Книги, статьи, материалы /ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА /ТОРГОВЛЯ—ДЕЛО ЖЕНСКОЕ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАГАДКА АБОМЕЙСКОГО КУВШИНА ТОРГОВЛЯ—ДЕЛО ЖЕНСКОЕ

ТОРГОВЛЯ—ДЕЛО ЖЕНСКОЕ

Редко кто из побывавших в Африке может обойти молчанием африканские рынки. И это понятно: они поражают воображение своей яркостью, необычайностью, новизной. Это не просто место купли и продажи, а нечто гораздо большее.

Прежде всего это место общения, своеобразный клуб, где можно повидать знакомых (а в небольших городках между собой знакомы практически все), узнать и обсудить последние новости, посмеяться и пошутить… Многое в жизни африканца связано с рынком. И не только в жизни… У жителей ПортО-Ново есть обычай, по которому траурный кортеж, провожая

человека в последний путь, обязательно обходит вокруг ближайшего рынка.

Африканский рынок—это театр, где ежедневно происходит красочное многоплановое действо, театр с неизменными декорациями, но с постоянно меняющимися актерами. Причем покупатель ни в коем случае не зритель, он участник спектакля. Рынок мгновенно, «осваивает» нового человека, включает его в свою орбиту, обволакивает паутиной привычек и симпатий. Помню собственное веселое удивление, когда вдруг обнаружил, что на рынке в Котону стал… почти «собственностью» нескольких торговок, твердо заявивших на меня права как на постоянного покупателя.

Меня взяла под свое покровительство толстая, старая, бритая наголо торговка, которую все ее товарки уважительно звали «мамма». Она торговала репчатым луком и авокадо — плодами, которые едят с солью, перцем, растительным маслом, луком и горчицей. К этому необычному блюду надо привыкнуть, но уж если оно понравится, то потом, как говорится, за уши не оттащишь. Еще мамма торговала черным и красным молотым перцем. Когда кто-нибудь из покупателей спрашивал, хорош ли товар, она без лишних слов открывала банку с перцем и совала ее тому под нос. Судя по следовавшим за этим рыданиям и богатырскому- чиху покупателя, качество товара было отменным.

Теперь, когда я появлялся на рынке, неизменно раздавался крик какой-нибудь из торговок:

— Мамма, твой йово пришел!

(Словечко «йово» на юге Бенина означает «иностранец, белый», оно не имеет никакого оскорбительного смысла.)

Тогда мамма неспешно подходила, брала меня за руку и, как ребенка, вела к своим корзинам. Отсчитав несколько кучек лука—:она лучше меня знала, сколько мне требуется лука на неделю,—мамма выкладывала на прилавок авокадо «в порядке спелости», приговаривая на фантастической смеси французского и фон:

— Этот два есть сейчас, очень спелый, мягкий- Завтра гости будут? Эта бери: докпо, ве, атон, эн!— четыре. Остальные в холод клади. Понял, йово?

Потом начинались расчеты: на французском—для клиента и на фон—для себя. Отсчитав сдачу и завязав вокруг своих могучих чресел кошелек—да, да, завязав, ведь ’ бенинский женский кошелек—это длинный «чулок» из материи того же, что и одежда, цвета,—мамма протягивала еще один авокадо.

— Для дочки, кадо, подарок,—говорила она, улыбаясь и поглаживая рукой седой ежик на бритом затылке.

Как-то раз, когда мы расплачивались, у меня с собой оказалась только очень крупная купюра. Мамма протянула ее соседке—разменять, у той тоже не было необходимой суммы, и банкнота так и пошла из рук в руки и, к моему огорчению, вскоре исчезла где-то в глубине рынка. Но через несколько минут также от продавца к продавцу даньги, свернутые в плотный бумажный комок с тяжелым грузом монет внутри, возвратились обратно. Честность—первое правило на африканском рынке; с покупателя можно запросить подороже (да и что за торговля без веселого азартного торга!), но на вора бросаются всем миром, и в таких случаях приходится вмешиваться полиции.

После лука и авокадо наступала очередь морковки, петрушки и прочей зелени, которыми торговала моло-дая кокетливая женщина. За спиной у нее всегда был младенец, как мне казалось, примерно одного и того же возраста. Жалобно глядя подведенными глазами, она встречала меня всегда одним и тем же укоризненновопрошающим жестом—обе руки ладонями вверх и вперед, что означало:

— Вот у мамма купил, а у меня ничего?

Потом я направлялся к торговцу капустой и свек-лой. Мои преференциальные коммерческие отношения с ним были основаны на… чувстве мужской солидарности. В первый раз я обратил внимание на этого маленького, сухого человека отнюдь не благодаря свежести кочанов на его прилавке, а из-за выражения смиренной грусти на его лице—он был единственным мужчиной в овощном ряду. Рыночная торговля в Бенине—дело сугубо женское, и мужчин на рынке можно встретить лишь в мясных и рыбных рядах.

Вообще почти вся мелкая розничная торговля в Бенине находится в руках женщин. Выручка по неписаным законам африканской семьи принадлежит в этом случае самой женщине, и только ей. И зачастую месячный доход жены не меньше, а то и больше заработка мужа. Причем, даже если муж вложил в «дело» какой-то начальный капитал, он не имеет права на «дивиденды». Может, именно в такой постепенно возрастающей экономической независимости и кроются корни той определенной свободы, какой. пользуются бенинские женщины. Это чувствуется даже в их внешнем облике, в их гордой походке, в чувстве собственного достоинства и непринужденной манере держаться. Если в семье возникают серьезные нелады, жена просто забирает детей и, имея свое «дело», а значит, и средства к существованию, поселяется отдельно или возвращается в родительский дом.

Торговля может быть небольшим приработком для хозяйки, которая, закончив дела по дому, устраивается в полдень на углу квартала, чтобы распродать несколько кастрюль собственноручно приготовленной еды. Или у входа во двор выставляется сделанный из двух ящиков прилавок, на котором разложены спички, маленькие пачки сахара, несколько бутылок с пальмовым маслом домашнего приготовления, какие-то пряности, дешевые сигареты, жевательная резинка для ребятишек. По идее роль покупателей в этих домашних Лавках отводится соседям или редким прохожим, но подобные «прилавки» могут стоять почти у каждого дома…

Есть, конечно, и профессиональные торговки—те, которые торгуют на больших рынках. Они закупают товар мелкооптовыми партиями, а затем распродают его в розницу—это касается прежде всего мануфакту-ры, кое-каких бакалейных товаров, галантереи, сигарет и тому подобного. Те, кто торгуют зеленью, овощами, фруктами и прочими съедобными вещами, как правило, сами занимаются доставкой своего товара. Взять хотя бы мою «опекуншу» с рынка в Котону—толстуху мамма; каждые две-три недели она отправлялась. за своими авокадо в Того или на север Бенина за луком (на юге страны слишком влажно для многих огородных культур, в том числе для лука). Туда она везла несколько корзин с «южными» апельсинами, а возвращалась с «северным» луком. Такое путешествие длиной более тысячи километров занимало иногда, несколько дней. В это время место мамма на рынке, не пустовалоее замещала одна из многочисленных племянниц, а может, уже и внучек. Но й тогда мне не удавалось уйти с рынка без недельного запаса лука и авокадо. •

— Кристин (или Мари, или Жаклин), посмотри,— раздавался возглас,—йово твоей мамма пришел…