Книги, статьи, материалы /ЭРИТРЕЯ /ЭКОНОМИКА ЭРИТРЕИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЭРИТРЕЯ ЭКОНОМИКА ЭРИТРЕИ

ЭКОНОМИКА ЭРИТРЕИ

Эритрея преимущественно аграрная страна как по количеству занятого в сельском хозяйстве населения, так и по стоимости сельскохозяйственной продукции в сравнении с промышленной.

Промышленность развита в стране слабо, а природные богатства Эритреи незначительны; имеется несколько не-больших месторождений железной руды, бурого угля, зо-лота, асбеста, натриевой и калиевой соли и др. ископаемых. Однако и эти скудные природные ресурсы используются далеко не полностью.

Британская администрация всячески препятствовала расширению тех отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые имели решающее значение для роста экономической независимости Эритреи, подчиняя ее хозяйство своим нуждам. Если перед войной в стране имелось 2 198 промышленных, строительных и транспортных предприятий (подавляющая их часть относится к числу мелких кустарных предприятий), то в 1944—1945 гг., по данным Эритрейской торговой палаты, их было уже только 1 610.

Продукция, которая поставлялась раньше этими предприятиями, стала ввозиться в Эритрею из Англии и зависимых от нее стран. Не довольствуясь этим, английские империалисты занялись прямым грабежом эритрейского народа. В 1946 г., например, из Эритреи было полностью вывезено ценное оборудование цементного завода в Массауа, подвесной канатной дороги Массауа — Асмара, часть подвижного состава железной дороги Массауа — Бишиа, имущество нескольких крупных сельскохозяйственных предприятий. К грабежу странй приложили руку и американские империалисты, которые еще несколько лет назад вывезли из Асмары оборудование завода по ремонту и вулканизации автопокрышек, а также часть оборудования порта Ассаб, до сих пор еще не восстановленного.

Такой же империалистический, грабительский характер носила политика Британской администрации и в отношении сельского хозяйства.

«В течение последнего десятилетия,— говорится в меморандуме представителей Гватемалы и Пакистана, — не предпринималось никаких мер для улучшения экономического положения территории, тогда как многое было сделано в обратном направлении», т. е. в сторону ухудшения.

Ведущее место в сельском хозяйстве страны занимает скотоводство. Оно дает мясо-молочные продукты питания, сырье для кожевенной промышленности, а также тягловую силу в земледельческих районах.

Поголовье крупного рогатого скота в Эритрее, по дан-ным Британской администрации, в 1946 г. составляло 1 200 тыс. голов, коз и овец насчитывалось 2 200 тыс., лошадей— 83 тыс., мулов, ослов и верблюдов— 105 тыс. Крупный рогатый скот — коров и буйволов — разводят, главным образом, на нагорье; коз и овец — большей частью на нагорье и Западной равнине, а также в прибрежной зоне. Верблюды и мулы распространены почти повсеместно.

На Западной равнине скотоводство преимущественно кочевое, как и в районе Красного моря. Стада скота пере-гоняются с места на место иногда на довольно значительные расстояния, в зависимости от состояния пастбищ, которое зависит, в свою очередь, от нерегулярно выпадающих дождей. В Эритрее нет исключительно скотоводческих народов — все они занимаются как скотоводством, так и земледелием.

Эритрейское нагорье является и основным земледельческим районом страны. Здесь выращиваются: ячмень, дурра (сорго), занимающие главное место в сельском хозяйстве, а также тефф, бултук, пшеница, кукуруза, в не» значительном количестве табак, кофе, хлопок (на поливных землях), а также бананы и другие фрукты, распространенные больше на Западной равнине. Для Западной равнины наиболее характерны сорго, кукуруза, бултук, хлопок, кофе и табак.

Пригодной для обработки земли в Эритрее очень мало, так как основную часть страны занимает пустыни и горы. По некоторым подсчетам, в настоящее время только 3% территории страны пригодны для земледелия. И из этих 3% значительная и лучшая часть земли была экспроприирована итальянскими колонизаторами, а затем перешла в руки Британской администрации. Часть земли (менее Ую от всей пригодной к обработке земли) принадлежит церкви и другим крупным местным землевладельцам. Таким образом, основная масса эритрейского крестьянства испытывает острый земельный голод.

После второй мировой войны эритрейские крестьяне обратились к Британской администрации с требованием вернуть им отобранные у них итальянскими колониальными властями земли. Английская администрация отказала им в этом требований, на том основании, что она временно управляет Эритреей и поэтому якобы не имеет полномочий на проведение каких-либо реформ. Шестидесятилетнее господство империалистов привело к тому, что Эритрея, будучи сельскохозяйственной страной, не в состоянии обеспечить себя продовольствием и вынуждена ввозить около одной шестой потребляемого зерна, хотя в соответствующих условиях она, несомненно, могла бы полностью обеспечить себя собственным зерном, Расширение сельскохозяйственного производства, увеличение урожайности стало бы вполне возможно, если бы в Эритрее была значительно расширена оросительная система и проведен ряд других мероприятий: посадка леса, широкое применение удобрений, значительное усиление технического оснащения сельского хозяйства и т. д., которые создали бы более благоприятные условия для выращивания зерновых и технических культур. Но при колониальном режиме это несбыточная мечта голодающего эритрейского крестьянства.

Английские власти, как и итальянские, ничего не пред-принимали для расширения ирригационной системы и даже не поддерживали в порядке существующую. За годы их управления оросительные сооружения пришли в негодность.

В силу этого сельское хозяйство страны отличается крайне низкой урожайностью. В то время как даже в Египте средняя урожайность, зерновых злаков составляет 2,4 тонны с гектара, а Б Ливане 1 тонну, в Эритрее лишь 0,5 тонны с гектара. Эритреец обрабатывает свою землю вручную, и только зажиточный земледелец имеет возможность возделывать свой участок с помощью запряженного двумя волами деревянного плуга, которым можно пропахать более или менее глубоко лишь мягкую почву. А в Эритрее почвы, как уже отмечалось выше, в основном каменистые. На тех же участках, где более или менее плодородная почва (например, в южной части Западной равнины), развитию земледелия препятствует отсутствие развитой оросительной системы.

Для искусственного орошения используются речные воды, которые направляются на поля путем затопления отдельных участков с помощью запруд, как это делается, например, на мелких реках и в юго-восточной части страны. На реке Мареб, там, где она пересекает эритрейско-эфиопскую границу, у Тессеней имеются гидросооружения, подающие воду на плантации кофе и табака. Река Сетит используется для орошения с помощью примитивных насосов, перекачивающих воду на близлежащие поля.

Политика Британской администрации привела к свертыванию таких довольно развитых в недалеком прошлом отраслей сельского хозяйства, как хлопководство, разведение табака и кофейных деревьев. И табак, и кофе Эритрея могла бы производить в количестве, вполне достаточном для удовлетворения своих нужд и даже на экспорт, а в настоящее время она вынуждена сама ввозить их.

Довольно заметную роль в стране играет морской промысел, прежде всего ловля рыбы: тунца, косорота и пр.

Имеются предприятия, вырабатывающие рыбий жир и рыбную муку, идущую на экспорт. В переработку на муку идет несъедобная рыба — акула. Жители прибрежных селений, особенно в районе Массауа, занимаются добычей перламутра и жемчуга.

Промышленность Эритреи развита слабо. Ни итальянские, ни английские империалисты, господствующие в стране в общей сложности в течение более шестидесяти лет, не были заинтересованы в развитии ее экономики. Развивались только те немногие отрасли легкой промышленности, продукция которых шла на нужды самих колонизаторов. Ископаемые богатства Эритреи используются далеко не полностью.

В довольно значительных количествах добываются лишь калиевая и натриевая соли и золото в районах Баренту, Асмары и др.; в небольших размерах — железная руда южнее Массауа. Имеются месторождения бурого угля близ Ади-Угри, встречаются также отдельные месторождения меди, никеля, марганца, хрома, асбеста, каолина, мрамора, которые, однако, плохо разведаны и почти не разрабатываются. В последние годы итальянского господства на островах Дахлак производилась разведка нефти в связи с обнаружением в этом районе нефтеносных пластов. Во время войны разведка была прекращена.

Эритрея имеет довольно значительные гидроэнергетические ресурсы, но они используются совсем мало. Только небольшая гидроэлектростанция имеется в районе Асмары.

Леса и кустарники, занимающие немногим более 10% площади Эритреи, дают строевой материал, топливо, а также сырье для различных изделий. Широко используются пальма «дум» и ее плоды для изготовления пуговиц, алкоголя и масла. Из листьев этой пальмы производят морские канаты и бумагу.

В прошлом Эритрея была покрыта лесами и кустарниками. В настоящее время площадь под ними сократилась примерно до 12 тыс. кв. км в результате хищнического истребления, вырубки и уничтожения скотом.

Относительно развиты в Эритрее отрасли пищевой промышленности: выработка рыбной муки, пива, масла, сыра, консервов; различные виды кустарной (изготовление пуговиц), кожевенное производство, производство спичек, посуды и др. В 1947 г. в главных отраслях обрабатывающей промышленности было занято 24 тыс. эритрейцев и 5 тыс. европейцев, а в горнодобывающей — соответственно 3 200 и 400 человек.

Наибольшее число промышленных предприятий сосредоточено в Асмаре и Массауа, причем большинство их принадлежит итальянцам. Ряд промышленных и транс-портных предприятий контролируют крупнейшие итальянские монополии — Фиат, Бреда и др. Большую роль в экономической жизни Эритреи играет английский банк Барклэй — единственный в стране банк, имеющий официальное право совершать операции в иностранной валюте. Сохранившиеся со времени итальянского господства филиалы итальянских банков играют меньшую роль.

Местное население почти не участвует в управлении промышленными предприятиями. Руководящие технические посты заняты исключительно европейцами. Большая часть фабрик технически слабо оснащена. Только некоторая часть предприятий оборудована современной техникой.

В эритрейской промышленности широко применяется детский труд (например, на спичечной фабрике в Асмаре, принадлежащей англо-американской компании, дети составляют более половины всех рабочих), причем, работая наравне со взрослыми, они получают зарплату еще более ничтожную, чем взрослые. Между тем недельный заработок неквалифицированного рабочего составляет в среднем 15 восточно-африканских шиллингов в неделю, а прожиточный минимум эритрейской семьи из четырех человек еще в 1947 г., когда цены были значительно ниже нынешних, достигал, по преуменьшенным данным Британской администрации, 23 шиллингов в неделю.

Как и в других колониальных странах, здесь существует так называемый расовый барьер, в силу которого эритреец за равную с европейце^ работу получает значительно более низкую оплату. Неквалифицированные рабочие-эритрейцы поставлены в условия, в которых они не имеют никакой возможности повышать свою квалификацию. Для трудящихся эритрейцев не существует какого-либо социального страхования и охраны труда.

Значительная часть продукции Эритреи идет на экспорт. В Италию направляются, главным образом, шкуры и кожа, соль, пуговицы, а также продукты морского промысла: перламутр, жемчуг, мука из сушеной рыбы. В импорте первое место занимает Эфиопия, поставляющая в Эритрею зерно и другие пищевые продукты, а второе место — Англия. Внешняя торговля Эритреи отличается значительным преобладанием импорта над экспортом. В то время как средняя годовая стоимость импорта Эритреи за три года (1947—1949 гг.), по данным Британской администрации, составляла 3 200 тыс. фунтов стерлингов, стоимость экспорта за эти же три года не достигала даже 1 600 тыс. фунтов стерлингов.

Кроме зерна и других пищевых продуктов, Эритрея ввозит текстиль, шины, уголь, нефть. Основными центрами, через которые проходит внешняя торговля, являются порты Ассаб и Массауа, общий грузооборот которых достигал в 1949 г. 199 тыс. тонн. Торговые связи Эритреи определяются Британской администрацией и часто имеют принудительный характер. В Эритрею ввозятся, например, спички из Южно-Африканского Союза и масло из Австралии, в то время как она сама производит эти товары и вполне может удовлетворить внутренние потребности в них.

Внешняя торговля Эритреи с соседними странами.— Французским и Британским Сомали ведется морским путем, а с Англо-Египетским Суданом и по железной дороге, соединяющей порт Массауа и Бишиа, от которой идет автомобильная дорога до границы с Суданом, и по нескольким автогужевым дорогам. С Эфиопией, которая не имеет выхода к морю, торговля производится исключительно сухопутным путем. Железная дорога Массауа—Асмара— Керен — Агордат— Бишиа, протяженностью около 350 км, была закончена постройкой в 1932 г. В связи с застоем в экономической жизни, дорога загружена слабо и даже не окупает себя; ее подвижной состав устарел и требует замены. Подвесная канатная дорога между Массауа и Асмарой, построенная несколькими годами позднее железной, не работает с 1943 г., когда ее основное оборудование было вывезено английской администрацией.

Массауа связан с глубинными районами страны и автомобильными дорогами. Кроме того, конечный пункт железной дороги Массауа — Бишиа соединен автомобильной дорогой с пунктом Тессеней, расположенным на эритрейско-суданской границе. От Керена идет шоссе на север до Накфа.

Порт Ассаб соединен шоссейной дорогой с эфиопским городом Дессие и через него со столицей Эфиопии — Аддис-Абебой. Магистраль Ассаб — Аддис-Абеба в настоящее время реконструируется и расширяется американцами.

Наиболее густую сеть шоссейных дорог имеет нагорье. Из центра Эритреи — Асмары расходятся асфаль* то-бетонные дороги на Массауа, Керен, Сенафе и Солкотом, на Аддикае и Мареб-Ривер. Общая протяженность асфальтированных и мощенных щебнем дорог составляет около 1 200 километров. На транспорте занято примерно 10 тыс. человек.

Экономическая отсталость Эритреи является следствием политики грабежа и противодействия развитию местных промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, проводившейся Итальянской, а вслед за ней и Британской администрацией. Экономика Эритреи находится сейчас в застое.

Условиями для успешного политического и экономического прогресса Эритреи являются удаление с ее территории английских колонизаторов, провозглашение ее независимости, уничтожение колониального режима в стране, демократизация общественной жизни.