Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /«ОГОРОДЫ » НА ОЗЕРЕ АХЕМЕ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА «ОГОРОДЫ » НА ОЗЕРЕ АХЕМЕ

«ОГОРОДЫ » НА ОЗЕРЕ АХЕМЕ

— После Вида, когда переедешь по дамбе через озеро Ахеме, сразу поверни направо и попадешь в деревню, где я теперь живу,—такую инструкцию с приложением подробного эскиза я получил от одного моего бенинского друга.

Его зовут Марсель Макс Адоко, но из трех слов* составляющих его имя и фамилию, он выбрал самое короткое и представляется всегда просто—Макс. Он школьный учитель, а эта профессия не дает в Бенине возможности подолгу засиживаться на одном месте. Преподавательских кадров не хватает, и Министерство образования часто переводит опытных учителей открывать новые школы, передавать опыт. Я не раз бывал у Макса в гостях и все в разных провинциях и районах страны. Последнее назначение он получил в деревню Агатогбо, расположенную близ границы с Того.

Действительно, как только закончилась брусчатка, проложенная по дамбе через озеро, я увидел справа небольшую табличку: «Агатогбо».

— Дальше спроси любого — покажут,—гласила инструкция Макса. Забавно, но его адреса всегда кончались этими словами… Везде все знали Макса и он знал всех.

Адрес и на этот раз оказался абсолютно точным.

— Вам нужен дом мэтра Ад око? — строго переспросил меня мальчишка лет четырнадцати.—Я вам покажу.

Но Макса, как и следовало ожидать, дома не оказалось—он был в школе, и мой провожатый повел меня дальше. Метрах в двухстах я увидел на песчаном пустыре большой навес из пальмовых ветвей, под которым стояли ряды длинных столов. На скамейках за ними сидели тридцать или сорок малышей восьмидесяти лет. Макс писал задание на доске и заметил меня, только когда ученики разом встали, приветствуя гостя. Мы поздоровались. Макс был все такой же— высокий, стройный, улыбающийся.

— Дети,— сказал он,—это мой друг. Он приехал из Советского Союза. Там все люди равны, нет голодных и бедных и все дети могут учиться. На следующий год мы начнем изучать географию, и я вам расскажу много интересного о Советском Союзе.

Я пробыл в классе Макса до конца занятий. Дети, стуча мелками по черным дощечкам, писали новые слова, решали задачи, отвечали на вопросы учителя, пели хором песни. Потом был час труда, и они плели из пальмовых ветвей изгородь для школы, чтобы порывы ветра не забрасывали песок под навес. Оказалось, что всё в школе, начиная от навеса до классной, доски, сделано руками учеников и их родителей. Есть у школьников и свой участок земли, где они выращивают маниок и овощи. Но главное трудовое занятие школьного кооператива—так называются небольшие ученические хозяйства, созданные при всех школах,—это рыбная ловля, ведь деревня стоит на берегу озера.

Агатогбо протянулась извилистой полосой вдоль юго-западной оконечности озера Ахеме. Место здесь равнинное, плоское, как ладонь, и вода разлилась широко, образовав бесчисленные заливы и протоки. Через озеро протекает третья по величине река страны— Куффо, а потому в предвидении разливов хижины рыбаков поставлены на сваи или высокий фундамент. Но большие паводки бывают довольно редко. Куффо связывает озеро с расположенными чуть южнее прибрежными лагунами, образуя целую систему сообщения.

Если посмотреть на озеро с дамбы, расположенной на южной оконечности его, то оно напоминает… громадный огород. Все зеркало озера, особенно у берегов, перегорожено изгородями самой различной конфигурации—прямоугольными, волнистыми, в форме зубьев пилы и даже в форме сердца. Эти изгороди, в промежутках между которыми рыба гуляет, как по коридорам, в сочетании с вершамиосновной способ рыбной ловли на Ахеме. Рыбаки знают свое озеро, как собственный двор, и в зависимости от времени года и состояния погоды переставляют верши. Конечно, ловят рыбу и сетями, и разными переметами, но главными кормильцами для жителей Агатогбоа таких деревень по берегу с добрый десяток—по-прежнему остаются озерные «огороды».

Интересно, что у каждой возрастной группы муж-чин деревни есть привилегия на определенный вид лова. Только ловля креветок—дело женщин. И они раз в неделю оставляют мужей дома возиться по хозяйству и присматривать за детьми, а сами садятся в пироги и отправляются на промысел.

Не зная этой возрастной специализации, я как-то раз попал в неловкое положение. Максу по своим учительским делам надо было зайти к отцу одного из учеников. Хозяина дома не было, и нас встретил дед ученика, весьма сердитый старик. Видно, я ему чем-то сразу не понравился, во всяком случае на мои обычные вопросы о здоровье и погоде, которые переводил ему Макс, он отвечал неохотно. Когда же я спросил, много ли у него сыновей., старик совсем замолчал и хмуро уставился в угол.

—Неподходящий вопрос ты задал,— засмеялся Макс, обращаясь ко мне по-французски.— Старик хорошо помнит еще колониальное время, когда налоги исчислялись по количеству членов семьи. По этой причине население многих деревень не достигало на бумаге и половины реальной численности, а некоторые отдаленные пункты вообще выпадали из колониальной статистики. Своего рода пассивное сопротивление, так то… А ты—сколько сыновей? Но ничего, я ему сейчас растолкую…

Не знаю, что уж Макс рассказывал в течение добрых пятнадцати минут старику, но тот малость оттаял. И здесь я совершил непростительную оплошность. Мне хотелось сделать портрет старого рыбака, но не просто так, в хижине, а с каким-нибудь орудием лова в руках. В углу рядком лежали какие-то плетеные приспособления, похожие на небольшие верши. Я взял одно из них и протянул старику—тот даже зашипел от возмущения.

Макс не стал мне переводить, что это означает, и мы скоренько распрощались и выскочили во двор. Завернув за угол дома, Макс прислонился к стене и расхохотался.

— Что ты ему сунул?—хохотал он, хлопая себя ладонями по бедрам.—Это же… это же «гле» — ловушка для крабов, ими только семилетние малыши ловят…_ Ой, не могу…

Что поделаешь, столкнувшись с незнакомыми обычаями и укладом, жизни, кому не доводилось попадать впросак.