Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Первая междоусобная война в Буганде (1888—1890)

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала


Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Первая междоусобная война в Буганде (1888—1890)

Первая междоусобная война в Буганде (1888—1890)

В Буганде наступило смутное время. Лидеры мусульман, возглавившие выступление против Мванги, стали претендовать (при поддержке арабских купцов) на власть в государстве. Однако Кивева назначил на пост катикиро католика Гонората Нтоно и предоставил христианским миссиям полную свободу деятельности. Тогда мусульмане напали на христиан и вынудили их к бегству [359, 1972, т. VI]. Англикане и католики бежали в Нкоре, где омугабе Нтаре дал им убежище. Миссионеры отсутствовали в Буганде 12 месяцев. Кивева, не пожелавший быть марионеткой в руках арабов, пытался в ноябре 1888 г. бежать, но был схвачен мусульманами и казнен [359, 1972, т. VI]. На трон они посадили сводного брата Мванги — Карему. Последний принял ислам и послушно выполнил волю арабов и лидеров местной мусульманской общины. В Буганде началось насильственное обращение жителей в ислам.

Чтобы свергнуть арабо-мусульманское господство в Буганде, лидеры католической общины вступили в соглашение с Мвангой, который принял католичество. Своей опорной базой союзники сделали провинцию Будду, которая стала бастионом католиков-баганда. В мае 1889 г. они попытались одни, без участия англикан, захватить власть в Буганде [386, с. 26]. Хорошо вооруженные сторонники Каремы нанесли им поражение. Побежденные во главе с Мвангой укрылись на островах Сесе. Вторую попытку вернуть власть Мванга предпринял осенью 1889 г. [385, с. 51]. На этот раз вместе с ними выступили англикане во главе с А. Кагвой. Союзники разбили силы Каремы и вынудили последнего к бегству в Буньоро.

Мванга вернул трон. Все важные государственные посты были разделены поровну между католической и англиканской группировками. Первым министром (катикиро) был назначен А. Кагва (на этом посту он оставался до 1926 г.) [298, с. 39]. Однако арабо-мусульманская группировка не собиралась сдаваться. Заключив договор с омукамой Буньоро Кабарегой и опираясь на его поддержку, Карема в конце ноября 1889 г. нанес поражение Мванге и снова стал править Бугандой [386, с. 26]. Лишь в феврале 1890 г. объединенные силы окончательно сломили сопротивление арабо-мусульманской группировки [298, с. 40]. Карема снова бежал в Буньоро, где в апреле умер {386, с. 28].

Первый этап религиозной гражданской войны (сентябрь 1888 — февраль 1890 г.) завершился победой христиан. Война имела серьезные последствия. Кабака вернул трон, но он больше не обладал реальной властью [359, 1972, т. VI]. Судьбу государства отныне определяла верхушка христианских группировок, за которой стояли руководители христианских миссий. Война еще больше углубила раскол среди баганда, поскольку религиозная принадлежность приобрела вполне конкретный политический характер. Борьба за власть в государстве стала главной целью лидеров двух христианских общин. Война нанесла сильный удар по социально-политической структуре Буганды, привела в движение большие массы людей, сломала перегородки между родовыми группами, разрушила изолированность сельских общин. Война ослабила бугандское общество, экономику государства, сделала Буганду более уязвимой перед возросшей угрозой колониальной экспансии. Английский генеральный консул на Занзибаре Дж. Кирк не без основания считал, что победа христиан облегчит Англии осуществление ее планов в восточноафриканском регионе [315, с. 8].