Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ОСМАНА ДАН ФОДИО ВОССТАНИЕ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ОСМАНА ДАН ФОДИО ВОССТАНИЕ

ОСМАНА ДАН ФОДИО ВОССТАНИЕ

ОСМАНА ДАН ФОДИО ВОССТАНИЕ, восстание фульбе и примкнувших к ним хауса против правителей местных гос-в в 1804—08 под руководством Османа дан Фодио. Имело форму джихада (войны мусульман против «неверных»). Было направлено против введения хаусанской знатью дополнит, налогов, обращения в невольничество местных жителей (в первую очередь кочевников- фульбе), воен. грабежа, произвола и бесчинств должностных лиц. Очагом и осн. центром восстания был Гобир, где исламская оппозиция во главе с шеху (шейхом) Османом дан Фодио стала серьёзной политич. силой. Оппозиц. исламские группы возникли также в Кано и Зарии. Ведущее положение в этих группах занимали представители мусульм. духовного сословия — маламы (богословы) и особенно маламы-фульбе, не входившие в правящую знать. На первый план выдвигалась задача реформации царской власти: освобождение её от элементов раннегос. организации — функций и символов магич. власти и превращение в последовательно феодальный ин-т теократич. власти. В 1803 мусульм. община в Гобире содействовала избранию на царский престол Юнфы дан Нафаты, к-рый, по преданию, был учеником шеху. Однако вскоре под влиянием своего ближайшего окружения Юнфа выступил против шеху. Джихад был объявлен 21 февр. 1804 после открытого столкновения Османа дан Фодио с Юнфой. В первый период восстания (до июня 1804), когда муджахидины (восставшие) в бою у оз. Квотто обратили в бегство отряд тяжёлой кавалерии Юнфы, осн. движущую силу его составляли члены религ, общины шеху, примкнувшие к нему до начала джихада, в основном фульбе. После победы у оз. Квотто джихад начал приобретать характер массового социального движения. К шеху примкнули местные родо-плем. группы фульбе — торонкава, сулибава и конни. Но гл. опору восстания в это время составили жители Замфары. Благодаря участию в восстании широких слоев крестьянства и кочевого нас. джихад при всей ограниченности его задач начал приобретать черты радикального движения. В 1804—05 под влиянием реформаторских идей шеху оформились религ.-политич. органы джихада. В апр. 1805 муджахидины захватили столицу Кебби — г. Бирнин-Кебби и укрепились в р-не г. Гванду, создав здесь осн. базу джихада. В нач. 1805 к общине шеху присоединились религ. группы из Кано, Кацины, Дауры и Замфары, было положено начало образованию халифата Сокото. В 1805—06, когда джихад охватил почти все страны в сев. части басс. Ниж. Нигера, состав его участников и характер движения изменились. Значительно возросла роль фульбе, осн. их масса присоединилась к джихаду и стала его гл. боевой силой. Началось свержение традиц. правящих династий гос-в хауса, цели движения стали всё больше определяться стремлением знати фульбе (маламов и вождей) к захвату власти. Однако и в этот период джихад сохранял характер массового нар. движения, пользовавшегося поддержкой низшего сословия хауса (талакава) и, возможно, рабов. В 1808 был взят в Гобире г. Алкалава, Последователи шеху установили почти полный контроль над странами хауса. В результате восстания под руководством Османа дан Фодио на обширной территории сложился халифат Сокото, ядром к-рого стали хаусанские земли и включившим также др. территории. Фактически ранний джихад благоприятствовал дальнейшей исламизации народов и гос-в в сев. части басс. Ниж. Нигера и углублению процесса феодализации. Институт царской власти в целом утратил своё обособленное положение. Росту и закреплению феод, эксплуатации содействовало широкое распространение личного фиксиров. платежа — религ. десятины. Насаждение проф. мусульм. судов усилило формальное влияние исламского правопорядка, в частности в сфере зем. отношений. Впервые осн. нормой межгос. связей стали принципы феод, вассалитета, что способствовало образованию системы исламских гос-в в сев. части совр. Нигерии. B то же время пришедшая к власти новая фульбская знать оказалась в целом чуждой реформаторской направленности движения и суфийской идеологии раннего джихада. Нормы джихада начали использоваться победившими фульбе для оправдания и распространения на новые терр. режима грубой силы и беззакония, отражавшего незавершённость процесса феодализации. Традиции раннего джихада как движения социально-религиозного протеста продолжили многочисл. восстания и сектантские движения в халифате в 19 — нач. 20 вв.