Книги, статьи, материалы /Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране /А ПОКА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ЗАМБЕЗИ - ЛИМПОПО...

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

Осталось 2 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (07.03 - 18.03.2019)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.08.-14.08.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 02.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.09 - 18.09.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2019)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране А ПОКА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ЗАМБЕЗИ - ЛИМПОПО...

А ПОКА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ЗАМБЕЗИ - ЛИМПОПО...

Земли, лежавшие между этими реками, представляли для европейских завоевателей ценность не только как обязательное условие гигантских планов дальнейшей экспансии, но и сами по себе. Еще португальцы, побывавшие в устье Замбези в XVI в., писали, что этот район богат золотом. Через 300 лет, после открытия трансваальских россыпей, об этих рассказах снова вспомнили.

Самые фантастические легенды стали распространяться о богатствах междуречья. Широкую известность получило предположение, будто именно здесь находилась до начала христианской эры библейская страна Офир, откуда царь Соломон вывозил золото.

Но если междуречье имело в глазах «строителей империи» особую ценность, то и овладение им составляло особую сложность. Удаленность от побережья, от уже «освоенных» районов, отсутствие дорог — все это делало междуречье труднодоступным районом

А самым большим препятствием считалось войско народа ндебеле, которое после разгрома зулусов в 1879 г. было самой крупной военной силой южноафриканских банту. (На самом деле это были те же зулусы, много лет назад ушедшие от основного народа и создавшие при правителе Мзиликази новый этнос) По численности оно было меньше зулусского, но подвезти сюда для борьбы против него такие же многочисленные европейские силы, какие действовали в Зулуленде, казалось в 80-е гг. совершенно немыслимым.

Ндебеле появились в междуречье на рубеже 30—40-х гг., когда они в результате кровопролитной борьбы были изгнаны бурами с территории нынешнего Трансвааля. До прихода ндебеле междуречье населяли в основном племена шона (машона), славившиеся своими ремесленными изделиями. Один из английских миссионеров, Дж. Маккензи, писал о них: «Машона — самое трудолюбивое и искусное племя во всей Южной Африке- оно является первым среди всех племен по своим познаниям в области сельского хозяйства, по своему искусству плавки металлов и особенно по своей превосходной обработке железных орудий, таких, как наконечники копий, мотыги, топоры, тесаки и тл.

Раздробленные племена шона и жившие по соседству с ними батсвана не смогли оказать серьезного сопротивления ндебеле. Поселившись в юго-западной части междуречья, ндебеле подчинили себе некоторые из этих племен, с других собирали дань, а на остальные, сохранившие независимость, иногда совершали набеги.

В английской литературе привился и стал почти общепринятым взгляд на ндебеле как на кровожадных поработителей, варварски угнетавших другие народы и племена. Конечно, ндебеле были воинственны, но кровопролитность их набегов преувеличивается до чудовищных масштабов.

Обычно взаимоотношения ндебеле с соседними племенами шона ограничивались тем, что ндебеле собирали дань, поручали шона пасти скот своего инкоси. Ко времени европейской колонизации ндебеле уже настолько перемешались с остальным населением междуречья, что четкой границы между ними провести было невозможно. Воины ндебеле женились на девушках шона и батсвана. Войско ндебеле непрерывно пополнялось пленными юношами других народов.

Уверения в крайней жестокости ндебеле опровергает и тот факт, что европейцы — охотники и торговцы, годами рыскавшие по их землям, чувствовали себя в полной безопасности. Ни на кого из них никогда не было совершено нападение. Добиться разрешения инкоси на доступ в страну было трудно, но, получив его, европейцы могли путешествовать совершенно беспрепятственно и в полной безопасности.

Основным занятием ндебеле было скотоводство (разводили преимущественно крупный рогатый скот). Это определяло все другие стороны жизни каждой отдельной семьи и всего народа. Захват скота был часто целью набегов на соседей. Скот — эквивалент обмена, общепринятое средство выкупа за невесту.

Земледелие также играло немаловажную роль в жизни этого народа Земля находилась в общественной собственности, и инкоси распределял ее между крестьянами. Народу ндебеле, как и другим народам банту, было чуждо понятие о купле-продаже земли. Но главное богатство — скот, как и все остальное, кроме земли, находился в частной собственности. Большие стада (по нескольку сотен, а согласно отдельным источникам, даже тысяч голов) принадлежали военачальникам, которые получали от инкоси часть захваченного в удачных походах скота.

Инкоси был самым крупным скотовладельцем. Однако, несмотря на то что он номинально владел почти всеми стадами, пользовался этим скотом в немалой степени народ. Население краалей, которым отдавались на выпас стада инкоси, потребляло все молоко. Во время больших праздников или при формировании новых военных отрядов инкоси разрешал убой большого количества своего скота: шкуры шли на выделку щитов для воинов, а мясо — в пищу.

Ндебеле, как и шона, в конце XIX в. находились на стадии разложения родового общества. Они еще не разделились на эксплуататоров и эксплуатируемых, но уже близко подошли к образованию классов. При рассмотрении общественного устройства ндебеле накануне английского завоевания необходимо учитывать, что действие внутренних сил развития общества ускорялось своеобразными условиями жизни этого народа. Поселившись на завоеванной территории, он держал в повиновении побежденные племена и одновременно боролся с английскими и бурскими захватчиками, непрерывно посягавшими на его независимость. Армия не только защищала страну от нападения извне, но и держала в страхе соседние племена Влияние ндебеле распространялось на значительную часть территории нынешней Республики Зимбабве.

Специфические условия жизни привели к тому, что родовое деление было заменено у ндебеле военным делением, которое и было в рассматриваемый период основой их общественной организации. Каждый мужчина был воином. Все воспитание юношей направлялось на то, чтобы сделать из них дисциплинированных и не боящихся смерти воиноа Мужчины делились на четыре группы: молодежь, не достиг-шая призывного возраста, которая пасла скот и проходила предварительное военное обучение; неженатые воины (разрешение жениться давалось лишь после того, как воин отличится в бою); женатые воины, т.е. уже доказавшие свою стойкость на поле битвы; военачальники- индуны, ближайшие советники и помощники инкоси.

Постоянной дружины у инкоси не было. Войско ндебеле — вооруженный народ. Оно насчитывало 15—20 тыс человек и делилось на импи (полки), каждый численностью около 1 тыс воинов. Импи состояли или целиком из женатых воинов, или целиком из холостых. Воины были вооружены копьями.

Структура военной организации у ндебеле, как и у зулусов, была одновременно структурой организации управления страной. Страна делилась на военные округа, и все мужчины одного округа входили в определенный импи. Начальник импи — индуна — стоял и во главе округа.

Власть главы народа — инкоси (с 1870 г.— Лобенгулы, до этого времени — его отца Мзиликази) была очень велика; непрерывные войны еще больше укрепляли ее. Инкоси был не только военачальником, но и главным жрецом. Однако по всем важнейшим вопросам инкоси консультировался с советом индун.