Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО (шариат, ф и к х). М. п. возникло вместе с появлением ислама как монотеистич. религии и становлением мусульм. гос-ва — халифата. Окончательно сложилось в 7— 10 вв. В широком смысле М. п. включает как чисто религиозные (прежде всего культовые), так и правовые нормы. В юридич. значении к М. п. могут быть отнесены лишь собственно правовые нормы, т. е. нормы, не только основанные на мусульм. религии, но и в той или иной степени поддерживаемые и санкционируемые гос-вом. Традиционно роль осн. источника М. п. играла доктрина, т. е. труды наиб, авторитетных мусульм. правоведов школ суннитского (ханифитская, шафиитская, маликитская, ханбалитская школы) и шиитского (джафаритская, исмаилитская, зейдитская школы) направлений в исламе. Правотворчество гос-ва заключалось в санкционировании и придании обязат. силы выводам, положениям доктрины путём назначения мусульм. судей, воз-ложения на них обязанности решать дела на основании норм определ. толка (в зависимости от того, какого толка придерживались правящие круги и большинство населения той или иной страны, местности или даже города).

В результате араб, завоеваний в 7— 8 вв. М. п. утвердилось в Сев. Африке; в 11—16 вв. оно было воспринято рядом гос-в и гос. образований Зап. Африки, где ислам стал офиц. религией, а затем заняло центр, место в правовых системах гос-в, сложившихся в Вост. Африке. В тех р-нах Африки (в основном в Центр, и Юж. Африке), где исламу не принадлежали господствующие позиции, но имелись довольно значит, общины его приверженцев, М. п. стало правовым регулятором широкого круга отношений между мусульманами.

До сер. 19 в. М. п. занимало ведущее место в правовых системах араб, стран Сев. Африки. Оно применялось гл. обр. мусульм. (шариатскими) судами, состав-лявшими основу судебных систем этих стран. Организация самих мусульм. судов и процессуальные формы их деятельности также регулировались М. п.

Во 2-й пол. 19 в. положение М. п. существенно изменилось. Напр., в Египте была проведена реформа правовой системы, к-рая объективно обусловлена, с одной стороны, развитием капиталистич. отношений, предоставлением определённых экономич. и политич, прав нарождавшейся местной буржуазии, а с другой — экспансией и укреплением позиций иностр. капитала, политич. и идеологич. влиянием бурж. гос-в, гл. обр. Зап. Европы, на социальное развитие страны. Было издано неск. важнейших законов, в т, ч. кодексов по осн. отраслям права (гражд., уголовного, торг., торг.-морского, гражданско- и уголовно-процессуальных) для смешанны* и нац. судов (1875, 1883). Эти кодексы были заимствованы из зап.-европ. зако- нодат. актов (гл. обр. французских). Реформа сузила сферу действия М. п. в Египте, где оно свелось в основном к регулированию отношений личного статуса мусульман (брачносемейные отношения, завещание, наследование, опека, попечительство) и правового поло жения вакуфного, т. е. частично изъя-того из гражд. оборота и предназначенного для использования в благотворительных (религ.) целях имущества. Ана-логичные реформы были проведены в Ливии, Алжире, Тунисе и Марокко.

В странах Тр. Африки М. п. в ср. века действовало в более узких масштабах; оно применялось вне сферы брачно семейных отношений лишь там, где правители или большинство нас. приняли ислам. В большинстве р-нов Зап. и Центр. Африки распространение ислама также не привело к адекватному утверждению М. п., поскольку местное нас. придерживалось прежде всего догматич. и культовой сторон новой для них религии, а восприятие её норма-тивно-правовых предписаний было неполным.

Степень влияния норм М. п. зависела от уровня обществ, развития того или иного народа. При более низком уровне в значит, мере сохранялось действие норм местного обычного права, к-рое ограничивало, а иногда и полностью исключало применение ряда институтов и норм М. п. Т. о., во мн. странах Африки по существу не применялись нормы мусульм. земельного и уголовного права, ограничено было действие мусульм. наследств, права. Во мн. случаях существовала определ. интеграция мусульм. и обычного права: напр., мусульм. суды действовали, как правило, в городах, а в сельской местности нормы шариата старейшинами общин использовались наряду с правовыми обычаями.

В отд. р-нах Вост. Африки проникновение ислама привело к симбиозу афр. и арабской (мусульм.) культур (её частью стала система права суахилийской культуры в Танзании), мусульм. и местное обычное право часто действовали параллельно. Лишь в Занзибаре, на Коморских о-вах и в Сев. Нигерии, где подавляющее большинство нас. исповедовало ислам, М. п. заняло центр, место в правовой системе.

В совр. эпоху наиб, прочны позиции М. п. в араб, странах Сев. Африки (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко), а также в ряде стран Зап., Тропич., Вост. Африки и на отд. о-вах Инд. ок. (в Мавритании, Судане, Сомали, Джибути и др.). В ряде стран (Египет, Алжир, Тунис и др.) конституциями предусмотрено, что главой гос-ва может быть только мусульманин; конституции отд. стран (Египет, Алжир, Судан и др.) объявляют М. п. или его принципы осн. источником законодательства. Эти конституц. положения практически реализуются в др. отраслях права и в судопроизводстве. Так, М. п. прежде всего регулирует отношения личного статуса мусульман, а иногда (напр., в Египте) частично и немусульман (напр., по вопросам наследования). В др. отраслях мусульм. право не действует столь универсально. В Алжире, Египте, Ливии нек-рые нормы М. п. закреплены в законах. Так, гражд. кодексы этих стран включают нормы мусульм.-правового происхождения о злоупотреблении правом, аренде с.-х. и вакуфной земли, переводе долга, бес-процентном займе и др.; в них допускается субсидиарное применение мусульм. права в случаях, не урегулированных законом. Заметную роль в гражд. праве указанных стран, в частности в вопросах, связанных с правом собственности на недвижимость, играют нормы М. п. о режиме вакуфного имущества, к-рые иногда (напр., в Египте) облечены в форму закона. Имеются случаи закрепления в законе уголовной ответственности мусульман за нарушение отд. мусульм.-правовых запретов (напр., в уголовном кодексе Марокко установлены санкции за несоблюдение поста во время рамадана).

В 70—80-х гг. в Ливии, Мавритании и Судане наблюдалась тенденция к заметному расширению сферы дей-ствия М. п. Так, в 1971 в Ливии было принято решение о приведении действующего законодательства в соответствие с М. п., установлено, что все вновь принимаемые законы должны основываться на М. п. В 1972 были введены в действие законы о закяте (налоге на состоятельных мусульман в пользу нуждающихся), запрете процентных займов между частными лицами, о наказании за кражу и разбой, основанные на положениях М. п. В Мавритании в 1980 было объявлено о намерении использовать М. п. в качестве осн. источника законодательства, был создан спец. мусульм. суд. Стремление к законодат. закреплению норм М. п. наблюдается в Египте; в 1980 в конституцию была внесена поправка, предусматривающая, что само М. п. (а не только его принципы) является гл. источником законодательства. Возможность применения норм М. п. в принципе допускается действующим уголовным кодексом Египта.

В большинстве стран Сев. Африки нормы М. п. по вопросам личного статуса и вакуфного имущества применяются спец. мусульм. судами, а нормы мусульм. уголовного права — и общими судами. В Египте, Алжире и Тунисе мусульм. суды ликвидированы и при рассмотрении вопросов личного статуса общие суды применяют нормы М. п.

Правовые системы др. гос-в Африки не испытывают заметного влияния М. п., однако в нек-рых странах Зап., Центр, и Вост. Африки оно применяется для регулирования прежде всего вопросов личного статуса и нек-рых видов гражданско-правовых отношений среди мусульман, нормы М. п. включены в семейное и наследств, законодательство. Так, закон о браке и семье Танзании (1971) допускает применение норм М. п. по вопросам брака, развода, опеки, наследования и вакуфного имущества мусульман. Закон о наследств, праве Кении (1972) допускает применение норм М. п. в отд. р-нах среди мусульм. населения к нек-рым категориям иму-щества. Семейный кодекс Сомали (1972) предоставляет заинтересован-ным лицам возможность выбрать режим брака и формы наследования, к-рые регулируются нормами М. п. В Чаде и Нигере М. п. в форме доктрины маликитского толка продолжает регулировать отношения личного статуса мусульман и правовой режим вакуфного имущества.