!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!
ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**
Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".
САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!
БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:
ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.
-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР
-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.
!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.
!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.
!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.
-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):
ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.
Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.
-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Ю.Н. Винокуров - ПРЕЗИДЕНТСКО-ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2006 г. КАК ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНГО
Демократическая Республика Конго возникла в 1960 г. Она еще только приближается к своему полувековому юбилею. Но ее народы на собственном горьком опыте уже познали, что такое гражданские войны и государственные перевороты, внешние интервенции и продолжительная иностранная оккупация, сепаратистские режимы и постоянная угроза распада страны, коррупция и казнокрадство правящей элиты, чиновничество, лишенное профессионализма и патриотичности, наконец, непомерное социальное расслоение общества и один из самых низких в мире уровеней жизни.
Даже на африканском фоне ДРК выделяется политической нестабильностью, масштабными провалами программ социально-экономического развития, особенно досадными в стране, щедро одаренной природными и людскими ресурсами. Пережив падение двух социально разнонаправленных авторитарных режимов — Мобуту и Л.-Д. Кабилы, эта страна вступила в XXI век в состоянии углубления хозяйственной разрухи, активизации политического этнорегионализма, появления симптомов затяжного гуманитарного кризиса. Обобщенно говоря, со всеми пороками переходного общества наших дней. Перманентный внутриконголезский кризис значительно усугубился затяжным военным конфликтом в Регионе Великих озер (РВО), в который оказались втянуты девять африканских государств [Винокуров 2007: 104-126].
Действующий президент ДРК Жозеф Кабила сменил на этом посту своего отца Лорана-Дезире Кабилу, убитого 17 января 2001 г. Четверо ближайших соратников Кабилы-старшего, известные в стране и за ее пределами государственно-политические деятели (глава президентской администрации Э. Капенде, министр внутренних дел Г. Какунджи, министр иностранных дел Л. Че Окитунду, министр образования А.Й. Ндомбаси) рассчитывали занять президентское кресло. Но выбор пал на уступавшего им в популярности Жозефа Кабилу. Выбор, в котором, как представляется, участвовали не только власти ДРК, но и внешние силы.
В 2001 г. Ж. Кабила был самым молодым и, наверное, самым загадочным главой государства в мире. Указывались разные даты его рождения (с разницей в три года), точно не было известно, где он родился, кто была его мать по этнической принадлежности. Лишь со временем стали проясняться обстоятельства его допрезидентской жизни.
Выяснилось (или было решено считать достоверным), что он родился в 1972 г. в местечке с неафриканским названием Хева Бора II, что по отцу (а может быть — отчиму, как утверждали многие), Л.-Д. Кабиле, он происходит из Катанги, а по матери, Сифе Маханье (якобы сестре руандийского полковника Дж. Кабаре, одного из приближенных президента Руанды П. Кагаме) — из провинции Маниеме. В юности Жозеф, по словам французского журналиста К. Бюабувье, зарабатывал свои первые деньги продавцом рыбы в артели своего отца в танзанийском городе Кигома [Wetshi 24.04.2006: 2; Washington Post 09.07.1977; Buabouvie 1828do: 1]. Среднее образование он получил во французском лицее в Дар-эс-Саламе (Танзания), был студентом юридического факультета угандийского университета Макерере, но не закончил его; в Руанде и КНР обучался военному делу. Английским языком владеет лучше, чем французским, суахили знает лучше, чем лингала и киконго [Винокуров 2004: 154-155].
В 1996 г. Ж. Кабила присоединился к войскам возглавляемого Л.-Д. Кабилой Альянса демократических сил за освобождение Конго/Заира (АДСОКЗ), развернувшим наступление на Киншасу, чтобы свергнуть режим Мобуту. Стал генералом, еще при отце занимал высокие посты в конголезской армии. Выступая на внутриконголезской политической сцене приверженцем взглядов П. Лумумбы, Ж. Кабила на международной арене ищет поддержки США, Европейского союза, ООН, не напоминая им, в отличие от Л.-Д. Кабилы, о расправе, которую они в 19601961 гг. учинили над главой первого национального правительства Конго. Чтит память своего отца, которого предложил называть Мзее (старейший, мудрый), воздвиг ему в Киншасе мавзолей.
«Переходный период» от войны к миру длился без малого пять лет. Начало ему было положено в августе 2001 г., когда в Габороне, столице Ботсваны, представители центрального правительства и ведущих оппозиционных организаций одобрили два основополагающих документа «Акт об обязательствах» и «Декларацию о намерениях». Первый документ декларирует намерение политиков сохранять территориальную целостность страны, неприкосновенность ее границ, их стремление прекратить гражданскую войну, положить конец расхищению природных ресурсов страны, добиться всесторонней демократизации внутренней жизни ДРК. Во втором документе утверждалось, что нужно прекратить внешнюю агрессию против ДРК, разработать предложения об устройстве и благом управлении страной, воссоздании национальной армии, экономики и финансов страны. Предполагалось также решить проблему межэтнических отношений посредством использования «принципов национальности» [Jeune Afrique/L’Intelligent 17.09.2001; XXI-XXIII].
Формальным завершением «переходного периода» стало введение в действие новой Конституции ДРК в феврале 2006 г. В декабре 2005 г. она была одобрена на общенациональном референдуме (четвертом в истории ДРК после конституционных референдумов 1964, 1967 и 1975 гг.), в котором приняли участие 15,5 млн человек, 62% от 25 млн зарегистрированных: 12,5 млн (84,3%) проголосовали за конституцию, 2,3 млн (15,7%) — против [African Elections Database: 5]. Вполне осознавая, что переход от войны к миру не может свершиться одномоментно, авторы нового Основного закона ДРК сочли необходимым включить в него положение о том, что политические институты переходного периода продолжают действовать вплоть до начала эффективного функционирования институтов, предусмотренных настоящей конституцией [Constitution… Article 222].
Президентские выборы в ДРК проходили четырежды: в мае 1960 г. в преддверии независимости (президент избирался парламентом), в 1970, 1977 и 1984 гг. (при Мобуту, с заранее ясным исходом). Таким образом, выборы 2006 г., прошедшие в два тура (июль и октябрь), стали пятыми и четвертыми всеобщими. Они официально именовались «свободными, плюралистическими, транспарентными, представительными» [La Conscience 18.02.2006] . Выборы, вызвавшие энтузиазм населения и активность множества общественных неправительственных организаций, проходили в напряженной обстановке, еще таившей в себе тяготы многолетней войны и чреватой возможными вспышками вооруженной конфронтации. Часто организовывались многотысячные митинги, на которых кандидаты оглашали свои предвыборные лозунги и бичевали конкурентов.
В этом отношении представляет определенный интерес описание политической обстановки в ДРК, опубликованное в сентябре 2005 г. в Киншасе анонимным Институтом изучения общественного мнения «Les Points». Оно составлено по материалам местной прессы и результатам собственного анкетирования тысячи человек в каждой из десяти административных единиц страны. В описании отмечается, в частности, что политические деятели по мере приближения выборов проявляют все большую озабоченность повышением своей известности в народе. Они ездят по стране, встречаются с избирателями, используют любые возможности для пропаганды своих взглядов, стремясь донести до сознания масс идею демократичности и транспарентности предстоящих выборов. Они чувствуют себя популярными прежде всего в своих этнических территориях, где ощущают поддержку соплеменников. Но есть факты и другого рода: некоторые члены «переходного правительства» подверглись освистанию в своих округах [Democratic Republic of Congo: 4].
Работой по подготовке и проведению выборов руководила Независимая избирательная комиссия (НИК). C 2003 г., когда после подписания Лусакского соглашения о перемирии завершился межконголезский диалог и было сформировано коалиционное «переходное правительство», возглавлял НИК 45-летний католический священник из Северного Киву А. Мулохонго Ма- лумалу. Степень доктора политических наук он получил во французском государственном университете Гренобль-II, диплом о высшем философском и теологическом образовании, а также степень магистра по гражданскому праву — в католическом университете в Лионе. Малумалу лично контролировал расходование 440 млн долл., выделенных на проведение выборов [Jeune Afrique 1828d: 3; Le Potenciel 29.09.2006]. Будучи ярым сторонником единой и неделимой ДРК, он противился проявлениям ксенофобии и этнорегионального сепаратизма, возникавшим порой в ходе выборов местных органов власти [UN Office 13.09.2006: 1].
Комиссия своевременно утвердила календарь (в первом его варианте — без второго тура, что некоторые обозреватели расценили как заведомо решенное избрание Ж. Кабилы) и порядок проведения выборов. Предусматривалось провести президентские выборы 31 августа, объявить их результаты 10 сентября. Избирательная кампания возможного второго тура была намечена на период с 28 сентября по 29 октября, выборы — на 30 октября, объявление итогов — на 30 ноября. Комиссия решила также утвердить состав Национальной ассамблеи 19 сентября, провинциальных ассамблей — 20 декабря [Le Phare 17.07.2006; Prochaines elections 10.04.2006; UN Mission 08.09.2006]. НИК была ограждена от вмешательства властей, политических партий, прессы, международных наблюдателей, что, конечно, не исключало заинтересованного внимания к ее деятельности неправительственных организаций, среди которых особой пристрастностью к НИК отличалась Национальная лига за свободные и транспорентные выборы [Mayamba: 1-12].
Работу 50 тыс. избирательных участков контролировали более тысячи международных и 40 тыс. конголезских наблюдателей. Порядок обеспечивали 17 тыс. военнослужащих ООН, 1,2 (по другим сведениям — 1,4) тыс. военнослужащих из ЕВФОР и почти 80 тыс. конголезских полицейских [Сообщение Евроньюс 28.10.2006: 1]. Несколько иные данные были приведены на заседании СБ ООН, состоявшемся в середине сентября 2006 г.: 1,7 тыс. международных наблюдателей, 47 тыс. конголезских наблюдателей, 350 тыс. представителей политических партий ДРК [Le Potenciel 29.09.2006]. Учитывая важность момента, организаторы выборов уделили особое внимание контролю над ходом второго тура президентских выборов. С этой целью в ДРК находился Жоахим Чиссано, экс-президент, а ныне почетный президент Мозамбика, возглавлявший авторитетный Международный комитет мудрецов, созданный специально для наблюдения за процессом умиротворения и демократизации в ДРК.
В списки для голосования были внесены 25 421 тыс. избирателей, что составляло чуть более 40% всего и около 67% взрослого населения. Половину избирателей составляли женщины [Le Potenciel 05.06.2007]. В первом туре президентских выборов приняли участие 70,5% избирателей, во втором — 65, 4%. На пост президента претендовали 33 кандидата, в том числе 4 женщины, выходцы из семей известных политиков. В первом туре за Ж. Кабилу было подано голосов 44,8% голосов, за его основного конкурента Бембу — 20,03% [African Elections Database: 5-6].
Ж.-П. Бемба (р. 1962), сын Бембы Саолона, богатого предпринимателя и министра в мобутовских правительствах оказался в разных с отцом политических лагерях: Саолона стал министром при Л.-Д. Кабиле, а Жан-Пьер, гигант двухметрового роста, создал с помощью властей Уганды в сентябре 1998 г. Движение за освобождение Конго (ДОК), чтобы свергнуть Л. Д. Кабилу. Установив контроль над северным Конго, он разбогател, распродавал иностранцам земли и полезные ископаемые региона. Киншасцы называли его «маленьким Мобуту». Международная федерация лиг прав человека обвинила его в соучастии в военных преступлениях в соседней Центрально-африканской Республике [Bemba — Kab.html: 1-2]. В 2003 г. Бемба согласился занять один из четырех постов вице-президентов «переходного периода», возглавил финансово-экономическое направление деятельности администрации Ж. Кабилы.
На выборах 2006 г. Бемба выступал с лозунгами «справедливость, развитие, экономический прогресс», сумел расположить к себе население не только севера, но и запада Конго, включая Киншасу, и не сомневался, что займет президентское кресло.
На саммите Африканского Союза в Банжуле (1-2 июля 2006 г.) руководитель Ливии полковник М. Каддафи во всеуслышание заявил, что поддерживает Ж.-П. Бембу в борьбе за пост президента ДРК. В его поддержку выступили 15 кандидатов в президенты, получившие в первом туре в общей сложности 8% голосов, и все женщины-кандидатки, собравшие суммарно 1,35% голосов [Perdrix 12.07.2006: 2; Крюков 2006: 75]. Агитационную кампанию Бемба построил на противопоставлении себя, 100-процентного конголезского патриота, Кабиле — человеку без родины, выскочке, руандийскому резиденту, чужеземцу, распродавшему интересы нации иностранцам и потому не имевшему права стать президентом ДРК. Его сторонники даже выдвинули лозунг «Tout sauf Kabila» — «Любой, но не Кабила» [Le Figaro 19.08.2006].
Отвечая на эти выпады, Кабила заявил в интервью журналу «Жён Африк/Л’Энтиллежан»: «Большего конголезца, чем я, не существует. Двенадцать лет я не принадлежал себе. Для меня существовали только моя страна и мой народ. Я забывал, что у меня есть своя жизнь, обязанности перед самим собой и моими ближними» [Jeune Afrique/L’Intelligent 09.04.2006: 28; La Conscience 13.04.2006: 1, 8]. Его предвыборная программа состояла в том, чтобы впервые за все годы независимости провести всеобщие свободные выборы, за последующее пятилетие полностью восстановить в стране мир, в соответствии с пятью лозунгами: «занятость, инфраструктура, водо- и электроснабжение, образование, здравоохранение» решить ее основные социально-экономические проблемы, а в дальнейшем превратить ДРК в «африканский Китай» [Litofe: 1-7].
Смягчить обострявшееся соперничество Кабилы и Бембы, избежать возможного перерастания его в открытую силовую борьбу между их сторонниками попыталось Объединенное руководство средств массовой информации (НАМ — Haute Autorite des Medias). В сентябре 2006 г. оно провело четыре рабочих заседания с участием представителей обоих кандидатов в президенты, на которых было решено не проводить намеченный на 26 октября открытый диспут претендентов и тем самым не усугублять и без того острую полемику меду ними [Le Potenciel. — http://www.congovision; Интер Пресс Сервис 10.09.2006] .
По итогам второго тура президентом был избран Ж. Кабила. Он получил 58,05% голосов, Бемба — 41,95%.
В конце ноября 2006 г. Верховный суд ДРК отклонил последнюю из восьми апелляций Бембы. По сообщению корреспондента Рейтер, заявление председателя ВС Калонде Коле о необоснованности этой апелляции и законности избрания Ж. Кабилы было встречено громкими радостными восклицаниями присутствовавших. Однако Бемба не смирился. Его адвокаты заявили, что постановление ВС было принято без должного обсуждения, и потребовали пересмотра итогов выборов, а неизвестные лица подожгли здание ВС [La Cour Supreme 27.11.2006]. Под давлением руководства ООН, АС и ряда западных стран он вынужденно признал итоги выборов, но заявил в «Послании к нации», что отказывается от государственного поста и переходит «на предстоящее пятилетие в активную республиканскую» оппозицию к авторитарному режиму Ж. Кабилы [Congoline 28.11.2006: 1].
Следует отметить, что третье место в первом туре президентских выборов неожиданно для большинства наблюдателей занял 82-летний соратник П. Лумумбы Антуан Гизенга, получивший 13,6% голосов избирателей. Сын экс-президента Мобуту Франсуа Жозеф занял четвертое место с 4,77% голосов, сын П. Лумумбы Ги Патрис — шестнадцатое с 0,42% [African Elections Database: 5-6].
В ходе состоявшихся 30 июля выборов в Национальную ассамблею (НА) пропрезидентская Народная партия за реконструкцию и демократию (НПРД), созданная незадолго до этих выборов, получила 111 мандатов из 500. Вместе с пятьюдесятью своими союзниками по блоку Альянс за президентское большинство НПРД располагает 300 мандатами. Партия Бембы Движение за освобождение Конго (ДОК) получила 64 мандата, Объединенная лумумбистская партия (ОЛП) А. Гизенги — 34 мандата, партия Социальное движение за обновление — 27, партия Силы обновления — 26. От 7 до 15 мандатов получили 8 партий, от 1 до 5 — 56 небольших партий, 63 мандата — независимые кандидаты. Неожиданно незначительным оказалось количество женщин в НА — 42. Всего в выборах участвовали 69 политических партий [African Elections Database: 7; Mulengwa Kinja 3098]. Крупная и очень известная в стране партия Союз за демократию и социальный прогресс, возглавляемая ветераном конголезской политической сцены, пожизненным, даже «патологическим», по выражению одного французского журналиста, оппозиционером Э. Чисекеди (р. 1932 г.), бойкотировала выборы.
В целях большей демократизации управления страной по новой конституции был установлен порядок, в соответствии с которым Национальная ассамблея и Сенат (в нем также большинство получили сторонники Ж. Кабилы) могут поставить перед Конституционным судом вопрос об отставке президента страны, особенно по обвинению его в предательстве интересов нации. Национальная ассамблея может также выразить (абсолютным большинством голосов) недоверие правительству, которое в этом случае уходит в отставку через 24 часа [La Conscience 18.02.2006].
Демократический характер выборов 2006 г. выразился также и в том, что в них смогли на равных с другими политическими группами принять участие последователи Лумумбы. Президент Мобуту, лично причастный к убийству Лумумбы, более того, сыгравший в этом преступлении главную роль, хотя и объявил в 1965 г. Лумумбу национальным героем, его сторонников всячески преследовал. При Л.-Д. Кабиле они вышли из подполья, но только при Ж. Кабиле смогли активно включиться в политическую жизнь и государственную деятельность. Самое яркое свидетельство этого — назначение А. Гизенги главой правительства. Глава правительства РФ М.Е. Фрадков направил Гизенге 4 января 2007 г. обстоятельное поздравительное письмо; оно было опубликовано в киншасской газете «Авенир» [L’Avenir 10.01.2007].
Во внутренней политике Ж. Кабила ясно осознает необходимость диалога с оппозицией, пытается строить госаппарат и всю систему управления страной на основе договоренностей и сотрудничества с представителями всех политических сил и этнорегиональных группировок. Если это ему удастся, страна постепенно будет преодолевать основную угрозу своей территориальной целостности — центробежные устремления самодостаточных этнорегиональных элит.
Проявлением демократичности выборов и всей обстановки в стране стало опубликование коммюнике смешанной комиссии двух соперничающих партий — кабиловской НПРД и бембовской ДОК — о необходимости избегать повторения кровавых вооруженных столкновений сторонников этих политиков, имевших место в Киншасе 20-22 августа 2006 г., чтобы гарантировать мирный исход «переходного периода» [Prise de: 1-3; Tempete des Tropiques 07.09.2006].
Нельзя, однако, не отметить зыбкость такого рода договоренностей. По мнению С. Макиессе, обозревателя Интернет-журнала «Африк-Эко», эти первые в истории независимой ДРК демократические выборы выявили конвергенционную тенденцию в эволюции программных установок конголезских политических партий. Выразилась она в присоединении последователей Лумумбы к пропрезидентскому блоку Ж. Кабилы, а большинства «политических динозавров» прежнего режима — к сторонникам Бембы, духовным отцом которых остается покойный маршал Мобуту. Не поддержали Бембу только Э. Чисекеди и сын Мобуту Нзанга, вошедший в правительство Гизенги. Его партия — Союз мобутовских демократов — располагает 10 местами в Национальной ассамблее [Makiess: 2].
Президентско-парламентские выборы 2006 г. и проходившие одновременно выборы в местные органы власти стали фактом и фактором становления гражданского общества в ДРК. В ходе их подготовки в стране активизировались или возникли более ста негосударственных организаций — молодежных, женских, профессиональных, по интересам и пр. Преобразились СМИ, особенно пресса. Они действительно стали самостоятельными, критически настроенными, обсуждающими широкий спектр проблем общественно-политической жизни страны.
В ходе выборов активизировалась роль женщин. Особенно весомый вклад внесла в этот процесс неправительственная организация «Le Cadre de concertation de la Femme congolaise». В мае 2007 г. совместно с Миссией ООН в ДРК она провела в Киншасе общеконголезский семинар «Перспективы женского движения в стране». Участницы семинара отмечали, что 51% электората на последних выборах составляли женщины, что 4 из них были выдвинуты кандидатами в президенты, что на выборах губернаторов и вице-губернаторов провинций баллотировались 15 женщин (т.е. 9,6% из 156 кандидатов на 22 поста), что 9 женщин вошли в правительство страны в ранге министров и заместителей министров (15% из 60 членов кабинета). Отмечалось также, что в Национальной ассамблее женщины составляют 8,4% депутатского корпуса, кандидатами в сенат были 104 женщины (9,25% из 124) и избраны 5 (4,6% из 108 сенаторов). Показательно также, что на выборах в Ассамблеи провинций были выдвинуты 564 женщины (8,63% из 5955 кандидатов), а избраны 43 (6,8% из 632) [Le Potenciel 05.06.2007]. Выступившая на семинаре специальный помощник Генерального секретаря ООН г-жа Росс Мунтэн особо подчеркнула, что активное участие женщин в органах власти является одним из принципиально важных условий истинной демократизации политической системы и успешного развития страны.
Выборы в ДРК вызвали на континенте чувство облегчения. Президент Республики Конго (Браззавиль) Д. Сассу-Нгессо в качестве председателя Африканского союза в сделанном 22 августа специальном заявлении отметил высокое чувство ответственности и гражданственности политического класса и всего населения ДРК, проявившееся в ходе выборов. Он призвал политические партии совместными усилиями положить конец отдельным актам насилия, имевшим место в период проведения выборов [Le Potenciel 25.08.2006].
На инаугурации Ж. Кабилы, состоявшейся в Киншасе 6 декабря 2006 г., присутствовали главы 15 африканских государств, делегации западных стран, ООН, Европейского союза. Власти ЮАР, приложившие значительные усилия к восстановлению мира в РВО, выразили удовлетворение развитием демократического процесса в ДРК. Руководитель миссии ЕС по наблюдению за избирательной кампанией в Конго французский генерал Ф. Морийон заявил, что «будущее Африканского континента зависит от того, что сейчас происходит в ДРК» [Le Potenciel 05.06.2007].
На международной конференции в Найроби (декабрь 2006) президент Уганды Й. Мусевени заявил, что выборы в ДРК позволили решить половину проблем всего Региона Великих озер. Мваи Кабаки, президент Кении, полагает, что выборы в ДРК означают, что демократия пустила корни в РВО. Президент Танзании Джакайя Киквете отметил, что после завершения «переходного периода» в ДРК «РВО прочно вступил на путь мира» [ИТАР-ТАСС 15.12.2006]. Настораживает, что только президент Руанды П. Кагаме не дает позитивной оценки ходу событий в РВО.
Высоко оценил выборы Кофи Аннан. Он охарактеризовал их как историческое событие, важный и вселяющий большие надежды этап мирного процесса в ДРК. Генеральный секретарь ООН особо подчеркнул, что выборы прошли в целом в спокойной обстановке, нарушавшейся лишь отдельными инцидентами. При этом он отметил большую заслугу Независимой избирательной комиссии.
Выборы в ДРК, как и весь «переходный период», не состоялись бы без активной поддержки мирового сообщества. Начавшаяся по решению СБ ООН в ноябре 1999 г. операция ООН по умиротворению Конго и всего РВО (сокращенно MONUC) потребовала привлечения значительных вооруженных сил, гражданского персонала, финансовых (1 млрд долл. в год) и материальных ресурсов. По решению СБ в ДРК остаются до конца 2007 г. 17-тысячный военный контингент, более 1 тыс. полицейских, 760 военных наблюдателей и, по-видимому, военный контингент ЕС, которым командует немецкий генерал Карлхейнц Виерек [Africa Confidential l 2006: 2].
Руководил миссией ООН в ДРК У. Л. Свинг (р. 1934), один из самых сведущих в африканских проблемах сотрудников Госдепартамента США, владеющий, кроме немецкого и французского, языками суахили и лингала. Он был спецпредставителем Генерального секретаря и главой миссии ООН на референдуме по Западной Сахаре, в 1998-2001 гг. — послом США в ДРК. В 2003 г. Свинг возглавил Международный комитет по поддержке «переходного периода» в ДРК [UN Office 2006: 1].
Помощь мирового сообщества состояла, во-первых, в том, что проведение выборов финансировалось международными организациями и рядом западных стран. ДРК не располагала не только деньгами, но и необходимыми транспортными средствами, оборудованием для избирательных участков. Во-вторых, именно ООН, Африканский союз, Европейский союз побудили все стороны внутриконголезского конфликта сесть за стол переговоров, принять участие в выборах. Международные организации помогли конголезцам разработать схему управления страной, учитывающую интересы всех этнополитических и региональных сил.
Ныне в стране весьма явственно прослеживается тенденция к налаживанию деятельности демократических институтов власти, расширению контроля федерального центра над всей территорией страны через подчинение центру органов местного управления. Вместе с тем в ДРК продолжает сохраняться состояние «пороховой бочки». В начале 2007 г. в Киншасе вновь произошли вооруженные столкновения милиции Бембы с отрядами правительственной армии. В некоторых районах страны продолжались вооруженные столкновения оппозиционеров с правительственными войсками и отрядами войск ООН. Бемба и Чисекеди контролируют северный и юго-восточный регионы, отказываются от участия в государственном строительстве, фактически не признают итоги выборов. Сохраняется опасность выхода из-под контроля Центра местных элит и в других регионах, тем более что эти элиты самодостаточны, в финансовоэкономическом отношении от федеральных властей независимы. И, наконец, главный фактор возможного обострения политической обстановки — сохранение тяжелого социальноэкономического положения в стране при достаточно проблематичной возможности разработать реалистичную программу деятельности в этой сфере.
Литература
Винокуров Ю. Н. «Великая африканская война» 1998-2002 гг. (истоки и некоторые последствия) // Проблемы социально-политических и культурных трансформаций африканских обществ в современной отечественной африканистике. М., 2007. С. 104-126.
Винокуров Ю. Н. Демократическая Республика Конго: от «Четвертой республики» к «Пятой» // Куда идешь, Африка? М., 2004. С.154-155.
ИТАР-ТАСС. Компас. 2006. № 43.
ИТАР-ТАСС. Сообщение корреспондента из Найроби.
Крюков В. ДРК накануне второго тура президентских выборов // ИТАР-ТАСС. Компас. 2006. № 43. С. 75.
Africa Confidential. 2. 23.06.2006. Vol. 47, № 13. P. 2.
African Elections Database. Elections in Congo — Kinshasa. 18-19 December 2005 Constitutional Referendum.