

МОНОФИСИТСТВО

МОНОФИСИТСТВО (от греч. monos — один и physis — природа), вост.-христ. религиозно-философское учение, сторонники к-рого признают только одну природу Иисуса Христа — божественную, поглотившую человеческую. М. возникло в Византии в 5 в. Основателем его считается константинопольский архимандрит Евтихий. В 451 на Халки- донском вселенском соборе М. осуждено как ересь.

В Сев.-Вост. Африке М. получило распространение на терр. совр. Египта, Судана и Эфиопии. В наст, время наиб. распространено в Эфиопии и Египте небольшие общины есть в Ливии, Тунисе, Джибути, Сомали. Общее кол-во приверженцев М. составляет примерно 5% числ. населения континента (в 1980— 23—25 млн. чел., из них ок. 20 млн. в Эфиопии). М. в Африке представлено 3 церквами.

Коптская церковь (или коптская церковь Египта), автокефальная с 536. После араб, завоевания Египта (7 в.) мусульм. правители разл. адм. и экономич. мерами добивались исламизации египтян: земли монастырей и храмов передавали мечетям, немусульман облагали более высокими налогами (земельным и др.). Поэтому коптское христианство удержалось лишь среди части горожан, свободных от земельных налогов. По роду деятельности монофиситы — служащие, ремесленники, рабочие, торговцы, местная буржуазия, лишь незначит. часть приверженцев М. занимается с. х-вом. Среди коптов долгое время действовали римско-католич., а затем протестантские миссионеры, в результате чего в сер. 18 в. от коптской церкви отделилась группа верующих и священнослужителей, создавших униатскую самостоят. церковь (см. Униаты), а в сер. 19 в. среди части коптов образовались протестантские общины (коптская евангелич. церковь, пятидесятни- ческие, методистские и др. орг-ции).

Христианство у коптов постепенно приобрело нек-рые черты, сходные с исламом. Напр., молятся копты неск. раз в день, повернувшись на В., перед этим совершая омовения, при входе в церковь снимают обувь, но остаются в головном уборе и т. д. Сохраняются нек-рые элементы обрядности древних египтян, напр, употребление музыкального инструмента систра. В качестве церковного (литургич.) языка сохраняется коптский язык, непонятный многим верующим. В этой церкви имеется собств. календарь с началом летосчисления от 29 авг. 284. Коптская церковь имеет в своём распоряжении храмы, церкви, монастыри, школы; в Каире расположена коптская богословская семинария, где ведётся подготовка богослужителей. Подавляющее большинство коптов проживает в городах Верх, и Ср. Египта; значит, общины имеются в Каире, Асьюте, Александрии. Общая числ. коптов в кон. 1970-х — нач. 1980-х гг. составляла 3—4 млн. чел. (оценка).

Эфиопская церковь (эфиопская ортодоксальная церковь), находилась в зависимости от коптской церкви Египта: её глава и высшее духовенство (епископы-абуны) назначались александрийским патриархом и были, как правило, монахами-коптами (египтянами), не знавшими местных языков и особенностей эфиопского христианства. В течение мн. веков эфиопская церковь способствовала борьбе населения страны за нац. единство и независимость; в отд. периоды церковь была авторитетнее царской власти. С установлением централизов. власти в кон. 19 в. (и особенно с 20 в.) эфиопская церковь была окончательно подчинена императору. В 1948 между Эфиопией и Александрийским патриархом было достигнуто соглашение о полной автокефалии эфиопской церкви. После революции 1974 и свержения в Эфиопии феод.-монархич. строя эфиопская церковь стала принимать участие в эко-номич. и социальном развитии страны.

Догматически эфиопская церковь близка к др. монофиситским церквам. Но наряду с этим есть и особенности в ритуалах, обрядах и др. Напр., частично соблюдается суббота, распространён обряд обрезания, пища делится на «чи-стую» и «нечистую»; в большей степени, чем в др. вост.-христ. церквах, распространена «крестовая» символика (напр., мальчикам выстригают на голове волосы в виде креста, девочкам заплетают косы в виде креста, женщины нек-рых народов Эфиопии до сих пор носят на лбу татуировку в виде креста). Наиб, популярный в стране праздник — недельный праздник весны Маскаль ( «крест»). Раньше отмечалось много постов — длит, и строгих. В отличие от многих других христ. церквей, в эфиопской особая муз. традиция — хор и пляски дэбтэра (низшего притча) под аккомпанемент нац. муз. инструментов (барабаны, струнные, духовые и др.). В нач. 1980-х гг. число приверженцев эфиопской церкви составляло б. ч. нас. страны.

Армянская апостольская святая церковь (чаще известна под названием армяно-григорианская церковь, в честь первого её патриарха-католикоса Григория Партева), примкнула к монофиситскому направлению в христианстве, а в 506 стала фактически автокефальной. На терр. Африки армяно-григориане имеются в Египте (епископство), в Эфиопии (викариат), отд. небольшие общины в Тунисе, Сомали и др. В нач. 80-х гг. насчитывалось неск. десятков тыс. чел., в т. ч. св. 40 тыс. чел. в Египте.