Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Второй пятилетний план экономического развития 1966— 1971 гг.

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала


Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Второй пятилетний план экономического развития 1966— 1971 гг.

Второй пятилетний план экономического развития 1966— 1971 гг.

Второй пятилетний план экономического развития 1966—1971 гг. содержал ряд важных целей стратегии развития: повышение уровня потребления и благосостояния угандцев, вовлечение все большего числа лиц в растущую экономику, расширение основных услуг для жителей страны [49, с. 5—6]. План ставил задачу увеличить товарную часть ВВП с 200 млн. уг. ф. в 1966 г. до 280 млн. уг. ф. в 1971 г. (в расчете на душу населения — соответственно с 25,7 уг. ф. до 31,8 уг. ф.). Общий объем ВВП, включая натуральное хозяйство, должен был возрасти с 261 млн. до 354 млн. уг. ф. Финансировать проекты второго пятилетнего плана должны были государство (90 млн. уг. ф.), частный капитал (90 млн. уг. ф.) и смешанные компании (60 млн. уг. ф.), 155 млн. уг. ф. (65% от общей запланированной суммы расходов) предполагалось изыскать за счет внутренних средств, а 85 млн. уг. ф. (35%) получить из иностранных источников [49, с. 53]. В основу развития промышленности, находившейся в «эмбриональной стадии», был положен принцип импортзамещепия, ориентировавший соответствующие отрасли на производство продукции для внутреннего рынка и соседних африканских стран [138, с. 82]. Общий объем капиталовложений в промышленность был запланирован в сумме 40 млн. уг. ф., которые направлялись в основном в отрасли по обработке сельскохозяйственного сырья, в пищевую и текстильную промышленность [138, табл. 23—25]. Среднегодовой прирост промышленного производства (включая отрасли по обработке сельскохозяйственной продукции) был установлен в размере 10% [138, с. 21].

Главное внимание второй пятилетний план уделял развитию сельского хозяйства, в котором было занято 90% населения и которое давало 75% валютных поступлений [49, с. 71]. Предусматривалось довести производство хлопка до 575 тыс. кип, чая — до 19 тыс. т, сахара — до 230 тыс. т, табака — до 18 млн. фунтов. Намечалось расширить площади под кофе «арабика» с 4 тыс. до 10 тыс. акров [49, с. 73—74]. В реализации планов развития сельского хозяйства особая роль отводилась кооперативам. Объединив в них разрозненные мелкие крестьянские хозяйства, правительство намеревалось применять машинную обработку земли, внедрять передовые методы агротехники и таким образом повышать производительность труда в сельском хозяйстве. Концентрация населения в сельскохозяйственных кооперативах облегчала проведение мер по расширению систем здравоохранения и образования, на которые соответственно выделялось 12,8 млн. и 18,5 млн. уг. ф.

Второй пятилетний план отражал стремление руководства НКУ к укреплению экономической самостоятельности страны, к ограничению бесконтрольной деятельности иностранного капитала, направлению его в нужные для страны отрасли экономики. Однако многие наметки плана были нереальны (например, задача за 15 лет удвоить ВВП на душу населения), план включал ряд плохо обоснованных дорогостоящих проектов, от которых позднее пришлось отказаться. Одной из социальных задач плана было уменьшение контрастов в доходах между различными категориями населения. По мнению руководства НКУ, неравенство в доходах можно было сгладить за счет «сдерживания верхнего уровня доходов и перераспределения части доходов в пользу тех, кто находился внизу» [49, с. 35]. Однако методы, которые предлагал пятилетний план для достижения «экономической справедливости» (в частности, обучение мелких фермеров современным методам сельскохозяйственного производства за счет средств, получаемых в качестве налогов от более состоятельных слоев 'населения), были явно несостоятельны.