Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ в Африке, система неравноправных экономич. и политич. отношений, навязываемая империализмом странам, освободившимся от колон, господства и вступившим на путь самостоят. развития. Империалистич. державы пытаются использовать Н. в тех же целях, что и «классич.» колон, режим. «Проводя политику Н., — отмечается в Программе КПСС (новая редакция), — империализм стремится выхолостить завоёванный молодыми государствами суверенитет, сохранить и даже усилить контроль над ними». Как явление международное, Н. выступает в «коллективной» форме, отражая совпадение классовых интересов монополистич. буржуазии. Применительно к отд. империалистич. гос-вам Н. сочетается с конкурентной борьбой осн. центров межимпериалистич. соперничества за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья. Для быв. метрополий он стал средством удержать привилегии рухнувшей колон, системы, а для США, ФРГ, Японии — орудием экспансии в новые регионы. Наряду с экономикой и политикой Н. распространяется и на отношения империалистич. гос-в с освободившимися странами в сфере идеологии, культуры, науки, информации, воен. связей.

Н. постоянно эволюционирует вследствие тех процессов и изменений, к-рым подвергается империализм в условиях сужения сферы его господства, углубления общего кризиса капитализма. Так, империализму с помощью Н. не удалось предотвратить повышение роли освободившихся стран в мировых делах. Эти страны занимают всё более самостоят. позиции по осн. проблемам междунар. жизни, начинают оказывать на империализм значит, давление через ООН, движение неприсоединения, в рамках разл. объединений стран, на междунар. форумах, развёртывают борьбу за подлинный политич. суверенитет, экономич. самостоятельность, равноправие в междунар. экономич. отношениях. Потерпели неудачу и попытки Н. воспрепятствовать появлению в Африке стран социалистич. ориентации, всё более широкому распространению на быв. колон, периферии идей социализма, укреплению сотрудничества освободившихся стран с СССР и др. социалистич. гос-вами.

Для Н. 60-х — 1-й пол. 70-х гг. было характерно применение прежде всего «косвенных», «утончённых» методов сохранения зависимого и эксплуатируемого положения освободившихся стран в мировом капиталистич. х-ве,

подчинения их политич. влиянию империализма, его контролю. С кон. 70-х гг. и особенно в 80-е гг. Н. практически сбросил камуфляж. Полностью определилась и осн. стратегич. цель Н. — закрепить освободившиеся страны в рамках мирового капиталистич. х-ва в качестве «производств, придатка», возвратить их в политич. систему империализма. Достижение этой цели призвано способствовать решению гл. задач Н. на совр. этапе: усилить экономич. эксплуатацию этих стран, установив контроль над всеми сферами их хоз., социальной и политич. жизни, взимая многомил-лиардную дань, ослабить за их счёт кризисные потрясения капитализма; использовать их терр. в воен. планах, в качестве плацдармов глобальной агрессивной стратегии. Междунар. империализм ищет в Н. возможности продлить своё существование, реализовать свои классовые интересы борьбы против мирового социализма, нац. освобождения народов. Для осуществления экспансии в освободившиеся страны всё шире используются сила и угроза силой, диктат, подрывная деятельность, к-рые возведены в ранг гос. политики. Это нашло своё выражение в поддержке контрреволюционных сил в суверенных гос-вах (в Анголе, Мозамбике и др.), стимулировании там сепаратистских тенденций, установлении прямых контактов с главарями антинародных движений и др.

Н. в области информации проявляется в насаждении теорий, пропагандирующих капитализм, попытках подрыва сотрудничества освободившихся стран с мировым социализмом, распространении мифа о «советской воен. угрозе» для оправдания гонки вооружений и вмешательства во внутр. дела молодых гос-в. Нежелание признать за освободившимися странами право самостоятельно определять пути своего развития, выбор обществ, строя объясняется необходимостью защиты «прав человека».

На Афр. континенте отчётливо проявляются политич. и воен. аспекты Н. Навязывая отд. странам воен.-политич. соглашения, пытаясь вовлечь их в милитаристскую орбиту, империалистич. гос- ва, и прежде всего США, заметно увели-чили своё воен. присутствие, особенно в Сев., Вост. и Юж. Африке. В этих р-нах воен. базы, аэродромы (св. 15 — в Египте, Кении, Сомали, Марокко) практически превращены в транзитные опорные пункты для переброски из США «сил быстрого развёртывания». Модернизированные воен. базы на терр. ЮАР и Намибии используются для обслуживания воен.-мор. сил стран НАТО в юж. части Индийского и Атлантического океанов, а также предназначены для обеспечения возможных воен. операций против стран Тропич. Африки. Проведение крупных воен. учений на террито-риях отд. стран позволяет системати-чески направлять в эти р-ны вооруж. силы, осваивать «театры» возможных карательных операций против нац.- освободит. движений. Эту же цель преследуют попытки США втянуть ряд гос-в Вост. и Сев. Африки в т. н. коалиц. «связи» (по существу, политич. альянсы). В Зап. и Центр. Африке Франция пытается создать региональные воен. союзы на базе некоторых экономических организаций, а на основе воен. соглашений с отдельными странами содержит там постоянные воинские контингенты.

В 80-е гг. Н. проявляется также в навязывании освободившимся странам гонки вооружений с целью вовлечения их в систему долговременной воен.-тех- нич. зависимости. Подготовка местных специалистов, обучение офицерского состава используются империализмом для создания социальной опоры в вооруж. силах афр. стран.

Основой экономич. экспансии Н. являются разл. формы экспорта капитала. Взяв курс на стимулирование частного предпринимательства в освободив-шихся странах и на налаживание «сотрудничества» с ними ТНК, империалистич. державы рассчитывают т. о. навязать этим странам капиталистич. путь развития, создать в них социальную опору Н. На континенте действует ок. 5 тыс. филиалов корпораций, в т. ч.: англ. — 1933, франц. — 872, амер. — 765, зап.-герм. — 220 и голл. — 220 (нач. 80-х гг.). Охватывая афр. страны разветвлённой сетью филиалов и контролируя значит, часть их природных ресурсов, с одной стороны, сосредоточивая в своих руках капиталы и технологию, необходимые для экономич. развития, — с другой, ТНК стали гл. фор-мой деятельности монополистич. капитала в этих странах. Общий объём прямых частных иностр. инвестиций в Африке превысил 17 млрд. долл. в кон. 1985 против 9,4 млрд. долл. в 1971.

Крупными странами — экспортёрами частного капитала являются быв. метрополии. Доля Великобритании в общей сумме иностр. инвестиций в Гамбии — 87%, Сьерра-Леоне — 84,4%; Франции в Нигере — 95,7%, Сенегале — 87,4%; Бельгии в Заире — 87,8%, Руанде — 86,8%. Усиливается экспансия корпораций ФРГ, к-рые увеличивают свои инвестиции гл. обр. в афр. страны — члены ОПЕК. Итал. корпорации расширяют своё экономич. проникновение в Камерун, Мали и особенно в Нигерию. Обеспечению стратегич. интересов монополисту капитала стран — членов ЕЭС способствуют Ломейские конвенции. Растут инвестиции монополий США, выступающих в совр. условиях как главная и направляющая сила Н. на континенте. За 1970—83 они увеличились с 0,6 млрд. до 5,2 млрд. долл., при этом осн. сумма инвестиций приходится на нефтедоб. пром-сть (ок. 70% в кон. 1983).

При помощи разносторонней системы неравноправных производств, связей, отражающих экономич. и технологич. отсталость афр. стран, ТНК обволакивают их новыми путами зависимости. Формы деятельности иностр. капитала многообразны. Это филиалы и дочерние пр-тия с преобладающим влиянием иностр. капитала, смешанные компании с участием местного частного и гос. капитала, контракты на обслуживание, управление, геологоразведочные работы, соглашения о разделе выпускаемой продукции. К совр. формам проникновения монополистич. капитала относится и использование ТНК в своих интересах таких объективных социально-экономич. процессов в афр. странах, как индустриализация и экономич. интеграция. Так, понижение тарифных барьеров и ослабление валютных ограничений в рамках региональных объединений используются ТНК для создания в странах — участницах этих объединений экспортных отраслей, ориентированных на мировые рынки.

При определении характера, целей v места капиталовложений ТНК руководствуются не потребностями развития нац. экономики афр. стран, а стремлением укрепить свои позиции и увеличить свою долю в извлекаемой от эксплуатации афр. народов прибыли. Корпорации концентрируют свои инвестиции преим в странах с ёмким внутр. рынком, богатыми природными ресурсами, выгодным геогр. положением и благоприятным инвестиц. климатом. В то же время они сознательно обходят группу наименее развитых стран, испытывающих наибольшую потребность в иностр. капитале и технологии (так, на нач. 1984 ок. 62% прямых инвестиций амер. ТНК было вложено в 6 из 51 страны Африки) Тем самым ТНК обостряют неравно-мерность экономич. развития афр стран и способствуют усилению их дифференциации.

Характерным направлением инве-стиц. политики ТНК стал перенос в страны континента трудоёмких, мате-риалоёмких и экологически вредных произ-в, что обусловливается, в частности, низкой стоимостью местной рабочей силы, наличием богатых полезных ископаемых, отсутствием в этих странах законов об охране окружающей среды. Созданные иностр. капиталом пр-тия по выпуску радиоэлектронного оборудования, хим. продукции, первичной обработке сырья, как правило, не имеют полного производств, цикла и зависят от пр-тий на Западе. Всё это способствует формированию в Африке такой отраслевой структуры совр. материального произ-ва, к-рая полностью зависит от условий и динамики воспроиз-ва гос,- монополистич. капитала в центрах мирового капиталистич. х-ва и превращает экономику стран континента в пром.-сырьевой придаток империалистич. гос-в.

Важное место в системе Н. занимает гос. «помощь», несмотря на относит, сокращение её доли в общем притоке финанс. средств из империалистич. держав в Африку: в 60-е гг. на долю гос средств приходилось до 70% всего вывоза капитала, а в нач. 80-х гг. — до 34%. Помощь гос-в Запада в рамках ОЭСР афр. странам в 1982 составила 9,2 млрд. долл. Гос. «помощь» рассматривается странами Запада, с одной стороны, как средство контроля за направлением социально-экономич. развития афр. стран, с другой — как механизм обеспечения своих интересов на континенте. Она призвана создавать благоприятные условия для деятельности ТНК, поощрять капиталистич. предпринимательство, способствовать достижению общих целей политики Н. Одновременно помощь зап.-европ. гос-в носит избират. характер. Так, к нач. 80-х гг. ок. 80% финанс. средств, отпу-щенных Францией и Великобританией на «помощь» афр. странам, поступало в страны «зоны франка» и Содружества (брит.). О неоколониалистском характере «помощи» свидетельствует и её отраслевая структура. Из общего объёма «помощи» странам Африки в 1982 только 28% пришлось на развитие пром-сти и с. х-ва.

Программы экономич. «помощи» способствуют непосредств. увеличению прибылей ТНК, поскольку подавляющая часть «помощи» стран Запада (70— 75%) предоставляется при условии её расходования для покупок у них опре- дел. товаров, что даёт возможность искусственно завышать цены. Кроме того, страна-получатель вынуждена покупать только производимое в стране-кредиторе оборудование независимо от его качеств, характеристик. Нередко «помощь» обусловливается обеспечением разл. льгот ТНК, предоставлением концессий, навязыванием контрактов с фирмами страны-кредитора.

Экономич. «помощь» используется империалистич. гос-вами и для активного политич. давления на молодые гос- ва Африки, для дестабилизации прогрессивных пр-в и подрыва проводимой многими из них независимой политики. По политич. мотивам США в 1981 при-остановили льготные прод. поставки Мозамбику, в 1982 резко уменьшили экономич. «помощь» Эфиопии, в 1983 — Зимбабве и Мадагаскару. Начиная с сер. 80-х гг. неоколониалистские силы, играя на серьёзных затруднениях в с. х-ве афр. стран, стали широко использовать прод. помощь для вмешательства во внутр. дела этих стран (Эфиопия, Судан, Мозамбик, Кения, Нигер и др.).

Осн. часть «помощи» предоставля-ется на двусторонней основе. Однако с кон. 70-х гг. растёт уд. вес многосторонней «помощи» с участием таких междунар. орг-ций, как МБРР, МАР, МВФ и др., что свидетельствует об усилении «кол-лективного» характера Н. Новым направлением в стратегии Н. в 80-е гг. становится сокращение ассигнований империалистич. гос-в междунар. орг- циям, оказывающим «помощь» на льготных условиях, при одновременном увеличении размеров ассигнований тем орг-циям, к-рые предоставляют «по-мощь» на жёстких коммерч. условиях. В результате такой политики «помощь» МАР странам Африки за 1976—83 увеличилась с 0,5 млрд. до 1,2 млрд. долл., т. е. только в 2,4 раза, а объём кредитов, предоставленных МВФ этим странам, за тот же период возрос с 0,5 млрд. до 2,1 млрд. долл., т. е. в 4,2 раза. Предоставление кредитов МВФ сопровождается требованиями, затрагивающими бюджетную, ден.-кредитную и внешнеторг. политику освободившихся стран (ограничение заработной платы трудящихся, повышение цен на товары широкого потребления, свёртывание деятельности гос. сектора, повышение налогов, девальвация нац. валюты и др.). Выполнение этих требований приводит к снижению темпов экономич. роста страны-заёмщика, сокращению объёма внутр. произ-ва, однобокому развитию экспортных отраслей, увеличению безработицы, т. е. не только не разрешает тяжёлые социально-экономич. проблемы афр. стран, но и усугубляет их.

Неоколониалистские черты присущи и внеш. торговле между развитыми капиталистич. и освободившимися странами. Осн. торг. партнёрами последних являются империалистич. гос-ва: в 1982 на них приходилось 86,1% экспорта и 77,6% импорта афр. стран. Сохраняется колон, структура торговли: в 1982 минер, сырьё и топливо составляли более 70% всего афр. экспорта, а осн. статьями афр. импорта были машины и оборудование (63,8%), продовольствие (15,1%), топливо (8,6%), сырьё (4,1%). Корпорации империалистич. держав, контролирующие эту торговлю, проводят курс на снижение цен на импортируемое сырьё, в то же время систематически повышая мировые цены на экспортируемые ими готовые пром. изделия. Вследствие ухудшающихся условий торговли (соотношение экспортных и импортных цен) страны Африки несут огромные потери. За период 1973—82 их экспортные доходы сократились на 20%. Ущерб афр. странам наносят и разл. дискриминац. меры империалистич. держав, в частности протекционистские меры (тарифные ограничения, количеств, лимитирование ввоза, анти-демпинговые и компенсац. пошлины и др.), санкции, эмбарго и т. д., в результате чего ежегодные потери этих стран достигают 6 млрд. долл. Неоколониалистская политика приводит к тому, что, несмотря на растущий внешнеторг. оборот стран Африки и рост их экспорта, уд. вес этих стран в мировой капиталистич. торговле снижается: с 4,6% в 1980 до 3,9 в 1983.

Активизируется науч.-технич. экспансия, осуществляемая империалистич. гос-вом (предоставление технич. помощи) и частным капиталом (продажа машин и оборудования, патентов, лицензий, товарных знаков, использование консультативных и управленч. услуг). Негативные последствия науч.- технич. экспансии проявляются в формировании индустриальной специализации стран региона в соответствии с интересами монополистич. капитала, в создании технологич. зависимости, края ставит эти страны в положение младшего партнёра в глобальной науч.- технич. политике Запада.

Неравноправное положение стран Африки в мировом капиталистич. х-ве, возрастание масштабов неоколон. эксплуатации приводят к постоянному увеличению их потерь во внешнеэкономич. обмене, к оттоку значит, части их нац. дохода в империалистич. гос-ва. Совокупный дефицит платёжных балансов афр. стран по текущим операциям достиг 13,5 млрд. долл. в 1983 против 11 млрд. в 1980. Выравнивание платёжного баланса осуществляется за счёт использования золотовалютных резервов (в 1983 они уменьшились по сравнению с 1980 почти в два раза) или заёмных средств, что ведёт к резкому увеличению внеш. долга (с 20 млрд. долл. в 1975 до 170 млрд. в 1985). На погашение задолженности страны региона тратили 25% своих экспортных поступлений в 1983 против 14% в 1973. В ряде стран выплаты в обслуживание долга достигли таких размеров, что их пр-ва оказываются неспособными выполнить свои обязательства (Марокко, Заир, Судан и др.). Громадная внеш. задолженность препятствует освобождению афр. стран от навязанной им неоколон. системы зависимости.

Стремясь покончить с неравноправным положением в мировом капиталистич. х-ве, молодые гос-ва Африки ведут борьбу за перестройку междунар. экономич. отношений на справедливой, демократич. основе. Эта борьба принимает разл. формы: национализация собственности иностр. капитала, ограничение его деятельности, регламентация приобретения и освоения иностр. технологии, осуществление нац. суверенитета над своими природными ресурсами и др. Ряд стран континента избрал путь социалистич. ориентации, открывающий им перспективу освобождения от Н. В борьбе за экономич. независимость афр. страны опираются на всестороннюю поддержку СССР и др. стран социалистич. содружества (см. также Общий обзор, Экономический очерк; ст. Монополии капиталистические).