Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /СТЕНЫ, СТАВЛЕННЫЕ НА КРОВИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА СТЕНЫ, СТАВЛЕННЫЕ НА КРОВИ

СТЕНЫ, СТАВЛЕННЫЕ НА КРОВИ

Окончив осмотр демонстрационных залов, мы вышли на улицу. Солнце было в зените, и квадраты королевских дворов наполнились густым и душным жаром. Хранитель музея, ничуть не устав,. бодро шагал вдоль не отбрасывающих тени стен. Во дворах музея ни души. Звук наших шагов гасила пыль. Тишина стояла такая, какая может быть только в африканской деревне, и с трудом верилось, что внутри этих стен жил целый город почти с десятитысячным населением. Шумно здесь было в прошлом веке, особенно если учесть, что население его почти целиком состояло из женщин, ведь, по обычаю, королю могли прислуживать только женщины. Считалось, что таким образом он будет лучше защищен от опасности покушений и попыток государственных переворотов.

Все обязанности при дворе выполняли женщины. Даже министры были представлены во дворце, где они не имели права постоянно находиться, своими заместителям! женского пола, которые зачастую обладали почти тайой же властью, как сами министры..

Привилегированное положение в этом женском дворцовом царстве занимали жены короля-—“ахоси». Они строго разделялись как по положению, так и по исполняемым при дворце обязанностям. Главенствовали «кпоси», или «жены пантеры»—тотемичёскОго животного королей Абомея. Только их дети могли претендовать на право быть наследниками. Были жены, готовившие пищу для короля; жены, подававшие воду за обедом; жены, ухаживавшие за королем во время болезни, и так далее.

В ансамбле королевского дворца есть двор, названный «ахоси». Посреди него стоит круглая хижина под конической крышей из пальмовых листьев.

— Под этой хижиной находится могила 41 жены короля Глеле, последовавших за своим супругом и в смерти,—говорит наш гид и, откинув назад голову и прикрыв глаза, бесстрастно продолжает:
— Было это в конце декабря 1889 года. В нескольких шагах от могилы короля построили большую подземную комнату, украсили ее дорогими тканями. В ней установили 41 ложе для жен короля, добровольно пожелавших умереть вместе с Глеле. Перед тем как закрыть эту громадную могилу землей, женщинам дали выпить сильно действующий яд, и они уснули вечным сном.
— Мрачная история произошла с женами короля Глеле, не правда ли?—неожиданно обращается ко мне хранитель музея, с усмешкой наблюдая за моей реакцией, и добавляет:—Но я расскажу вам еще одну, вон про то здание в соседнем дворе. Это джехосвоеобразный храм, возведенный в честь духа короля Гезо.

От других построек это здание отличалось овальной формой и крышей, опущенной почти до самой земли. Дверь настолько низка, что входящий поневоле вынужден сделать глубокий поклон. Войдя, можно снова выпрямиться и, протискиваясь вдоль стен, обойти две миниатюрные хижины, где якобы должен обитать дух- короля. Неподвижно стоящий пыльный воздух здесь не так влажен, как снаружи, но и сюда проникает полу-денная жара. Я прикасаюсь к стене—она суха и тепла, как остывающая печь.

— Глина, из которой сделаны стены джехо, была замешана на человеческой крови, пальмовом масле и спирте, в нее добавили жемчуг, золотую пыль, каури и драгоценные ткани, порезанные на мелкие кусочки,— сказал хранитель музея.— Строительство этого храма дало рождение легенде, что будто бы все стены в Абомее ставлены на крови. Но авторами этой легенды были не африканцы, а пришельцы из Европы.

В голосу хранителя музея зазвучала почти страсть:

— Да, нравы той эпохи были жестоки, но, как известно из истории, и нравы, царившие при дворах Европы, тоже не отличались гуманностью. Да, в ходе ежегодных ритуальных праздников приносились человеческие жертвы, но европейские купцы и офицеры, приезжавшие в Абомей, забывали упомянуть, что те, кому королевский палач отрубал голову, были осуж-денные на смерть преступники и было их несколько десятков, а не сотен й тысяч, как писали чужеземцы. Легенда о кровожадности абомейских королей пригодилась колонизаторам как оправдание, когда они пришли на землю Данхоме огнем и мечом насаждать свою «цивилизацию». Во французских газетах того времени много писали о том, что наконец-то на землю «дикарей» и «варваров» пришла «цивилизация».

Венсан Кинхоэ Ахокпе работал в музее с 1947 года, но мало кто из посетителей знал, что, рассказывая об истории королей Данхоме, он рассказывал о прошлом своей семьи. И я представляю себе, как он в ярко расшитом бубу и в этой его абомейской шапочке, с тростью в одной рукеи с раскрытым зонтиком в другой в воскресный день величаво шествует в гости к такому же, как он,.старцу. А позади один из внуков несет его кресло, потому что принято почтенным людям ходить в гости со своим стулом. И как, усевшись под тенью пальмового навеса во дворе, они неспешно и бережно перебирают в памяти имена и события давно минувшего.

Прощаясь с Венсаном Кинхоэ Ахокпе, я попросил у него разрешения как-нибудь приехать, чтобы записать его рассказы. Но когда через год-полтора я снова приехал в Абомей, старого хранителя музея уже не было в живых, он сам ушел в милое его сердцу прошлое.