Книги, статьи, материалы /Сомали /МЫ —СОМАЛИЙЦЫ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Сомали МЫ —СОМАЛИЙЦЫ

МЫ —СОМАЛИЙЦЫ

В Сомалийской Демократической Республике народ говорит на едином языке, имеет общую историю и культуру, исповедует одну религию — ислам и составляет одну из крупных однородных этнических групп Африки. Население Сомали, по опенке 1974 г., составляет 3,1 млн. человек. Из них свыше 95%—сомалийцы. Остальные — это народности негроидной расы, говорящие на языках банту, живущие в долинах и междуречье Джубы и Веби-Шебели. В городах прибрежной полосы проживают в небольшом количестве арабы, амхара, индийцы и пакистанцы, а также европейцы (главным образом итальянцы).

Население страны размещено крайне неравномерно. Более 40% населения сосредоточено на юге страны, по-скольку здесь наиболее благоприятные условия для развития земледелия и скотоводства. При невысокой средней плотности населения, составляющей 4 человека на 1 кв. км, в междуречье Джубы и Веби-Шебели она достигает 50 человек на 1 кв. км, зато в полупустынной местности падает до 1 человека на 1 кв. км.

Сомалийцы — гордый и гостеприимный народ. Их характеризует живость ума, смелость и веселый характер. Это — красивый народ. Они, как правило, высокого роста, стройные, с правильными чертами лица, с кожей шоколадного цвета. Сомалийские женщины отличаются грациозностью и изяществом. Они любят украшения и умеют со вкусом, красиво одеваться. Традиционная их одежда состоит из юбки и куска материи обычно яркой, красочной расцветки, которым они обматывают бедра, грудь, оставляя открытым одно плечо. Мужчины носят подобие юбки, чаще всего из клетчатых тканей, поверх которой надевается накидка (впрочем, в городах национальный тип одежды все больше сменяется европейским). Кочевники-скотоводы подпоясываются широким кожаным ремнем; на нем, как правило, висит самодельный нож. В руках у них обычно палки или длинные копья, служащие оружием для охраны стад от хищных животных. Молодые люди в сельской местности иногда носят пышные прически, и, чтобы во время сна их не смять, они подкладывают под шею специальные подголовники.

Природные условия, исторически сложившиеся традиции наложили отпечаток на образ жизни населения страны, большая часть которого занимается скотоводством. Рабочий класс только набирает силу. По сомалийским данным, в 1972 г. в стране насчитывалось 87 тыс. рабочих. Из них около 46 тыс. было занято в государственном секторе, а более 41 тыс.— в частном.

Постоянного места жительства скотоводы не имеют и все время кочуют в поисках пастбищ и воды для скота. Их жилища конусообразной или овальной формы легки и удобны для транспортировки. Остов составляют изогнутые ветви деревьев, связанные между собой. Они покрываются шкурами животных или тростниковыми циновками.

Основная пища кочевников-скотоводов — мясо и молоко. Большим спросом пользуется верблюжье молоко. Верблюдицу, как правило, доят мужчины. Молоко хранится в сплетенных из прутьев или сделанных из кожи сосудах, а чтобы оно не скисало, его окуривают дымом. Дым служит и дезинфицирующим средством. Интересный способ применяется для консервации мяса. Небольшие его кусочки кладутся в сосуд с двойным дном и двойной крышкой. Затем содержимое заливается маслом. Несмотря на 30—35-градусную жару, мясо сохраняется в этих сосудах длительное время.

У кочевников-скотоводов до сих пор сохранились пе-режитки родо-племенного строя. Определенное влияние на образ жизни сомалийцев оказывает и мусульманская религия. По мусульманским обычаям, в Сомали, как и в некоторых других мусульманских странах, мужчины до недавнего прошлого могли иметь до четырех жен. При этом в городах жены жили в разных домах, а у кочевников-скотоводов жены кочевали отдельно, каждая со своим стадом. Конечно, такие условия жизни были характерны только для незначительной зажиточной прослойки населения. Следует отметить, что большинство сомалийцев, особенно молодежь, не придерживается этого обычая. Бр аки заключаются с согласия родителей обеих сторон. Повсюду свадьбы сопровождаются большим празднеством. По традиции пышное празднество устраивается также, когда в семье рождается сын.

«Кто прикасается к земле, тот унижает себя. Смотри в небо»,— эта поговорка сомалийских кочевников отражает их традиционные убеждения и свидетельствует о том, как трудно побороть в них неприязнь к непривычному для них земледельческому труду. Медленное передвижение со стадами коров, коз, овец и верблюдов, прерываемое остановками у колодцев,— пока наиболее характерный для них образ жизни. Только привязав кочевников к земле, дав им образование, объединив в сельскохозяйственные и животноводческие кооперативы и изменив некоторые вековые традиции, можно облегчить и улучшить условия их существования.

Революционное руководство страны принимает необ-ходимые меры для перевода кочевников на оседлый образ жизни, преодоления вековой отсталости. Верховный революционный совет Сомали принял ряд специальных декретов, направленных на искоренение пережитков родо-племенного строя. В частности, запрещено считать собственностью отдельных племен источники воды и пастбища, запрещена кровная месть, проведена реформа местного самоуправления и административно- территориального устройства.

Особое значение сомалийское руководство придает массовой просветительной работе, направленной на ис-коренение родо-племенных традиций и обычаев. Крупной вехой в этом важном деле стала общенациональная кампания по борьбе с трайбализмом — пережитками ро- до-племенного строя, проходившая на всей территории страны в 1972 г.

Конечно, полная и окончательная ликвидация трай-бализма не может быть решена одной кампанией. Необ-ходима длительная и настойчивая работа по воспитанию масс, проведение прогрессивных социально-экономических преобразований в сельской местности. Одним из важных шагов в этой борьбе явилось создание письменности сомалийского языка на базе латинского алфавита. В октябре 1972 г. сомалийский язык был объявлен официальным языком страны, и уже в январе 1973 г. была введена новая письменность. До этого сомалийцы, имеющие единый язык, вынуждены были учиться и писать на английском, итальянском и арабском языках. Сегодня газеты, плакаты на улицах, вывески на государственных учреждениях, магазинах, кинотеатрах, ресторанах написаны на сомалийском языке, на родном языке ведется делопроизводство.

После введения собственной письменности, а также национализации частных школ и типографий страна переживает настоящий «образовательный бум». Успешная реализация программы по всеобщей ликвидации неграмотности в Сомали позволила в 1975 г. принять закон о введении в стране, где раньше насчитывалось 90% неграмотных, обязательного начального образования. В Сомали имеются два высших учебных заведения: университет в Могадишо и учительский колледж в Афгои. Сотни сомалийцев обучаются в СССР.

Сейчас в республике выходят восемь информационных изданий на сомалийском языке, в том числе ежедневная правительственная газета «Хиддигта Октобар». Все они призваны широко освещать ход прогрессивных социально-экономических преобразований в стране.

Сомалийский народ сохранил до наших дней, передавая из уст в уста, множество легенд, сказаний, песен (хес, габай) об историческом прошлом страны. В них восхваляются героизм, мудрость, доброта, честность, бичуются зло, жадность, предательство. Большой вклад в сомалийскую литературу внес герой национально-освободительного движения Мохаммед Абдулла Хасан. Народ бережно хранит его поэмы и песни. Сейчас, когда у сомалийского языка появилась письменность, народные сказания, песни, легенды будут навеки запечатлены для будущих поколений.