Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /ПЛЕМЯННИЦА СВОЯКА ДВОЮРОДНОЙ ТЕТКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА ПЛЕМЯННИЦА СВОЯКА ДВОЮРОДНОЙ ТЕТКИ

ПЛЕМЯННИЦА СВОЯКА ДВОЮРОДНОЙ ТЕТКИ

Однажды знакомый журналист, работавший репортером и диктором на радио Котону, предложил мне съездить в Порто-Ново, откуда он сам был родом. Я с готовностью согласился. Мы долго в тот день бродили по городу, а потом Суле—мой спутник, высоченный парень со смешинкой во взгляде и с редкими клочками бороды и усов вокруг большого, всегда готового расхохотаться рта,—предложил навестить его отца. Свежепобеленный двухэтажный дом под шиферной крышей с террасой возвышался над другими строениями. Из гаража выглядывал лупоглазый, последней модели «Мерседес».

К нам под ноги выкатилась босоногая девчушка со множеством косичек, ежиком торчавших на круглой голове, и сейчас же убежала в дом звать хозяина. Мы вошли в уставленный мягкой, покрытой чехлами мебелью холл, где с фотографий на стенах смотрели родственники моего приятеля—все люди крупные, массивные. Но когда в холл вошел, крепко ступая сандалиями на босу ногу, хозяин дома, я, честно говоря, оторопел. Это был громадный, двухметровый, не меньше, мужчина, причем просторная агбада—длинная одежда с широкими по локоть рукавами—делала его еще выше. Он протянул мне широченНую, размером с энциклопедический словарь, ладонь и опустился в кресло, сразу просевшее под его тяжестью.

— Салам алейкум,—сказал он, поднеся пальцы рук к вискам, где были отчетливо видны три вертикальные насечки—отличительный знак народности йоруба.

Тут я заметил, что по правую руку от кресла на тумбочке стоит миниатюрный макет храма Каабы—- главной святыни мусульман, а под стеклом журнально-го столика лежат тисненные золотом листы с арабской вязью—предметы, говорящие, что хозяин дома— ходжа, совершивший паломничество в Мекку. Такое паломничество—дело не только духовное, но и престижное. Ведь ислам, так же как и христианство, с самого начала стал привилегией местной колониальной, а затем неоколониальной элиты.

Хозяин, задав мне несколько вежливых вопросов, заговорил с сыном. Мой приятель, разбитной малый, в родительском доме стал тих и почтителен. От его веселого нахальства, в основе которого лежали врожденный неунывающий нрав и бесконечное катание по заграницам на стипендии разных европейских фондов и организаций, не осталось и следа.

Холл, где мы сидели, имел нежилой вид. Все здесь было для гостей: и ковер под ногами, и пузатые коньячные рюмки в серванте, и сверкающий громадный телевизор, потому что в Порто-Ново в это время нельзя было еще принимать передачи маломощного телецентра Котону. Можно было смотреть нигерийские программы из Лагоса, но только смотреть, звук почему-то не доходил. Чувствовалось, что сам хозяин с большим удовольствием проводит время не в этом заставленном безделушками холле, а на свежем воздухе, под тенистым пальмовым навесом, который всегда стоит рядом с любым, даже самым богатым африканским домом, и при всех своих миллионах спать предпочитает на циновке, как спали его родители и родители его родителей.

Знакомая уже девчушка с косичками вносит поднос, уставленный бутылками и стаканами. Пить спиртное в жару не хочется, я с удовольствием присоединился бы к хозяину, который потягивает дозволенную кораном кока-колу, но тот откупоривает виски. Это своего рода местный купеческий шик—открыть для гостя непочатую бутылку.

Появляется брат хозяина—мужчина тех же габари-тов в такой же агбаде. Вообще чувствуется, что в доме много народу. Бывая в гостях у африканцев, я ни разу не видел дома, в котором жили бы только его непосредственные обитатели, всегда там находились какие- нибудь родственники, приехавшие погостить на день, неделю, месяц, а то и на больший срок.. Степень родства во многих случаях выяснить весьма сложно, особенно с нашим полузабытым набором определений, в которых мы без Ожегова или Даля сами уже не разберемся.

Бенинцы не утруждают себя подобными «тонкостями», им достаточно назвать, по какой линии— материнской или отцовской—ведется родство и в каком возрастном отношении находится родственник. Так что «младший братец» может, например, означать сына племянницы старшей, сестры матери жены. Не пытай-тесь решить эту генеалогическую головоломку на бума-ге и тем более в уме—она под силу только компьютеру. Самое главное, этбт «младший братец» для бенинца действительно родственник, а потому всегда может рассчитывать на приют и гостеприимство. В. Бенине, как и So многих других странах Африки, определяющей является материнская линия, но нельзя сбрасывать со счетов и родственников по линии отца. А если учесть существующую в некоторых. районах страны полигамию… не трудно представить себе, сколь многочислен-ны бывают родственники.

Причем все равно, идет ли речь о городских или сельских жителях, ведь корни любой городской семьи всегда уходят в деревню. Вот и получается, что за каждым бенинцем тянется все расширяющийся шлейф родни. Этого требует обычай, и в освященных им родственных отношениях—сила и слабость бенинской семьи. Сила, потому что бенинец никогда не чувствует себя одиноким, а слабость заключается в том, что подобная система зачастую приводит в экономическом плане к паразитизму, а в политическом — к семейственности и кумовству, борьбу с которыми правительство республики считает одним из важнейших пунктов своей программы.

Когда мы, распрощавшись с хозяевами, вышли с Суле на улицу, я поинтересовался, сколько народу живет сейчас в доме его отца.

— Так, отец с братом, жены и дети, итого девять,— начал он загибать пальцы.—Потом сестра матери с сыном и его женой, потом…
— А эта девочка, что нас встретила, племянница, что ли?
 — Да.
— Дочка брата?—допытывался я.
— Нет… Она приехала с сестрой матери из Кету. Погоди… она племянница мужа моей младшей сводной сестры,—довольно быстро вычислил Суле.
— То есть младшей сестры второй жены твоего отца?
— Ну что ты привязался? Я же говорю— племянница,— захохотал он.—Пойдем лучше пива вы-пьем, у меня от этой кока-колы во рту приторно.