Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /«АКОВЕ» ИЗ «ГОРОДА ПЕНСИОНЕРОВ»

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА «АКОВЕ» ИЗ «ГОРОДА ПЕНСИОНЕРОВ»

«АКОВЕ» ИЗ «ГОРОДА ПЕНСИОНЕРОВ»

Порто-Ново, так же как и Абомей, крепко связан с прошлым, только на его долю пришлись гораздо менее славные страницы в истории страны. После захвата королевства

Данхоме колонизаторы сделали Порто-Ново административным центром со штаб-квартирой губернатора колонии Дагомея.

Дворец губернатора цел и поныне—приземистое толстостенное здание в лучших традициях колониального стиля, в основе которого были не гармония и архитектурные каноны, а соображения безопасности и долговечности. Дворец отгородился прочной чугунной решеткой от центральной площади города, на которой стоит еще один памятник старого, но не доброго времени—белый обелиск с надписью в честь павших за свободу Дагомеи. В этой надписи есть лишь минимум исторической правды: памятник поставлен павшим за старую, колониальную Дагомею—страну, названия которой уже нет на карте, а вернее, за ее бывшую метрополию. Но «мертвые сраму не имут», и разве можно в чем-нибудь обвинять неграмотных дагомейских крестьян, насильно одетых в чужую форму, наспех обученных несложной науке убивать и умирать, а затем отправленных защищать чуждые им интересы в Индокитай, Алжир—повсюду, где начинала трещать и разваливаться французская колониальная империя?! И хотя среди них были уроженцы-Верхней Вольты, Чада, Конго, Габона, Нигера и других стран, включенных в состав Французской Западной и Экваториальной Африки, их всех называли «сенегальскими стрелками». Так что на этом памятнике, стоящем посреди заросшей травой площади, могла бы быть начертана другая надпись: «Павшим доД чужим именем за чужие интересы».

Есть на площади еще одно строение, тесно связан-ное с прошлым, правда уже с неоколониальным. Это здание бывшего Национального собрания, распущенного в конце 60-х годов после одного из военных переворотов и с той поры более не созывавшегося. Сейчас законодательную власть в стране осуществляет новый орган—Национальное революционное собрание, заседающее в Котону, а в старом доме на центральной площади Порто-Ново теперь расположились различные административные службы.

Здесь находится Национальный комитет по ликвидации неграмотности и по вопросам сельской печати. Решение этих двух, казалось бы, совершенно разных проблем поручено одному органу не случайно. Мало научить крестьян—они в прошлом были все неграмотны—читать, надо дать им, что читать, иначе навыки, полученные ими на курсах ликвидации неграмотности, быстро забудутся. А значит, нужна сельская печать— газеты для крестьян. И такие газеты выходят: на языке бариба—газета «Киаро» ( «Глашатаи“), на йору- ба—“Имоле». ( «День встает“), на фон—“Мисену-мисегбе» ( «Слушайте“) и на язьпсе аджа—“Энбуке» ( «Новый день»). Они помещают на своих страницах советы крестьянам по вопросам агрономии и животноводства, основам санитарии и гигиены, заметки о проблемах воспитания. Читатели этих газет могут знакомиться с событиями, происходящими в стране, и с новостями международной жизни. Тематика заметок и статей самая разнообразная, и к изданию сельских газет наряду с сотрудниками Министерства образования привлекаются специалисты из служб информации и пропаганды, министерств сельского хозяйства и здравоохранения.

— Сейчас мы строим свою работу на наиболее распространенных в стране языках: фон, аджа, йоруба и бариба,—рассказал мне во время одной из встреч руководитель Национального комитета по ликвидации неграмотности и по вопросам сельской печати Жером

Агену.—Мы собираемся выпускать не только газеты, но и книга. Готовим к печати учебники, словари, сборники рассказов, стихов и поговорок—одним словом, стремимся сохранить и развить богатые языковые и культурные традиции народов, населяющих страну. Работы непочатый край, особенно если учесть, что у нас десятки народностей и почти каждая говорит на своем языке.

На карте хорошо видно, что в конфигурации границ африканских государств преобладают прямые линии. Объясняется это тем, что штык колонизатора резал территорию Африки по-живому, рассекая на части целые народы. И меридионально вытянутая колония Дагомея в смысле этнографии уподобилась тонкому ломтю слоеного пирога—в ней оказалось более 60 народов и народностей, относящихся к двум большим этнолингвистическим общностям. На юге и в центре Бенина говорят на языках гвинейской группы, на севере—на языках группы гур. По другой классификации, все эта; языки относятся к одной семье нигеро-конголезских языков, во всяком случае они имеют некоторую лингвистическую общность, что облегчает нам работу. Пока мы сконцентрировали наши усилия на четырех языках, но радио. Котону ведет передачи уже на 18 местных языках…

Изучение национальных языков лежит в основе проводящейся в стране реформы сйстемы образования, которая призвана подготовить кадры, отвечающие интересам социального и экономического развития республики. .

В западной печати старую колониальную и неоколониальную Дагомею называли Латинским кварталом Африки, «страной, единственное богатство которой— большое число хорошо образованных людей». Дело в том, что колонизаторы, практикуя своеобразное «разделение обязанностей» на подчиненных территориях, в системе колониальной эксплуатации каждой африканской стране отводили свое строго определенное место. И если, например, Чад выращивал хлопок, Берег Слоновой Кости поставлял лес, а Верхняя Вольта отправляла дешевую рабочую силу на плантации соседних колоний, то Дагомея готовила чиновников низшего и среднего звена для колониальной администрации стран Французской Западной и Экваториальной Африки.

Существовавшая в Дагомее система образования была полностью скопирована с французских образцов и была призвана готовить верных прислужников колонизаторам. Питомцы учебных заведений Порто-Ново и

Котону могли похвастаться знанием произведений Корнеля и Расина, истории династии Капетингов, но в то же время они ничего не знали о культуре и истории своей страны.

Наверное, к тем еще колониальным временам относится появление короткого словечка «акове“. Так в Бенине с издевкой называют африканцев, слепо копирующих манеры и привычки европейцев и с»,презрением относящихся ко всему национальному. «Акове» никогда не бывал рабочим, ремесленником или, скажем, торговцем, это всегда чиновник. Как правило, ученик норовит обогнать учителя, и африканский чинуша представлял собой карикатурную, гротесковую копию европейского бюрократа. Застать такого на рабочем месте было невозможно, но если посетитель заставал, то он сначала хорошенько промаринует его в приемной, а потом разыграет пантомиму активной деятельности со срочными телефонными звонками, вызовом секретарши и курьеров, перекладыванием бумаг и листанием настольного календаря. Мне тоже доводилось встречать подобные экземпляры во время поездок по странам Западной и Центральной Африки, попадались среди них и последние старорежимные дагомейские «осколки»—питомцы мифического Латинского квартала Африки. Мифического потому, что, выращивая эту рептильную элиту, колонизаторы вовсе не собирались создавать в Дагомее широкую сеть учебных- заведений и к независимости страна пришла, имея неграмотными более 90 процентов населения.

Однако колониальная система образования Смогла обломать далеко не всех, и не все выпускники дагомейских лицеев заразились болезнью «акове». Присутствие «большого количества хорошо образованных людей» зачастую выходило боком колониальной администрации, и Дагомея слыла самой беспокойной и непокорной страной в бывшей Французской Западной Африке—за 60 лет господства колонизаторов здесь сменилось 34 губернатора.

Изменились времена, изменился и смысл слова «акове», что в переводе означает «притворщик», «оборотень», «перевертыш». Теперь «акове» называют молодых лоботрясов, живущих по принципу «что бы ни делать, лишь бы ничего не делать», по-прежнему мечтающих о какой-нибудь бумажной синекуре и в повседневной жизни старательно имитирующих жесты и поступки персонажей из ковбойских и полицейских фильмов Запада.

На улицах Порто-Ново можно встретить и предков современных «акове»—последних представителей колониального чиновничьего рыцарства. После того как многие африканские страны добились независимости, они стали избавляться от дагомейских колониальных клерков, и те были вынуждены вернуться на родину— доживать свой век на пенсии. Оседали они в основном в Порто-Ново, поэтому острые на язык бенинцы прозвали его «городом пенсионеров». И сейчас эти местные «пикейные жилеты» иногда собираются посудачить, побрюзжать по поводу последних правительственных мер на заросшей травой площади перед бывшим Национальным собранием и бывшим дворцом губернатора канувшей в Лету колонии Дагомеи.