Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Деятельность европейских христианских миссий

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала


Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Деятельность европейских христианских миссий

Деятельность европейских христианских миссий

В 1877 г. в Буганду прибыла первая группа миссионеров Центрального миссионерского общества [304, с. 62; 386, с. 18], в начале 1879 г.— вторая группа англиканских, а вслед за ней и католических миссионеров (ордена «белых отцов“ из Алжира)» [385, с. 45]. Они развернули активную работу по обращению баганда в христианство. Главное внимание они уделяли вербовке последователей среди правящей верхушки. Постепенно в стране сложились англиканская и католическая группировки, которые противопоставили себя уже существовавшей мусульманской и огромной массе последователей традиционных верований.

Мусульманские проповедники, проникшие в Буганду в середине XIX в., успели приобрести прочные позиции при местном дворе. Часть подданных Мутесы, прежде всего из верхних слоев (его брат Мбого был главой мусульманской общины), приняла ислам.

Христианские миссионеры придали религиозным противоречиям крайнюю нетерпимость, что объяснялось следующим. Во-первых, они принадлежали к конкурирующим церквам, обвинявшим друг друга в исповедовании ложной религии. Во-вторых, они были выходцами из двух соперничавших на Африканском континенте империалистических держав — Англии и Франции. Англиканскую общину в Буганде называли «английской партией», а католическую — «французской».

Деятельность христианских миссионеров в Уганде не следует оценивать только негативно. Среди них были люди, которые искренне верили, что несут в Африку передовую цивилизацию и культуру. Некоторые из них приняли участие в создании письменности, разработке грамматики и словарей местных языков, в организации начальных школ и ремесленных мастерских [298, с. 79; 385, с. 44].

Рядовые миссионеры зачастую не понимали, что являются пешками в большой политической игре, которая имела конечной целью оккупацию Северного Межозерья и колониальное закабаление его населения [304, с. 62].

В ожесточенной борьбе христианских проповедников за влияние при дворе Мутеса сумел разглядеть политический аспект, Сначала он настороженно наблюдал за их действиями, а затем mпретил им работу за пределами его резиденции [386, с. 19]. Чем больше узнавал кабака об истинных намерениях миссионеров, тем враждебнее к ним относился. Дело дошло до того, что в 1882 г. миссия «белых отцов» была вынуждена покинуть Буганду [385, с. 46]. Мутеса так и не принял христианства. М 1884 г. он умер. Ему наследовал Мванга.

Нового кабаку возмущало вмешательство англиканских миссионеров в его дела, как правителя. Поэтому он решил вернуть «белых отцов», рассчитывая использовать их как своеобразный противовес религиозным деятелям ЦМО. Противоречивость в действиях Мванги К. Ингэм объясняет интригами арабов [298, г. 37], которые поддерживали претензии султана Занзибара на контроль над огромной областью от оз. Ньяса до Буганды включительно. Именно поэтому они, по его мнению, всячески вредили работе христианских миссий. В 1885—1887 гг. Мванга ограничивал деятельность миссионеров, преследовал своих подданных, принявших христианство [479, 1966, т. 30, ч. 2]. Однако кабака стал тяготиться и активностью набиравших силу арабских купцов и мулл. Уже в 1888 г. он решил изгнать из Буганды всех чужеземцев, независимо от того, к какой религии они принадлежали. Но Мванга неправильно оценил соотношение сил. Против него объединились миссионеры, муллы, представители местной верхушки, которые боролись не за свои религиозные убеждения, а против сильной власти кабаки. В сентябре 1888 г. Мванга был свергнут, а на трон возведен его старший брат Кивева. Мванга бежал на южный берег оз. Виктория.