Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ в Африке, система неравноправных экономич. и политич. отношений, навязываемая империализмом странам, освободившимся от колон, господства и вступившим на путь самостоят. развития. Империалистич. державы пытаются использовать Н. в тех же целях, что и «классич.» колон, режим. «Проводя политику Н., — отмечается в Программе КПСС (новая редакция), — империализм стремится выхолостить завоёванный молодыми государствами суверенитет, сохранить и даже усилить контроль над ними». Как явление международное, Н. выступает в «коллективной» форме, отражая совпадение классовых интересов монополистич. буржуазии. Применительно к отд. империалистич. гос-вам Н. сочетается с конкурентной борьбой осн. центров межимпериалистич. соперничества за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья. Для быв. метрополий он стал средством удержать привилегии рухнувшей колон, системы, а для США, ФРГ, Японии — орудием экспансии в новые регионы. Наряду с экономикой и политикой Н. распространяется и на отношения империалистич. гос-в с освободившимися странами в сфере идеологии, культуры, науки, информации, воен. связей.

Н. постоянно эволюционирует вследствие тех процессов и изменений, к-рым подвергается империализм в условиях сужения сферы его господства, углубления общего кризиса капитализма. Так, империализму с помощью Н. не удалось предотвратить повышение роли освободившихся стран в мировых делах. Эти страны занимают всё более самостоят. позиции по осн. проблемам междунар. жизни, начинают оказывать на империализм значит, давление через ООН, движение неприсоединения, в рамках разл. объединений стран, на междунар. форумах, развёртывают борьбу за подлинный политич. суверенитет, экономич. самостоятельность, равноправие в междунар. экономич. отношениях. Потерпели неудачу и попытки Н. воспрепятствовать появлению в Африке стран социалистич. ориентации, всё более широкому распространению на быв. колон, периферии идей социализма, укреплению сотрудничества освободившихся стран с СССР и др. социалистич. гос-вами.

Для Н. 60-х — 1-й пол. 70-х гг. было характерно применение прежде всего «косвенных», «утончённых» методов сохранения зависимого и эксплуатируемого положения освободившихся стран в мировом капиталистич. х-ве,

подчинения их политич. влиянию империализма, его контролю. С кон. 70-х гг. и особенно в 80-е гг. Н. практически сбросил камуфляж. Полностью определилась и осн. стратегич. цель Н. — закрепить освободившиеся страны в рамках мирового капиталистич. х-ва в качестве «производств, придатка», возвратить их в политич. систему империализма. Достижение этой цели призвано способствовать решению гл. задач Н. на совр. этапе: усилить экономич. эксплуатацию этих стран, установив контроль над всеми сферами их хоз., социальной и политич. жизни, взимая многомил-лиардную дань, ослабить за их счёт кризисные потрясения капитализма; использовать их терр. в воен. планах, в качестве плацдармов глобальной агрессивной стратегии. Междунар. империализм ищет в Н. возможности продлить своё существование, реализовать свои классовые интересы борьбы против мирового социализма, нац. освобождения народов. Для осуществления экспансии в освободившиеся страны всё шире используются сила и угроза силой, диктат, подрывная деятельность, к-рые возведены в ранг гос. политики. Это нашло своё выражение в поддержке контрреволюционных сил в суверенных гос-вах (в Анголе, Мозамбике и др.), стимулировании там сепаратистских тенденций, установлении прямых контактов с главарями антинародных движений и др.

Н. в области информации проявляется в насаждении теорий, пропагандирующих капитализм, попытках подрыва сотрудничества освободившихся стран с мировым социализмом, распространении мифа о «советской воен. угрозе» для оправдания гонки вооружений и вмешательства во внутр. дела молодых гос-в. Нежелание признать за освободившимися странами право самостоятельно определять пути своего развития, выбор обществ, строя объясняется необходимостью защиты «прав человека».

На Афр. континенте отчётливо проявляются политич. и воен. аспекты Н. Навязывая отд. странам воен.-политич. соглашения, пытаясь вовлечь их в милитаристскую орбиту, империалистич. гос- ва, и прежде всего США, заметно увели-чили своё воен. присутствие, особенно в Сев., Вост. и Юж. Африке. В этих р-нах воен. базы, аэродромы (св. 15 — в Египте, Кении, Сомали, Марокко) практически превращены в транзитные опорные пункты для переброски из США «сил быстрого развёртывания». Модернизированные воен. базы на терр. ЮАР и Намибии используются для обслуживания воен.-мор. сил стран НАТО в юж. части Индийского и Атлантического океанов, а также предназначены для обеспечения возможных воен. операций против стран Тропич. Африки. Проведение крупных воен. учений на террито-риях отд. стран позволяет системати-чески направлять в эти р-ны вооруж. силы, осваивать «театры» возможных карательных операций против нац.- освободит. движений. Эту же цель преследуют попытки США втянуть ряд гос-в Вост. и Сев. Африки в т. н. коалиц. «связи» (по существу, политич. альянсы). В Зап. и Центр. Африке Франция пытается создать региональные воен. союзы на базе некоторых экономических организаций, а на основе воен. соглашений с отдельными странами содержит там постоянные воинские контингенты.

В 80-е гг. Н. проявляется также в навязывании освободившимся странам гонки вооружений с целью вовлечения их в систему долговременной воен.-тех- нич. зависимости. Подготовка местных специалистов, обучение офицерского состава используются империализмом для создания социальной опоры в вооруж. силах афр. стран.

Основой экономич. экспансии Н. являются разл. формы экспорта капитала. Взяв курс на стимулирование частного предпринимательства в освободив-шихся странах и на налаживание «сотрудничества» с ними ТНК, империалистич. державы рассчитывают т. о. навязать этим странам капиталистич. путь развития, создать в них социальную опору Н. На континенте действует ок. 5 тыс. филиалов корпораций, в т. ч.: англ. — 1933, франц. — 872, амер. — 765, зап.-герм. — 220 и голл. — 220 (нач. 80-х гг.). Охватывая афр. страны разветвлённой сетью филиалов и контролируя значит, часть их природных ресурсов, с одной стороны, сосредоточивая в своих руках капиталы и технологию, необходимые для экономич. развития, — с другой, ТНК стали гл. фор-мой деятельности монополистич. капитала в этих странах. Общий объём прямых частных иностр. инвестиций в Африке превысил 17 млрд. долл. в кон. 1985 против 9,4 млрд. долл. в 1971.

Крупными странами — экспортёрами частного капитала являются быв. метрополии. Доля Великобритании в общей сумме иностр. инвестиций в Гамбии — 87%, Сьерра-Леоне — 84,4%; Франции в Нигере — 95,7%, Сенегале — 87,4%; Бельгии в Заире — 87,8%, Руанде — 86,8%. Усиливается экспансия корпораций ФРГ, к-рые увеличивают свои инвестиции гл. обр. в афр. страны — члены ОПЕК. Итал. корпорации расширяют своё экономич. проникновение в Камерун, Мали и особенно в Нигерию. Обеспечению стратегич. интересов монополисту капитала стран — членов ЕЭС способствуют Ломейские конвенции. Растут инвестиции монополий США, выступающих в совр. условиях как главная и направляющая сила Н. на континенте. За 1970—83 они увеличились с 0,6 млрд. до 5,2 млрд. долл., при этом осн. сумма инвестиций приходится на нефтедоб. пром-сть (ок. 70% в кон. 1983).

При помощи разносторонней системы неравноправных производств, связей, отражающих экономич. и технологич. отсталость афр. стран, ТНК обволакивают их новыми путами зависимости. Формы деятельности иностр. капитала многообразны. Это филиалы и дочерние пр-тия с преобладающим влиянием иностр. капитала, смешанные компании с участием местного частного и гос. капитала, контракты на обслуживание, управление, геологоразведочные работы, соглашения о разделе выпускаемой продукции. К совр. формам проникновения монополистич. капитала относится и использование ТНК в своих интересах таких объективных социально-экономич. процессов в афр. странах, как индустриализация и экономич. интеграция. Так, понижение тарифных барьеров и ослабление валютных ограничений в рамках региональных объединений используются ТНК для создания в странах — участницах этих объединений экспортных отраслей, ориентированных на мировые рынки.

При определении характера, целей v места капиталовложений ТНК руководствуются не потребностями развития нац. экономики афр. стран, а стремлением укрепить свои позиции и увеличить свою долю в извлекаемой от эксплуатации афр. народов прибыли. Корпорации концентрируют свои инвестиции преим в странах с ёмким внутр. рынком, богатыми природными ресурсами, выгодным геогр. положением и благоприятным инвестиц. климатом. В то же время они сознательно обходят группу наименее развитых стран, испытывающих наибольшую потребность в иностр. капитале и технологии (так, на нач. 1984 ок. 62% прямых инвестиций амер. ТНК было вложено в 6 из 51 страны Африки) Тем самым ТНК обостряют неравно-мерность экономич. развития афр стран и способствуют усилению их дифференциации.

Характерным направлением инве-стиц. политики ТНК стал перенос в страны континента трудоёмких, мате-риалоёмких и экологически вредных произ-в, что обусловливается, в частности, низкой стоимостью местной рабочей силы, наличием богатых полезных ископаемых, отсутствием в этих странах законов об охране окружающей среды. Созданные иностр. капиталом пр-тия по выпуску радиоэлектронного оборудования, хим. продукции, первичной обработке сырья, как правило, не имеют полного производств, цикла и зависят от пр-тий на Западе. Всё это способствует формированию в Африке такой отраслевой структуры совр. материального произ-ва, к-рая полностью зависит от условий и динамики воспроиз-ва гос,- монополистич. капитала в центрах мирового капиталистич. х-ва и превращает экономику стран континента в пром.-сырьевой придаток империалистич. гос-в.

Важное место в системе Н. занимает гос. «помощь», несмотря на относит, сокращение её доли в общем притоке финанс. средств из империалистич. держав в Африку: в 60-е гг. на долю гос средств приходилось до 70% всего вывоза капитала, а в нач. 80-х гг. — до 34%. Помощь гос-в Запада в рамках ОЭСР афр. странам в 1982 составила 9,2 млрд. долл. Гос. «помощь» рассматривается странами Запада, с одной стороны, как средство контроля за направлением социально-экономич. развития афр. стран, с другой — как механизм обеспечения своих интересов на континенте. Она призвана создавать благоприятные условия для деятельности ТНК, поощрять капиталистич. предпринимательство, способствовать достижению общих целей политики Н. Одновременно помощь зап.-европ. гос-в носит избират. характер. Так, к нач. 80-х гг. ок. 80% финанс. средств, отпу-щенных Францией и Великобританией на «помощь» афр. странам, поступало в страны «зоны франка» и Содружества (брит.). О неоколониалистском характере «помощи» свидетельствует и её отраслевая структура. Из общего объёма «помощи» странам Африки в 1982 только 28% пришлось на развитие пром-сти и с. х-ва.

Программы экономич. «помощи» способствуют непосредств. увеличению прибылей ТНК, поскольку подавляющая часть «помощи» стран Запада (70— 75%) предоставляется при условии её расходования для покупок у них опре- дел. товаров, что даёт возможность искусственно завышать цены. Кроме того, страна-получатель вынуждена покупать только производимое в стране-кредиторе оборудование независимо от его качеств, характеристик. Нередко «помощь» обусловливается обеспечением разл. льгот ТНК, предоставлением концессий, навязыванием контрактов с фирмами страны-кредитора.

Экономич. «помощь» используется империалистич. гос-вами и для активного политич. давления на молодые гос- ва Африки, для дестабилизации прогрессивных пр-в и подрыва проводимой многими из них независимой политики. По политич. мотивам США в 1981 при-остановили льготные прод. поставки Мозамбику, в 1982 резко уменьшили экономич. «помощь» Эфиопии, в 1983 — Зимбабве и Мадагаскару. Начиная с сер. 80-х гг. неоколониалистские силы, играя на серьёзных затруднениях в с. х-ве афр. стран, стали широко использовать прод. помощь для вмешательства во внутр. дела этих стран (Эфиопия, Судан, Мозамбик, Кения, Нигер и др.).

Осн. часть «помощи» предоставля-ется на двусторонней основе. Однако с кон. 70-х гг. растёт уд. вес многосторонней «помощи» с участием таких междунар. орг-ций, как МБРР, МАР, МВФ и др., что свидетельствует об усилении «кол-лективного» характера Н. Новым направлением в стратегии Н. в 80-е гг. становится сокращение ассигнований империалистич. гос-в междунар. орг- циям, оказывающим «помощь» на льготных условиях, при одновременном увеличении размеров ассигнований тем орг-циям, к-рые предоставляют «по-мощь» на жёстких коммерч. условиях. В результате такой политики «помощь» МАР странам Африки за 1976—83 увеличилась с 0,5 млрд. до 1,2 млрд. долл., т. е. только в 2,4 раза, а объём кредитов, предоставленных МВФ этим странам, за тот же период возрос с 0,5 млрд. до 2,1 млрд. долл., т. е. в 4,2 раза. Предоставление кредитов МВФ сопровождается требованиями, затрагивающими бюджетную, ден.-кредитную и внешнеторг. политику освободившихся стран (ограничение заработной платы трудящихся, повышение цен на товары широкого потребления, свёртывание деятельности гос. сектора, повышение налогов, девальвация нац. валюты и др.). Выполнение этих требований приводит к снижению темпов экономич. роста страны-заёмщика, сокращению объёма внутр. произ-ва, однобокому развитию экспортных отраслей, увеличению безработицы, т. е. не только не разрешает тяжёлые социально-экономич. проблемы афр. стран, но и усугубляет их.

Неоколониалистские черты присущи и внеш. торговле между развитыми капиталистич. и освободившимися странами. Осн. торг. партнёрами последних являются империалистич. гос-ва: в 1982 на них приходилось 86,1% экспорта и 77,6% импорта афр. стран. Сохраняется колон, структура торговли: в 1982 минер, сырьё и топливо составляли более 70% всего афр. экспорта, а осн. статьями афр. импорта были машины и оборудование (63,8%), продовольствие (15,1%), топливо (8,6%), сырьё (4,1%). Корпорации империалистич. держав, контролирующие эту торговлю, проводят курс на снижение цен на импортируемое сырьё, в то же время систематически повышая мировые цены на экспортируемые ими готовые пром. изделия. Вследствие ухудшающихся условий торговли (соотношение экспортных и импортных цен) страны Африки несут огромные потери. За период 1973—82 их экспортные доходы сократились на 20%. Ущерб афр. странам наносят и разл. дискриминац. меры империалистич. держав, в частности протекционистские меры (тарифные ограничения, количеств, лимитирование ввоза, анти-демпинговые и компенсац. пошлины и др.), санкции, эмбарго и т. д., в результате чего ежегодные потери этих стран достигают 6 млрд. долл. Неоколониалистская политика приводит к тому, что, несмотря на растущий внешнеторг. оборот стран Африки и рост их экспорта, уд. вес этих стран в мировой капиталистич. торговле снижается: с 4,6% в 1980 до 3,9 в 1983.

Активизируется науч.-технич. экспансия, осуществляемая империалистич. гос-вом (предоставление технич. помощи) и частным капиталом (продажа машин и оборудования, патентов, лицензий, товарных знаков, использование консультативных и управленч. услуг). Негативные последствия науч.- технич. экспансии проявляются в формировании индустриальной специализации стран региона в соответствии с интересами монополистич. капитала, в создании технологич. зависимости, края ставит эти страны в положение младшего партнёра в глобальной науч.- технич. политике Запада.

Неравноправное положение стран Африки в мировом капиталистич. х-ве, возрастание масштабов неоколон. эксплуатации приводят к постоянному увеличению их потерь во внешнеэкономич. обмене, к оттоку значит, части их нац. дохода в империалистич. гос-ва. Совокупный дефицит платёжных балансов афр. стран по текущим операциям достиг 13,5 млрд. долл. в 1983 против 11 млрд. в 1980. Выравнивание платёжного баланса осуществляется за счёт использования золотовалютных резервов (в 1983 они уменьшились по сравнению с 1980 почти в два раза) или заёмных средств, что ведёт к резкому увеличению внеш. долга (с 20 млрд. долл. в 1975 до 170 млрд. в 1985). На погашение задолженности страны региона тратили 25% своих экспортных поступлений в 1983 против 14% в 1973. В ряде стран выплаты в обслуживание долга достигли таких размеров, что их пр-ва оказываются неспособными выполнить свои обязательства (Марокко, Заир, Судан и др.). Громадная внеш. задолженность препятствует освобождению афр. стран от навязанной им неоколон. системы зависимости.

Стремясь покончить с неравноправным положением в мировом капиталистич. х-ве, молодые гос-ва Африки ведут борьбу за перестройку междунар. экономич. отношений на справедливой, демократич. основе. Эта борьба принимает разл. формы: национализация собственности иностр. капитала, ограничение его деятельности, регламентация приобретения и освоения иностр. технологии, осуществление нац. суверенитета над своими природными ресурсами и др. Ряд стран континента избрал путь социалистич. ориентации, открывающий им перспективу освобождения от Н. В борьбе за экономич. независимость афр. страны опираются на всестороннюю поддержку СССР и др. стран социалистич. содружества (см. также Общий обзор, Экономический очерк; ст. Монополии капиталистические).