Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /«НА ЖИВОТЕ ДАНА»

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА «НА ЖИВОТЕ ДАНА»

«НА ЖИВОТЕ ДАНА»

Те, кому приходилось видеть > как в руках мастера рождается красота, наверно, обратили внимание, на-сколько велик бывает контраст между неприглядностью процесса изготовления и совершенством готового изделия. Медное литье—хороший пример тому. Судите сами: закопченная до черноты глинобитная хижина с отверстием-вытяжкой в потолке, духотища и жара, блестящие от пота фигуры подмастерьев на фоне раскаленных углей, комья формовочной глины, зола, пеПел—одним словом^ ад кромешный. И здесь же, во дворе, на нескольких плоских камнях выставлена на продажу готовая продукция: стилизованчные, как будто слегка вытянутые фигурки людей и животных, целые композиции, изображающие сцены быта, охоты, рыбйой ловли. Сюжеты повторяются, но не копируются, так как способ литья, который называется «потерянный ворк», не позволяет делать точные копии. Модель предмета, изготовленную из воска, помещают в форму из глины. Когда глина высохнет, форму нагревают, и расплавившийся воск вытекает через специально оставленное отверстие. Через него же в форму заливают расплавленную медь, а вернее, латунь. Затем, когда отливка остынет, форму разбивают и извлекают готовое изделие. Для каждого следующего предмета изготавливается новая форма—так абомейским мастерам удается избежать слепого копирования. Этот способ применяется и для литья серебра.

Способ литья «потерянный воск» известен во многих странах Западной. Африки, и трудно сказать, когда он стал применяться абомейскими мастерами. Известно только, что кузнецы из семейства Хунтонджи поселились здесь по приказу Ахо—основателя абомейского королевства, жившего в середине XVII века. Именно к этому времени предание относит возникновение города Абомея—столицы древнего королевства Данхоме.

Опасаясь своих соседей, с которыми Ахо вел постоянные войны, он построил укрепление. Возникший внутри его поселок стал называться «агбо-ме», что значит «внутри крепостных стен», отсюда и название города—Абомей. Что касается названия королевства Данхоме, то есть множество легенд, но я позволю себе привести самый распространенный вариант: «Ахо хотел построить дом для одного из своих сыновей и попросил соседнего вождя по имени Дан уступить ему участок для застройки. Тот, рассерженный бесконечными притязаниями соседа, отказал, сказав при этом: „Еще немного, и ты начнешь строить на моем животе“. При нервом удобном случае Ахо расправился с Даном и приказал зарыть его тело на месте будущего дома. Таким образом, он действительно основал свое королевство «на животе Дана», или на языке фон «дан-хо-ме“. Так возникло королевство народности фон Данхоме».

Трудно судить об исторической ценности этой легенды, особенно если учесть, что похожее название встречалось на картах европейских мореплавателей еще за сто лет до ее появления—в XVI веке. Но если вспомнить о существовавшем во многих районах Афри-ки древнем обычае воздвигать дворцы и крепости на месте захоронения врагов, то эта легенда, видимо, не лишена в какой-то мере достоверности. Конечно, к легендам и преданиям не следует относиться с большим доверием, но без них порой невозможно понять прошлое страны, быт, нравы и искусство ее народа.

И сейчас во дворе мастерской среди других изделий я видел отображенную в медном литье эту древнюю легенду: Ахо стоит над телом поверженного врага.

Во время правления Ахо, принявшего королевское имя Уэгбаджа, в Абомее появились и другие ремесла. Многие абомейские короли были своеобразными меценатами, покровителями искусств и ремесел. Так, король Данхоме по имени Агаджа завел при своем дворце мастерские резьбы по дереву и. тиснения по коже, при короле Агонгло расцвело искусство абомейских ткачей, а король Глеле был известен как талантливый музыкант, создатель новых ритмов в национальной музыке.

Властители Абомея не довольствовались лишь усилением военной и экономической мощи королевства Данхоме, они окружали свой двор талантливыми мастерами: ювелирами, скульпторами, гончарами, художниками, украшали свои дворцы их произведениями. Все ремесленники работали только на монарха и его придворных. Взамен король содержал их семьи и наиболее талантливых мастеров окружал, подобно министрам, почестями. В народе рассказывают, как кто-то из королей послал одного из мастеров из семейства Хунтонджи в Европу учиться ювелирному делу

— Послушай, а кто-нибудь из Хунтонджи сейчас занимается кузнечным или ювелирным делом?— спросил я своего спутника, полагая, что он, будучи потомком короля, должен знать об этой истории.
— Мы как раз в гостях у них,— ответил тот.—И весь квартал так и называется—квартал Хунтонджи.

Видя, что появились покупатели, к нам через весь двор спешил парнишка лет десяти с целым подносом медных фигурок. О его причастности к цеху литейщиков говорили шорты, давно сменившие цвет хаки на цвет сажи.

— Как тебя зовут, малыш?—спросил я.
— Полен Хунтонджи,— ответил парнишка.