Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /РЕЦЕПТЫ БАБУШКИ АДЖАВИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА РЕЦЕПТЫ БАБУШКИ АДЖАВИ

РЕЦЕПТЫ БАБУШКИ АДЖАВИ

В центре ПортоНово, вокруг высокой белостенной, расписной мечети, раскинулся рынок. По его лабиринтам, составленным из сотен ветхих пальмовых навесов, можно бродить целый день, но я попросил Суле показать мне ряды, где торгуют лекарственными травами. В этой части рынка нет обычного для других торговых рядов оживления и гвалта, и под навесами сидят не.веселые, острые на язык торговки, а почтенные немногословные мужчины. Коммерческое начало здесь, правда, тоже присутствует и выражается в обилии вывесок и табличек, на которых начертаны самые разные надписи: «Африканские лекарства», «Лечебные травы» и даже… «Фармацевт короля Тоффа».

— Здесь лечится весь город,—говорит Суле,— европейские препараты стоят очень дорого, а здесь за небольшие деньги можно купить любое лекарство. Некоторые из них я сам знаю, меня ими в детстве бабушка Аджави лечила от коклюша. Вот эти корешки.-—И Суле поднимает с земли небольшой пучок.—На йоруба они называются «дагуро», а на фон— «аванглон». Надо взять на пять франков (Суле имел в виду западноафриканские франки) дагуро, на пять франков обыкновенного лука и масла каритэ на пятнадцать франков. Все вместе отварить, а потом давать отвар по столовой ложке три раза в день, и за неделю ребенок здоров. Вот и подсчитай: рецепт традиционной медицины обойдется в 25 франков, а европейский доктор выпишет лекарств напять тысяч. Почем пучок?— обратился Суле к восседающему в тени навеса старику торговцу.
— Пять франков.
— Вот видишь, расфасовка правильная,—засмеялся Суле.—А еще у бабушки был совсем бесплатный рецепт, прошу прощения, от глистовяорошок из ядра косточки манго—ложка на стакан теплого сладкого рисового отвара утром и вечером. Хорошо также помогают в этих случаях семечки папайи.

Я сразу вспомнил аналогичный рецепт наших бабушек—тыквенные семечки натощак.

— У нее самой гипертония,—продолжает Суле рассказ о своей бабушке.—Слова она такого не. знает, но зато знает лекарство—опять же отвар из сухих листьев растения, которое йоруба называют «ига акоко», или из свежих листьев «эве а суван»; А от гриппа я и сейчас лечусь по ее рецепту—стакан отвара корней йалоде вместе с соком двух лимонов три раза в день в течение трех дней.

По возвращении в Котону я ходил со всеми этими названиями к знакомому фармацевту, получившему образование в Сорбонне. Оказалось, он тоже знал рецептуру бабушки Аджави и даже дал мне латинские названия трав и корней, о которых упоминал Суле.

— Вы зря удивляетесь,—сказал фармацевт.— Многие из африканских трав уже используются современной фармакологией. Например, «сёрпазил», лекар-ство от гипертонии, изготавливается из африканского растения Rauwolfia serpentina.

В аннотации к известному у нас лекарству «раунатин» написано: «Раунатин—сумма алкалоидов корней раувольфии, обладает способностью понижать артериальное давление».

Когда меня в первый раз тряхнула малярия, я попробовал лечиться по африканскому рецепту. Эта болезнь настолько в тех местах распространенная, что врачи относятся к ней как к вульгарномунасморку и даже не называют полным и звучным именем «палюдизм“, а так, небрежно—“палю». После визита врача, прописавшего хину и поздравившего меня, как он выразился, «с африканским крещением», я сидел в кресле на террасе, выжатый как лимон. Наш сторож Амаду сидел на ступеньках и сопереживал. Ему-то было хорошо известно, что такое «палю», и наш разговор напоминал диалог героев известного рассказа О’ Генри «Родственные души». Когда меня снова затрясло, Амаду исчез и появился десять минут спустя с веником из каких-то веток. Оказалось, что это лекарство, надо только прокипятить листья и пить получившийся отвар по стакану три раза в день.

— Что же ты, Амаду, сам свой отвар не пьешь, когда у тебя малярия, а берешь у меня таблетки хины?—спросил я.
— Я пью. Это лекарство хорошее,—загорячился тот, размахивая своим веником.—Только понимаешь,— Амаду замялся,—таблетки быстрее лечат…

Действительно, как и все лечебные травы, африкан-ские мягче современных синтезированных препаратов. Однако бенинцы верят в свои испытанные веками рецепты и считают, что «это те же лекарства, только без красивой упаковки».

Сейчас в некоторых африканских странах, в том числе и в Народной Республике Бенин, всерьез начали изучать народную медицину. К этому делу привлечены научные специалисты, эксперты Всемирной организации здравоохранения. Несколько лет назад региональное бюро ВОЗ обратилось с призывом к правительствам африканских стран принять конкретные меры к тому, чтобы сохранить и обобщить опыт народной медицины. «Большинство населения Африки верит в традиционную медицину,—говорилось в документе ВОЗ,—и во многих сельских местностях, удаленных от современных медицинских центров, знахарь— единственный, кто лечит многочисленные болезни и решает проблемы, связанные со здоровьем… Знахарь— это тот, кто признан в общине как человек, умеющий для лечения применять растительные, животные, минеральные субстанции, а также методы, основанные на местных социально-культурных условиях».

Слово «знахарь» по смыслу точнее всего соответствует тем бесчисленным названиям, которые носят в Африке люди этой профессии: «фетишер», «герисёр», «нэйтив доктор», «марабу», «шарлатан»… Последнее слово употребляется не в привычном нам уничижительном смысле, а с большим уважением. Это же слово можно перевести как «врачеватель», а можно и как «колдун». Но суть не в переводе, а в том, какое место занимают эти люди в обществе многих африканских стран, и в той несомненной пользе, которую можно извлечь из накопленных ими знаний.

Сейчас, прогуливаясь с Суле по рынку Порто-Ново, я видел их лекарства и «инструменты». Кавычки поставлены не случайно, как еще назовешь все эти змеиные и кошачьи черепа, шкурки каких-то диковин-ных зверюшек, амулеты и обереги, или, как их здесь называют, гри-гри, из кожи, проволоки, слоновьего волоса?

Я охотно допускаю, что амулет может принести своему владельцу какую-то пользу, например придать уверенность человеку, верящему в него, ведь метод самовнушения используется в современной психотерапии. Но когда видишь выложенные в рядок на земле полсотни оберегов «от дурного глаза» или приворотных гри-гри, с помощью которых, как утверждают продавцы, можно очаровать любую красавицу, это приводит к мысли о шарлатанстве не в африканском, а в привычном для нас смысле.

— Послушай, Суле, а тебе не кажется, что подоб-ное коммерческое обилие, вся эта выставка-продажа амулетов могут подорвать веру в их силу? — спросил я.

Но Суле так не считал.

— Дело не в амулете,—сказал он,— а в сопровождающей его вручение церемонии.
— Так здесь продаются полуфабрикаты? — подковырнул я своего приятеля, желая его раззадорить.—А смазливые девицы, которые крутятся вокруг тебя на радио,—результат действия какого-нибудь приворотного григри?
— Причем здесь гри-гри?—рассердился Суле. Его, похоже, раздражало мое неверие, но не в силу отечественных колдунов, а в его достоинства сердцееда.—; Ничего-ничего, поживешь несколько лет в Африке, посмотрим, как ты заговоришь. Есть, знаешь, такая поговорка: «Пересеки реку, прежде чем говорить плохое о крокодиле…»

Суле был прав, африканский опыт и встречи с бенинскими «колдунами» и «знахарями» поубавили мой скептицизм.