Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /МОЛОДОЕ ЛИЦО ПЛОЩАДИ ГОХО

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА МОЛОДОЕ ЛИЦО ПЛОЩАДИ ГОХО

МОЛОДОЕ ЛИЦО ПЛОЩАДИ ГОХО

Абомей бережет свои традиции, но было бы неправильно полагать, что древняя королевская столица живет только воспоминаниями о седой старине. Вернее, так оно и было, но события последних лет открыли путь новому и в этот город.

На южном въезде в Абомей есть широкая зеленая площадь, окруженная недавно построенными и еще строящимися домами. Это площадь Гохо, ставшая свидетельницей двух очень важных для страны событий. Первое из них произошло в конце прошлого века и имело тяжелые последствия. Здесь после долгой и упорной борьбы с колонизаторами был вынужден сложить оружие Беханзинпоследний король свободного Данхоме. Французская экспансия на побережье Гвинейского залива началась во второй половине прошлого века. Вначале ее основным оружием была торговля, поскольку классический вариант подготовки колониального захвата—миссионер—торговец—солдат—в дан-ном случае был нарушен из-за отказа абомейских королей принимать католических миссионеров. Затем Франция практически оккупировала Котону, стремясь установить свой протекторат над прибрежными района-ми.

Колонизаторы начинают готовиться к военному захвату Данхоме, что представлялось им делом про-стым и недолгим. Но понадобилось более четырех лет и три военных кампании, чтобы сломить сопротивление африканцев. Первая попытка интервентов закончилась для них поражением. Для второй кампании против небольшого африканского государства Франция скон-центрировала огромные по тем временам силы—около трех с половиной тысяч солдат и офицеров.

Солдаты короля Беханзина, вооруженные кремневыми ружьями, сражались геройски и, по словам очевидцев, «скорее лишали себя жизни на месте, чем отступали и сдавались в плен».

Когда 17 ноября 1892 года враг вступил в подожженный его жителями Абомей, Беханзин не сдался и перешел к партизанской войне. Только в январе 1894 года он прекратил борьбу и здесь, на площади Гохо, сдал оружие командующему французским экспедиционным корпусом. Накануне, собрав последних своих солдат, Беханзин поблагодарил их за верность и почтил память тех, кто не вернулся с поля боя.

Французы сослали Беханзина на остров Мартиника, где он умер в изгнании в 1906 году. Но популярность Беханзина в Дагомее, была так велика, что и после смерти он представлял опасность для колонизаторов. Поэтому прах его было разрешено перевезти на родину лишь в 1928 году.

Захватив королевство Данхоме, колонизаторы переиначили его название на свой манер и присвоили его всем близлежащим землям. На картах Западной Афри-ки появилась колония, а затем, после 1960 года,— Республика Дагомея. Так в. самом названии страны захватчики заложили повод для национальной розни. Ведь королевство народности фон Данхоме занимало лишь пятую часть территории современного государства, и для других народностей—а их насчитывается более шестидесяти—название Дагомея никак не могло быть объединяющим началом. Пришедшее к власти в 1972.году Военно-революционное правительство исправило эту историческую ошибку, изменив старое, навязанное колонизаторами название. 30 ноября 1975 года была провозглашена Народная Республика Бенин, взявшая имя древней высокоразвитой цивилизации, которая существовала в этом районе Африки. Общий знаменатель для объединения всех народов, населявших бывшую Дагомею, был найден.

Площадь Гохо, долгое время являвшаяся для жите-лей страны местом позора и скорби, тоже обрела новую жизнь. Именно здесь восемьдесят лет спустя. после колониального захвата Военно-революционное правительство провозгласило начало последнего этапа борьбы за подлинное освобождение—построение в стране общества нового, социалистического типа. Так прошлое страны соприкоснулось с будущим.,

В тот день в Абомее отмечался национальный праздник—День революции. По разукрашенной площади шли колонны демонстрантов, и многочисленные молодые лица-напоминали о том, что Бенин—страна молодая (более половины ее населения составляют жители в возрасте до 18 лет).

Теперь на площади Гохо установлен памятник герою Африки, последнему королю свободного Данхоме— Беханзину.

Следующий раз я приехал в Абомей через полгода по приглашению префекта провинции Зу Армана Монтейро. Мы познакомились, когда он преподавал в одном из лицеев Котону. После того как в октябре 1972 года к власти пришло Военно-революционное правительство, Арман Монтейро, социолог и журналист по образованию, как и многие другие представители прогрессивной интеллигенции, был направлен на руководящую работу во внутренние районы страны.

Только по счастливой случайности в тот день мне удалось застать Армана Монтейро на месте. Он в постоянных разъездах, на совещаниях, семинарах, митингах в деревнях. И это понятно, ведь крестьянам надо разъяснить программу правительства и Партии народной революции Бенина, цели, которые ставйт перед собой новая власть, методы, какими- их следует осуществлять.

— Мне надо здесь в одну школу заглянуть,—сказал он, стоя уже на пороге кабинета.—Если хочешь, пойдем со мной, посмотришь. Мы в наше время так не учились.

Время было раннее, но по дороге нас обгоняли группки школьников в светлой, кофе с молоком, форме, с пачками перевязанных ремнем книжек и тетрадей в руке, а то и на голове.

— Работая в столице,—говорил на ходу Арман,—и представить себе не-мог, насколько сложны проблемы, стоящие перед страной. Как социолог, я хорошо знал последствия колониального господства для Бенина, знал, что. более 90 процентов населения неграмотно, что стране не хватает врачей и больниц. Ведь за шестьдесят с лишним лет колонизаторы не смогли решить даже самую насущную проблему—проблему воды. До сих пор в нашей провинции почти нет колодцев, и крестьяне пьют непроточную воду из прудов и болот. А это означает постоянные болезни, опасность возникновения эпидемий. В этих местах выпадает много дождей, но испарение поглощает три четверти осадков. Вода распределена неравномерно; где ее слишком много—стоят болота, где мало—крестьяне страдают от засухи. Нужно строить плотины, осушать болота, копать колодцы. И от того, как мы решим этот жизненно важный вопрос, во многом будет зависеть популярность социалистических идей в Бенине.

Школа оказалась действительно необычной—с математическим уклоном. Она призвана подготовить будущих студентов национального университета. Зарождающейся бенинской промышленности нужно много грамотных инженеров.

Меня удивило устройство классов: дети сидели за полукруглыми столами, установленными в светлых комнатах в кажущемся беспорядке. Но потом становилось ясно, что столы составлены как бы в ячейки и дети сидят лицом друг к другу. Учительских столов нигде не было видно, зато в каждом классе было по две доски, установленных в противоположных углах комнаты.

— Подобное устройство классов не случайно,— объяснил мне один из преподавателей.—При такой системе нет передних и, задних парт, а значит, нет разделения на плохих и хороших учеников. Вы знаете, есть такая традиция—сажать впереди успевающих, а сзади—учеников похуже. Дети есть дети, им хочется повертеться, покрутить головой, подвигаться. Одним словом, как-то выплеснуть переполняющую их энергию. Вот и пусть крутятся себе на здоровье. А опыт с двумя классными досками показал, что переключение внимания способствует лучшему усвоению материала.

Мы прошли по классам—от начальных, где шести-летние малыши в игре постигали понятия «больше» и «меньше», и до старших, где ученики легко справлялись с уравнениями, занимавшими половину доски. В последнем классе одна из учениц подняла палец и попросила разрешения задать гостю вопрос. Я несколько заволновался, памятуя о математическом уклоне школы, но девочка просто спросила, из какой я страны.

— Из Советского Союза,— ответил я и, вспомнив курьез с непутевым потомком короля. Глеле, спросил:— А ты знаешь, где это?

Школьники, внимательно слушавшие наш диалог, стали вполголоса переговариваться.

— Знаю, это самая большая страна. Там столица Москва,—сказала девочка.—А еще у вас революция была в октябре. Как у нас, только намного раньше.

И я понял, что в Абомее изменшюсь не только знание географии.

А если в маленькие спокойные провинциальные города входит новое., то оно пришло надолго и намерено расселиться по всей округе. По всей стране…