Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ПРОТЕСТАНТИЗМ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ в Африке. На нач. 1980-х гг. число протестантов в Африке превышало 40 млн. чел. (ок. 10% нас. континента). Из них ок. 36% в Юж. Африке, 29% в Западной и по 15% в Вост. и Центр. Африке. В Намибии и ЮАР протестанты составляют ок. 40% нас., от 33 до 25% — в Ботсване, Габоне, Камеруне, Лесото, на Мадагаскаре, в Малави и на нек-рых прилегающих к Африке о-вах Инд. ок., от 10 до 16% — а Анголе, Гане, Заире, Замбии, Зимбабве, Кении, Конго, Либерии, Нигерии, Свазиленде, Танзании, Уганде. Наиб, крупные протестантские общины находятся в ЮАР (св. 10 млн. чел.), Нигерии (ок. 9 млн.) и Заире (ок. 4 млн.). Небольшие протестантские общины и церкви есть во всех афр. странах.

Протестантизм в Африке характеризуется множеством независимых друг от друга церквей и общин, крупнейшие: англиканская (ок. 8 млн. чел.), лютеранская (св. 6 млн. чел.), реформатская (св. 3 млн. чел) , пресвитерианская (ок. 3 млн. чел.), методистская (2 млн. чел.), баптистские (св. 2 млн. чел.), пятидесятническая (св. 1,6 млн. чел.), церковь Христа (св. 1,2 млн. чел.), адвентистская (1 млн. чел.). Самые крупные англиканские церкви сосредоточены в Уганде и ЮАР, значит, общины в Нигерии, Танзании, Кении, Зимбабве, Гане, Судане и Руанде. Лютеранские церкви имеются более чем в 30 странах, наиб, крупные — в ЮАР, Танзании, на Мадагаскаре, в Камеруне, Нигерии, Эфиопии, Анголе, Заире, Намибии, Лесото. Большинство приверженцев реформатской церкви проживает в ЮАР, небольшие общины в Намибии, Замбии, Кении, Ботсване, Алжире и Тунисе. Пресвитериане живут в 15 странах, из них — в Гане, Заире, Камеруне, Малави, Нигерии и ЮАР по нескольку сотен тыс, чел. Методистские церкви разл. толков имеются в 25 странах, наиб, их число — в Нигерии, значит, общины в Гане, Анголе, Респ. Кот- Дивуар, Заире, Зимбабве, Либерии, ЮАР. Баптистские церкви имеются более чем в 30 странах, наиб, число бап-тистов — в Заире и Нигерии, кр. общины — в Анголе, Замбии, Зимбабве, Камеруне, Конго, Либерии, Чаде, ЦАР и ЮАР. Пятидесятники проживают в 30 странах Африки, наиб, их число — в ЮАР. Общины приверженцев церкви Христа есть в 7 странах; по 1/3 приверженцев — в Заире и на Мадагаскаре. Адвентисты седьмого дня имеют наиб, крупные общины в Кении, Руанде, Малави, ЮАР, на Мадагаскаре, в Заире, Танзании, Зимбабве, Замбии, Гане, Анголе, Камеруне. Конгрегационалистскме церкви имеются в ЮАР, Нигерии, Малави, Замбии, Намибии, Зимбабве и на Мадагаскаре, небольшие общины квакеров существуют примерно в 10 странах, «Армия спасения» — в 15 странах. Моравская церковь занимает несколько обособленное от др. протестантских церквей положение: её более или менее значительные общины есть в Танзании, Заире и ЮАР. Небольшие, но влият. общины меннонитов в Заире, Руанде, Бурунди, Эфиопии, Танзании и Гане. Общины назареянских церквей — в 10 странах, ок. 200 тыс. сторонников Свидетелей Иеговы — в 20 странах.

Первые протестантские миссионеры, представители голландской реформатской церкви, появились на Ю. Африки в 17 в. В 18 в. протестантские миссионеры несколько активизировали свою деятельность в Зап. и Юж. Африке, Преим. это были британские англиканские и методистские миссии, обслуживавшие европейцев. В 19 в. моравские братья активно действовали на Золотом Береге, Лондонское миссионерское об-во — на Банановых о-вах и в Сьерра-Леоне, Церковное миссионерское об-во — в Сьерра-Леоне, англ. методистские епископальные миссии, Веслеянские методистские миссии, Базельские миссии, Сев.-герм, миссионерское об-во, Рейн-ское миссионерское об-во — в Сьерра- Леоне, Гамбии, Либерии, на Золотом Береге. Амер. пресвитерианские и баптистские миссии помимо Зап. Африки распространяли своё влияние на Ю. Афр. континента. С 1817 Лондонское миссионерское об-во проникло на Мадагаскар и к сер. 19 в. добилось значит, успехов в христианизации местного нас. Во 2-й пол. 19 в. в Юж. Африке действовало неск. десятков протестантских миссий из разл. европ. стран. Протестантские миссии были открыты в Буркина-Фасо и Нигерии, в Вост. Африке. Парижское об-во евангелич. миссий начало евангелизацию жителей Басутоленда (совр. Лесото) и Бечуаналенда (совр. Ботсвана). Шотландское миссио-нерское пресвитерианское об-во создало миссии в Зап., Юго-Зап. и Юж. Африке.

Протестантское миссионерство в Африке отличалось от католического тем, что оно гораздо шире занималось переводом христ. религ. лит-ры на местные яз. (первый перевод Евангелия от Матфея на яз. манде в Гамбии был сделан в 1836). Библейские об-ва и об-ва по распространению христ. знаний перевели Библию более чем на 500 афр. языков и диалектов. Протестанты создавали нач. школы, привлекали к миссионерской деятельности африканцев.

До раздела терр. Афр. континента между европ. империалистич. держа-вами и насаждения в афр. странах колон. администрации миссионеры собирали необходимые для метрополий сведения геогр. и этногр. характера, изучали историю, языки, нравы и обычаи афр. народов. В то же время протестантские миссионеры активно участвовали в колон, экспедициях своих соотечественников. В колониальный период деятельность протестантских миссионеров объективно служила подготовит, фазой к захвату европ. державами новых колоний и установлению колон, режимов. С целью расширения своего влияния христ. церкви умело пользовались возможностями, открывшимися в результате колон, экспансии европ. стран, оправдывая её цивилизаторской миссией «христианской» Европы по отношению к «диким народам» Африки. Все европ. пр-ва прямо или косвенно оказывали помощь и поддержку соответствующим нац. миссиям в афр. странах.

На Берлинской конференции 1884—85, закрепившей раздел Афр. континента, европ. державы провозгласили принципы свободы миссионерской деятельности, однако межимпериалистич. колон, соперничество проявилось и в религиозной сфере. Так, брит, колон. администрация запрещала деятельность католич. миссионеров на контролируемых ею территориях. В Уганде и Конго англо-франц. противоречия привели к столкновениям между миссионерами-протестантами из Церковного миссионерского об-ва и католич. миссионерами из ордена «Белые отцы». После захвата Германией афр. колоний (1886) были созд. Об-во лютеранской евангелич. миссии для Вост. Африки и Евангелич. миссия для Герм. Восточной Африки. Местные инте-ресы доминировали над религиозными в деятельности как протестантских, так и католич. миссионеров. Протестантские миссии значительно расширили деятельность в социально-политич., экономич. сферах и сфере образования. Создавались спец. пром., с.-х. и мед. миссии. В рамках провозглашённой в кон. 19 в. стратегии «Библии и плуга» протестантские миссии ставили задачу воспитания в христ. духе афр. мелкой буржуазии, чиновников и предпринимателей, представителей ср. слоёв.

В кон. 19 в. к традиц. патернализму белых миссионеров прибавились элементы расизма. Наиб, отчётливо они проявлялись в деятельности голландской реформатской церкви, оправдывавшей идеологию и практику апартхейда и содействовавших развитию его теории. Появился ряд т. н. чисто афр. церквей и сект, отделявшихся преим. по расовым причинам, поскольку «белые церкви» Юж. Африки оправдывали расовое разделение теологич. и моральными аргументами. Одними из первых были созд. Афр. методистская епископальная церковь, Афр. христ. союз, Афр. пресвитерианская церковь.

Афр. церкви выступили за предоставление им автономии. Промежуточными формами движения афр. церквей к автономии стали нац. синоды и христ. советы, в к-рые входили представители разл. протестантских нац. церквей. Один из первых христ. советов был созд. в Замбии. Между двумя мировыми войнами и в годы 2-й мировой войн наиб, активность в Африке проявляли амер. протестантские миссионеры, прёдоставлявшие протестантским миссиям финанс. помощь и поддержку.

В послевоен. годы в условиях роста нац.-освободит. движения афр. протестантские церкви вновь выступили за предоставление им автономии; однако их требования ограничивались рамками «законности и порядка» и призывали к сохранению традиц. связей с метрополиями. Чтобы сохранить свои позиции в условиях подъёма нац.-освободит. движения и использовать процессы роста нац. самосознания афр. народов, протестантские теологи выдвинули про-грамму сохранения и культивирования нац. ценностей. Поощряя националистич. тенденции, протестантские церкви призывали свою паству активизировать участие в социально-экономич. и политич. жизни и в одном из своих офиц. документов указывали, что афр. пасторам разрешается, а иногда и рекомендуется участвовать в политич. жизни. Упор делался на подготовку воспитанных в христ. духе афр. кадров, способных взять в свои руки управление страной после завоевания ею политич. независимости.

В афр. странах действуют десятки тысяч независимых церквей, только в Юж. Африке их более 2 тыс. Социаль-ный состав верующих независимых церквей весьма разнороден: от низов общества до его элитарных прослоек. Во многих церквах более половины состава — женщины. Независимые церкви создавались преимущественно на племенной основе. Спор за лидерство в церквах вызывает постоянные расколы, деления и образование новых церквей. Политич. независимость не повлияла существенно на процесс дробления независимых церквей. В то же время, пытаясь освободиться от традиц. зависимости от Запада, независимые церкви стараются объединиться между собой, создать ассоциации на нац., региональном и общеафриканском уровнях. Независимые афр. церкви участвуют в междунар. экуменич. движении, входят в различные междунар. объединения протестантских церквей, в т. ч. во Всемирный совет церквей. После завоевания афр. странами политич. независимости старые миссионерские церкви отказались от враждебного отношения к независимым церквам и начали сотрудничество с ними. Большинство независимых церквей для подготовки кадров священнослужителей прибегает к помощи нац. миссионерских церквей и протестантских объединений Зап. Европы и Сев. Америки. Амер. меннониты, например, активно помогают в создании библейских школ и семинарий в странах Зап. и Центр. Африки.

Во 2-й пол. 20 в. активно развивалось сотрудничество разл. протестантских церквей Африки. Были созд. протестантские миссионерские федерации Франц. Зап. Африки и Франц. Экв. Африки. Афр. конференция протестантских церквей Африки (1958, Ибадан) впервые объединила представителей осн. деноминаций: англикан, лютеран, пресвитериан, реформатов, методистов и баптистов. В 1961 ряд независимых афр. протестантских церквей вошли в Экуменич. совет церквей. В 1969 в Кампале (Уганда) состоялась первая обще- афр. конференция церквей, в к-рой приняли участие 420 делегатов из 42 стран. В 1979 конференция церквей всей Африки состоялась в Найроби (Кения). Во мн. странах созд. центры религиоведческих исследований, интенсивно разрабатывается афр. теология.

Наиб, сильные позиции протестанты продолжают сохранять в сфере образования и здравоохранения. В их ведении находится более ста колледжей и ср. спец. уч. заведений, неск. вузов (Гана, Заир, Кения, Мадагаскар, Нигерия, Судан, Уганда, ЮАР и др.), неск. десятков больниц, лепрозориев, домов для престарелых. Действует много разл. молодёжных, в т. ч. студенческих, протестантских орг-ций. Существуют пром. и с.-х. миссии. Протестанты ведут активную евангелизаторскую деятельность, традиц. сферой активности остаётся благотворит, деятельность. Многие афр. лидеры стремятся использовать церковь для осуществления социально- экономич. политики, особенно в тех странах, где церковь имеет широкую социальную базу. В странах социалистич. ориентации позиции церкви, особенно в сфере образования, ограничиваются.