Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Формирование прослойки образованных африканцев

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала

http://tui.ru/ отели чехии 5 звезд, лучшие отели праги 5 звезд.

Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Формирование прослойки образованных африканцев

Формирование прослойки образованных африканцев

После первой мировой войны увеличился спрос на образованных африканцев, способных выполнить работу, которая требовала сравнительно широких знаний. Таких знаний миссионерские школы Уганды дать не могли. Администрация и иностранный капитал выражали недовольство уровнем обучения в этих школах. Им нужны были хорошо подготовленные и в то же время дешевые работники [323, с. 156—157].

Именно их требования привели к созданию в Уганде первого государственного учебного заведения. В августе 1922 г. был основан Макерере-колледж. На первых порах Макерере готовил и квалифицированных рабочих и вспомогательный персонал для учреждений протектората. Затем он сосредоточил свое основное внимание на подготовке учителей, клерков, специалистов низшего звена для работы в сельском хозяйстве, строительстве, в системе образования и здравоохранения. Однако усилий одного Макерере-колледжа оказалось мало, чтобы удовлетворить возросший спрос на образованных африканцев: в 1923 г. в нем обучалось 35, а в 1924 г.— 53 студента [57, с. 11; 58, с. 10].

Колонизаторам пришлось принять прямое участие в подготовке образованной африканской прослойки. Как уже отмечалось, в 1924 г. был учрежден департамент образования [265, с. 614]. Однако англичане не ставили перед собой цель изъять африканское образование из рук миссионеров. Они лишь усилили контроль за работой миссионеров в принадлежавших им школах.

Власти протектората требовали от миссионеров проведения соответствующей идеологической и политической обработки школьников и студентов, беспрекословного принятия ими существовавших колониальных порядков. Усвоение христианских учений и заповедей было обязательным составным элементом программ обучения вплоть до Макерере-колледжа. Воспитание в молодых африканцах психологии раба, преданного колониальному господину, внедрение в их сознание мировоззрения, отвечавшего интересам монополистической буржуазии метрополии, отрыв их от ценностей национальной культуры и натаскивание на образцах культуры, искусственно насаждавшейся колонизаторами,— вот чего добивались миссионеры в своих учебных заведениях.

Колонизаторы не хотели допустить возникновения в Уганде африканской интеллигенции. Они понимали, что появление такого социального слоя создаст противовес их идеологическому господству и психологическому контролю, положит начало организованному и сознательному сопротивлению народных масс. Колонизаторам были нужны образованные слуги, а не интеллектуальные противники. К тому же возможности для интеллектуальной деятельности были крайне ограниченными. В Уганде отсутствовали высшая школа, научно-исследовательские учреждения, творческие и культурные ассоциации. Интеллектуальные способности африканцам можно было проявить только в системе школьного образования, в христианских миссиях и церкви. Самой большой была группа школьных учителей и преподавателей специальных учебных заведений: в 1934 г. их насчитывалось 8350 (подсчитано по [64, с. 38—39]).

В процессе формирования образованной прослойки наблюдалась социальная дифференциация. В привилегированные закрытые учебные заведения типа англиканского Кингз-колледжа (Будо) принимались только дети правителей и крупных вождей [323, с. 163]. Программа таких заведений по уровню приближалась к программам английских школ соответствующих ступеней. Учащихся специально готовили к замещению должностей вождей, ответственных чиновников колониальной и местной африканской администрации. Руководящий и преподавательский персонал Кингз-колледжа состоял из европейских наставников, связанных с колониальным ведомством. Главной задачей этих наставников было воспитание преданных и ревностных проводников политики колонизаторов. Таким образом искусственно формировалась аристократическая прослойка африканской образованной элиты, изолированная и оторванная от масс населения, объединенная духом корпоративности и узкоклассового эгоизма. На базе этой прослойки формировались группы пеотрадицион ал истов, которые (в отличие от традиционалистов) понимали необходимость нововведений и отказа от архаичных институтов.

После первой мировой войны, когда колониальное «освоение» Уганды приняло широкий размах и аристократические колледжи не могли удовлетворить возросшие нужды в образованном африканском персонале, была создана система закрытых пансионов. В 1927 г. таких пансионов было 30 (17 англиканских и 13 католических), общее число учащихся — 2385 [61, с. 26]. Пансионы готовили чиновников и служащих низшего звена: клерков, переводчиков, ассистентов и т. д. [323, с. 162]. Из выпускников пансионов, средних общеобразовательных и специальных учебных заведений складывалась «разночинная» прослойка.

Различия между «аристократической» и «разночинной» прослойками проявлялись в социальном и экономическом статусе, в политических взглядах и позициях. «Аристократическая» прослойка в Буганде создавала собственные политические организации. Так, в 1922 г. возникла организация с длинным названием «Ассоциация молодых баганда в защиту соглашения 1900 г.». Вдохновителем этой организации и ее покровителем был катикиро А. Кагва. Ассоциация выступала за сотрудничество с колониальной администрацией, которую ее руководители считали гарантом привилегий, приобретенных знатью Буганды до первой мировой войны.

К числу организаций, в которых активное участие принимали «разночинцы», можно отнести Ассоциацию молодых баганда (основана в 1919 г.), Ассоциацию африканского благосостояния (1934 г.), организацию «Сыновья Кинту» (1938 г.).