Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /НЕГРИТЮД

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я НЕГРИТЮД

НЕГРИТЮД

НЕГРИТЮД, идеологич. концепция бурж.-националистич. толка, абсолютизирующая особенности негроидно расы, противопоставляющая её другим расам. Сформулирована в нач. 1930-х гг Л. Сенгором и вест-индскими неграми Э. Сезером и Л. Дама.

Н. провозгласил единство и самобытность негро-афр. культуры, необходимость обращения к её истокам и сохранения её культурных ценностей. Основными тезисами Н. служат утверждения об исключительности и неповторимости негро-афр. цивилизации, её своеобразии и единстве, особом психологич. складе «негрской души», необъяснимых с позиций рационализма или материа-лизма. Сторонники Н. утверждают особую роль негроидных народов в духовном развитии человечества, в возрождении единства человека и окружающего мира. В их положениях содержатся гиперболизация роли культурного начала, обусловленного биогенетич. признаками, внеисторичность и внеклассовость подхода к культурно- историч. процессам.

Правые идеологи Н. выдвигают идею расово-обусловленной личности африканца, к-рая в противопоставление личности европейца наделяется своеобразием индивидуального опыта, моральных установок, самосознания. Сенгор определял Н. как учение о совокупности культурных ценностей негро-афр. мира.

Первоначально Н. отражал реакцию негро-афр. народов на колон, угнетение и расовую дискриминацию, стремление этих народов возродить свою поруганную культуру и человеческое достоин-ство. Одновременно Н. был своеобразным протестом против европоцентристских теорий, отдававших Европе приоритет в создании духовных ценностей. На этом этапе для Н. характерно стремление освободиться от «наваждения европ. культуры» как реакция на политику обезличивания афр. народов. Ликвидация приниженного и угнетённого положения африканцев достигается путём пробуждения их самосознания, утверждения непреходящих ценностей афр. культуры. По словам Сенгора. «гордость за свою расу — вот первое условие негритюда». Н. объективнс выражал протест против системы колониализма.

Однако уже в 30-е гг. в Н. наряду с элементами демократическими отчётливо проступали бурж.-националистические (понятие об «африканской душе», африканской исключительности концепция).

Во 2-й пол. 40-х — нач. 60-х гг. Н. постепенно стал утрачивать бунтарские, полемич. начала, превратился в форму эстетич. любования фольклорными и религ. образами. В нём всё более усиливались мотивы иррациональной эмоциональности, а также мотивы расовой исключительности. Тезис Н. о необходимости обособления афр. культуры использовался крайне националистич. силами для дискредитации европеоидной расы в целом. Попутно отрицался научный социализм как «творение белой расы», расовое сознание Н. противопоставлялось классовому. В Н. усилились элементы «чёрного расизма», проповеди расовой общности африканцев и американских негров.

После завоевания политич. независимости в ряде афр. гос-в идеологи Н. отказываются от полного отрицания зап. мира. В этот период особое значение приобретает вопрос о выборе пути развития. Н. превращается в проповедь капиталистич. пути развития и увековечения системы социальной несправедливости. Цель уничтожения классового неравенства подменяется задачей уничтожения неравенства между «бедными и богатыми» нациями. При этом затушёвывается различие между капиталистич. и социалистич. странами. Отмечается стремление превратить Н. в общеконтинентальное учение. Возник кли концепции «африканского социализма», усилилась пропаганда третьего ( «среднего между капитализмом и коммунизмом») пути, якобы заимствующего всё ценное от каждого из них и отбрасывающего всё неприемлемое для Африки. Сторонники Н. стали активными деятелями Африканского социа-листического интернационала. Н. объективно превратился в идеологич. платформу консервативных и националистич. кругов.

Н. подвергся резкой критике со стороны прогрессивных политич. деятелей Африки, выступающих за тесное сотрудничество Африки со странами других регионов мира, за интернациональную солидарность с рабочим классом, трудящимися бывших метрополий, с социалистич. странами.