Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /ОПЕРАЦИЯ «ЛАСТОЧКА»

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА ОПЕРАЦИЯ «ЛАСТОЧКА»

ОПЕРАЦИЯ «ЛАСТОЧКА»

Появление железной дороги и шоссе всколыхнуло устоявшийся мир бенинскйх деревушек, чьи внешние связи ограничивались раньше тропами до соседнего селения. Этот оседлый мир пришел в движение, и покатило по стране в вагонах и кузовах грузовиков кочевое племя пассажиров. Но колониальные власти построили железную дорогу совсем не для того, чтобы какая-нибудь старушка из-под Параку могла навестить свою правнучку в Котону, и бенинцы это лрекрасно понимают. О том, как и почему строилась эта дорога, рассказал мне мой молодой попутчик с атташе-кейсом, представившийся как Пьер Кподо, бухгалтер Управления железной дороги. Он возвращался из Ниамея, куда ездил по служебным делам, ведь дорога находится в ведении межгосударственной компании, полное название которой—Общая бенинско-нигерская организация железных дорог и транспорта (ОСБН).

— Строительство железной дороги началось вскоре после колониального захвата страны, в 1900 году. Дорога длиной около тысячи километров должна была дойти до берегов Нигера,—рассказывал молодой бухгалтер, и цифры в его размеренной, неторопливой речи звучали четкой профессиональной скороговоркой.—Примерно в то же время началось сооружение железных дорог на территории Гвинеи, Сенегала и Берега Слоновой Кости. Эти ветки, тоже направленные во внутренние районы континента, должны были выйти к бассейну Нигера. Они так и назывались: Конакри—Нигер, Дакар—Нигер, Абиджан—Нигер. Наш участок окрестили по названию колонии—Дагомея—Нигер.—И парень быстро набросал на листе бумаги силуэт континента с четырьмя пунктирными линиями, протянувшимися к пятой, сплошной, обозначающей реликую африканскую реку.
— В этом направленииj к океану,—на плане появились острые стрелки,—вывозилось награбленное; в обратную сторону, в глубинные неспокойные районы, можно было бы быстро перебросить войска для подавления волнений. Строительство было прервано первой мировой войной, и до Параку дорога-одноколейка до-шла только в 1935 году.
— Скажу сразу, что на других направлениях желез-нодорожные ветки тоже так и не дошли до реки Нигер,—усмехнулся рассказчик.т—Вторая мировая война, движение за независимость в колониях, короче говоря, колониальной администрации было не до того. Сейчас мы эксплуатируем железнодорожную магистраль Котону—Параку совместно с Республикой Ни-гер, отсюда и название «Общая бенинско-нигерская организация». А сейчас уже принято решение о продлении дороги до нигерской границы и дальше—до Ниамея.

… Ия сразу вспомнил одну забавную деталь, привлекшую мое внимание во время посещения Национального музея Нигера в Ниамее. Там в одном из залов стоит экспонат, у которого редко останавливаются иностранные туристы, но всегда толпятся сами нигерцы, особенно дети. Это макет старого, даже старинного, паровоза. Его в Нигере никогда никто не видел и уже не увидит, потому что, когда в конце 80-х годов железная дорога дойдет до Ниамея, ходить по ней будут современные тепловозы вроде тех, что уже появились в Бенине..

А название «ОСБН», написанное аршинными буква-ми на бортах многотонных самосвалов и трайлеров, встречается сейчас в Нигере повсюду. Для Нигера, не имеющего выхода к морю, транзит через Бенин— основной путь, по которому можно получить горючее, продовольствие и другие товары. Из порта Котону грузы доставляются по железной дороге в Параку, и оттуда на грузовиках—в Нигер. Обратно автомобили идут с грузом нигерского арахиса. Эта система перевозок, получившая название «Операция „Ласточка“», действует круглый год, но особенно много грузов отправляется с ноября по июнь, когда из Нигера и северных районов Бенина вывозится урожай, а в нигерских городах Зиндер и Маради выстраиваются гигантские пирамиды из мешков с арахисом.

Поэтому строительство железной дороги Котону— Ниамей для двух соседних стран взаимовыгодно: Нигер будет вывозить по ней урановую руду, добытую в Сахаре, а Бенин сможет начать разработку залежей железной руды на севере страны. Пьер Кподо, достав из своего атташе-кейса кипу бумаг* за какие-то десять—пятнадцать минут, оперируя шестизначными цифрами и такими понятиями, как рентабельность, амортизация, пассажиро-километры, рассчитал, насколько сократятся транспортные расходы по сравнению с расходами дорогостоящей «Операции „Ласточка“».

Мы уже давно ждали отправления на каком-то полустанке, и я предложил выйти извагона размять ноги.

Очевидно, остановка не предусматривалась расписа-нием, потому что вокруг не было ни души. Вид пустой станции, без пестрой веселой толпы пассажиров был так необычен, как будто мы оказались внутри крупного универсального магазина в выходной день.

Вскоре появился старый и очень важный человек в просторном пестром одеянии—бубу, но при форменной фуражке и со свистком на пальце, очевидно, начальник станции. .

— Чего ждем?—спросили мы его.
— Вот, видите, идет встречный товарный с хлопком для очистительного завода в Параку. Сейчас отправитесь.
— До Абомея еще далеко?
— Два с половиной часа.

Я вздохнул и полез в вагон. Что делать? Оставалось только набраться терпения. К тому же у меня перед глазами был прекрасный пример—другие пассажиры, похоже, никуда не спешили.

Жители африканских сел умеют ждать. В них есть терпение крестьянина с его надеждой на грядущий спасительный дождь, охотника, притаившегося у звери-ной тропы к водопою, рыбака, чинящего сети на берегу в ветреную погоду. Они не потеряли контакта с природой и живут по ее крупномасштабным часам со сменой дня и ночи, дождливых и сухих сезонов, а не по нашим крутящимся на одном месте часовым и минутным стрелкам.

К тому же я был сам виноват: надо было брать билет не на пассажирский № 2, а на скорый № 1, и я бы прибыл в Абомей как раз на эти два с половиной часа быстрее. Но, выиграв во временй, я проиграл бы в богатстве впечатлений…