Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ПРОТЕСТАНТИЗМ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ в Африке. На нач. 1980-х гг. число протестантов в Африке превышало 40 млн. чел. (ок. 10% нас. континента). Из них ок. 36% в Юж. Африке, 29% в Западной и по 15% в Вост. и Центр. Африке. В Намибии и ЮАР протестанты составляют ок. 40% нас., от 33 до 25% — в Ботсване, Габоне, Камеруне, Лесото, на Мадагаскаре, в Малави и на нек-рых прилегающих к Африке о-вах Инд. ок., от 10 до 16% — а Анголе, Гане, Заире, Замбии, Зимбабве, Кении, Конго, Либерии, Нигерии, Свазиленде, Танзании, Уганде. Наиб, крупные протестантские общины находятся в ЮАР (св. 10 млн. чел.), Нигерии (ок. 9 млн.) и Заире (ок. 4 млн.). Небольшие протестантские общины и церкви есть во всех афр. странах.

Протестантизм в Африке характеризуется множеством независимых друг от друга церквей и общин, крупнейшие: англиканская (ок. 8 млн. чел.), лютеранская (св. 6 млн. чел.), реформатская (св. 3 млн. чел) , пресвитерианская (ок. 3 млн. чел.), методистская (2 млн. чел.), баптистские (св. 2 млн. чел.), пятидесятническая (св. 1,6 млн. чел.), церковь Христа (св. 1,2 млн. чел.), адвентистская (1 млн. чел.). Самые крупные англиканские церкви сосредоточены в Уганде и ЮАР, значит, общины в Нигерии, Танзании, Кении, Зимбабве, Гане, Судане и Руанде. Лютеранские церкви имеются более чем в 30 странах, наиб, крупные — в ЮАР, Танзании, на Мадагаскаре, в Камеруне, Нигерии, Эфиопии, Анголе, Заире, Намибии, Лесото. Большинство приверженцев реформатской церкви проживает в ЮАР, небольшие общины в Намибии, Замбии, Кении, Ботсване, Алжире и Тунисе. Пресвитериане живут в 15 странах, из них — в Гане, Заире, Камеруне, Малави, Нигерии и ЮАР по нескольку сотен тыс, чел. Методистские церкви разл. толков имеются в 25 странах, наиб, их число — в Нигерии, значит, общины в Гане, Анголе, Респ. Кот- Дивуар, Заире, Зимбабве, Либерии, ЮАР. Баптистские церкви имеются более чем в 30 странах, наиб, число бап-тистов — в Заире и Нигерии, кр. общины — в Анголе, Замбии, Зимбабве, Камеруне, Конго, Либерии, Чаде, ЦАР и ЮАР. Пятидесятники проживают в 30 странах Африки, наиб, их число — в ЮАР. Общины приверженцев церкви Христа есть в 7 странах; по 1/3 приверженцев — в Заире и на Мадагаскаре. Адвентисты седьмого дня имеют наиб, крупные общины в Кении, Руанде, Малави, ЮАР, на Мадагаскаре, в Заире, Танзании, Зимбабве, Замбии, Гане, Анголе, Камеруне. Конгрегационалистскме церкви имеются в ЮАР, Нигерии, Малави, Замбии, Намибии, Зимбабве и на Мадагаскаре, небольшие общины квакеров существуют примерно в 10 странах, «Армия спасения» — в 15 странах. Моравская церковь занимает несколько обособленное от др. протестантских церквей положение: её более или менее значительные общины есть в Танзании, Заире и ЮАР. Небольшие, но влият. общины меннонитов в Заире, Руанде, Бурунди, Эфиопии, Танзании и Гане. Общины назареянских церквей — в 10 странах, ок. 200 тыс. сторонников Свидетелей Иеговы — в 20 странах.

Первые протестантские миссионеры, представители голландской реформатской церкви, появились на Ю. Африки в 17 в. В 18 в. протестантские миссионеры несколько активизировали свою деятельность в Зап. и Юж. Африке, Преим. это были британские англиканские и методистские миссии, обслуживавшие европейцев. В 19 в. моравские братья активно действовали на Золотом Береге, Лондонское миссионерское об-во — на Банановых о-вах и в Сьерра-Леоне, Церковное миссионерское об-во — в Сьерра-Леоне, англ. методистские епископальные миссии, Веслеянские методистские миссии, Базельские миссии, Сев.-герм, миссионерское об-во, Рейн-ское миссионерское об-во — в Сьерра- Леоне, Гамбии, Либерии, на Золотом Береге. Амер. пресвитерианские и баптистские миссии помимо Зап. Африки распространяли своё влияние на Ю. Афр. континента. С 1817 Лондонское миссионерское об-во проникло на Мадагаскар и к сер. 19 в. добилось значит, успехов в христианизации местного нас. Во 2-й пол. 19 в. в Юж. Африке действовало неск. десятков протестантских миссий из разл. европ. стран. Протестантские миссии были открыты в Буркина-Фасо и Нигерии, в Вост. Африке. Парижское об-во евангелич. миссий начало евангелизацию жителей Басутоленда (совр. Лесото) и Бечуаналенда (совр. Ботсвана). Шотландское миссио-нерское пресвитерианское об-во создало миссии в Зап., Юго-Зап. и Юж. Африке.

Протестантское миссионерство в Африке отличалось от католического тем, что оно гораздо шире занималось переводом христ. религ. лит-ры на местные яз. (первый перевод Евангелия от Матфея на яз. манде в Гамбии был сделан в 1836). Библейские об-ва и об-ва по распространению христ. знаний перевели Библию более чем на 500 афр. языков и диалектов. Протестанты создавали нач. школы, привлекали к миссионерской деятельности африканцев.

До раздела терр. Афр. континента между европ. империалистич. держа-вами и насаждения в афр. странах колон. администрации миссионеры собирали необходимые для метрополий сведения геогр. и этногр. характера, изучали историю, языки, нравы и обычаи афр. народов. В то же время протестантские миссионеры активно участвовали в колон, экспедициях своих соотечественников. В колониальный период деятельность протестантских миссионеров объективно служила подготовит, фазой к захвату европ. державами новых колоний и установлению колон, режимов. С целью расширения своего влияния христ. церкви умело пользовались возможностями, открывшимися в результате колон, экспансии европ. стран, оправдывая её цивилизаторской миссией «христианской» Европы по отношению к «диким народам» Африки. Все европ. пр-ва прямо или косвенно оказывали помощь и поддержку соответствующим нац. миссиям в афр. странах.

На Берлинской конференции 1884—85, закрепившей раздел Афр. континента, европ. державы провозгласили принципы свободы миссионерской деятельности, однако межимпериалистич. колон, соперничество проявилось и в религиозной сфере. Так, брит, колон. администрация запрещала деятельность католич. миссионеров на контролируемых ею территориях. В Уганде и Конго англо-франц. противоречия привели к столкновениям между миссионерами-протестантами из Церковного миссионерского об-ва и католич. миссионерами из ордена «Белые отцы». После захвата Германией афр. колоний (1886) были созд. Об-во лютеранской евангелич. миссии для Вост. Африки и Евангелич. миссия для Герм. Восточной Африки. Местные инте-ресы доминировали над религиозными в деятельности как протестантских, так и католич. миссионеров. Протестантские миссии значительно расширили деятельность в социально-политич., экономич. сферах и сфере образования. Создавались спец. пром., с.-х. и мед. миссии. В рамках провозглашённой в кон. 19 в. стратегии «Библии и плуга» протестантские миссии ставили задачу воспитания в христ. духе афр. мелкой буржуазии, чиновников и предпринимателей, представителей ср. слоёв.

В кон. 19 в. к традиц. патернализму белых миссионеров прибавились элементы расизма. Наиб, отчётливо они проявлялись в деятельности голландской реформатской церкви, оправдывавшей идеологию и практику апартхейда и содействовавших развитию его теории. Появился ряд т. н. чисто афр. церквей и сект, отделявшихся преим. по расовым причинам, поскольку «белые церкви» Юж. Африки оправдывали расовое разделение теологич. и моральными аргументами. Одними из первых были созд. Афр. методистская епископальная церковь, Афр. христ. союз, Афр. пресвитерианская церковь.

Афр. церкви выступили за предоставление им автономии. Промежуточными формами движения афр. церквей к автономии стали нац. синоды и христ. советы, в к-рые входили представители разл. протестантских нац. церквей. Один из первых христ. советов был созд. в Замбии. Между двумя мировыми войнами и в годы 2-й мировой войн наиб, активность в Африке проявляли амер. протестантские миссионеры, прёдоставлявшие протестантским миссиям финанс. помощь и поддержку.

В послевоен. годы в условиях роста нац.-освободит. движения афр. протестантские церкви вновь выступили за предоставление им автономии; однако их требования ограничивались рамками «законности и порядка» и призывали к сохранению традиц. связей с метрополиями. Чтобы сохранить свои позиции в условиях подъёма нац.-освободит. движения и использовать процессы роста нац. самосознания афр. народов, протестантские теологи выдвинули про-грамму сохранения и культивирования нац. ценностей. Поощряя националистич. тенденции, протестантские церкви призывали свою паству активизировать участие в социально-экономич. и политич. жизни и в одном из своих офиц. документов указывали, что афр. пасторам разрешается, а иногда и рекомендуется участвовать в политич. жизни. Упор делался на подготовку воспитанных в христ. духе афр. кадров, способных взять в свои руки управление страной после завоевания ею политич. независимости.

В афр. странах действуют десятки тысяч независимых церквей, только в Юж. Африке их более 2 тыс. Социаль-ный состав верующих независимых церквей весьма разнороден: от низов общества до его элитарных прослоек. Во многих церквах более половины состава — женщины. Независимые церкви создавались преимущественно на племенной основе. Спор за лидерство в церквах вызывает постоянные расколы, деления и образование новых церквей. Политич. независимость не повлияла существенно на процесс дробления независимых церквей. В то же время, пытаясь освободиться от традиц. зависимости от Запада, независимые церкви стараются объединиться между собой, создать ассоциации на нац., региональном и общеафриканском уровнях. Независимые афр. церкви участвуют в междунар. экуменич. движении, входят в различные междунар. объединения протестантских церквей, в т. ч. во Всемирный совет церквей. После завоевания афр. странами политич. независимости старые миссионерские церкви отказались от враждебного отношения к независимым церквам и начали сотрудничество с ними. Большинство независимых церквей для подготовки кадров священнослужителей прибегает к помощи нац. миссионерских церквей и протестантских объединений Зап. Европы и Сев. Америки. Амер. меннониты, например, активно помогают в создании библейских школ и семинарий в странах Зап. и Центр. Африки.

Во 2-й пол. 20 в. активно развивалось сотрудничество разл. протестантских церквей Африки. Были созд. протестантские миссионерские федерации Франц. Зап. Африки и Франц. Экв. Африки. Афр. конференция протестантских церквей Африки (1958, Ибадан) впервые объединила представителей осн. деноминаций: англикан, лютеран, пресвитериан, реформатов, методистов и баптистов. В 1961 ряд независимых афр. протестантских церквей вошли в Экуменич. совет церквей. В 1969 в Кампале (Уганда) состоялась первая обще- афр. конференция церквей, в к-рой приняли участие 420 делегатов из 42 стран. В 1979 конференция церквей всей Африки состоялась в Найроби (Кения). Во мн. странах созд. центры религиоведческих исследований, интенсивно разрабатывается афр. теология.

Наиб, сильные позиции протестанты продолжают сохранять в сфере образования и здравоохранения. В их ведении находится более ста колледжей и ср. спец. уч. заведений, неск. вузов (Гана, Заир, Кения, Мадагаскар, Нигерия, Судан, Уганда, ЮАР и др.), неск. десятков больниц, лепрозориев, домов для престарелых. Действует много разл. молодёжных, в т. ч. студенческих, протестантских орг-ций. Существуют пром. и с.-х. миссии. Протестанты ведут активную евангелизаторскую деятельность, традиц. сферой активности остаётся благотворит, деятельность. Многие афр. лидеры стремятся использовать церковь для осуществления социально- экономич. политики, особенно в тех странах, где церковь имеет широкую социальную базу. В странах социалистич. ориентации позиции церкви, особенно в сфере образования, ограничиваются.