Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ

РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ

РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ, комплексы верований, культов, ритуалов, сложившихся у афр. народов до распространения на континенте ислама и христианства. Значит, место занимает анимизм. Р. а. т. приписывают наличие души конкретным живым существам и неодушевлённым предметам (напр., ритуальным барабанам). Мн. афр. народы верят в множественность душ у человека. О посмертном существовании души их представления разнообразны: по представлениям ньяруанда, игбо, ибибио и др., души умерших находятся под землёй, по представлениям шилук, лодзи, эве, йоруба и др. — на небе. Эти пред-ставления совмещались с верой в воплощение умерших в тотемных животных или растения, в переселение душ умерших в новых членов рода. Сложились обряды, вызванные в значит, мере страхом перед мёртвыми. Бушмены, считавшие, что душа умершего, оставляя могилу, охотится, ест и пьёт, после погребения покидали прежнюю стоянку, избегали старых захоронений. Гереро перед захоронением ломали у трупа позвоночник, чтобы душа покойного, ставшая червем, не выскользнула наружу. Готтентоты, чтобы не выпу-стить душу умершего, окутывали его голову кожаным плащом, в к-рый закатывали согнутый пополам труп. Почитались как покровители родовой общины, деревни локальные духи — «хозяева» лесов, холмов, озёр, рек, их наделяли именами, посвящали им святилища (считавшиеся местом пребывания духа) — холмы, пещеры, естественные колодцы и пр., для поддержания культа выделяли специальных жрецов, в честь духов-покровителей устраивали празд-нества с жертвоприношениями, молениями.

С анимизмом Р. а. т. связан (но, возможно, более раннего происхождения) фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам-фетишам). Первоначально сверхъестеств. свойства приписывались самим фетишам; с развитием анимистич. представлений фетиш стал рассматриваться как вместилище души, духа. Объектами поклонения были деревья, камни, барабаны, маски, статуэтки, скамейки и др.

Фетиши подразделялись на общие для группы кровных родственников, общины, племени, народа и личные (защищающие владельца от всякого зла). Общими фетишами у йоруба, бини, бамбара являлись кам. неолитич. топоры, считавшиеся окаменевшими молниями, пущенными на землю божествами Шанго и Фаро. Ганда фетишизировали регалии, атрибуты власти, собственность обожествлявшегося правителя — кабаки (принадлежавшие ему барабан, рога быков и буйволов и др.). Общенар. фетишем ашанти, вместилищем души всего народа считался т.н. золотой трон (дерев, резная, инкрустированная золотом скамеечка), на к-рый запрещалось садиться даже правителю. Важнейшими фетишами общеродового или обще- плем. значения были ритуальные маски, кугльт к-рых был широко развит в Зап. и Центр. Африке. Большое распространение получили личные фетиши у ашанти (суманы, изготовленные из кусков дерева, раковин, бус, раскрашенные и обмазанные кровью жертвенных животных), нуэр (кулангни — дерев, бруски или связки дерев, палочек), конго (нкизи), народов междуречья Конго — Убанги (бонганга) и др. Их боялись, старались умилостивить, но могли и наказать, выбросить, вернуть колдуну для восстановления сверхъестеств. силы.

В Р. а. т. сохранились пережитки тотемизма. Согласно тотемич. представлениям, группа кровных родственников, в первую очередь родовая община, ведёт своё происхождение от определённого вида животных или растений (реже от рек, озёр) — тотема или от общего с тотемом предка. Тотем — объект сакрального почитания и в какой-то мере отличит, знак, символ этой группы (перенимающей наименование тотема). Тотемизм включает ряд обязат. правил, обрядов, в т. ч.'строжайших запретов (табу) употреблять в пищу тотемное животное или растение, вступать в брак с лицом той же тотемной группы (тотемич. экзогамия). Наиб, полно тотемизм сохранился у пигмеев (Заир, Конго, Габон). Отд. элементы тотемич. верований обнаруживаются у большинства народов Африки — назв. родов по тотему (напр., слона, обезьяны, змеи — у йоруба, черепахи, питона, пчелы — у нуэр и динка), вера в переселение душ умерших в тотем (у йоруба, занде и др.), запрет охоты на тотемных животных (у нуэр, динка, эдо и др.), пищевые табу (у йоруба, ланго, эдо и др.), ритуальные тотемич. пляски (у тсвана, суто, бамбара и др.); распространено почитание определённых видов животных (к-рым, вероятно, ранее поклонялись как тотемам); питонов (у ашанти, фон, луо), леопардов и львов (у йоруба, конго, луба, ланго, фон), крокодилов (у догон, сонгай, бамбара, ашанти) и др.

У большинства афр. народов распространён культ предков (возникший позднее тотемизма): почитаются предки (духи предков) семьи, рода, племени. В число сакрализованных включаются обладавшие высоким социальным статусом — главы семейств, вожди родов, племён, жрецы и т. п. Культ предков отражает значит, роль в афр. геронтократич. традиц. обществах стариков, патриархов семьи, рода — хранителей традиций, знаний, коллективного опыта. В Р. а. т. духам предков отво-дится роль связующего звена между конкретной социальной группой и потусторонним миром. Распространено представление о возвращении духов предков в мир живых, о поселении их неподалёку от деревни; умерших предков продолжают считать членами общи-ны, к-рые помогают сородичам, наказывают их при нарушении обычаев, кровнородственных обязательств и т. п. Предков почитают преим. по мужской линии, у ряда этносов (ашанти и др.) — по женской, нек-рые народы (гереро, тсонга и др.) чтят предков и по мужской, и по женской линии.

Согласно традиционным религ. представлениям, на высшей иерархич. ступени — давно умершие предки (более близкие к «эпохе первотворения»), основатели родов, однако, как правило, моления и обряды относятся к ещё не забытым предкам, скончавшимся относительно недавно. Формы почитания предков у афр. народов различны. Вамбара, считавшие воплощением духов предков столбы, к-рые подпирают крыши домов глав семейств, обмазывали их маслом (чтобы влить новые силы), ежегодно совершали около них жертвоприношения. У конго обряды, связанные с культом предков, совершались на местах погребений. Но центром культа предков всего рода был «дом бакулу» — хижина в гл. селении рода, в ней постоянно поддерживался огонь, хранилась корзина с реликвиями (волосы, ногти, фаланги пальцев умерших жрецов культа предков), культом предков ведал особый жрец. У ашанти центром почитания предков был «дом скамеек». Каждый ашанти имел особую, табуированную скамейку, в к-рую, как считалось, после его смерти переселялась его душа; скамейки предков — умерших вождей — торжественно пере-носились в «дом скамеек».

С развитием социальных отношений, возникновением в Африке раннегос. образований связан политеизм. Наряду с бесчисленными духами появляются могуществ. божества, обладавшие личными именами, обликом (часто антропоморфным), характерными индивидуальными чертами, более отчётливо выраженными функциями. Как правило, культ верховных богов отсутствует (среди исключений культы Нгаи у кикуйю, Ньяме у ашанти, Амма у догон).

Для_ Р. а. т. афр. раннегос. образований (Йоруба государства, Луба, Лунда, Лоанго, Бенин, Уньоро, Ашанти конфедерация, Буганда и др.) характерно обожествление правителей, к-рые считались потомками и воплощением мифич. первопредков: у шиллук — Ньиканга, у ганда — Кинту и т. п. Обожествлённые предки правителей часто наделялись именами архаич. богов, отождествлялись с ними. Во мн. «историч.» преданиях йоруба первым правителем Ифе являлось божество Одудува, правителем Ойо — Ораньян. Обожествлялись и здравствующие правители. Их воцарение сопровождалось ритуалами, целью к-рых было сообщить ему божеств, силу (напр., у шиллук на трон помещали фетиш, именовавшийся Ньикангом, закалывали жертвенного быка, а затем, убрав фетиш, сажали на трон нового правителя). Обожествлённые правители окружались многочисл. табу (у лунда им нельзя было касаться земли, никто не должен был видеть, как они едят, пьют; у ньоро, бини правителям разрешалось говорить только ночью и т. п.).

Важное место в отправлении культа занимали жертвоприношения. Приносили в святилища предков, духов, божеств орехи кола, варёную кукурузу, бобы, др. растит, пищу; практиковали возлияние водой, маслом, спиртными напитками; убивали животных (козы, овцы, собаки, реже быки, коровы; нередко тому или иному конкретному ритуалу должен был соответствовать определённый цвет жертвенного животного — белый, чёрный, пятнистый и т. п.). Во мн. раннегос. образованиях (у ашанти, в Буганде, в Бенине) совершалось ритуальное умерщвление людей. Жертвоприношения совершались не только ради умилостивления

обожествлённых предков, богов, но им приписывалось и магич. значение.

Магия в верованиях афр. народов основана на вере в возможность использовать мнимую сверхъестеств. силу тех или иных существ, телодвижений, жестов, словесных формул-заклинаний для ограждения от опасности, обеспечения удачи, нанесения вреда врагу и т. п. Мн. магич. обряды построены на принципе имитации, уподобления. Напр., шиллук при обряде вызывания дождя заставляли раненого жертвенного быка совершить путь к реке и обратно к месту жертвоприношения (где его убивали), считая, что вслед за этим дождь, подобно крови быка, оросит землю (такой же характер носило жертвоприношение Хейтси Эйбибу у готтентотов). Перед началом охоты ланго, луо прибегали к магич. ритуалу — прокалыванию изображений зверей символич. или настоящими стрелами, копьями, в обрядах вредоносной магии применяли протыкание фигурок. Др. магич. обряды основаны на представлении о непрекра- щающейся взаимосвязи предметов, когда-то находившихся в контакте, либо целого и отделившейся от него части; мн. афр. племена полагали, что злокозненный колдун в состоянии оказать непосредств. вредоносное воздействие на человека при наличии его одежды, экскрементов, обрезанных ногтей и волос.

Магич. значение придавалось и молитвам-заклинаниям, проклятиям; мн. афр. племена верили, что мысль, выраженная словами, овеществляется в деле; действенность, сила слова зависит от вложенной в него безликой энергии, гл. обладатели к-рой — люди высокого социального статуса (старейшины, вожди, правители, жрецы). Нарушение магикорелиг. запретов, табу, регламентировавших мн. стороны жизни афр. народов, могло привести, по их представлению, к смерти человека.

Существенным элементом ритуалов являлась молитва. Коллективные молитвы читались хором, нараспев. В отправлении культа большую роль играли музыка, пение, пляски. Мн. муз. инструменты имели ритуальный характер (гуде лки, трещотки у догон, барабаны у ашанти и др.). Музыка, сакральные танцы во время ритуала создавали атмосферу всеобщего единения, вызывали у участников религиозную экзальтацию.

Религ. ритуалы были связаны со всеми значит, этапами жизни, с производств. деятельностью человека, коллектива. Сезонные ритуалы посвящались перемене климатич. цикла, началу посева, жатвы, передвижению с зимних пастбищ на летние и др. Ритуалы бедствия были направлены на изгнание или умилостивление сверхъестеств. сил, навлёкших, по поверьям, болезни, неудачи на жителей деревни и т. п. Одно из центральных мест в жизни афр. традиц. обществ занимали инициации.

В родо-плем. обществах отправле-нием культа часто ведали старики, старейшины. В процессе разложения родо-плем. строя возникли культовые объединения, осн. в первую очередь по принципу пола, возраста, — тайные общества или тайные союзы (их организация, символика были тайной для непосвящённых). Членами тайных союзов, как правило, могли стать люди, достигшие половой зрелости, прошедшие обряды инициаций (посвящение в союз требовало дополнит, обрядов типа инициаций). Тайные об-ва включали по преимуществу лишь мужчин, однако существовали и женские тайные об-ва (у кпелле — Санде, у конго — Нкамба и др.); редко встречались смешанные союзы (Оконго — в Нигерии). С классовым расслоением, возникновением раннегос. образований тайные союзы превратились в замкнутые иерархии, орг-ции; они подразделялись на 6—10 ступеней-рангов. Уплата ден. взносов (особенно высоких для принадлежавших к высшим рангам) делала тайные об-ва доступными лишь знатным и богатым. Изменились цели союзов, помимо культовых функций они стали иметь и важные политические. В Зап. и Центр. Африке колон, периода существовало более 100 тайных союзов, имевших ответвления, филиалы. Наиб, влиятельными были Оро, Огбони, Эгунгун — у йоруба (Нигерия), Поро и Бунде — у тем- не, менде, сусу, кпеле (Сьера-Леоне, Либерия, Гвинея), Комо — у бамбара (Мали). Тайные об-ва ведали обрядами инициаций, церемониями, связанными с началом сева, сбора урожая, похоронами и др. Согласно верованиям африканцев, каждое об-во имело своего покровителя — духа, обожествлённого предка, божество. В церемониях тайных об-в существенное место отводилось культу масок, считавшихся воплощением божества, духа-покровителя. 13. Деревянная маска тайного общества «бунду у мен-де. Сьерра-Леоне. 14. Предок. Культовая скульптура'у бамбара. Мали. Музей Филадельфийского университета. 15. Культ божества йоруба Шанго (представлен ритуальным топором| 16. Фетиш. Обожествленный предок. Камерун. 17 Деревянная раскрашенная маска у сенуфо (Кот-Дивуар). Используется в обряде изгнания из деревни злокозненных колдунов. В пасть маски нередко вкладывают тлеющие угольки (ее назв. -выплевывающая огонь»). 18. Гадательные кости (каждая представляет определенного духа). Колдун, бросив кости на специальную дощечку, по их расположению распознает настроение духов.

С разложением родовой общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциации складывался институт жрецов — проф. служи-телей культа. Выделению жречества в особую обществ, группу предшествовал у ряда афр. народов, находившихся на стадии перехода от родовой организации к зачаткам государственности, институт вождей-жрецов (великий огун у догон, оль-ойбони у масаи, оркойот — у нанди и др.); у народов Юго-Вост. (и некоторых народов Северо-Вост.) Африки особым почитанием пользовались «вызыватели дождя», в роли к-рых нередко выступали вожди племён. В раннегос. образованиях (у ашанти, йоруба, в Буганде, в Бенине) жречество превратилось во влият. обществ, силу. Напр., жрецы в Буганде получали от правителей богатые дары, владели рабами, большим кол-вом скота; оскорбление жрецов (особенно жрецов гл. божеств) каралось большим штрафом, порой и смертью. Жрецы прикреплялись к храмам, святилищам, алтарям того или иного духа или божества, пользовались доходами с имущества и земли, принадлежавших храму. Престиж и статус жрецов зависел от места, к-рое занимали в полидемонич. или политеистич. пантеоне духи, божества, культ к-рых они поддерживали. У ряда народов (ашанти, азанде и др.) существовала иерархия жрецов. Жрецы руководили обрядами жизненного цикла, инициаций и др. религ. ритуалами, были наделены судебными функциями. Жрецы, особенно верховный жрец, получали от верующих всевозможные подношения. Жрецы часто отличались одеждой, украшениями (у жрецов Шан- го — красные одежды, ожерелье из красных и чёрных бусин; у жрецов Ньямина груди металлич. диски с полумесяцем). Посвящению в жрецы предшествовала длит, подготовка (до 2—3 лет), обучение всем тайнам ремесла; на это время предписывались уединённый аскетич. образ жизни, строгое соблюдение ритуальных установлений, многочисл. табу.

При отправлении культа жрецы ашанти, йоруба и др. впадали в транс — «общались» с духами и богами. У эве, фон, шона и др. «общение» осуществлялось через медиумов (чаще всего женщин). Слова и действия находящегося в трансе медиума интерпретировал жрец. Культы одержимости наиб, могущественными богами или обожествлёнными предками правителей у шона, каффа и др. представляли собой обычно канонизиров. спектакль, к-рым руководил жрец; объективно целью этих центр, культов являлось поддержание структуры власти, общепринятых норм и устоев. Одержимость медиумов периферийными, второстепенными божествами и духами не контролировалась жрецами; через периферийные культы (поскольку медиумы не несут ответственности за сказанное и содеянное ими в состоянии транса) просачивались новые взгляды и веяния в консервативные традиц. общества.

Большую роль среди служителей культа в Р. а. т. играли гадатели, в функции к-рых входило определение воли богов, причины несчастий, предсказание будущего, разгадывание снов, советы, как вести себя в той или иной ситуации. Гадали по полоскам кожи, костям, внутренностям жертвенных животных, крикам, полётам птиц. У ашанти, зулу, масаи и др. гадатель занимался предсказанием в состоянии транса. У йоруба, у к-рых существовала сложная система гаданий с помощью кокосовых орехов, жрецы Ифа (божество гадания) считались важнейшими среди др. жрецов, ни одно серьёзное решение не принималось без их совета (ту же роль у фон играли жрецы Фа). У мн. афр. народов жреч. прослойка сохранилась по настоящее время, не утратили влияния и гадатели.

К служителям культа примыкают знахари, сочетающие магич. приёмы с выработанными за мн. века методами нар. медицины. Согласно традиц. представлениям мн. афр. народов, болезнь может быть вызвана вселившимся в человека злым духом. Считалось, что знахарь, прибегая к заклинаниям, колдовским снадобьям, магич. действиям, изгоняет его из человека.

Важной функцией всех служителей культа, тайных об-в являлось выявление злокозненных колдунов (ведунов) и защита людей от их зловредного воздействия, По поверьям, распространённым среди афр. народов, ведуны, являясь людьми, одновременно принадлежат к миру умерших, духов, враждебных человеку (согласно мифологич. представлениям, они в какой-то мере антиподы людей: действуют ночью, невидимы, летают, двигаются пятками вперёд, перевёрнуты с ног на голову и т. п.). Первоначально в ведовстве обвинялись нарушители кровнородств. обязательств, противопоставлявшие себя обществу, позднее с усилением дифференциации в коллективах обвинения в ведовстве стали мощным средством межгрупповой борьбы за власть, имущество, влияние, позволяли расправляться с личными врагами.

В совр. Африке, несмотря на укрепление позиций ислама и христианства, с одной стороны, на усиливающуюся секуляризацию — с другой, Р. а. т. продолжают оказывать влияние на широкие массы людей. Согласно приблизит, статистич. данным (1980), Р. а. т, придерживаются более 100 млн. чел. Больше всего приверженцев Р. а. т. в численном выражении — в Нигерии, в процентном (79%) — в Либерии.