Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ЭФИОПИСТИКА

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ЭФИОПИСТИКА

ЭФИОПИСТИКА

ЭФИОПИСТИКА, комплексная науч. дисциплина, изучающая историю, этнографию, языки и культуру народов Эфиопии. В более широком смысле Э. включает также изучение географии, природных богатств, экономики, совр. политич. и социального развития страны. Э. оформилась как самостоят. наука сравнительно недавно. Прежде др. историю Эфиопии изучала египтология, общие проблемы истории, языкознания и культуры — востоковедение, языки большинства населяющих её народов — семитология. Хотя первые науч. труды по Э. появились ещё в кон. 17 в., только в 20 в. в европ. яз. (сначала итал., затем франц. и англ.) возник спец. термин, обозначающий совокупность наук об Эфиопии — «эфиопские исследования» (studi etiopici; etudes ethiopiennes; ethio-pian studies). Понятие Э. завоевало всеобщее признание после проведения 1-й Междунар. конференции эфиопи- стов в 1959.

Истоки Э. уходят в глубокую древность. Данные об этой стране содержатся в работах эллинистических (Гесиод, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский) и рим. (Помпоний Мела, Плиний Старший, Птолемей, Гелиодор) авторов. В ср. века терр. Эфиопии была известна как «Земля священника Иоанна», затем — Абиссиния.

Распространение христианства с 4 в. в гос-ве Аксум вызвало особый интерес к Эфиопии мн. народов — византийцев, армян, позже — итальянцев, португальцев. Косма Индикоплов посетил в 6 в. эту страну и оставил нек-рые сведения о ней. С Эфиопией и её нас. были хорошо знакомы арабы с доисламских времён, имевшие с эфиопами торг. и культурные связи. Когда на последователей Мухаммеда обрушились гонения, часть из них переселилась в Эфиопию. Книги араб, историков и географов Яку- 6и, Масуди, Ибн Хаукаля, Якута, Ибн Саида (9—14 вв.) являются ценным источником по истории, этнографии, географии ср.-век. Эфиопии.

В ср.-век. Европе постоянный интерес к Эфиопии, начиная с 12 в., подогревался крестовыми походами и стремлением привлечь в качестве союзника в борьбе с мусульманами могуществ. христ. повелителя легендарной «Земли священника Иоанна». Центрами сбора разнообразной информации об Эфиопии стали Иерусалим и Рим, где имелись эфиоп, монастыри, а также Каир — крупнейший торг. центр того времени.

Новый период в истории Э. охватывает 16 и 17 вв. и связан с пребыванием непосредственно в Эфиопии первых европейцев-португапьцев, авторов пространных записок очевидцев. Наиб, ценными из них в научном отношении являются книги Ф. Алвариша «Правдивая информация о землях священника Иоанна Индийского» (1540); М. Каш- таньозу «История португальской экспедиции в Абиссинию» (1564), обширная «История Эфиопии», принадлежащая испанцу на службе португ. короля П. Паишу (первое полное издание в 1945—46). Работы этих и др. португ. путешественников, однако, долгое время оставались малоизвестными в Европе.

К кон. 17 в. в разл. странах Европы и Бл. Востока уже накопился фактич. материал об Эфиопии и её обитателях, их обычаях и языках, природных богатствах страны. Однако эти знания оставались отрывочными, несистематизиро-ванными, содержали много ошибочных утверждений и вымыслов.

Основоположником науч. Э. принято считать нем. учёного И. Лудольфа (1624—1704). Его деятельность носила энциклопедич. характер и охватывала разл. области знаний об Эфиопии — историю, этнографию, географию, филологию. Источником его сведений был проживавший долгое время в Риме эфиопский монах Григорий. Перу Лудольфа принадлежит ряд крупных работ, опубл. на лат. яз. во Франкфурте: «История Эфиопии» (1681) и обширный комментарий к ней (1691), грамматика языка геэз (1661, 1702), грамматика амхарского яз. со словарём (1698), пространный геэз-лат. словарь (1699). Книги Лудольфа были вскоре переведены на франц. и англ. яз., долгое время служили справочными и учебными пособиями по языкам и истории Эфиопии. «История Эфиопии» была переведена и на рус. яз. и подарена автором Петру I.

После Лудольфа наступил нек-рый спад в развитии Э. В кон. 18—19 вв. англичане Дж. Брюс (1730—1794) и Г. Солт (1780—1827) положили начало новому подъёму Э., совершив длит, путешествия по Эфиопии и оставив подробные науч. отчёты. Брюс счёл, что Голубой Нил берёт начало из эфиопского оз. Тана. Описание его путешествия (1790) содержит много важных сведений по географии, истории, этнографии страны. Он собрал эфиопские рукописи, пере-данные позднее в б-ки Оксфорда и Парижа. Солт дважды посетил Эфио-пию (1805, 1809—10) и осн. внимание уделил изучению др. истории Сев. Эфиопии; особую ценность в его публикациях представляют надписи аксумского периода, поскольку впоследствии они подверглись разрушению.

В течение 19 в. мировая Э. быстро развивалась, в ней сформировались нац. науч. школы, расширилась проблематика исследований, началось систематич. критич. изучение эфиопских источников, хранящихся в европ. собраниях, стали организовываться ком-плексные науч. экспедиции. Характерной чертой Э. этого периода было проявление интереса к окраинным народам страны, к языкам тигринья, тигре, кушитской группе языков.

К сер. 19 в. оформилась нем. науч. школа в Э. Её основателем был А. Дильман, обогативший науку рядом содержательных трудов в области др, и ср.-век. истории Эфиопии, грамматики и лексикографии языка геэз. Среди др. учёных этой школы заслуживают упоминания Ф. Преториус, О. Митвох, К. Беиольд, австриец Л. Райниш. Значит, вклад в Э. внёс Э. Литманн, к-рый в 1905—06 руководил археол. экспедицией в столице Аксумского гос-ва. Изданные в 4 томах (1913) материалы этой экспедиции содержат богатый археол. и эпиграфич. материал по др. истории Эфиопии. Позже он возглавил новую экспедицию по изучению фольклора и лит-ры на яз. тигре (материалы изд. в 1910—15). Литманн встал во главе специально для него созданной кафедры амхарского яз. в Берлинском ун-те; прежде языки Эфиопии в ун-тах Зап. Европы преподавались на кафедрах семитологии.

В Италии основателем науч. школы в Э, стал И. Гвиди (1844—1935), автор большого числа филологич. работ. Его ученик К. Конти-Россини изучал историю и этнографию народов Эфиопии, а также языки, в частности тигринья и харари. В 1941 он основал первый науч. журнал в области Э. ( «Rassegna di studi etiopici»). Кр. работами в области истории, лингвистики и литературоведения Э. обогатил Э. Черулли. Его перу принадлежат историч. труд в 2 томах «Эфиопы в Палестине» (1943—47) и «История эфиопской литературы» (1956).

В кон. 19 — 1-й пол. 20 вв. во Франции основателем франц. школы в Э. стал семитолог Ж. Галеви, проф. Парижского ун-та. Первым руководителем кафедры амхарского яз. в Школе живых вост. яз. был Ф. Мондон-Видайе. Крупнейший языковед, семитолог и эфио- пист М. Коэн сменил впоследствии этих двух учёных на их постах. Совр. франц. эфиописты — в основном ученики Коэна.

На рубеже 19—20 вв. одной из наиб, авторитетных в мировой Э. стала рус. школа. Большой вклад в изучение истории религии Эфиопии, археографии и языкознания внёс В. В. Болотов. Важное значение для развития Э. имели рус. экспедиции в Эфиопию Е. П. Ковалевского, А. В. Елисеева, П. Бровцына, А. К. Булатовича, Л. К. Артамонова и др. Вершиной рус. дореволюц. Э. была деятельность Б. А. Тураева, создавшего ряд фундаментальных трудов по истории и филологии Эфиопии, среди них; «Исследования в области агиологичес- ких источников истории Эфиопии» и «Абиссинские хроники XIV—XVI вв.». Б. А. Тураев возобновил в России преподавание эфиопского яз., начатое в Харьковском ун-те известным востоковедом Б. А. Дорном.

Лучшие традиции рус. школы в Э. продолжили и развили сов. учёные. Ученик Тураева И. Ю. Крачковский много сделал для расширения источниковой базы истории Эфиопии и изучения др. лит-ры этой страны. «Введение в эфиопскую филологию» — сводный труд по историографии мировой Э. Важный вклад в изучение амхарского яз. внёс Н. В. Юш- манов. Сов. ботанико-агрономич. экспедиция во главе с Н. И. Вавиловым (1927) установила, что Эфиопия является древнейшим очагом формирования культурного земледелия. В 30-е гг. в СССР вышли монография «Абиссиния (Эфиопия)», работы И. Левина, П. Ли-совского, Д. Ольдерогге.

В Эфиопии науч. изыскания впервые стали проводить в нач. 20 в. учёные, долгое время жившие в Европе. Известный писатель Афэуорк Гэбрэ Иесус опубл. на итал. яз. книги «Грамматика амхарского языка» (1.905) и «Амхарский глагол» (1911). В Германии в годы перед 2-й мировой войной работал Алека Тайе (Тайе Гэбрэ Мэдхын), написавший «Историю эфиопского народа». В это же время интересные работы по языку геэз опубл. Тэкле Марьям Самхарай. На послевоен. годы падает науч. деятельность историка Тэкпе Цадык Мэкурия. В 1951 был опубл. фундаментальный толковый словарь амхарского яз., написанный первым эфиопским учёным-лексикографом Тэсэмма Хабтэ Микаэлем.

В 50-е гг. начинается новый, современный период в истории Э, характеризующийся институционализацией Э. Создаются н.-и. центры Э., спец. издания, регулярно проводятся междунар. конференции эфиопистов. В практику Э. входит широкое применение данных антропологии и археологии, этнографии и лингвистики, конкретно-социологи-ческие опросы. Одновременно расширяется проблематика исследований — больше внимания уделяется совр. социально-экономич. проблемам, вопросам междунар. отношений, начинается систематич. изучение истории и языков ряда окраинных народов Эфиопии. В СССР гл. науч. центрами в области Э. являются Ин-т Африки, Ленинградское отделение Ин-та этнографии, Ин-т мировой лит-ры, Ин-т языкознания АН СССР, восточный ф-т ЛГУ. В области др. и ср.-век. истории работают Ю. М. Кобищанов, С. Б. Чернецов, новой и новейшей истории — И. И. Васин, М. В. Райт, В. А. Трофимов, Г. В. Цып- кин, В. С. Ягья, русско-грузинско-эфиопских и армяно-эфиопских отношений.

В Великобритании гл. науч. центром Э. является Школа вост. и афр. исследований при Лондонском ун-те, издающая «Булеттин оф зе скул оф Ориен- тап энд Африкан стадис» ( «Bulletin of the School of Oriental and African Studies»). Исследования в области Э. ведутся также в Оксфордском и Манчестерском ун-тах. Последний выпускает периодический сб. «Ethiopian Studies». Наиболее известными англ. эфиопистами явля-ются Р. Панкхерст, М. Перем, Э. Уллен- дорф.

Во Франции изучение истории, языков, культуры народов Эфиопии сосредоточено в Нац. ин-те вост. языков и цивилизаций в Париже, в ряде парижских ун-тов, а также в Средиземноморском ин-те в г. Экс-ан-Прованс (Ж. Ле- клан, Ф. Анфре, А. Како, Ж. Тубиана, Ж. Доресс).

Италия имеет давние традиции в изучении Эфиопии, хотя в последние годы итал. школа в Э. потеряла позиции в языкознании. Возросло число работ по истории итал. колон, экспансии в Эфиопии. ' Наиб, крупные работы по этой тематике принадлежат перу Р. Райнеро, Д. Прокаччи и А, Триулци. Н.-и. центры Э. в Италии — Ин-ты востоковедения при Римском и Неапольском ун-тах. С 1941 в Риме издаётся спец. журн. «Рассенья ди студи этиопичи» ( «Rassegna di studi etiopici»).

В ФРГ нет спец. науч. центра, изучающего проблемы Э. Прошлое и настоящее Эфиопии разрабатывается в составе общих исследований по африканистике. Осн. науч. силы сосредоточены в Ин-те Африки им. Л. Фробениуса, директором к-рого является эфиопист Э. Хаберланд.

Из др. центров Э. зап.-европ. стран следует назвать Лейденский ун-т в Нидерландах и Лундский ун-т в Швеции. Известен своими трудами по истории Эфиопии швед, учёный С. Рубенсон. Исследования по Э. ведутся в ун-тах Израиля.

В США изучать Эфиопию стали сравнительно недавно. Осн. центры амер. Э. — Мичиганский ун-т (г. Ист-Лансинг), Сев.-зап. ун-т (г. Эванстон) и Центр афр. исследований при Калифорнийском унте (Лос-Анджелес). С 1977 Мичиганский ун-т издаёт журн. «Ethiopianist Notes», а ун-т в Нью-Джерси с 1978 ежеквартальный журн. «Хорн оф Африка» ( «Horn of Africa»).

Важнейшим событием новейшего этапа является формирование нац. науки в самой Эфиопии. Ин-т археологии с 1961 издаёт «Анналь д'аркеоло- жи» ( «Аппа1еэ d’archeologie»). В 1963 был открыт Ин-т эфиопских исследований при столичном ун-те и стал выпускаться «Джорнал оф Этиопиан стадис» ( «Journal of Ethiopian Studies»).

Антимонархич. революция 1974 обозначила коренной перелом в развитии нац. Э. Проведена реорганизация Ин-та эфиопских исследований (1976), перед к-рым поставлена задача создания глу-боких науч. трудов об эфиопском обществе и его культуре; директором ин-та был назначен видный историк Таддэсе Тамрат. Гл. центр языкознания — Академия амхарского яз. была переименована в Академию эфиопских языков (1976) и стала исследовать языки и фольклор всех народов и народностей страны, готовить словари и научно-тех- нич. терминологию, модернизировать алфавит. Ведущие учёные-лингвисты Эфиопии — Амсалу Аклилу и Асэффа Гэбрэ Марьям. Охраной историч. памятников занимается Центр по исследованиям и сохранению культурного наследия (1975).

Междунар. конференции (конгрессы) Э. проводились: 1-я — Рим, 1959; 2-я — Манчестер, 1963; 3-я — Аддис-Абеба, 1966; 4-я — Рим, 1972; 5-я — Ницца, 1977; 6-я — Тель-Авив, 1980; 7-я — Лунд, 1982; 8-я — Аддис-Абеба, 1984; 9- я — Москва, 1986.