Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС в Африке. Н. в. стоит остро в большинстве афр. государств и его нерешённость оказывает существенное влияние как на внутриполитич. жизнь, так и на осуществление различ. мероприятий социального, экономич. и культурного характера. Решение Н. в. означает освобождение угнетённых народов от ига империализма; ликвидацию нац. гнёта во всех его формах, дискриминации на основе этнич. происхождения, нац. неравенства; решение межнац. отношений на основе принципа самоопределения; установление между всеми народами отношений подлинного равноправия, дружбы и братского сотрудничества; достижение фактич. равенства в уровне социально-экономич. развития и др.

В ряде стран в периоды кризисных ситуаций этнич. момент приобретал доминирующее значение. Обострение межэтнич. отношений между игбо и хауса в Нигерии, лунда, луба и конго в Заире, ачоли, ланго и ганда в Уганде, тубу и сара в Чаде, динка, нуэр, шиллук и арабами в Судане, хуту и тутси в Руанде и Бурунди приводило к открытым конфликтам.

Сложность этнолингвистич. структуры в условиях экономич. и культурной отсталости и нерешённости социально- экономич. проблем, многоукладное™ экономики, сохранения большого числа традиц. институтов приводит к тому, что этнич. фактор осложняет решение Н. в., процессы нац. интеграции и консолидации.

Значение роли этнич. фактора воз-растает из-за проводимой империалистич. державами и внутр. реакцией политики натравливания одних народов на другие, разжигания межэтнич. конфликтов, поддержки сепаратистских движений, акцентирования существующего несоответствия политич. и этнич. границ.

Основной причиной этнич. противоречий и конфликтов остается нерешённость социально-экономич. проблем. Социальные конфликты, недовольство широких масс эксплуатацией, коррупцией, взяточничеством нередко выливаются во вражду к определённой этнич. группе, принимают форму межплеменной или нац. вражды.

Истоки напряженных этнич. отношений уходят в глубь истории. В нек-рых странах (Гана, Того, Бенин, Нигерия и др.) прибрежные народы выступали посредниками в работорговле, захватывая представителей разл. племён во внутр. р-нах и поставляя их европейцам. У народов, создавших некогда высокоразвитые гос-ва, до сих пор сохраняется сознание превосходства над теми этнич. группами, к-рые в прошлом подчинялись правителю их государства. Негативный отпечаток на отношения между разными народами накладывают широко бытующие, исторически сложившиеся этнич. стереотипы, а также этнич. предрассудки и предубеждения. Они порождают недружелюбие к людям др. национальности, содействуют возникновению трений между этнич. группами и активно способствуют сохранению обособленности нац. меньшинств. Значительное влияние на этнич. проблемы в афр. гос-вах оказала политика, проводившаяся колонизаторами до завоевания афр. странами независимости. Политика косвенного управления (см. в ст. Системы колониального управления) в бывш. англ. владениях способствовала консервации родоплеменного сепаратизма, вылившегося в дальнейшем в национализм. Примером могут служить националистич. настроения у ашанти в Гане, у ганда в Уганде и т. д. Политика ассимиляции, проводившаяся в бывш. франц. владениях, вызвала обострённое отношение к проблеме родных языков и культуры, что, несомненно, оказывает влияние и на политику в условиях независимости.

На отношениях между народами сказывается ныне неравномерность их социально-экономич. развития. Так, в колон, период франц. администрация использовала в качестве своих представителей более грамотных фульбе, направляя их в отсталые районы, населенные народами герзе, тома, кониаги, бассари. Англ. колон, власти направ-ляли ганда в качестве наместников областей в Уганде, а представителей игбо использовали на адм. работе в Сев. Нигерии среди хауса, фульбе и др. народов. В силу этого среди герзе, тома и др. народов бытовали представления о фульбе, а среди ланго, ачоли и других— оганда как о прислужниках колонизаторов. Неравномерность социально-эконо- мич. развития привела также к тому, что растущая буржуазия эве или фанти, например в Гане, активно стремится к власти. В то же время феодалы ашанти в Гане или родоплеменная верхушка туарегов в Мали, феодальные круги бывших королевств Буганда, Анколе, Торо в Уганде пытаются сохранить свои давние привилегии. И в том и другом случае в борьбе используются такие методы, как разжигание националистич. настроений и межэтническая и религиозная вражда.

В некоторых странах на межэтнич. отношения оказывают влияние сохраняющиеся традиц. структуры — касты, институт домашнего рабства, этнич. стратификация, отношение к определённым видам ремёсел как к презираемым профессиям.

В ряде стран обостряют этнич. (и внутриполитич.) ситуацию сепаратистские тенденции некоторых этнич. групп, инспирируемые внутренними или внешними силами (эве, лози, конго, фульбе в Гвинее).

Немалое значение для межэтнич. отношений имеют религиозные различия. С одной стороны, сохранение многообразных традиц. верований и культов способствует изоляции и некоторому отчуждению народов. С другой стороны, существование разных религий — ислама, христианства, синкретич. религий, сект и т. д. — в большой степени влияет на взаимоотношения раз- лич. этносов. Этноконфессиональные противоречия осложняют внутриполитич. ситуацию в Чаде, Нигерии, Мавритании, Судане, Эфиопии и др. странах. Определённые политич. круги пытаются использовать сложившееся еще в колониальный период несоответствие этнич. и политич. границ и стремление народов к воссоединению (эве, сомали, конго), инспирируя националистич. настроения. Попытка реализации лозунга воссоединения народов, разъединенных границами, приводит в первую очередь к осложнениям между суверенными афр. гос-вами и ухудшению взаимных отношений и конфликтам между различ. этнич. группами.

В ходе развития независимых афр. гос-в недооценка или даже игнорирование Н. в. сменились признанием его существенной роли в социально-эконо- мич. развитии страны. Наметилась тенденция не только к научно обоснованному подходу в решении этнич. проблем, но и к поэтапному их решению, раз-работке в ряде случаев долгосрочных и краткосрочных программ развития, выработке языковой политики и т. д. Осн. принципы решения этнич. проблем закреплены в конституциях афр. гос-в. В них провозглашается равенство всех народов в рамках политич. границ, запрещение расовой и этнич. дискриминации. В документах правящих партий африканских государств определены как принципы решения этнич. проблем, так и осн. задачи в области нац. отношений. Особо большое значение необходимости решения Н. в. придается в странах социалистич. ориентации. В Эфиопии Врем. воен. адм. совет (ВВАС) в первые же дни после прихода к власти заявил о равенстве всех граждан независимо от этнич. принадлежности и вероисповедания. Провозглашённая ВВАС в апреле 1976 «Программа нац.- демократич. революции в Эфиопии» предусматривала решение Н. в. на основе полного равенства, самоопределения и региональной автономии.

Предпринимаются шаги для решения языковой проблемы. В Кении, Танзании, Уганде, Эфиопии, Бурунди, Сомали местные языки провозглашены в качестве офиц. языков. В ряде стран учитываются интересы этнич. меньшинств при разработке принципов адм.-терр. устройства гос-ва. Особенно серьёзное внимание уделяется смягчению роли этнич. фактора в политич. жизни в странах социалистич. ориентации. Усиливается воспитательная работа по формированию нац. самосознания и патриотизма. Проводится кадровая политика, предусматривающая ликвидацию доминирующего положения той или иной этнич. группы в органах гос. управления, оказывается помощь отсталым народам в подготовке нац. кадров. Разрабатываются и начинают претворяться в жизнь программы ликвидации неравенства в уровне развития отдельных народов.

Активизация процессов классообразования, обострение социальных и этнич. противоречий в связи с необходимостью решения задач социально-экономич. переустройства общества неизбежно приводят к размежеванию носителей идеи нац. интеграции. Её содержание всё больше определяется и будет определяться соотношением классовых сил внутри гос-ва.

Сторонники концепции единой нации утверждают, что в рамках гос.-политич. границ может существовать только одна нация, вобравшая в себя многочисленные этнич. группы страны. В некоторых странах запрещается употреблять этнонимы. Отождествление нации и государства, сыгравшее определён-ную роль в сплочении разных этнич. групп в период борьбы за политич. независимость, на новом этапе, когда необходимо решать внутр. экономич. и социальные проблемы, приводит в ряде случаев к осложнению межэтнич. отношений. Нац. интеграция успешно осуществляется при условии комплексного решения разл. аспектов Н. в. на демократич. основе. Оно предполагает последовательное проведение принципа фактич. равноправия, предоставление разл. форм автономии (с учётом историч. и политич. развития) на максимально демократич. основе, решение гос. устройства с учётом интересов этнич. меньшинств, подготовку нац. кадров, большую воспитательную работу по формированию нац. самосознания и патриотизма, решение языковой проблемы и т. д. Важную роль для ускорения нац. интеграции играет культура, скла-дывающаяся в рамках существующих политич. границ на основе многообразия культур отд. этносов.

Нац. политика также теснейшим образом связана с характером и уровнем развития этнич. процессов. Она зависит от того, формируется ли в рамках гос. границ одна этносоциальная общность, к-рая со временем может превратиться в нацию, или несколько таких общностей.

Последовательное проведение в жизнь принципа терр. целостности, записанного в Уставе ОАЕ, и разрешение пограничных споров путём мирных переговоров, усиление существующей тенденции экономич. и культурного сотрудничества между суверенными афр. гос-вами, осуществление социально-экономич. преобразований внутри каждого государства, — все это является факторами, ослабляющими действие отрицательных явлений, которые вытекают из несоответствия этнич. и политич. границ.

В ряде афр. гос-в остро стоит проблема самоопределения. В течение долгих лет за воссоединение в едином государстве боролись эве. Лозунг создания своего гос-ва выдвигали конго, живущие в Заире, Конго, Габоне и Анголе. В Гане накануне провозглашения независимости феодалы ашанти требовали. создания государства Ашанти. В Конго (Киншаса, ныне Заир) в 1960 о своём отделении заявила Катанга, что нанесло огромный урон единству нац. сил и ослабило нац.-освободительную борьбу против империализма и неоколониализма. Вынашивались планы создания независимого гос-ва туарегов, живущих в ряде стран Зап. и Сев. Африки. В Нигерии в 1967 г. об отделении от федерации и создании Биафры объявили политические деятели игбо в Вост. Нигерии. В Чаде выдвигалась идея раздела государства на северное и южное. С одной стороны, эти движения, тесно связанные с этнич. процессами, свидетельствуют о возросшем нац. самосознании. Границы, созданные колонизаторами и рассекшие единые этнич. образования, стали тормозом на пути нац. консолидации. С другой стороны, стремление к отделению и созданию собственных гос-в объясняется мотивами политического порядка, когда лозунг самоопределения используется нац. буржуазией или феодальными кругами.

Принцип самоопределения народов имеет существенное значение для решения Н. в. в рамках нац. государств. Право на самоопределение, на самостоятельное решение своей судьбы имеет любой народ, независимо от его численности, уровня этнич. и социально-экономич. развития. Однако отделение или автономизация в каждом конкретном случае не всегда политически целесообразно и соответствует реальным интересам того или иного народа. Раздробление Африки на множество мелких и слабых в экономич. отношении государств уже сейчас оказывается значительным тормозом в её социально-экономич. развитии.

Решение различных аспектов Н. в. в афр. гос-вах находится в начальной стадии. Многие планы и программы остаются нереализованными. Сохранение архаичных институтов прошлого, в частности племенной организации, норм племенной морали, каст, патриархального рабства, тайных ритуально-магических обществ, особенностей культуры и быта у некоторых народов, наличие множества религиозных верований и культов, осложняет проведение нац. политики, направленной на сплочение различ. народов. В современный период историч. развития афр. государств речь может идти лишь о создании социально- экономич. и политич. условий для решения Н. в., определении общей стратегической линии в разработке конкретных форм и методов её претворения в жизнь.