Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /НАКАЗАННЫЙ ГОРОД

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА НАКАЗАННЫЙ ГОРОД

НАКАЗАННЫЙ ГОРОД

Впервые упоминания о Никки встречаются в записях арабских путешественников XIV века. Город был основан воинами-бариба, пришедшими сюда с востока, с правобережья Нигера. Подлинный расцвет города относится к XIX веку, когда он стал столицей королевства бариба. В это же время сложилась и социальная структура общества бариба. Его члены—представители различных этнических и соци-альных групп—отличались происхождением, родом за-нятий и языком. Таких групп насчитывалось три: сами бариба, чьим основным занятием была война, и охота, скотоводы-фульбе и рабы — гандо, занимавшиеся земледелием. )

На вершине социальной лестницы общества бариба стояла знать—принцы и члены королевских семей. Эти люди жили только войной и в ожидании новых походов. Большинство населения бариба занималось охотой, ремеслами. Представители этой народности были известны своими познаниями в медицине. У соседнего народа йоруба есть поговорка: «Болезнь, которую не вылечит бариба, никто не вылечит». Что касается религии, то бариба не всегда принимали ислам, занесенный сюда с Арабского Востока, и, хотя во многих их селениях есть мечети, а имам занимает высокое положение в иерархии бариба, большинство населения сохранило традиционные культы и продолжает верить в существование духов, живущих на деревьях, в реках, горах, в духов предков, находящих свое воплощение в живых членах семьи.

Вместе с бариба живут фульбе. Представителей этой народности можно встретить в большинстве стран Западной Африки, где они известны под названиями пёль, фулани, афули, фула, бафиланчи и другие. Высокие, худощавые, с тонкими чертами лица и светлой, красноватой кожей, фульбе резко отличаются от негроидов. О происхождении этого кочевого народа существует множество гипотез.

По преданиям, фульбе пришли в Никки более Ста лет назад с платО Фута-Джаллон. Будучи малочисленными, фульбе нуждались в защите, которую они нашли здесь в лице могущественных правителей бариба. Отдавая своих дочерей за знатных бариба, вожди фульбе закрепили этот союз кровныМй узами.

Отношения их с оседлыми племенами определялись естественным разделением. труда. Они пасли стада своих соседей, причем существовали неписаные, но строгие правила, регулирующие эти отношения. Например, первый, второй и третий народившиеся в стаде бычки отдавались хозяину, четвертый—пастуху, пятый—хозяину, шестой—пастуху и так далее. Все разногласия решались полюбовно главами семей, а если дело серьезное—с помощью старейшин.

И наконец, третья группа, составлявшая общество бариба,—гандо, или, как их иногда называют здесь, «черные пёль». Гандо—не народность,.а своеобразная каста, состоявшая из самих бариба, отданных когда-то в рабство к фульбе. Правители бариба платили за скот военнопленными, захваченными во время своих много-численных походов, как правило, против других бариба, не подчинившихся власти короля Никкй или совершивших какой-либо другой проступок. Фульбе использовали этих рабов для земледельческих работ. Причем рабство имело своеобразный характер, так как раб в имущественном отношении немногим отличался от хозяина—он. имел свою хижину, свои орудия труда. По истечении определенного времени хозяин отпускал раба на волю и даже давал ему кусок земли и пару быков на обзаведение собственным хозяйством. Ограничения все же были. Гандо, например, не имел права участвовать в военных походах, что являлось привилегией свободных людей, и жениться на девушках бариба или фульбе.

Выполняя земледельческие работы у скотоводов- фульбе, гандо обретали навыки сразу двух профессий, и поэтому многие из них, получив свободу, становились богаче своих бывших хозяев. Давно прекратились военные походы бариба, но каста гандо долго еще пополнялась новыми членами. У бариба существовало такое поверье: если у младенца первые зубы начинают резаться на верхней челюсти, значит, в него вселился злой дух. Таких детей стали отдавать на воспитание фульбе, которые в эту примету не верили, и были не против получить бесплатно лишнюю пару рабочих рук. А дети, вырастая, становились гандо.

Особое место в социальной иерархии бариба занимали кузнецы. Люди этой профессии пользовались в стране, как, впрочем, практически повсюду в Афри-ке, большим уважением. И это понятно: они изготов-ляли предметы, приносящие и жизнь—сельско-хозяйственные орудия, и смерть—военное оружие. Ремесло передавалось по наследству, и сын кузнеца встречался е металлом с первых минут своей жизни (новорожденного купали в воде, предварительно Прокипяченной с куском железа).

Социальный статус людей этой профессии был необычайно высок—достаточно сказать, что главе куз-нецов дозволялось иметь медные стремена— отличительный знак мужчин королевской семьи. Куз-ней; и его ремесло всегда окружались атмосферой таинственности и множеством табу. Так, никто не мог взять в руки молот кузнеца без риска стать жертвой тяжелого недуга. А духам железа даже приносились дары: например, прежде чем приступить к изготовлению какого-нибудь очень важного орудия, наковальня кропилась кровью жертвенного козленка. Кузница все-гда строилась в стороне от других домов, и ее легко узнать по большому количеству вентиляционных отверстий в стенах.

Королевство бариба обладало мощной военной организацией. Прекрасные кавалеристы, рослые физически сильные люди, они были отличными воина! и. Осыпав врага градом отравленных стрел, пешие ‘лучники уступали место коннице, в стремительном броске дробившей и перемалывавшей неприятельские- войска. Поэтому захват в конце прошлого века земель королевства бариба стоил французской колониальной армии немалой крови. И потом еще не раз этот независимый, смелый народ выступал с оружием в руках против колонизаторов.

Особенно серьезным было восстание 1915 года под руководством Био Гера, ставшего одним из героев национально-освободительной борьбы бенинского народа. Восстание Био Гера—вождя небольшого селения близ Никки—охватило почти всю страну бариба и продолжалось более трех лет. Только перебросив значительные подкрепления из метрополии, колонизаторам удалось подавить восстание. Био Гера был схвачен и обезглавлен, а короля Никки, оказавшего поддержку восставшим, сослали в Гвинею, на один из островов архипелага JIoc, где он и умер. Селения бариба были обложены большими штрафами. Никки тоже был «наказан»— административный центр северной части колонии перевели в Параку.

После этого Никки -захирел. Сейчас его население насчитывает немногим более десяти тысяч человек, и по внешнему виду он скорее напоминает деревню, чем город. Да и жизнь в Никки своей неторопливостью и монотонностью мало чем похожа на городскую. Только на центральной площади под тенистыми деревьями с утра до вечера шумит причудливый и разноголосый рынок. Здесь продают пряности, орехи кола, большие, будто обсыпанные красным перцем оковалки сыра, птицу, ткани, украшения, оружие, фрукты и овощи. В мясном ряду веселые мясники с кривыми ножами в руках, расхваливая свой товар, зазывают покупателей.

Под прибитой к дереву вывеской «Известный врачеватель велосипедов и мопедов» перепачканный смазкой до самых бровей парень пытается вернуть к жизни древний велосипед. Тут же расположился местный парикмахер и в ожидании клиентов бреется сам. Неподалеку разложил свой товар книготорговец:—старик в белой чалме, с четками в руках. Мерно раскачиваясь из стороны в сторону и неторопливо перебирая четки, он терпеливо ждет, что кто-нибудь остановится рядом с ним, поднимет с земли пожелтевшую брошюрку и тогда можно будет поговорить, а может, и поторговаться— скоротать время до полудня, когда рынок, как и весь город, замрет в послеобеденной дреме.