Книги, статьи, материалы /Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране /СОПРОТИВЛЕНИЕ КОСА, ИЛИ КАФРСКИЕ ВОЙНЫ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране СОПРОТИВЛЕНИЕ КОСА, ИЛИ КАФРСКИЕ ВОЙНЫ

СОПРОТИВЛЕНИЕ КОСА, ИЛИ КАФРСКИЕ ВОЙНЫ

Вооруженное антиколониальное сопротивление племен коса продолжалось в течение ста лет — с 1779 по 1879 г. Столкновения были весьма различными по силе и размаху — от мелких локальных схваток до войн, в которых участвовали тысячи воинов.

Первые схватки были вызваны набегами бурских отрядов с целью угона скота. Для поселков коса эти набеги были неожиданностью, и они не могли оказать серьезного сопротивления. Среди бурских коммандос, нападавших в конце XVIII в. на поселения коса, большинство иногда составляли мобилизованные готтентоты. Но были и случаи, например в 1799 г., когда готтентоты, находившиеся на положении рабов, вставали на сторону коса, объединялись с ними.

Крупные столкновения в официальной южноафриканской историографии именуются кафрскими войнами — от слова «кафр» (от арабского «каффир» — «язычник»). Кафрами поначалу называли только народ коса, но в дальнейшем это слово приобрело в Южнюй Африке расистский характер и стало употребляться как бранная кличка по отношению ко всем африканцам. «Кафрских войн» насчитывают около десяти: 1779-1781 1789-1793, 1799-1803, 1811-1812, 1818-1819, 1829, 1834- 1835, 1845-1847, 1850-1853, 1877-1879 гг.

Наиболее значительные войны произошли в XIX в., после перехода Капской колонии к Великобритании. Племена коса столкнулись уже с частями английской регулярной армии. Начало этим столкновениям было положено в 1811—1812 гг., когда британские войска согнали 20 тыс. западных коса с их земель и заставили уйти на восток, за реку Г рейт-Фиш.

В истории тогдашней борьбы за сохранение независимости запечатлелись имена не только вождей, но и тех, кто выдвинулся из рядовых общинников. Одним из них был Макана, по прозвищу Нкселе (Левша), из западных коса. В молодости он не раз бывал в Капской колонии и, таким образом, представлял себе, какая угроза нависла над его народом Макана объявил себя пророком, посланным свыше, чтобы изгнать белых. Он стремился объединить всех западных коса под руководством вождя Ндламбе, чтобы они могли сообща противостоять натиску из Капской колонии. Вместе с Ндламбе в битве при Амалинде (близ современного Ист-Лондона) он разбил вождя Нгкику, который сотрудничал с властями колонии. Английские войска, перейдя в 1818 г. реку Грейт-Фиш, считавшуюся восточной «границей» колонии, оттеснили Макану и Ндламбе, восстановили власть Нгкики и захватили 23 тыс голов скота.

Но после ухода англичан Макана и Ндламбе снова разбили Нгкику, перешли Грейт-Фиш и вторглись в Капскую колонию. 23 апреля 1819 г. они во главе 10 тыс воинов атаковали Грехэм- стаун, но были вынуждены отступить. Через три месяца войска колонии опустошили всю территорию между реками Грейт-Фиш и Кей, истребляя людей, сжигая деревни и угоняя скот.

Макана сам явился в английский лагерь и сдался, чтобы прекратить карательные операции. Колониальный суд приговорил его к пожизненному заключению на острове Роббен. 9 июня 1820 г. заключенные под руководством Маканы восстали, обезоружили охрану и, захватив большую шлюпку, покинули остров. Но в пути перегруженная шлюпка перевернулась. До суши вплавь добрались все, кроме Маканы.

Память о Макане оказалась настолько жи- что о нем писал, например, русский путешественник А. В. Вьииеславцов, побывавший в Южной Африке через 40 лет после его смерти. Выгиеславцова взволновали тогдашние события. Обнаружив текст речи, с которой гонец западных коса обращался к английскому главнокомандующему, он нашел, что она «полна силы и оригинальной кафрской поэзии», перевел ее на русский язык и привел в своей книге, вышедшей в Петербурге в 1862 и 1867 гг. Вот отрывки из этой речи, которая действительно является крайне интересным и редким памятником.

«Английский вождь! Эта война — несправедливая война; вы хотите покорить народ, который сами же заставили взяться за оружие. Когда наши отцы и белые встретились в первый раз… они стали жить в мире, их стада паслись вместе по холмам и долинам, а хозяева их курили из одной трубки; они были как братья. Колонисты стали жадны, и когда им нельзя было выменять всего нашего скота на свои старые пуговицы и бисер, они захотели отнять у нас скот силою. Наши отцы были мужи; они любили свой скот: их жены и дети питались его молоком; они стали оборонять собственность, и началась война. Буры ненавидели нас, но покорить не могли. Но вы [англичане] пришли сюда и подружились с нашими врагами… Мы хотим мира, хотим отдохнуть в своих хижинах, нам надобно молока для детей, мы хотим охотиться и желаем, чтобы наших жен оставили в покое. Но ваши войска заняли наши степи, скрываются в чаще лесов и там, не различая мужчины от женщины, убивают всех одинаково!»

Положение коса все ухудшалось из-за постоянных грабительских набегов многочисленных коммандос на их земли, а в 1834 г. еще более усугубилось сильной засухой. 21 декабря 1834 г. 12 тыс людей, находившихся на грани отчаяния, вторглись на территорию

Капской колонии. Во главе их встал вождь Макомо [сын Нгкики], который в детстве был обращен в христианство, а впоследствии, видя, как солдаты жгут деревни и посевы его страны, сказал английскому офицеру: «Учитель говорил мне, что Господь будет судить всех людей по их делам- И вы и я предстанем перед Богом Он будет судить нас- Я согласен: пусть он судит».

Эти отчаявшиеся люди убивали ненавистных им торговцев, в которых они видели своих врагов. Но в отличие от английских карателей они не трогали женщин и детей. Решительной битвы между коса и посланными против них английскими войсками в 1835 г. не произошло: воины коса умело избегали боя на открытой местности, который мог кончиться для них только разгромом Подобная тактика помогала сохранять силы, но воины коса не могли спасти свои жилища и посевы от огня.

В апреле 1835 г. верховный вождь коса Хинца отправился к англичанам для переговоров о мире. Ему продиктовали безжалостные условия: граница колонии отодвигалась еще дальше на восток, в пределы колонии включались все земли между реками Кей и Кейскамма. Коса должны были отдать англичанам 50 тыс голов скота. На следующий день после объявления условий мира, 11 мая 1835 г., Хинца был застрелен «при попытке к бегству».

Войны второй половины 40-х и начала 50-х гг. связаны больше всего с именем Сандиле, другого сына Нгкики. В 1846 г. началась «война топора» — англичане обвинили коса в том, что они освободили из-под стражи и скрыли у себя соплеменника, укравшего топор. Англичане сосредоточили на землях коса 14-тысячную колониальную армию, в которой большинство составляли абамбо, готтентоты и капские малайцы. Особенно много было воинов-абамбо. В Южной Африке их называли тогда «финго» — «бездомные скитальцы». Это были остатки племен, ранее живших к югу от Наталя, а в 20-х гг. разбитых и отброшенных на юг натиском зулусов. Ока-завшись на землях коса, эти люди чувствовали себя чужаками, что и позволило англичанам использовать их в своих целях.

В сентябре 1846 г. войска коса отбросили колониальную армию и вторглись на земли, которые колония уже считала своими. Но в декабре 1847 г. Сандиле все же был разбит.

В конце 1850 г. племена коса снова поднялись на борьбу. Правда, среди них не было единства — англичане всячески противопоставляли «лояльных» вождей «мятежным». Но на стороне выступавших племен на этот раз оказалось немало готтентотов и цветных (метисы). Посланный против коса отряд капской «цветной» конной полиции взбунтовался и перешел на их сторону. К повстанцам прибыли эмиссары от Мошеша (Мшешве), правителя басуто. Во главе борьбы вновь встал Сандиле.

Через несколько лет после этой войны Выгиеславцов назвал Сандиле кафрским Шамилем. «Военный талант его признают сами англичане; он постоянно разнообразил свои маневры, сбивая с толку европейскую тактику: то стремительно нападал сильною колонной, то разделял ее на малочисленные отряды, направляя их на разные точки, и потом, в быстром отступлении, снова соединял их; то, наконец, рассыпал войско в застрельщики, смотря по местности, и вдруг, собравшись быстро в массу, ударял опять сомкнутым фронтом. Преследуя кафров, колонисты и английские войска истомлялись трудными переходами, в продолжение которых, иногда по нескольку дней, не видели неприятеля; между тем кафры, выждав удобную минуту, быстро и неожиданно нападали, скрываясь так же быстро и снова появлялись в таком месте, где их всего меньше могли ожидать. Лучше нельзя было действовать в их положении».

Но и эта война, в которой впервые появились зачатки единого антиколониального фронта нескольких южноафриканских народов, кончилась победой англичан.

Особенно страшным ударом оказались для коса события 1856— 1857 гг., когда произошла одна из самых больших трагедий в истории Африки. В 1856 г. среди коса распространилось предсказание, по сегодняшним представлениям совершенно фантастическое. Молодая девушка по имени Нокаусе заявила, что ей было видение: духи сказали ей, что если ее народ уничтожит весь свой скот и все свои запасы зерна и таким образом вручит свою судьбу потусто-ронним силам, то в феврале 1857 г. наступит великий день, из-под земли выйдут стада скота, зерно появится в изобилии, погибшие воины восстанут из мертвых и сбросят белых людей в море.

Соплеменники Нокаусе, измученные неуклонным наступлением Капской колонии на их земли, непрестанными набегами колонистов, уверовали в спасительное предсказание. Особенно рьяно выполнили «волю» духов в области к западу от реки Кей — на тогдашних картах она обозначалась как Кафрария, а позже стала именоваться Сискей. Эта область испытывала на себе куда более явное британское господство, чем племена и роды коса, жившие восточнее, в Транскее. Считается, что в одном лишь Сискее было уничтожено 200 тыс. голов скота.

Голод охватил земли, населенные сотнями тысяч людей. Погибло больше 25 тыс. человек, а остальных страх перед голодной смертью погнал от родных мест. Население Сискея с января по июль 1857 г. сократилось со 105 до 37 тыс

Власти Капской колонии оказались в двойном выигрыше. Во- первых, западные коса исчезли как военная сила, больше того, их земли обезлюдели и стали добычей белых поселенцев. Во-вторых, западные коса, гонимые голодом, стали для «белой» Южной Африки даровой рабочей силой. Был ли призыв к уничтожению скота как-то инспирирован властями колонии — не удалось установить.

Так, несмотря на мужественное сопротивление, коса, в ту пору самый многочисленный из южных народов банту, шаг за шагом утрачивали свою независимость.