Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /«ЧЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДВИЖЕНИЕ»

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я «ЧЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДВИЖЕНИЕ»

«ЧЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДВИЖЕНИЕ»

«ЧЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДВИЖЕНИЕ» (Black Conscioussness Movement), идейно-политич. течение в Юж. Африке. Возникло на рубеже 60— 70-х гг. в условиях, когда былаг запрещена деятельность Афр. нац. конгресса (АНК) и др. прогрессивных орг-ций расистскими властями ЮАР. «Ч. с. д.» выражало протест угнетённых расовых групп, их стремление к единству. Первой орг-цией, заявившей о приверженности идее «чёрного самосознания», явилась Юж.-Афр. студенч. орг-ция (СА- СО, осн. в 1969), объединившая студен- тов-африканцев, а также цветных и индейцев. При участии руководства САСО на конференции представителей афр., цветного и инд. населения (г. Питермарицбург, июль 1972) был созд. Конвент чёрного народа (КЧН), а позднее — и др. орг-ции, стоявшие на платформе «чёрного самосознания»: Союз чёрных журналистов, Нац. молодёжная орг-ция, Объединённый союз чёрных рабочих и др. «Ч. с. д.» опиралось в осн. на афр. молодёжь — учащихся вузов и ср. школ; связи с рабочими были слабыми. Революц. потенциал молодёжи ослаблялся реформистскими элементами, проникшими в его руководство.

Будучи одним из выражений национализма угнетённых расовых групп, движение имело противоречивые идейно- политич. установки, проявляло непоследовательность в практич. деятельности. Его руководители отвергали теорию классовой борьбы, поскольку в условиях Юж. Африки она якобы «не в состоянии преодолеть барьеров расы, цвета кожи и национальности», отказы-вались от сотрудничества с любыми политич. орг-циями, в к-рых представлено белое население. Неклассовый подход проявлялся и в их позиции по междунар. вопросам, подчёркивалась «глобальная конфронтация между „третьим миром“ и более «богатыми странами». «Ч. с. д.» не имело ясной программы действий по освобождению угнетённого большинства в Юж. Африке, отвергало насильств. формы борьбы и возлагало осн. надежды на духовное возрождение чёрного человека и на программы экономич. развития афр. общины — «чёрный коммунализм». При этом не учитывалась реальная обстановка в ЮАР, усиливающееся классовое расслоение внутри чёрного населения.

Важная роль в деле духовного раскрепощения африканцев отводилась религии. Представители движения считали, что все существующие в ЮАР разновидности христ. церкви стоят на службе белых эксплуататоров, поэтому большое значение придавалось деятельности т. н. независимых афр. церквей. Широкую популярность приобрели идеи «чёрной теологии», назначение к-рой заключалось в «освобождении чёрного населения не только от отчуждения бога, но и от рабского мышления, комплекса неполноценности».

Непоследовательность и политич. незрелость лидеров движения использовали зап. круги, стремившиеся создать в ЮАР «третью силу», альтернативную АНК.

К сер. 70-х гг. ряд деятелей движения стал переходить от лозунгов самоутверждения чёрных к требованиям гиквидации системы господства белого меньшинства, что вызвало усиление репрессий со стороны властей. В связи с организованной САСО совместно с КЧН в сент. 1974 манифестацией в поддержку Фронта освобождения Мозамбика группа руководителей САСО была арестована и приговорена к длит, срокам тюремного заключения.

Сыграв положит, роль в возрождении чувства нац. гордости в «психологическом освобождении» африканцев, «Ч.с.д.», однако, не смогло возглавить растущий подъём борьбы угнетённых масс.

Расправа властей ЮАР над демонстрацией в Соуэто в июне 1976 пока-зала тщетность надежд на применение ненасильств. форм борьбы. Мн. активисты движения вступили в ряды подпольных орг-ций АНК. Власти вновь усилили репрессии против любых форм оппозиции режиму. 12 сент. 1977 был убит в тюрьме Бико, а 17 окт. было объявлено о запрещении 19 легальных орг-ций, в т. ч. САСО и КЧН; многие их руководители были арестованы. К этому времени «Ч. с. д.» в осн. исчерпало себя как идейно- политич. течение. Среди чёрного населения Юж. Африки усилился авторитет АНК, к-рый развернул работу по политич. мобилизации масс и проведению вооруж.операций.

В ЮАР сторонники «чёрного самосознания» проявляют себя гл. обр. в рядах созданной в 1978 легальной Нар. орг-ции Азании. За рубежом именем движения пытается пользоваться группа эмигрантов из Юж. Африки, выступающих против политич. линии АНК. В 1980 в Лондоне ими была проведена встреча, на к-рой было объявлено о создании орг-ции под назв. «Движение чёрного самосознания». Но заметного влияния ни в Юж. Африке, ни за рубежом эта группа не приобрела.