Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /СОКОТО

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я СОКОТО

СОКОТО

СОКОТО, халифат (султанат), феод,- теократич. объединение исламизиров. гос-в (эмиратов) басс. Ниж. Нигера с центром в г. Сокото, созданное знатью фульбе в ходе джихада ( «священной войны») против местных правителей в нач. 19 в. (см. Османа дан Фодио восстание). В основном сложился к 20-м гг. 19 в. Включал старые гос. образова-ния — Кано, Кацина, часть Дауры и Зарии, и новые: на С.-З. — собственно С. ( «коронное владение» халифов, возникшее на терр. Гобира, Замфары и части Кебби), Гванду, на С.-В. — Каза- уре (выделенный из Кано), Борну (Ката- гум), Вост. Борну (Хадеджиа, Джамааре, Мисау), на Ю.-З. — Илорин, Нупе (Бида), Контагора, Яури (Явури), Агаие, Лапай, Патеги, Лафиаги, на Ю.-В. — Адамауа, Мури, Баучи, Вост. Баучи (Гомбе), в центре — Кеффи, Насарава, Лафиа, Джемаа, Васе. Правители этих гос-в (т. н. царские эмиры), непосредственно подчинявшиеся халифам, могли иметь собств. вассалов и завоёвывать новые территории.

Границы халифата С. определились к сер. 19 в., когда он занимал терр. от гг. Масина и Сай на 3. до гг. Катагум и Гарва на В., от гг. Маради и Дауры на С. до гг. Локоджи и Майо-Дарле на Ю. Ранний халифат С. (до смерти в 1817 первого халифа — Османа дан Фодио) был организован в соответствии с нормами ортодоксального суннитского ислама. Офиц. иерархия включала должности халифа ( «амир аль-муминин»), помощников халифа (визири), военачальников (амир аль-джаиш) и судей (алькали). В 1808 Осман дан Фодио, оставаясь официально халифом, делегировал верховное управление частями халифата С. своим визирям. В 1812 выделились 2 визирата — западный во главе с братом халифа Абдуллахом, и восточный под началом сына Османа — Мухаммаду Белло. В правление 3 следующих халифов — Мухаммаду Белло (1817—37), его брата Абубакара Атику (1837—42) и сына Алию Бабы (1842—59) наступил период известной консолидации халифата С. В 1817, после того как Абдуллах признал власть Белло, было ликвидировано деление С. на визираты, его центром окончательно стал г. Сокото. Власть халифов признали мятежные правители Гобира, Кебби, Хадеджиа и Кацины. В нач. 20-х гг. 19 в. в покорённых странах сложились новые правящие династии и возродился титул царя (сар- ки), это легализовало образование новой наследств, знати и открыло путь к фактич. разделу халифата С. на ряд гос-в. Новых правителей продолжали назначать халифы, но в 30-х гг. в эмиратах утвердился принцип престолонаследия; сложились также гос. советы (советы сарки), игравшие в основном роль совещательных органов, а также участвовавшие в решении вопросов престолонаследия (особенно при наличии неск. претендентов). Офиц. связи эмиров с халифами ограничивались узами вассальной (даннической и военной) зависимости, носившей в ряде случаев чисто символич. характер. В кон. 19 в. в результате нар. восстаний, династич. распрей и столкновений эмиров авторитет и власть халифов ещё больше упали и свелись к роли арбитров. Экономи-чески и политически преобладающим ядром державы оставались страны хауса (эмираты Кано, Кацина, Даура, Зария, Сокото, Гванду). Обществ, строй халифата С. характеризовался процессом феодализации и представлял широ-кий диапазон переходных форм от патриархально-общинного строя к феодальному. Мелкое, по преимуществу натуральное, произ-во определялось строем земледельч. общины (промежуточной между родовым и сельским типами общины). Принцип раздельного хозяйствования отдельных больших семей (патриархальных общин) сочетался с принципом наследств, принадлежности индивидов к деревенскому коллективу и его терр. в качестве гл. элемента общинного землевладения и условия личного полноправия. Патриархально-общинные структуры на значит, части терр. С. подверглись процессу феодализации, хотя и в разной степени. Ко времени образования С. развитие феод, отношений дальше всего зашло в странах хауса. Здесь, по-видимому, уже в 16—17 вв. земледельч. община превратилась в систему территориальных (локальных) организаций (соседств, землячеств, общин-волостей или «земель»), а функции власти перешли в основном в руки надобщинной, наследств. знати, патриархальнообщинная организация сохранялась в преобразованной форме гос.-феод. структуры, к-рая определяла и харак-тер общинного управления, и во многом систему эксплуатации общинников. Гос.-феод. структура была воспринята правителями фульбе в качестве нормативной организации гос. власти госпо-дствующего класса на всей терр. С.

Господствующий класс состоял из военно-служилого сословия или титулованной знати (саракуна) и духовного сословия — богословов и законоведов (улемы или маламы). Саракуны и улемы в свою очередь делились на неск. статусных групп, только высшие из них (царский род в военно-служилом сословии, судьи и имамы среди улемов) носили замкнутый, наследств, характер. Военно-служилое сословие ведало политическо-адм. и воен. аппаратом, предназначенным для выполнения функций гос. управления, и прежде всего для сбора подушной подати (обычно деньгами) с крестьян и ремесленников, судебных штрафов, торг. пошлин и т. п. Титул, статус и власть саракуна определялись занимаемыми ими должностями (сараута). Должности делились на дворцовые и адм.-политические. Носители последних составляли основу должностной иерархии, их функции прежде всего заключались в управлении отдельными «землями» (ка- са) и они вознаграждались долей собранных налогов. Номинально лица, получавшие эти должности, представляли собой владельцев «кормлений», называвшихся «гаруруван сараута» ( «города должности»); фактически они превращались в условные зем. пожалования, частные владения саракуна.

Владельцы «гаруруван сараута» были связаны между собой отношениями личной иерархич. зависимости. На периферии халифата С. быстрая феодализация патриархально-общинных структур была в основном результатом их синтеза с развитыми феод, отношениями, заимствованными и перенесёнными фульбе на окраины халифата.

Эксплуатируемый класс (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы) состоял из сословия простолюдинов — свободнорождённых, не имевших титула или звания малама, и внесословных групп зависимого (сервильного) населения.

Большое распространение в хали-фате С. получила сервильная организация; её первоосновой служила значительно возросшая и укрепившаяся система невольничества — захват, покупка, наследование и пожалование рабов (байи). Невольники и их потомки, поселявшиеся в спец. посёлках (рума- да), отдельно от свободных, широко использовались в земледелии и специа- лизиров. ремесле и составляли значительную (в отдельных случаях, вероятно, и бблыиую) часть населения. В целом (несмотря на сильные элементы рабовладения) сервильная организация подчинялась феод, тенденции, становясь одной из предпосылок формирования частного феодализма. Последний получил в системе халифата С. значительное или преимуществ, развитие. Согласно нормам, воспринятым фульбе от хауса, потомки невольников во втором и третьем поколениях получали прочное (приближающееся к наслед-ственному) право на обрабатываемую землю, а также известные личные права, и переходили в разряды крепостного и зависимого крестьянства. Невольники жаловались, как правило, вместе с землёй в условное или наследственное (безусловное) владение. Сервильная организация в халифате С. втягивала в свою сферу земледельч. общину, подрывая тем самым основу гос.-феод. системы. В центрах С. и ближайших к ним р-нах частнофеод. отношения представляли собой результат постепенной эволюции гос.-феод. системы и её низшего звена — терр. общины. Сервильные поселения здесь жаловались обычно вместе с «городами власти» или создавались на их территории. Положение крестьян-общинников и коренных жителей сервильных посёлков, находившихся, как правило, под властью одних и тех же властителей, мало чем отличалось друг от друга; зем. пожалования и кормления фактически сливались в единую систему условных зем. держаний. Преобладающей формой эксплуатации становились частные повинности, в основном совпадавшие у общинного и зависимого крестьянства: барщина, оброчные платежи, включая введённые фульбе религ. налог — «десятина» и разл. личные «дары». На дальней периферии халифата С. сервильная организация, складывавшаяся гл. обр. в результате воен. экспансии фульбе, составляла основу зем. пожалований. Отдельные деревни и целые области передавались в частное держание придворным и сановникам, а их жители обращались в зависимых крестьян или рабов.

Наличие крупных торг.-ремесл. поселений было особенно характерно для стран хауса, где подобные поселения (гари) являлись центрами кр. терр. общин. Сочетание строя земледельч. общин и города в условиях включения их в систему надобщинной, феод, власти в целом содействовало развитию феод, отношений, внося в них значит, элементы товарно-денежных отношений (коммутация части феод, повинностей, торговля невольниками, товаризация нек-рых видов земли и т. д.). В нач. 20 в. С. был разделён между Велико-британией, Францией и Германией; ббльшая его часть вошла в состав англ. протектората Сев. Нигерия.

СОКОТО (Sokoto), город на С.-З. Нигерии, в долине р. Сокото (приток р. Нигер). Адм. ц. шт. Сокото. 100 тыс. жит. (1981). Узел шосс. дорог. Важный торг — распределит. центр р-на орошаемого земледелия (рис, сах. тростник), а также р-на возделывания хлопчатника, табака, арахиса и разведения скота. Цем. з-д, текст, и дубильные произ-ва. Кр. скотобойня. Кустарная выделка кож, ткачество. В 19 в. С. — столица гос-ва Сокото.