Книги, статьи, материалы /КЕНИЯ-УГАНДА /Население Кении

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы КЕНИЯ-УГАНДА Население Кении

Население Кении

Общая численность населения, по оценке 1957 г., 6250 тыс. человек. Примерно 98% населения — африканцы. Они делятся по языку на три большие группы: банту, нилотскую и кушитскую.

Банту составляют около 70% всего африканского населения колонии. Территориально народы, говорящие на языках банту, делятся на три группы: банту Прибреж- н©й провинции — ньика, теига, покомо; банту Центральной провинции — гикуйю и камба; банту провинции Ньянца — балухья, кисии, куриа и др.

Область расселения народов, говорящих на языках нилотской группы, находится между областями расселения банту провинции Ньянца и банту Центральной провинции. Наиболее крупные из нилотов — луо (715 тыс. человек) и нанди, насчитывающие вместе с родственными им племенами кипсигис, камасиа, элгейо и другими около 400 тыс. человек.

Самую южную группу нилотских народов Кении составляют масаи. Граница колонии делит этот народ на две части: одна — численностью примерно 90 тыс. человек живет в Кении, другая — около 114 тыс. в Танганьике. Масаи до прихода европейцев кочевали на огромной территории, простирающейся от оз. Рудольф на севере до современного резервата масаи на юге. Большая часть масаи, однако, была выселена колонизаторами с хороших северных пастбищ на юг. Часть же масаи (племена самбуру, ньемпс) до сих пор живет в северных районах южнее оз. Рудольф. На языках нилотской группы говорят также туркана (около 80 тыс.), населяющие районы западнее оз. Рудольф.

Народы, говорящие на языках кушитской группы,— галла и сомали — населяют Северную и часть Прибрежной провинции, т. е. более половины всей площади Кении. Их 120 тыс. человек.

Помимо африканского населения, в Кении живут индийцы, арабы и европейцы. В настоящее время арабов в стране 33 тыс. человек. Они занимаются в основном мелкой торговлей и живут преимущественно в городах, причем почти половина из них — в Момбасе.

Индийцы, как и арабы, знали Восточную Африку, и в частности Кению, с далеких времен, однако массовая иммиграция их в Африку началась лишь в XX в., когда огромные партии индийцев были ввезены на строительство железной дороги, соединившей побережье Индийского океана с хлопководческими районами соседней Уганды. После окончания строительства многие из них остались жить в Кении. Сейчас в стране около 162 тыс. индийцев. Живут они в основном в городах, где работают на небольших предприятиях, в типографиях, различных ремонтных мастерских. Немало индийцев адвокатов, врачей, чиновников административных учреждений, владельцев магазинов, отелей, ресторанов и т. п.

Европейцев в Кении (в основном англичан) окол© 62 тыс. человек, или менее 1% всего населения страны. Однако именно этой небольшой группе населения принадлежит власть в стране. Европейцы занимают также господствующее положение в экономике страны: им принадлежат лучшие земли, на которых создано крупное плантационное хозяйство, горная промышленность, банки и т. д.

Подавляющее большинство населения живет в сельских местностях. Европейцам принадлежит более 4 млн. га лучших земель в Центральной и Западной Кении — это так называемое «белое нагорье». По закону 1939 г. африканцам и индийцам категорически запрещается приобретать земли и селиться в этом районе. Африканцам разрешается жить здесь только в том случае, если они работают в качестве батраков на фермах европейцев.

Коренное население имеет право жить только в специально отведенных районах — резерватах. Первый резерват (резерват масаи) был создан еще в 1905 г.; к 1912 г. были определены границы других резерватов. Земли резерватов считаются собственностью британской короны, переданной в пользование африканцам. Причем по существующему положению губернатор может в любое время отнять землю для так называемых общественных нужд. Площадь резерватов составляет 134 тыс. кв. км. На первый взгляд она кажется значительной, в действительности же огромные районы почти непригодны ни для земледелия, ни для скотоводства.

Одна пятая резервата масаи, например, занята пустыней, почти непригодной для жизни, остальные 4Д сухие степи, большие районы средней части резервата и на западе заражены мухой цеце. То же наблюдается и в резервате камба, где в дистрикте Кипуи лишь V6 всей площади пригодна для жизни.

Недостаток плодородных земель в резерватах приводит к необычайной скученности населения в местах, наиболее пригодных для жизни. Особенно перенаселены резерваты балухья и гикуйю. Поэтому вопрос о земле всегда был и остается основным лозунгом борьбы народов Кении; они требуют отмены законов 1939 г. и возвращения отнятых у них земель.

Городов в Кении немного, и они невелики по размерам. Самый большой город Кении — административный центр колонии — Найроби. Свое название город получил по имени речки Найроби и означает в переводе с языка масаи «студеная вода».

Найроби — важный узел коммуникаций. Через него проходят трансафриканские воздушные линии, он является также центром пересечения шоссейных дорог, через город проходит, в частности, так называемая Большая северная дорога, соединяющая Египетский район ОАР с Южно-Африканским Союзом. Автобусные линии соединяют его с другими городами Кении и Танганьики, а железная дорога связывает с побережьем Индийского океана на востоке и с оз. Виктория и Угандой на западе.

Весь путь от Момбасы на берегу Индийского океана до Найроби занимает около восемнадцати часов. Из окна вагона открывается чудесный вид: пальмовые рощи сменяются в районе Вой большими плантациями сизаля, принадлежащими европейцам. От Мтито Андеи дорога идет по заповеднику. Вдали виднеется снежная вершина Килиманджаро, по обеим сторонам раскинулась саванна.

Из небольшой железнодорожной станции Найроби превратился теперь в город европейского типа с огромными зданиями, парками, стадионами и т. п. Широкие асфальтированные улицы обсажены деревьями, повсюду много цветов. По улицам, особенно в часы пик, можно видеть непрерывный поток машин.

В Найроби расположены предприятия обрабатывающей промышленности, конторы различных европейских фир*м и компаний, типографии, издательства журналов и газет на английском, африканском и индийских языках. Здесь находится Управление Восточноафриканской верховной комиссии, координирующей работу основных ведомств трех территорий — Кении, Уганды и Танганьики, а также резиденция губернатора Кении, Законодательный совет и Совет министров.

Здание Законодательного совета — одно из самых высоких в городе. Достопримечательность его — огромный зал, в котором собраны щиты различных народов Кении, а также удивительно тонкая резьба так называемых занзибарских дверей.

В Найроби много отелей, ресторанов, клубов, кинотеатров и т. п. В 1952 г. открыт национальный театр Кении. В северной части города расположен Кориндонский музей. В нем собраны богатые этнографические коллекции — костюмы, головные уборы, украшения и другие вещи различных народов Кении. Большой отдел посвящен археологии и естественной истории страны. В городе есть несколько библиотек, самая большая из которых предназначена только для европейцев. Библиотека для африканского населения расположена в африканской части города в локации Пумвани. Особые библиотеки, как и больницы, существуют для индийцев и арабов. Школы также разные для детей африканцев и европейцев. В 1956 г. в Найроби открыт высший технический колледж, в котором учатся студенты не только Кении, но также Уганды, Танганьики, Северной и Южной Родезии.

Африканцы живут в особых локациях, расположенных на окраине города. Красивые здания европейского типа сменяются здесь хижинами или бараками, наскоро сколоченными из ящиков и ржавого железа, где дверью часто служит кусок старого одеяла. В одной комнате нередко ютится несколько семей. Антисанитарные условия, необычайная скученность населения приводят к массовым заболеваниям.

Второй по величине город Кении — Момбаса, главный порт страны, насчитывавший в 1956 г. 185 тыс. жителей. По железной дороге сюда направляется весь экспорт страны, а с прибывающих пароходов выгружаются товары, привезенные в Кению из других стран. Через Момбасу вывозятся грузы не только из Кении, но также из Уганды, северных районов Танганьики и частично из Конго.

В Момбасе две гавани: одна, расположенная в западной части, может принимать океанские суда с большим водоизмещением, другая — лишь небольшие местные суда, связывающие Кению с восточноафриканскими портами, а также с Индией, Мадагаскаром и т. д. Момбаса расположена на небольшом острове. Кокосовые пальмы, мангровые заросли и обилие вечнозеленых тропических растений придают городу необычайно живописный вид.

История города насчитывает много веков: предполагают, что он возник задолго до нашей эры. С первых веков нашей эры арабские купцы вывозили через Момбасу из внутренних районов современной Кении и Танганьики слоновую кость, а также большое количество рабов-африканцев. Момбаса — свидетель упорной борьбы арабов с португальцами. В ходе этой борьбы город был не раз разграблен и сожжен португальцами. До наших дней в восточной части острова сохранился Форт Христа, построенный португальцами как опорный пункт в 1593—1594 гг. Многовековая история не могла не отразиться на внешнем облике города; поэтому в архитектуре здесь наряду с чертами современного города чувствуется значительное влияние арабской культуры. Из других городов можно отметить Накуру — центр крупного плантационного хозяйства европейцев (37 тыс. жителей) Кисуму (18,5 тыс.), Керичо, Китале, Какамега и др.

Африканские народы Кении отличаются не только по физическому облику и языку, но также по уровню социально-экономического развития, материальной и духовной культуре, образу жизни, обычаям и т. д. Банту в основном земледельцы; многие из них сочетают земледелие со скотоводством. Большинство нилотов и кушитские народы — скотоводы, хотя у некоторых из них (нанди и отчасти масаи) земледелие начинает играть в хозяйстве все большую роль.

Наиболее многочисленный и развитый среди народов Кении — гикуйю (группа банту). В литературе, впрочем, укоренилось название «кикуйю», вошедшее в употребление из языка суахили (одного из языков банту, широко распространенного в странах Восточной и Центральной Африки). Гикуйю населяют центральную часть страны к северу от г. Найроби и насчитывают вместе с близкими к ним племенами меру и эмбу более полутора миллионов человек. У гикуйю есть своя интеллигенция, растет рабочий класс, появляется национальная буржуазия. Они всегда были в первых рядах борцов за землю и демократические права. Еще в двадцатые годы гикуйю создали свою политическую организацию — Центральную ассоциацию гикуйю, которая просуществовала до 1940 г. и была запрещена колониальными властями Кении. Гикуйю составляли ядро другой организации африканцев — Союза африканцев Кении, созданного в 1944 г. Они возглавили народное движение 1952—1956 гг., так жестоко подавленное английскими властями.

Основное занятие гикуйю — земледелие. Сельскохозяйственный год делится у них на четыре периода: с марта по июль — сезон больших дождей, который называется «мбура я ньяхе», в это время сажают овощи и сеют зерновые; с июля до начала октября тянется сезон большого урожая (магетха маньяхе); в октябре росле сбора первого урожая засевают просо, кукурузу и другие культуры, этот период называется сезоном коротких дождей (мбура я мвере), он продолжается с октября по январь; наконец, с января по март — сезон сбора проса (магетха ма мвере).

Основные продовольственные культуры гикуйю — кукуруза, сорго, различные виды npocci, бобовые, бататы, сахарный тростник, маниока, ямс. Выращиваются различные виды бананов, ананасы и др., а также экспортные культуры — кофе и чай.

Гикуйю издавна были искусными земледельцами. Сельскохозяйственная техника их ко времени появления европейцев находилась на довольно высокой ступени развития: гикуйю и родственные им племена меру и эмбу строили ирригационные каналы, сооружали на склонах гор террасы, знали различные способы сохранения плодородия почвы.

Немаловажную роль в жизни гикуйю играет и скотоводство. Разводят преимущественно овец и коз; крупного рогатого скота мало, и он считается признаком богатства. Кожи и шкуры в большом количестве идут на экспорт. Из них шьют также одежду, ими укрываются ночью и т. д.

В прежнее время в семье гикуйю существовало строгое разделение труда: мужчины выполняли все тяжелые работы — заготавливали необходимый строительный материал и сооружали каркас для хижины; женщины крыли крышу, обмазывали стены. Строительство изгороди, загонов для скота, зернохранилищ также считалось обязанностью мужчин. Женщины занимались домашней работой: готовили обед, приносили воду, обеспечивали дом топливом и т. д. Женская 'работа считалась позорной для мужчины, и делал он ее только в случае крайней необходимости. Тяжелые полевые работы, связанные с расчисткой нового участка от деревьев и кустарников, вскапывание земли палкой-копалкой или мотыгой, также выполнялись мужчинами. Бананы, ямс, бататы, сахарный тростник, табак выращивали мужчины. Женщины же сажали кукурузу, просо, различные виды бобовых и овощи; пропалывали их вместе с мужчинами; урожай собирали в основном женщины. Уход за скотом, а также выделка шкур считались мужским делом. Однако в настоящее время, когда все больше мужчин уходит на заработки в города или на европейские фермы и все работы ложатся на женщин, стариков и детей, такого строгого разделения труда нет.

Большое внимание гикуйю уделяют трудовому воспитанию детей: с раннего возраста их приучают помогать родителям. Им обычно выделяют игрушечный огородик и дают маленькую палку-копалку, которой они вскапывают свой участок. Под наблюдением родителей дети сажают овощи и тщательно ухаживают за ними. Дети очень гордятся своей работой и стараются подражать взрослым. Девочки, кроме того, помогают матери по хозяйству, а мальчики пасут скот, ходят с отцом в лес собирать мед диких пчел, иногда на охоту.

В тропиках уход за посевами — дело исключительно трудоемкое: сорняки растут так быстро, что при плохой обработке поля может погибнуть весь урожай. Поэтому его пропалывают несколько раз. Для прополки собираются обычно родственники и друзья хозяина. Платы за работу не полагается, но хозяин должен устроить хорошее угощение, которое рассматривается не как вознаграждение за проделанную работу, а как долг гостеприимства. Во время работы повсюду слышны песни, работники соседних полей перебрасываются шутками, слагают друг про друга песенки, соревнуясь в остроумии.

Для того чтобы уберечь посевы от прожорливых птиц, организуются дежурства отдельных членов семьи. Такой порядок позволяет свободным от дежурства людям заниматься другими делами — строить или ремонтировать зернохранилища, ходить на рынок и т. д.

Самая горячая пора наступает во время уборки урожая. Собирают урожай, как правило, женщины, они же относят его домой. Мужчины же рубят стебли, выкорчевывают корни, сжигают их, а золу разбрасывают по полю. Собранный урожай складывается в зернохранилища, часть его в случае необходимости продается на рынке.

Гикуйю с давних времен занимались торговлей. Торговали обычно в определенном месте и в строго установленные дни. В это время прекращались всякие междоусобицы. За порядком следили специальные люди; категорически запрещалось в эти дни носить оружие. Торговали гикуйю и с соседними племенами камба и масаи. В обмен на скот они поставляли продукты земледелия. Предметами обмена служили также лук и стрелы, копья, мечи, различные украшения.

Рынки представляют собой исключительно живописную картину. На фоне голубого неба и зелени выделяются яркие расцветки женских платьев, блестят на солнце бусы, серьги, браслеты… Воздух наполнен разнообразными звуками — криками разноголосой толпы, блеянием овец, скрипом повозок и т. д. На рынке можно найти все: одежду, как национальную, так и привозную, различные украшения, всевозможные земледельческие орудия — от палки-копалки до мотыг, а также фрукты и овощи. Тут же можно купить гончарные изделия местного производства и привозную алюминиевую посуду. Много различных поделок из тыквы — от тарелок разной формы и емкости до огромных кувшинов. Торговцы предлагают также корзины и корзиночки, мешки, циновки, плетеные двери и т. п. До сих пор, особенно в районах, удаленных от железных дорог и городов, существует меновая торговля. Африканцам зачастую трудно примириться с тем, что за большую корзину овощей они получают лишь маленькую монету, которую надо крепко зажать в кулак, чтобы не потерять; поэтому они предпочитают выменивать бобы, например, на ямс или на кукурузу, несколько корзин проса на одну овцу или козу и т. д.

К началу европейской колонизации у гикуйю значительного развития достигла домашняя промышленность, причем существовали уже весьма заметные признаки от-деления ремесла от земледелия. Широко развито был в кузнечное дело. Из железа изготовляли мотыги, топоры, ножи, копья, украшения и т. п. Кузнечным ремеслом занимались определенные семьи, 'ремесленные навыки передавались из поколения в поколение. Женщины обычно занимались гончарным делом, плетением корзин, циновок. Широко развита была выделка кож, изготовление из нее одежды, мешков. Сейчас, однако, домашние промыслы, за исключением выделки кож, постепенно исчезают и все большее место в хозяйстве занимают товары, приобретенные в магазине.

Каковы бытовые особенности гикуйю?

Пища их в основном растительная. Мясо гикуйю едят очень редко: по большим праздникам или во время жертвоприношений. Гикуйю никогда не едят свинины и рыбы. Излюбленным считается блюдо, приготовленное из мяса взрослого кастрированного барана, которого в течение трех месяцев держат в темной хижине, обязательно под кроватью женщины, и кормят ботвой бататов. Мясо обычно запекается на вертеле. Иногда мясо тушится с различными овощами.

Одно из любимых блюд гикуйю — жареные бататы. Бататы напоминают наш картофель, но сладкие на вкус. Из кукурузной муки пекут лепешки, варят каши, едят просто вареные или обжаренные початки. Часто кукурузу жарят и смешивают с различными бобовыми. Не меньшее значение в пищевом рационе гикуйю имеет просо. Из него варят кашу, либо мелят и из муки приготавливают тестообразную массу, которую едят в горячем виде, добавляя немного кукурузы и бобовых. В хо-лодном виде такую пищу берут с собой в дальнюю дорогу. Много блюд готовят из бананов. Некоторые сорта бананов употребляют недозрелыми, когда мякоть еще твердая. Очищенные от кожуры плоды кладут на горячие угли и слегка поджаривают. Зрелые бананы едят сырыми или нарезают и смешивают с мукой; иногда их кладут в горшок и зарывают в землю, где они дозревают, приобретая особо приятный вкус и аромат. В пищу употребляют также множество дикорастущих плодов и ягод.

Гикуйю очень любят мед диких пчел. Собирают его обычно ночью в кожаные сумки. Чтобы выгнать пчел из дупла, под ним зажигают факелы.

Из меда, а также из сахарного тростника или кукурузы варят пиво. Алкогольный напиток (ньохи) приготовляют из сахарного тростлика. Он слегка напоминает сидр и дает легкое опьянение.

Вся жизнь гикуйю проходит на улице. В хижинах лишь спят ночью и хранят утварь. Очаг в хорошую погоду устраивается на улице около хижины. Едят, как правило, тоже около хижины, причем женщины и муж* чины часто едят отдельно. Есть полагается медленно, проявление нетерпения во время еды считается признаком дурного тона.

Гикуйю не знали деревень. Традиционные поселения, расположенные по склонам холмов на некотором расстоянии друг от друга, напоминают наши хутора. В последнее время для усиления полицейского контроля гикуйю насильно сгоняют в деревни.

Живут гикуйю в круглых хижинах, с конусообразной соломенной крышей. Стены плетеные и обмазанные глиной. Окон в хижине нет, входное отверстие иногда на ночь прикрывается приставной плетеной дверью. Строительство такой хижины занимает один день. При необходимости ее можно легко перенести с одного места на Другое.

До сих пор у гикуйю сохраняется много различных поверий. Так, ни один гикуйю г*е построит новую хижину вблизи кладбища или места, где когда-то была пролита кровь. Эти места считаются обиталищами умерших духов, и растревожить их — значит вызвать их гнев. Хижина должна быть построена в один день, иначе, по поверью, ночью в ней могут поселиться злые духи и тогда семье не будет удачи.

После выбора места для новой хижины варится пиво. Рано утром в день строительства пивом обрызгивают площадку, на которой будет построена хижина. Иногда вместо пива употребляют молоко или жидкую кашицу, в зависимости от обычаев рода, к которому принадлежит хозяин. Делается это для того, чтобы призвать духов предков оказать помощь в строительстве.

Работа по строительству дома продвигается быстро. Мужчины сооружают каркас жилища, женщины покрывают крышу травой, обмазывают стены. У гикуйю очень развита взаимопомощь. Если человек, которого просят помочь, отказывается почему-либо сделать это без уважительных причин, ему объявляется бойкот. Никто с ним не разговаривает, он чувствует всеобщее презрение. И это продолжается до тех пор, пока он не заплатит штраф — овцу или козу за свое плохое поведение. Только после этого восстанавливается его доброе имя.

Пока женщины кроют крышу, мужчины поют песни, в которых каждый строитель получает по заслугам — воспевается энергия и трудолюбие одних и высмеивается леность других. Иногда мужчины обращаются к женщинам со словами: «Посмотрите на этих лентяек, которые работают, как хамелеоны: уже солнце садится, а они все возятся. Видно, придется зажечь факелы. Поторопились бы присоединиться к нам». На это женщины отвечают хором: «Вы сами лентяи, самое важное в строительстве дома — это крыша. Одни стены и непокрытая травой крыша не спасут вас ни от дождя, ни от жгучего солнца. Только мы делаем для вас хижину, в которой приятно жить. И вовсе мы не хамелеоны. Мы скорее ниони я ниагатанга» (так называется маленькая птичка, которую гикуйю любят за ее нежное пение и чистоту гнезда).

После окончания работы хозяин вновь обрызгивает землю пивом или молоком, все встают, и старейшина деревни, повернувшись лицом к горе Кения, просит бога благословить это новое жилище. После молитвы разжигают огонь. В прежнее время полагалось высекать огонь, теперь же его приносят из другой хижины. Двум детям — мальчику и девочке, символизирующим мир и процветание, старейшина дает зажженный факел и учит словам, которые должны быть произнесены. Дети, а вслед за ними хозяева с хворостом входят в хижину. Разводится огонь, и только после этого в хижине можно поселяться.

Очаг обычно помещают в середине хижины, разделенной на две части: в одной — содержится скот, в другой — живет семья. Перегородки делят эту последнюю на несколько секций. Внутреннее убранство очень простое: постели в виде нар покрыты циновками и шкурами, посуда подвешена в сетках, сплетенных из растительных волокон, либо сложена в углу. Зажиточные гикуйю начинают строить кирпичные дома и обставлять их по европейскому образцу.

Одежда большинства гикуйю европейская — у мужчин костюмы или короткие штаны и рубаха для работы в поле. Женщины носят обычно яркие платья. Национальная одежда сохраняется лишь в местах, более отдаленных от городов и железных дорог. Она состоит у мужчин из двух кусков шкуры, доходящих до колен и завязанных на одном плече, v женщин — из кожаного передника. Гикуйю чрезвычайно любят украшения — бусы, серьги, браслеты, изготовленные из бисера, медной и латунной проволоки и т. д.

В обществе гикуйю допускается многоженство, но у бедного человека, как правило, только одна жена. Каждая жена имеет свою хижину, в которой она живет со своими детьми, свой участок земли, орудия труда и т. д. Материально каждая жена независима от другой.

По обычаям гикуйю мужчина после женитьбы строит хижину и обзаводится собственным хозяйством. До рождения ребенка у него может быть только одна хижина, но с появлением ребенка он обязан построить вторую хижину, так как первая считается собственностью его жены. Он может приходить в эту хижину и ночевать в ней, но не имеет права приводить в нее своих друзей без согласия жены. Если он берет в дом вторую жену, то должен построить для нее отдельную хижину.

Колониальный режим затормозил, но не мог уничтожить культуру гикуйю. Письменная литература еще мало развита, но устное народное творчество гикуйю исключительно богато. Сказки, песни, пословицы и поговорки широко бытуют в народе. Из поколения в поколение передаются легенды о происхождении народа гикуйю, переселениях и отношениях его с соседними на-родами.

В одной из таких легенд рассказывается, например, как в начале сотворения мира человек по имени Гикуйю, основатель племени, получил от создателя Могаи землю. Могаи сказал Гикуйю, что если когда-нибудь ему понадобится помощь, пусть он совершит обряд жертвоприношения и обратится с поднятыми руками к горе Кения.

На указанном месте ГИКУЙЮ нашел красивую женщину и назвал ее Моомби. Они прожили долгую жизнь и были очень счастливы. Но у них было девять дочепей и ни одного сына. Это их очень огорчало, так как Гикуйю хотел иметь наследника. Тогда он обратился к богу и попросил помочь ему. Могаи приказал убить ягненка и козленка под деревом недалеко от дома, а мясо сжечь.

Дома его ожидали девять красивых молодых людей. Гикуйю сказал им, что отдаст за них своих дочерей только в том случае, если они согласятся остаться после женитьбы в его доме и подчиняться его жене Моомби. Юноши согласились. Так была основана большая семья — мбари йа Моомби, что значит «семья Моомби». Девять маленьких семей продолжали жить с родителями. Прошло много времени, семьи разрослись. Собрав совет, семьи решили разделиться. Так появилось девять родов гикуйю. Главами их считались женщины, их основательницы, а мужчины им подчинялись, много терпя от женской несправедливости: за малейший проступок им грозила смерть. Тогда МУЖЧИНЫ задумали уничтожить существующий порядок. Но сделать это было нелегко, потому что женщины и физически были значительно сильнее мужчин и драться умели лучше. Они пошли на хитрость, решив сделать матерями одновременно как можно больше женщин, так как в этот период женщина слабее. План был приведен в исполнение. Так на смену матпиархату пришел патриархат.

Племя стало с тех пор называться рорере ва Гикуйю, то есть дети Гикуйю. Против этого энергично протестовали женщины и в знак протеста отказались рожать детей. Чтобы доказать, что у них слово не расходится с делом, они немедленно убили всех родившихся мальчиков. Угроза подействовала: мужчины были вынуждены отказаться от своего решения. Девять основных родов гикуйю и по сей день называются по имени девяти до- чепей ГИКУЙЮ И Моомби. Эти девять женских имен и сейчас самые распространенные у гикуйю.

К юго-востоку от гикуйю за р. Тана живут близкие к ним по языку и культуре камба. Они населяют большой резерват, включающий два дистрикта — Китуи и Мачакос. Общая численность камба около 612 тыс. человек. Страна камба значительно отличается от страны гикуйю: здесь нет тропических лесов и высоких гор, на востоке и юго-востоке преобладают сухие степи.

В резервате камба очень мало районов, пригодных для жизни. В дистрикте Китуи, например, всего 15°/о площади пригодно для земледелия. Скотоводство же во многих местах невозможно либо из-за недостатка воды, либо из-за мухи цеце. Поселения камба располагаются обычно по берегам немногочисленных речек. Некоторые районы совсем необитаемы.

Камба земледельцы, но занимаются также скотоводством. Пища преимущественно растительная, хотя едят также мясо, молоко и масло.

Многие из них уходят на заработки в города, на фермы европейцев и т. д.

Камба славятся как хорошие резчики по дереву. Особенно развита деревянная скульптура, которую продают туристам. С облыиой любовью камба делают из дерева всевозможные коробочки, ящички, выжигая на них различные узоры. Сосуды из тыквы, употребляемые для хранения воды, молока и пива, часто красиво расписываются.

Жилище камба несколько отличается от жилища гикуйю: воткнутые по кругу жерди связываются вверху. Получается шалаш, который затем покрывается травой.

Национальная одежда камба, изготовляемая из кожи,— передники, плащи из двух кусков кожи, связанных узлом на плече, и т. д. еще в прошлом веке стала заменяться одеждой из хлопчатобумажных тканей белого или синего цвета, привозимых торговцами суахили и арабами. Сейчас почти повсеместно одежда европейского типа.

У камба, как и у гикуйю, много различных игр, танцев. Рождение ребенка, замужество, инициации (обряд перехода во взрослое состояние) сопровождаются веселыми празднествами с песнями, танцами. Празднуют также окончание полевых работ и сбор урожая.

Районы, расположенные к юго-востоку от камба, населяют ньика численностью несколько более 240 тыс. человек. Ньика — один из народов, говорящих на языках банту. Основное занятие их земледелие, хотя у некоторых из них очень развито скотоводство. В прибрежных районах и вдоль рек занимаются рыбной ловлей.

Ньика издавна поставляют овощи на рынки Момбасы и других прибрежных городов. Кроме того, они торгуют с соседними народами, поставляя им лес для строительства лодок и жилищ, копал, а также продукты питания.

На крайнем западе страны живут балухья. Их более 650 тыс. человек. Основной район поселения балухья — Северная Ньянца.

Занимаются они земледелием и скотоводством, которое, однако, возможно не везде из-за распространения мухи цеце. Еще в начале XX в. широко развита была охота, особенно в долине р. Нзоя, где охотились большими группами на слонов и гиппопотамов, устраивая западни и используя собак. В настоящее время, как и в остальных районах Кении, охота значительно сократилась.

Много балухья работает на золотых приисках в Ка- камега, либо уходит на чайные и другие плантации европейцев и в города.

Занимаются балухья также торговлей. По дорогам нередко можно встретить небольшие лавки, принадлежащие балухья. В них продают мыло, спички, сахар, соль, чай, керосин и другие товары, приобретенные у европейских или индийских оптовых торговцев. Африканки прямо на дороге продают кукурузную похлебку и вареный рис. Такие места обычно многолюдны, и здесь передаются друг другу новости. Много народу собирается также на рынках, где можно не только купить необходимые продукты, но и побриться, починить одежду и т. д.

Район расселения балухья густонаселенный, встречаются места с плотностью населения до 600 человек на 1 кв. км. Используется каждый клочок земли. Повсюду встречаются поля кукурузы, сорго, земляных ор.ехов, сады. Хижины с соломенной крышей, расположенные недалеко друг от друга, окружены бамбуковыми деревьями.

Лишь изредка обработанные поля сменяются зарослями кустарника.

Через Северную Ньянцу издавна проходил самый северный и самый короткий торговый путь, связавший побережье Индийского океана с Угандой. Поэтому народы этого района постоянно сталкивались с арабскими купцами и суахили, служившими проводниками. Этими связями объясняется распространение здесь языка суахили.

Почти со всех сторон балухья окружены нилотскими народами: сук — на севере, нанди — на востоке и юго-востоке, луо — на юге, итесио — на западе* и северо-западе. Кроме того, немало нилотов живет среди балухья и и значительной степени перемешались с ними. Вот почему в материальной культуре балухья много общего с живущими по соседству нилотскими народами.

У балухья и луо, например, одинакова форма поселений—несколько хижин, обнесенных глиня- ным забором; жилище с двумя очагами, в то время как у других народов банту один очаг. Сходство земледельческих Пастух Сомали орудий и в первую очередь мотыги понятно: луо издавна приобретали их у балухья. Очень похожи обряды и обычаи этих двух народов.

Луо, насчитывающие 750 тыс. человек, населяют районы, непосредственно примыкающие к озеру Виктория. Как и балухья, немало луо можно встретить на заработках в различных районах Кении — в Центральной и Прибрежной провинциях, в Рифт-Вэлли и т. д.

Группа ианди насчитывает 6oiee 473 тыс. человек. В нее входят собственно нанди, капсигис, камасиа (или тукен), элгейо (кейо), сук, мараквет и т. д.

Район, населенный нанди, расположен между областью обитания балухья на западе и европейскими владениями на востоке. Плодородные земли и пастбища были отобраны у нанди и переданы европейским поселенцам. Плато Уазин-Гишу с его прекрасными пастбищами превращено в крупный скотоводческий район и принадлежит европейцам. Очень много нанди работают у европейцев — пасут скот, выполняют различные полевые и домашние работы. Наиболее зажиточные нанди начинают строить дома с дверями и окнами, спят на кроватях, сидят на стульях и т. д. Но подавляющее большинство нанди, не имеющее достаточно средств, вынуждено жить еще по-старому — вести хозяйство дедовскими методами и т. п.

Хотя нанди занимаются земледелием, однако главную роль в их жизни играет скотоводство. Про человека, который не имеет скота, говорят, что он потерял главное, ради чего стоит жить. Даже имена нанди связаны со скотоводством: Чепситио — красная корова; Кипроно — человек, который родился, когда козы возвращаются домой, и т. д. Скот — основное богатство, и человек, имеющий деньги, но не имеющий скота, не считается у нанди богатым. Скотом платят выкуп за невесту, из шкур шьют одежду и т. д. Кроме крупного рогатого скота, нанди держат овец, коз, кур. Скотоводство неотгонное, скот на ночь -загоняют в специальные загороженные места вблизи хижин. Все больше нанди сочетают скотоводство с земледелием. Сажают кукурузу, картофель, бобовые, табак. Земледельческие орудия приобретались прежде у соседей банту, сейчас их покупают в лавке.

Охота занимает очень небольшое место в жизни нанди; охотятся обычно по десять, двадцать человек на львов и леопардов, а также на антилоп.

Основу питания составляют продукты скотоводства. Молоко заквашивают или смешивают с кровью. Есть мясо и пить молоко в один день запрещается. Ваоят различные каши из зерновых, употребляют в пищу бобовые и другие овощи, из кукурузы варят пиво. Свинину, рыбу, домашнюю птицу, яйца не едят.

Как и у других народов, у нанди существует разделение труда: мужчины расчищают новый участок, ухаживают за скотом; женщины занимаются домашним хозяйством, выделывают гончарную посуду и т. д. Многие работы выполняются сообща.

В культуре нанди много сходного с соседними народами с балухья на западе и с масаи в Уазин-Гишу; некоторые сельскохозяйственные культуры нанди и балухья называются одинаково, очень сходны земледельческие орудия и т. д. Нанди, живущие на границе с балухья, знают иногда настолько хорошо их язык, что их нельзя отличить от балухья. В то же время в одежде, украшениях, прическах у нанди много общего с масаи. Как и у масаи, мужчины нанди заплетают сзади одну большую косичку, а спереди или сбоку одну маленькую. На ногах и руках у женщин украшения из металлической проволоки» закрученной кольцами.

Основная часть масаи населяет в настоящее время юг Кении — район, расположенный по границе с Танганьикой.

На масаи меньше, чем на другие народы Кении, оказали влияние европейцы и арабы. У них сохраняется национальная одежда, многие обычаи и т. д. Основное занятие масаи — скотоводство. Скот пасет, как правило, молодежь, кочуя со своими стадами иногда на большие расстояния. Стоянки очень непродолжительные, поэтому хижины строятся на скорую руку. Сплетенные из прутьев, они настолько малы, что стоять в них почти невозможно. Хижины ставятся по кругу, в середине получается двор, куда на ночь загоняют скот. Такое поселение называется крааль. Семейные, дети и старики живут в постоянных поселениях. Жилища здесь иного типа — это длинная прямоугольная хижина с плоской крышей. Крыша и стены обмазываются глиной. Перегородки делят хижину на несколько отделений, в каждой из которых живет семья (как правило, близкие родственники).

Скот — основное богатство у масаи, и для пополнения стада раньше совершались частые набеги на соседние племена. Воинственные масаи наводили ужас на караваны арабских работорговцев. Немецкий путешественник Деккен писал, что одного слова «масаи» достаточно, чтобы нагнать на караван панический страх. По его словам, существовали даже заклинания: «чтобы ни один из нас не встретился с масаи, львами и слонами…» Все эти ужасы, вероятно, преувеличены, но благодаря масаи работорговля затронула внутренние рай-оны Кении в значительно меньшей степени, чем соседние территории.

Масаи издавна торговали с гикуйю, теита, джагга и др., приобретая у них продукты земледелия.

Северную часть Кении, составляющую почти половину всей площади страны, населяют сомали и галла, говорящие на кушитских языках. Эта часть Кении чрезвычайно редко населена.

Растительность здесь очень скудная: повсюду одно-образные заросли колючих кустарников и акации. Унылая картина нарушается лишь изредка встречающимися небольшими оазисами да термитниками, которых здесь множество.

Население постоянно кочует со своими стадами в поисках воды и корма для скота. Скот держат преимущественно мелкий — овец и коз, которые могут сравнительно долгое время обходиться без воды. Рек почти нет, если не считать временных вади, существующих лишь во время дождей и затем быстро высыхающих. В период дождей вся площадь превращается в сплошное болото, в котором вязнут ноги, и соебщение северных районов Кении с остальной частью прерывается из-за непроходимости дорог.

В наши дни в Кении, как и в других районах Африки, происходят существенные изменения в жизни народов. Работая на одном предприятии, постоянно сталкиваясь в повседневной жизни друг с другом, африканцы различных племен утрачивают черты, свойственные племенному быту. В результате происходит процесс стирания племенных различий: племенное постепенно вытесняется общенациональным.

Этот процесс наблюдается в городах, на рудниках, на европейских плантациях и т. д., где работают люди различных племен.

В Кении есть рабочий класс, растет своя национальная интеллигенция и национальная буржуазия.

Общая численность работающих по найму африканцев составляет более полумиллиона человек. Сюда не входят сквоттеры, или батраки с наделом. За небольшой участок земли они должны отработать на хозяина-европейца 180 и больше дней в год.

Значительный процент работающих по найму африканцев составляют отходники, приходящие на заработки в города, на рудники и т. д. на срок от одного месяца до года и больше. Однако все больше африканцев порывает с деревенской жизнью и пополняют ряды кадровых рабочих. Половина работающих по найму африканцев занята в сельском хозяйстве, 10,3% — в промышленности, 5,7 — на железных дорогах и в портах, 5,7% — в торговле и т. д.

Существующий в стране режим расовой дискриминации распространяется и на зарплату: африканец получает за равный труд в 10—20 и даже в 50 раз меньше, чем рабочий-европеец.

Рабочие Кении борются за свои права, создают свои профессиональные союзы. Особенно большое развитие профсоюзное движение получило после второй мировой войны: созданный в Найроби в 1949 г. Восточноафриканский конгресс профсоюзов возглавил профсоюзное движение всей Восточной Африки. Конгресс просуществовал лишь год: в мае 1950 г. он был разгромлен властями, а видные деятели конгресса арестованы.

В настоящее время профсоюзное движение возглавляет Федерация труда. Наряду с экономическими Федерация выдвигает политические требования — предоставления народам Кении всеобщего избирательного права, свободы собраний, организаций, обязательного образования для детей африканцев, разрешения земельного вопроса и т. д.

Но деятельность Федерации наталкивается на препятствия со стороны колониальных властей: арестовываются руководители профсоюзов, совершаются налеты на здание Федерации, конфискуются документы и т. д.

Национальная буржуазия Кении еще чрезвычайно немногочисленна и экономически очень слаба. Колониальный режим, засилие иностранных монополий препятствуют ее развитию. Небольшую группу национальной буржуазии составляют владельцы плантаций кофе, хлопчатника, владельцы предприятий по первичной обработке сырья и т. д. В Кении есть также небольшая прослойка торговой буржуазии.

Ядро африканской интеллигенции составляют учителя. Некоторое количество африканцев занято на административной службе и в различных европейских конторах. Среди африканцев есть адвокаты, фельдшеры, работники почт и телеграфа, типографские рабочие, служащие железнодорожной администрации и т. д. Некоторые африканцы Кении — дети зажиточных родителей,— имеют дипломы об окончании университетского колледжа в Макерере, высших учебных заведений Англии, США и Индии.

У африканского населения Кении необыкновенно велика тяга к знаниям. Еще в двадцатые годы по инициативе национальной интеллигенции гикуйю началось движение за создание своих независимых от колониальной администрации школ. После настойчивых требований африканцы получили, наконец, в 1930 г. это право при условии, что они будут строить школы и платить учителям из своих средств. Африканцы отдавали последние деньги на строительство школ, получивших название независимых. В 1952 г. большая часть этих школ была закрыта властями как представляющая «угрозу закону и порядку». Нехватка школ, высокая плата за обучение и бедность родителей приводят к тому, что школу посещает менее всех африканских детей школьного возраста.

Силами национальной интеллигенции создана пресса на африканских языках — на языке гикуйю, на кикамба, лулухья, кисуахили и т. д.

Национальная интеллигенция — инициатор создания различных политических организаций. Первая такая организация — Центральная ассоциация гикуйю — создана еще в начале тридцатых годов. Подлинно массовой политической организацией, в которую входили представители многих народов Кении, был Союз африканцев Кении, созданный в годы второй мировой войны. Главной своей задачей Союз африканцев ставил сплочение всех народов Кении на борьбу за землю и демократические преобразования. Программные требования Союза: ликвидация расовой дискриминации, разрешение земельного вопроса, равные возможности получения образования для всех рас, свободная деятельность профсоюзов, равная плата за равный труд, немедленное введение избирательной системы, равное число мест в Законодательном совете для африканцев и не африканцев — все это снискало Союзу огромную популярность в народе и привлекло в его ряды самые широкие массы, особенно крестьянство, лишившееся лучших земель. К октябрю 1952 г. Союз насчитывал более 100 тыс. человек. Его отделения были во многих районах Кении. На массовые митинги стекались десятки тысяч людей. Союз африканцев Кении использовал легальные способы борьбы — петиции королеве и английскому парламенту, митинги и т. д.

В начале 1952 г. Союз африканцев Кении направил в Лондон делегацию в составе руководящих деятелей Союза. Перед ними стояла задача: добиться разрешения земельного вопроса. Однако министр колоний отказался разговаривать с представителями пятимиллионного населения Кении.

Тогда САК направил петицию английскому парламенту, в которой говорилось о беззаконной передаче европейцам самой плодородной земли без согласия на* селения Кении и без всякой компенсации.

Петиция требовала также немедленной отмены законов 1939 г. и предоставления африканцам права приобретать и обрабатывать землю в любой части Кении, а также занимать не используемые европейцами земли. Петицию подписали 400 тыс. человек.

Однако справедливая борьба народов Кении за землю и демократические права была объявлена разбоем, а ее участники названы разбойниками, террористами Мау-Мау и т. д. 20 октября в стране было объявлено чрезвычайное положение. В Кению были стянуты вооруженные силы. Начались массовые аресты, облавы, избиения мирного населения. Арестованы и посажены в тюрьму 86 руководящих деятелей Союза африканцев.

Несмотря на необоснованность обвинений, в апреле 1953 г. шесть руководителей САК были приговорены к семи годам каторжных работ, остальные сосланы в отдаленные районы Северной провинции. Союз африканцев Кении был запрещен, газеты на африканских языках закрыты. Более четырех лет английские колонизаторы жестоко расправлялись с мирным населением Кении. Против мирного населения применялись тяжелые бомбардировщики и артиллерия, сжигались деревни, уничтожались посевы, конфисковывался скот. Десятки тысяч мужчин, стариков, женщин и даже детей сгонялись в концлагери. Только по официальным данным, за три года (1952—1955 гг.) было убито более 11 тыс. африканцев, 62 тыс. заключено в тюрьмы и концлагери, более 600 тыс. согнаны с их прежнего местожительства, свыше 150 тыс. жилищ снесено.

Спасаясь от карателей, население уходило в трудно-доступные горные районы, создавало отряды самообороны.

Справедливая борьба народов Кении встретила сочувствие и поддержку прогрессивной общественности всех стран мира. Проходившая в конце 1958 г. Конференция народов Африки в Аккре в своем решении потребовала отменить чрезвычайное положение и все дискриминационные законы, закрепить земли за коренным населением и предоставить населению Кении всеобщее избирательное право.

Жестокие репрессии не сломили народы Кении, они продолжают свою борьбу. Достижением народов Кении является получение ими избирательного права, хотя и урезанного. Несмотря на полицейский режим в стране, жители Кении в марте 1957 г. при выборах в Законодательный совет забаллотировали приверженцев колониальной системы.

Пример Ганы и Гвинейской республики, добившихся уничтожения колониального режима, вдохновляет народы Кении, и они требуют предоставления независимости их родине.