Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ПАНАФРИКАНИЗМ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ПАНАФРИКАНИЗМ

ПАНАФРИКАНИЗМ

ПАНАФРИКАНИЗМ, идейно-политич. движение, возникшее в условиях протеста против угнетённого положения негров и африканцев во всем мире. П. начал оформляться на рубеже 19—20 вв. по инициативе негритянской интеллигенции из США и Вест-Индии, к-рая требовала прекращения расовой дискриминации и предоставления людям с чёрной кожей гражданских и политич. прав. Впервые идея совместной борьбы негров и африканцев прозвучала на Лондонской конференции 1900, выступившей в защиту коренных жителей Африки. Инициатором конференции был негр — юрист с о-ва Тринидад Генри Сильвестр-Уильямс. На конференции выявились основные тенденции политич. мысли будущих идеологов П., наличие среди них умеренных, впитавших идеи негритянского буржуазного национализма, и радикалов, чью точку зрения выражал У. Дюбуа, которого называют «отцом» П. Он принимал деятельное участие в выработке первоначальных требований П. и был организатором первых Панафриканских конгрессов.

В период между двумя мировыми войнами состоялось четыре Панафр. конгресса (1919, 1921, 1923, 1927). Значительным толчком к их созыву была 1-я мировая война, способствовавшая тому, что негры и африканцы, принужденные участвовать в ней, осознали общность судеб угнетённых народов. Панафр. конгрессы созывались в период, когда происходило накопление движущих сил антиколон. революции в Африке, и они отчасти отразили этот процесс. Хотя руководство панафр. движением в меж- военные годы оставалось в руках амер. негров, активный интерес к П. проявляли афр. политич. деятели. Прогрес-сивные идеалы движения разделяли такие афр. орг-ции, как Национальный конгресс Британской Западной Африки, Совет студентов Западной Африки, Всемирная лига защиты негритянской расы, Комитет защиты негритянской расы. Все эти объединения выступали с осуждением колониализма, требовали равноправия для всех людей афр. происхождения. Панафр. движение на ранних этапах своего развития не сумело сплотить и объединить эти организации, несмотря на то, что на Панафр. конгрессах предпринимались попытки разработать политич. программу нац.- освободит. борьбы и даже ставился вопрос о правомерности применения вооруженных методов борьбы против колон, насилия. В основу раннего П. была положена идея совместной борьбы народов негро-африканской расы. Но антирасизм, бывший одной из причин возникновения П., придавал ему определённую ограниченность, так как, подобно гарвеизму (движение амер. и вест-индских негров под руководством Маркуса Гарвея), вёл к тому, что негритянский вопрос рассматривался как чисто расовый и решать его предлагалось изолированно под лозунгом «Назад в Африку». Развитию и организационному оформлению панафр. движения препятствовала политика правящих кругов США и метрополий.

Положение изменилось после 5-го конгресса (Манчестер, 1945), руководство к-рым взяли в свои руки молодые афр. националисты, выступившие с новыми концепциями политич. и духовного раскрепощения Африки. Это были К. Нкрума, Б. Азикиве, Дж. Кениата и др. Конгресс начал новый этап в развитии П., выдвинул политич. идеологию, отражавшую антиколон. настроения широких слоёв афр. общества. Документы конгресса: «Заявление колон, державам» и «Обращение к колон, народам», разоблачавшие колон, политику и призывавшие африканцев бороться за свободу от политического и экономического контроля империализма, свидетельствовали о том, что панафр. движение сливалось с нац.-освободительной борьбой на континенте и выдвинуло задачу полного освобождения населяющих его народов независимо от их расовой, этнической и религиозной принадлежности.

После 5-го конгресса негр, деятели перестали решать судьбы П. и органи- зац. деятельность панафриканистов была перенесена на Африканский континент. П. оформился в действенное политич. движение, важную роль в к-ром стали играть массовые афр. орга-низации.

В конце 40-х — нач. 50-х гг. нац.-освободит. движение нарастало стремительными темпами. В Африке складывался своеобразный антиколон. фронт. Цементирующей идеей этого фронта был П., антиимпериализм. П. не был единым идейным движением, в нём присутствовало множество направлений, но, несмотря на их пестроту, в нём выделялось два главных направления: революционное и консервативное, которые сохранились и в последующие годы. Консерваторы возвращались к расовой постановке вопроса и, призывая к идеологии. независимости, фактически вели дело к изоляции движения. Панафриканисты прогрессивных взглядов (К. Нкрума, Дж. Ньерере), борясь за независимость своих стран, не отделяли её от борьбы всего континента, пропагандировали лозунг неделимости афр. свободы, стремились слить афр. антиколон. движение с силами прогресса во всём мире.