Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /«НОБЛЕС ОБЛИЖ!»

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА «НОБЛЕС ОБЛИЖ!»

«НОБЛЕС ОБЛИЖ!»

Гроза началась в Акпаси сразу же после нашего, приезда. Она гналась за нами все последние полсотни километров, забегала с боков, подстегивала яркими сполохами пока еще беззвучных молний. Пронзительная голубизна неба мутнела на глазах, как будто кто-то неосторожным движением поднял из его глубины серогсвинцовые грозовые облака. Затем вдруг тучи над нашими головами разорвались с сухим треском, и по запыленному ветровому стеклу зашлепали первые тяжелые капли.

В Бенине всегда хорошо встречают гостей, но на сей раз прием был особенно радушным, ведь вместе с нами пришел столь долгожданный в сухой сезон дождь. И то, что он шел в тот день почти без перерыва, еще более укрепило уверенность местных жителей в нашей к этому причастности.

Мы—это восемнадцатилетний круглолицый веселый парень Бруно Аджи и я. Бруно собирался на каникулы к своему отцу, а я взялся довезти его из Котонуи чего греха таить—напросился в гости. Старик почти год не видел сына, но встретил его сдержанно, без особых- нежностей. Бруно, по обычаю склонив голову, припав на одно колено, приветствовал отца. Тот жестом разрешил ему подняться и сразу, протянув руку, быстро шагнул мне навстречу: «Добро пожаловать!» По словам Бруно, его отцу Лауру Аджи, должно быть, за шестьдесят, но время не смогло согнуть этого высокого, худощавого человека, и только несколько глубоких морщин, да еле заметный седой ежик волос на голове говорят о его возрасте.

Позднее я узнал, что Аджи-старшего молодым парнем забрали во французскую колониальную армию. Вернулся он домой почти стариком, двадцать пять лет прослужив в «сенегальских стрелках»1. От тех времен осталась у него бессонница, небольшая пенсия и проз-вище Самсан—так в странах Западной Африки называют старых солдат.

ДоМ Самсана стоит на самой околице; он построен недавно, и его новая оцинкованная крыша сверкает зеркалом на фоне крытых пальмовыми листьями, глинобитных хижин. Это крыша—предмет постоянной зависти соседей и… тайного сожаления самого Самсана, потому что к полудню она раскаляется, как сковородка, и дышать под этим сверкающим великолепием просто невозможно. Но как гласит французская поговорка, «Ноблёс облйж…» (Положениеобязывает). Темнеменее на сиесту Самсан уходит отдыхать к одной из трех жен, чьи хижины крыты по-простому, пальмовыми ветками.

Поэтому и меня поселили не в самом доме, а в маленькой пристройке, где. стоял стол, два стула и как раз хватило места для моего спального мешка.

Самсан—уважаемый в деревне человек, но правила местного этикета обязательны и для него. Поэтому в тот же вечер Самсан и Бруно повели меня в гости к старейшине деревни. И вот мы сидим в полутемной «приемной» и обмениваемся вежливыми фразами со

степенным сухим стариком. Расклеенные над столом вырезки из журналов выдают тайную страсть старей-шины—это снимки футболистов и боксеров.

Хозяин хлопнул в ладоши, и сейчас же в темноте за пределами зыбкого желтого круга, отбрасываемого светом единственной свечи, кто-то засуетился, куда-то побежал, шлепая босыми ногами по земляному полу. Через минуту на столе появились стаканы и четвертная бутыль «содаби»—пальмовой водки. Угощал нас хозяин довольно странным манером—сначала он наполнил на четверть свой стакан, затем перелил его содержимое в мой, пополоскал-пополоскал и перелил в следующий и так далее по кругу. Из последнего стакана он перелил содаби опять в свой и только потом наполнил остальные.

Когда полчаса спустя мы вышли из дома старейши-ны, Бруно объяснил мне смысл этой церемонии. Ока-зывается, хозяин хотел показать, что ни в вине, ни в наших стаканах нет яда. И это не пустое суеверие или какой-нибудь застольный ритуал—любой бенинец расскажет вам с десяток страшных историй об отравлениях, когда совершенно здоровые люди неожиданно умирали. Вообще в африканской деревне, да и в городах, даже крупных} при всякой скоропостижной смерти зачастую выдвигается версия об отравлении. Такая подозрительность не лишена оснований. Бенинские колдуны в полном запретов обществе, до недавнего времени разобщенном не только на многочисленные социальные, но и на этнические группы, вражду между которыми разжи-гали колонизаторы, пользовались большим влиянием. Зная толк в растениях, они умели использовать их и во благо, и во вред своим соплеменникам. «Яды являются самым опасным оружием, которое применяет колдун для того, чтобы покарать богохульство или неверие,— писал в своей книге „Посвященные“ известный бенин-ский писатель Жюльен Алапини.—Как специалист- токсиколог, колдун знает формулы ядов гораздо более опасных, чем общеизвестные ядовитые субстанции вроде молочая, аконита, белены, крапчатого болиголова или белладонны». Яды добываются не только из растений, но и из внутренностей животных, причем эти яды, отмечает Ж. Алапини, не обязательно подмешивать в пищу или питье. Колдун может отравить своего врага, прикоснувшись к нему рукой, посыпав ядом тропу, по которой тот пройдет, и т. д.

Бруно рассказал мне историю, происшедшую нес-колько лет назад в их деревне. В ночь перед большими праздниками, когда бьют священные барабаны, всем, кроме «посвященных», запрещается выходить из своих домов. Как-то раз именно в такую ночь на улицу вышел погулять священник расположенной неподалеку католической миссии. На вежливое предложение главного колдуна вернуться домой священник, полагаясь не иначе как на помощь своего бога, ответил грубым отказом. «Ты пожалеешь об этом»,— сказал колдун и слегка прикоснулся к его плечу рукой. Прошло несколько-дней, как вдруг плечо стало пухнуть, и, сколько ни обращался священник к городским врачам, никто не смог ему помочь. Пришлось извиниться перед колду-. ном, и тот дал священнику противоядие.

А объяснение этой истории простое: под ногтем у колдуна была закреплена колючка, пропитанная каким- то не известным европейским врачам ядом. Прямо как в романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо», где упоминается о злодее и отравителе Цезаре Борджиа. Только там речь шла о шипе на ключе и о перстне с львиной головой, с помощью которых Борджиа отправлял неугодных ему людей на тот свет.

Я много слышал самых невероятных историй о могуществе местных колдунов, умеющих вылечить любую болезнь, оживить мертвого или, что проще, умертвить живого, вызвать или прекратить дождь. Не берусь до конца судить, где в них правда, а где вымысел. Да и как здесь разобраться, когда в газете одной из африканских стран была как-то опубликована заметка, где колдунам грозили принятием административных мер, если они не перестанут подрывать сельское хозяйство, мешая выпадать дождям…