Книги, статьи, материалы /Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране /ИЗ КРАТКОЙ ХРОНИКИ ОТКРЫТИЙ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране ИЗ КРАТКОЙ ХРОНИКИ ОТКРЫТИЙ

ИЗ КРАТКОЙ ХРОНИКИ ОТКРЫТИЙ

Кто открыл Южную Африку? Согласимся — вопрос звучит довольно непривычно. Действительно, открывали Америку, а в Южную Африку плавали, огибали ее у мыса Доброй Надежды и шли дальше — в Индию и к островам Индонезии. Первым, по официальной версии, это сделал португалец Васко да Гама 25 декабря 1497 г. он пристал к гористым берегам нынешней провинции Квазулу-Наталь и сообщил потомкам, что жители строят дома из веток и травы, орудия труда изготовляют из железа, а украшения — из меди, что они приветливы и радушны.

О ком это? О народе коса? А может быть, о нгуни? Моряки так и не услышали от жителей названия их клана или племени, и свидетельство их осталось навеки общим — так, вообще о жителях На- таля. А потом наступило затишье лет на сто пятьдесят.

И наступил XVII век, и 1652 год, когда голландская Ост-Индская компания учредила «Колонию Доброй Надежды» — Капскую колонию с главным городом Капстадом, с удобной и большой гаванью для океанских судов.

Появилась «точка отсчета». С этого года длится история «белой» Южной Африки — сотни лет конфронтации «белого» и «черного», войн, грабежей, насилия, временных договоренностей, подачек и снова восстаний и войн, закончившихся только сравнительно недавно.

…Итак, они закрепились на Капе. И сразу же начали войны с местными племенами за жизненное пространство. Итог «…они, готтентоты, потеряли эти земли в результате войны- Их земля досталась нам, она получена нами справедливым путем, в оборонительной войне, и мы намерены удержать ее». Это строки из дневника Яна ван Рибека, первого губернатора Капской колонии. Но в том же дневнике — отдадим должное его здравомыслящему автору — есть слова об аборигенах, живущих не как звери и дикари, «которые находятся в стадии весьма примитивной», а об «отличных охотниках, земледельцах, скотоводах, жителях, владеющих искусством кузнецов и гончаров».

В 1686 г. у юго-восточного побережья потерпели крушение английское судно «Бонавентура» и голландское «Ставенисса». Команды разными путями добрались до Капской колонии. Они собрали много новых сведений о народе коса — те занимаются земледелием и скотоводством, имеют кур, овец, отличаются гостеприимством. Три года спустя команда другого судна — рабовладельческого «Норда» — сообщила с досадой, что у коса невозможно купить рабов, ибо те не ведают, что такое продавать людей в неволю.

Все это никак не вязалось с образом дикаря — уроженца Южной Африки — с крайне примитивным сознанием и бытом, который сложился в голландской литературе XVII в. Сложился, вопреки свидетельству Рибека и многих моряков, оказавшихся волею судьбы среди африканцев после того, как их суда были выброшены на скалы в самых разных точках побережья — в Атлантике или Индийском океане. «Люди этого племени, обитающие по берегам Оранжевой реки недалеко от ее устья, — доброжелательный, любезный, сдержанный, сильный и сметливый народ, который почитает своих вождей и живет общинами в удобных домах», — это отзыв простых голландских матросов о племени гриква.

Но шли годы, и их близких и дальних родичей теснили все дальше и дальше на север. В результате активной экспансии голландцев койкоины отходили в глубь материка. За два столетия пришельцы полностью истребили племена кочоква, чайноква, атакватора Капской колонии, ноябрь 1685 г.: «Вожди амаква, которые сопровождали нас до сих пор, вдруг стали возражать против нашего дальнейшего путешествия по их землям и не хотели больше показывать нам дорогу… Они стали упрямиться и даже неверно указывали нам дорогу, чтобы помешать осуществлению наших намерений. Когда командир узнал об этом, он спросил, почему они стали лгать, вместо того чтобы показывать нам дорогу. На это они ответили, что у них от разговоров разболелась голова. После этого они молчали весь вечер и не отвечали ни на какие вопросы».

Три года спустя: Совет Семнадцати Ост-Индской компании — Совету Капа:

«Следует учесть, что, по имеющимся сведениям, с вождем этого района (территория сегодняшнего Мозамбика. — Авт.) можно улаживать дела с помощью бутылки водки или бренди».

Пройдут десятилетия, а точнее — столетия, и историки соберут все эти материалы в «Синие книги» — сборники официальных и полуофициальных документов, где и сохранятся тексты договоров с вождями племен, переписка губернаторов, донесения о расселении тех или иных народов, насильственном их перемещении- Специально созданные комиссии и подкомиссии опросят чиновников, колонистов, миссионеров, вождей племен, и в ответах проступит картина жизни южноафриканских народов — бесценная хроника раннего периода колониального покорения Африки, калейдоскоп человеческих судеб.

Переселенцев становилось все больше, и всех их волновал север — неизвестные манящие земли, где текут широкие реки, растут невиданные деревья, пасутся огромные стада буйволов, антилоп и слонов. И, конечно же, живут другие, неведомые племена-

Самое первое путешествие на север состоялось в 1655 г. Спустя три года после учреждения колонии группа поселенцев отправилась на поиски легендарной страны Мономотапы, южные и западные границы которой на старых картах простирались гораздо южнее, чем следовало. Путешественники обнаружили, что в глубине страны тоже есть пастбища и есть с кем торговать, например, на землях племени намаква

Через двадцать с лишним лет сами намаква пришли в Капстад и принесли образцы меди, добытой ими в их горах. Посланцы рассказали, что севернее их страны течет большая река и люди там одеваются не так, как он, готтентоты, и живут не так вовсе. Голландцы срочно снарядили экспедицию, но ни она, ни две последующие тех мест достичь не смогли. Тогда уже известный нам губернатор ван дер Стил лично возглавил одну из групп.

Тот поход, не имевший себе равных по организации и масштабам, преследовал две цели — установить «дружеские» отношения с намаква и наладить торговлю медью.

В чем-то им повезло: к началу дождливого сезона они достигли Медных гор в районе сегодняшнего Спрингбока Нашли и проявления желтого металла Но добыча оказалась проблемой. Экспедиция не обнаружила готтентотов и не смогла перейти полноводную реку… XVIII век стал свидетелем множества походов во всех направлениях — главным образом в поисках пастбищ и участков для земледелия. То, что через столетие назовут великим бурским треком, пока было явлением спонтанным, практически неуправляемым История сохранила память о бесчисленных человеческих трагедиях, которые разыгрывались в жарких саваннах Южной Африки. Исчезали люди. Пропадали целые экспедиции. Известно, что в 1736 г. отряд Германуса Гибнера посетил земли коса и тембу и нашел там несколько англичан, которые охотились на слонов и торговали бивнями. После этого у экспедиции еще хватило сил пересечь реку Гонуби, но потом они благоразумно повернули назад, прихватив, правда, с собой пять тонн слоновой кости — той самой, что заготовили англичане. Они намеревались безбедно провести остатки дней на Капе, но судьба распорядилась иначе. Вооруженное напа-дение местных жителей погубило всех участников экспедиции.- В 1760 г. фермер из Пикетберга по фамилии Якоб Котсе (примерно то же, что в России «Василий Иванов») в поисках слоновьих стад пересек Медные горы, открыл Гроот, или Оранжевую реку, пересек другую — Неувен, или Снежную, и подошел к местам, где сейчас находится городок Вармбад. Вернувшись потом домой, он рассказал: в 60 днях пути от Оранжевой реки живет народ с длинными волосами, одевается в материю- Другой смельчак, Гендрик Хооп, решил проверить, так ли это, и в сопровождении 13 молодых колонистов, среди которых были ботаник, хирург и минералог, достигли района Керум (позже — Грюндорн-он-Браус) у северной оконечности горной гряды Карас Нехватка воды заставила отряд вернуться.

Итак, прошли XV, XVI, XVII века, а о зулусах мы так ничего и не узнали. Им суждено будет выйти на историческую арену чуть позже, но так, что о них заговорит весь мир. Однако белые «пионеры» (впоследствии мы будем употреблять это слово без кавычек) — колонисты, ученые, авантюристы — подбирались все ближе 70-е гг. XVIII в. началась эра научных экспедиций. Первым был швед Карл Тунберг, который за три года тщательно изучил геологию страны. Его называют отцом ботаники Капской колонии. В его путешествиях ему помогал спутник — Андреас Спаррман, оставивший первое подробное описание жизни готтентотов и бушменов.

А первым англичанином, посвятившим целую научную книгу Южной Африке, был Уильям Паттерсон. Болезнь помешала ему участвовать в походе полковника Гордона в 1777 г., который в составе комплексной шотландской экспедиции отправился на обследование Оранжевой реки. Но два года спустя Паттерсон все же побывал в ее устье, а нижнее течение изучил швед Викар, сбежавший со службы в Ост-Индской компании.

Первым переправился через Оранжевую в 1799 г. Уильям Андерссон, член Аондонского миссионерского обгцества. Но он и его спутники не могли пройти дальше, напуганные агрессивными действиями тсвана (бечуанов) возле местечка Аатако.

Конец XVIII, начало XIX в. оставили в истории географических открытий в Южной Африке имена блестящих путешественников — натуралистов и миссионеров: Франсуа Левайяна, Джорджа Томпсона, Уильяма Бурчелла, Джона Филипа, Джона Кэмпбелла, капитана Альберти, Роберта Моффата- Некоторые из их трудов были даже переведены на русский язык.

Среди нескольких фамилий, которые мы позволили себе выделить из длинного списка имен, вошедших в историю географии и этнографии, нас особенно интересуют две. Это Дж. Томпсон и Р. Моффат. Последнему, замечательному человеку, известному во всем мире и прожившему среди африканцев более пятидесяти лет, будет посвящено отдельное место в нашем повествовании.

А вот Томпсона знают мало. У него имелось несколько однофамильцев-путешественников, и потому Томпсона путают с другими, более поздними исследователями Южной и Восточной Африки. Наверняка немногим известно, что он был одним из первых, кто рассказал, хотя и кратко, на страницах своих «Путешествий и приключений в Южной Африке» о зарождающейся империи Чаки.

Из записок Дж. Томпсона, Лондон, 1827 г.: «От границ амакондо (их еще называют кафры гамбона) — на юго-западе до Мапуты у залива Делагоа — на севере и вглубь до большой цепи гор все земли населены страшным племенем под управлением Чаки. Этот человек — вождь таинственного народа зулу, или ватва — за последние восемь-девять лет покорил племена от Делагоа до Гамбоны и учредил варварское царство, основанное на военной деспотии, резко контрастирующее с патриархальным укладом остальных племен кафров. Точное происхождение их неизвестно, но, вероятно, они тоже родственники кафров. Миссионер Трефолл в письме мне из Делагоа в августе 1823 г. сообщал, что ему кажется, что зулу и мантати — две ветви одного дерева.

Мощное племя ватва покорило все мелкие племена в соседстве с заливом Делагоа. У них, очень воинственных и жестоких, в мочках ушей большие дырки, в которые они просовывают различные предметы значительного веса. У них самые совершенные фигуры из всех чернокожих, которых я только видел Они не признают изделия нашей мануфактуры, которыми мы снабжаем местные племена, а признают только шкуры и питаются продуктами скотоводства. На войне они одной рукой прикрывают тело широкими щитами из буйволовой кожи, а в другой руке держат копье или 6—8 ассегаев. Они по характеру очень непосредственны, никогда не нападают на противника, не послав ему уведомления о времени, когда они появятся».

Сам, правда, зулусов не видевший и склонный, как и большинство его современников-англичан, приписывать африканцам чрезмерную жестокость и дикость Томпсон довольно точно описал в своей книге, вышедшей в Лондоне в 1827 г., некоторые особенности быта зулусов и историю зарождения государства Чаки. И это за несколько лет до выхода классических первых повествований о зулусах — записок Генри Финна, Натаниэла Айзекса и Алана Гардинера!

Именно с этих лет произведения путешественников по Южной Африке, добравшихся наконец до Наталя, начинают наполняться всевозможными сведениями об удивительном и могущественном государстве, где правит Чака.

Зулу открывали миру свою страну и свои обычаи.

Разными путями шли те сведения — через таверны портовых городков и скупые на слова, но наполненные цифрами отчеты купцов, бортовые журналы и похожие на сказки истории пилигримов и мореходов. И рождались образы.

У наших предков, россиян, тоже был свой образ Южной Африки!