Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

Осталось 2 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ

ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ

ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ, религ. синкретич. организации, сочетающие в догматике, культе элементы местных традиционных верований и христианства. Большинство из них возникло в результате отделения от западнохристианских (гл. обр. протестантских) церквей и сект, объявив себя самостоятельными. В зарубежной литре их называют сепаратистскими, независимыми, туземными, пророческими, мессианскими или синкретическими. Членами христ.-афр. церквей являются исключительно африканцы, б. ч. принадлежащие к одному этносу; встречаются Х.-а. ц. и с. и полиэтнич. состава.

В вероучениях Х.-а. ц. и с. в большей степени используется Ветхий завет, чем Евангелия. Христ. представления о боге-отце, Иисусе Христе значительно видоизменены: бог-отец часто отождествляется с богом традиц. верований, с мифологич. первопредком (напр., в Церкви Христа с Ункупункулу) воплощением Иисуса Христа часто считается глава секты ( «чёрный Христос»), В ритуальной практике обычно превалируют, сочетаясь с элементами обрядов христианства, традиционные культы. Почти у всех Х.-а. ц. и с. сохраняется в качестве основного обряд крещения (совершается преим. над взрослыми или при переходе в класс взрослых); христ. представление о духе святом трансформировалось: в значит, части Х.-а. ц. и с. с сошествием духа святого стало связываться характерное для афр. культов состояние одержимости, транса.

Х.-а. ц. и с. строятся по иерархич. принципу, священнослужители делятся на высш. и низших. Во главе обычно стоит «пророк» ( «апостол»), почитаемый как «чёрный мессия», к-рый проводит наиб, значит, церемонии, проповедует осн. положения вероучения секты, а также занимается «исцелением» больных, борьбой с «злыми чарами» и «нечистой силой», защитой от «злокозненного колдовства» и т. п.

По неполным сведениям (кон. 1970-х гг.), приверженцы Х.-а. ц. и с. составляли 4—6% нас. континента, в т. ч. ок. 50% в странах Юж. Африки (в ЮАР ок. 15% нас.), св. 25% в Зап. Африке, ок. 17% в Центральной.

Нек-рые секты превратились в целые направления (движения), породившие в дальнейшем самостоят. общины. К таким относятся кимбангизм и матсуа- низм. Общины кимбангистов имеются в Заире, Конго, Анголе. Под влиянием кимбангизма возникли самостоят. секты в Заире (в 1970-х гг. их насчитывалось 15) и Анголе. Наиб, значит, из них в Анголе — Церковь нашего господина Иисуса Христа (или Культ красной звезды), к-рая в 1970-х гг. насчитывала неск. десятков тыс. чел.

Матсуанизм, сложившийся в 1920-х гг. как антиколон. политич. движение, приобрёл после смерти А. Матсуа преим. религ. характер. Матсуанисты имеют свои молельные дома, алтари. Осн. атрибуты культа — крест, зеркало, свечи, лампадки и др. В Конго существует (нач. 1980-х гг.) секта Матсуанистская церковь кинзонзи, требовавшая в 1950- х гг. объявления матсуанизма общегос. религией. Сектанты враждебны и по отношению к революц. — демократич. пр-ву Нар. Респ. Конго.

В колон, период большую популярность приобрела открыто выступавшая против колониализма секта Китавала. В кон. 1970-х гг. она была распространена в Заире, в небольшой степени в Малави.

Секта Движение хаки (или Миссия чёрных) была основана в Белы. Конго Симоном Мпади (воспитанник амер. баптистской миссии), объявившим себя в 1938 «пророком». Последователи секты имеются (нач. 1980-х гг.) в Заире, Конго, Анголе, гл. обр. среди конго (преим. среди горожан); общая числ. — неск. десятков тысяч чел.

Церковь Лумпа (или Странствующую церковь) основала в 1952—53 среди бемба в Сев. Родезии (совр. Замбия) «пророчица» Алиса Муленга Леншина Лубуша. Первоначально секта имела антиколон. направленность, нередко активно поддерживала Объединённую партию национальной независимости. В независимой Замбии (с 1964) Церковь Лумпа, получив отказ в предоставлении ей статуса гос. церкви, встала на путь антиправительств, действий. Руководители секты были арестованы; деятельность Церкви Лумпа поставлена под контроль гос-ва, часть сектантов эмигрировала в Заир, однако большинство вскоре вернулось в Замбию. Приверженцы Церкви Лумпа имеются в Заире, Танзании, Малави, Зимбабве.

В ряде стран Гвинейского побережья в нач. 20 в. широко распространилось движение Харриса. Уроженец Либерии У. У. Харрис (по этнич. принадлежности гребо) в 1910 объявил себя «пророком» и выступил за восстановление чистоты христ. учения. Он осуждал колдовство, фетишизм (порицал отношение к кресту как к фетишу, от к-рого можно ожидать чудесной помощи). С сер. 20 в. учение Харриса (иногда называемое неохар- ризм) получило широкое распространение во мн. афр. странах. Число последователей Харриса в Кот-Дивуар оценивается (1980-е гг.) приблизительно в 150—200 тыс., в Либерии — св. 20 тыс. (преим. среди гребо и кру). С 1920-х гг. стало распространяться учение харристов в Дагомее (совр. Бенин), особенно среди фон. В кон. 1970-х гг. численность бенинских последователей секты составляла неск. десятков тыс. чел. В 1910-х гг. сподвижник Харриса Дж. Нешби организовал в брит, колонии Золотой Берег (совр. Гана) среди фанти Церковь двенадцати апостолов, по своей догматике и внутр. организации схожей с харристскими общинами. После 2-й мировой войны в Кот-Дивуар возникла неохарристская секта Деима (Церковь Марии Лапу, или Церковь очищения от праха). Её основательница — «пророчица» Дьигба Давово (из племени дида подгруппы кру) — приняла имя Марии Лапу (от лапу — божественный пепел или зола). Секта Деима отрицает колдовство и почитание фетишей, жертвоприношения; не принимает христ. таинства исповеди и причащения. В ритуале деимистов большое значение придаётся «святой воде из ручья Деима» и «священному пеплу Лапу». Гл. отличие этой секты от др. христ.-афр. сект состоит в том, что её обряды лишены экстатич. характера. Многие моральноэтич. нормы секты (отказ от мести, прощение врагов и др.) противоречат нормам первобытнообщинного общества. Во 2-й пол. 1970-х гг. численность деимистов оценивалась в 100 тыс. чел., преим. среди бете, годье, дида и др., населяющих Ю.-З. Кот-Дивуар.

Секта Херувимы и серафимы (полное назв. Вечный священный орден херувимов и серафимов) — самая значительная в Зап. Африке; имеет адептов в ряде стран, в основном в Нигерии. Её числ. ориентировочно достигала в нач. 1980-х гг. ок. 500 тыс. чел. Основатель секты — Моисей Оримоладе Тунолазе из Нигерии. В основе вероучения секты — Библия (переведена на яз. йоруба). Сохраняются христ. догмат троицы, таинства крещения и причащения. Сектанты верят, что молитвами, личным обращением к богу можно достичь (без всяких посредников) божьей благодати, выражающейся в различного рода видениях, пророчествах, даре исцеления и т. п. Богослужения состоят гл. обр. в пении многочисл. молитв и псалмов, плясках под звуки духовых инструментов и тамтамов; характерны кликушество, транс, ночные бдения, носящие оргиастич. характер. Глава секты — баба аладура ( «отец молящихся», «про-рок»), возглавляющий группу высших служителей культа, на низшей ступени иерархии «апостолы», в обязанность к-рых вменяется проповедь и вовлечение в секту новых членов. Херувимы и серафимы имеют свои школы, приют для сирот и одиноких стариков, семинарии для подготовки священнослужителей, молельные дома и др. Ещё при жизни Тунолазе его последовательница Абиодун Акинсовон основала особую секту. В 1930-х гг. секта Херувимы и серафимы разветвилась на множество местных сект со своими «пророками» во главе. Среди них значительна секта Аладура (Церковь бога), возникшая в 1930 среди части йоруба в Нигерии. В кон. 1970-х гг. она насчитывала неск. десятков тыс. приверженцев; распространена, помимо Нигерии, в Либерии (у баса, кру, кпелле, банди и др.), в Сьерра-Леоне (с 1947; у менде в Фритауне и его окрестностях), на Ю.-В. Бенина (у части йоруба — наго) и др. Херувимы и серафимы вербуют приверженцев не только среди христиан и сторонников афр. традиц. верований и культов, но и среди мусульманского нас.

В 1930 на Ю.-В. Нигерии была образована Нац. церковь святого духа (или Секта святого духа). Первыми членами этой секты были ананг (подразделение ибибио). Они почитают одну из ипостасей троицы — духа святого, к-рого называют Эдисана Одуду. В догматике этой секты значительнее, чем в др. Х.-а. ц. и с., влияние традиц. верований; святой дух уподобляется традиц. духам-помощникам (как они, он исцеляет от болезней, может способствовать долголетию, приобретению богатства и т. п.). Почитаются духи природы, предков, божество Эте Абаси; культ включает экстатические обряды, обильные жертвоприношения.

В ЮАР действует Церковь Христа (или Ибандла Лика Кресту), возникшая в 1910 в Кейптауне у коса. Секта признаёт лишь Ветхий завет; практикует обычные для традиц. верований обряд обрезания, многоженство, левират и др.; выступает против католицизма, считая рим. папу антихристом. Возглавляет Церковь Христа епископ, к-рому сектанты приписывают способность непосредственного общения с богом; без посредничества епископа никто не может попасть на небо; в его силах распоряжаться погодой, дождём (уподобляется обожествлённому правителю или вождю-жрецу традиц. верований). Совр. Церковь Христа владеет соб-ственными зем. участками, магазинами, складами и др. Официально не признанная в ЮАР Церковь Христа как хоз. предприятие обладает всеми юридич. правами. Секта лояльна к расистскому режиму ЮАР, не выступает против системы апартхейда.

Сотни тысяч приверженцев в банту- язычных странах Центр, и частично Юж. Африки имеют апостольские движения, в деятельности к-рых особую роль играет проповедь «апостолами» скорого пришествия «чёрного спасителя» (мессии), установления на земле «царства божьего». К ним относятся: Апостолич. церковь, осн. в 1956 среди лулуа (терр. совр. Заира); Апостолич. церковь Иоанна Масове, с 1930 действующая среди шона Ю. и В. Зимбабве (распространена в Анголе, Зимбабве, Замбии); Африканская апостолич. церковь Иоанна Маранке, возникла у шона в 1932, самая крупная из Х.-а. ц. и с.

К числу Х.-а. ц. и с., образовавшихся в ряде стран Вост. Африки, принадлежат Мария Легия, Дини я Мариам и ряд др. Мария Легия (или Легия Мария, «легион Марии»), насчитывающая (кон. 1970-х гг.) св. 100 тыс. приверженцев, образовалась в Кении у луо в нач. 1960-х гг.; главный религ. центр секты — в Найроби. Мария Легия распространена также в Танзании.

Особую группу составляют «православные» секты африканцев, возникшие в Вост. Африке. Их священнослужители вступили в контакты с Александрийской, Греческой, Румынской, Русской православными церквами. В догма-тике и культе «православных» церквей сочетаются элементы протестантизма, католицизма, православия и местных традиц. верований. Африканская пра-вославная церковь (Африканская ортодоксальная церковь) возникла в Кении в кон. 1920-х гг. Насчитывала в кон. 1970-х гг. ок. 30 тыс. чел. Действует гл. обр. среди кикуйю, частично среди луо. Религ. центры — Найроби и Мараголи. На терр. совр. Уганды в 1929 была основана Африканская греческая православная церковь, к-рую возглавил архимандрит-африканец Спартас Мукаса. От неё отделилась Восточноправославная церковь во главе с С. Касасой. В 1966 обе секты объединились в Африканскую православную автономную церковь к югу от Сахары. В Уганде имеются и др. «православные» общины, не признающие единого руководства. По этнич. принадлежности приверженцы «православных» сект Уганды преим. ганда. В Танзании общая численность последователей «православных» сект на нач. 1970-х гг. оценивалась приблизительно в 20—25 тыс. чел.

Среди Х.-а. ц. и с. существуют и такие, к-рые возникли на основе афр. традиц. религ. орг-ций. Так, из тайного союза йоруба Огбони возникло в Нигерии в 1910-х гг. Реформированное братство Огбони (первоначально именовавшееся Христианизированное общество Огбони). Оно было основано африканцем, являвшимся ранее священнослужителем англиканской церкви, привнёсшим в вероучение секты элементы христианства. В колон, период за антиколон. выступления общество подверглось преследованиям и долгое время действовало тайно.

К такому же типу синкретич. орг-ций относится Церковь банза (или Движение бвити), сложившаяся в Габоне в нач. 20 в. у фанг, сангу и др. в результате модификации традиционного тайного союза сангу Бвити ( «посвящённые»), гл. функцией к-рого было проведение обряда инициаций;распространи-лась также и в Экв. Гвинее. Секта вос-приняла нек-рые христианские догматы, почитает Иисуса Христа, заимствовала элементы христ. обрядности и др. На базе тайного союза Лупамбула в колон, период в Белы. Конго (совр. Заир) была образована секта Мпеве ( «дух»), имевшая нац.-освободит. направленность.

На терр. совр. Эфиопии сложились у гураге, части галла, кафа христианизированные традиционные культы, вос-принявшие элементы монофиситства (отчасти и протестантизма) — почитание Иисуса Христа, девы Марии, некоторых христ. святых и др. Ряд местных традиционных божеств у них отождествлены с христ. святыми. Чаще всего в роли священнослужителей выступают традиционные жрецы, колдуны, знахари и т. п.

В период возникновения Х.-а. ц. и с. (с кон. 19 в.) в них находили отражение протест афр. народов против колониализма, расовой дискриминации. На этом этапе они, играли позитивную роль в нац.-освободит. движении. В ряде случае? синкретич. орг-ции, имевшие первоначально политич. направленность, впоследствии приобретали религ. (и по форме, и по содержанию) характер. На совр. этапе Х.-а. ц. и с. с их мистицизмом, приверженностью к трайбализму, с враждебностью ко всему новому служат тормозом на пути социально-экономич. развития независимых гос-в.