Книги, статьи, материалы /АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 /А.В. Коротаев - ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ НИГЕРИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 А.В. Коротаев - ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ НИГЕРИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

А.В. Коротаев - ОБРАЗ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ НИГЕРИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Нигерия представляет собой пример многоэтничного и поликонфессионального общества.

Межэтнические и межрелигиозные отношения в Нигерии (в особенности на ее севере) развиваются непросто. В своей монографии «Христиано-мусульманские отношения в Африке» известная датская исследовательница Л. Расмуссен рассматривает Северную Нигерию в качестве региона, где христианомусульманские отношения развиваются достаточно конфликтным образом, прямо противопоставляя ее Танзании, с характерными для нее более гармоничными межконфессиональными отношениями [Rasmussen 1993].

Проблемы в христиано-мусульманских отношениях в Нигерии продолжали сохраняться и после выхода в свет книги Л. Расмуссен. В начале 2006 г. преимущественно мусульманский север Нигерии не избежал волнений, связанных с известным скандалом вокруг публикаций в датских газетах карикатур на Мухаммада и повлекших за собой многочисленные человеческие жертвы [BBC 2006а]. За ними последовали ответные нападения христиан на мусульман на юге Нигерии [BBC 2006b].

Особое внимание исследователей привлекло придание в октябре 1999 г. и последующие месяцы двенадцатью северными штатами юридической силы заметному числу шариатских норм. Особенно болезненно немусульманами было воспринято восстановление таких шариатских наказаний, как отсечение правой руки вору. Стоит вместе с тем подчеркнуть, что восстановление действия этих норм было проведено достаточно корректно; скажем, четко оговаривалось, что шариатские наказания распространяются только на мусульман (вору-христианину по законам северных штатов грозит не отсечение руки, а небольшое тюремное заключение).

Тем не менее в ряде мест резкого обострения исламохристианских отношений избежать не удалось. Особенно острое положение сложилось в северном штате Кадуна, где проживает очень значительное христианское меньшинство, резко выступившее против введения норм шариата в этом штате. 22 февраля 2000 г. волнения переросли в столкновения, приведшие к гибели многих сотен человек. К новым жертвам привели и попытки христиан южных штатов отомстить за гибель христиан в Кадуне.

Политикам Кадуны удалось разработать достаточно удачный компромисс, позволяющий не вводить шариатские нормы в тех административных единицах штата, где мусульмане не составляют большинства, что в высокой степени способствовало преодолению возникшего кризиса [Ostien 2002; Yusuf 2007]. В целом отмечается, что определенной стабилизации христианомусульманских отношений удалось добиться именно благодаря наличию у нигерийских административных единиц достаточно высокой автономии в такого рода вопросах.

Следовало бы ожидать, что непростая история христианомусульманских отношений могла оказать некоторое влияние и на восприятие России в Нигерии, а также на то, что образ России среди нигерийцев-христиан будет несколько отличаться от такового среди нигерийцев-мусульман.

Собранных нами в ходе полевого сезона 2006 г. материалов оказалось недостаточно для полноценной проверки этой гипотезы. Действительно, интервью, посвященные изучению образа России в современной Нигерии, были собраны нами исключительно в южной, преимущественно христианской, части этой страны; поэтому неудивительно, что на 22 интервью, полученных нами от нигерийцев-христиан, пришлось лишь 6 интервью, данных нигерийцами-мусульманами. Совершенно очевидно, что такого рода скромная выборка никаких оснований для каких- либо статистически значимых расчетов дать не может.

Практически единственным достаточно очевидным (хотя и совершенно предсказуемым) различием явилось значительно большая упоминаемость в интервью нигерийцев-мусульман Чечни и чеченского вопроса. Вместе с тем необходимо отметить, что ни один из наших нигерийских респондентов не поставил под сомнение территориальную целостность Российской Федерации, никто из них не выразил не малейшего намека на что-то , хоть отдаленно похожее на злорадство по поводу конфликта в Чечне.

Вместе с тем стоит отметить, что нигерийские мусульмане ограничивались простым упоминанием о чеченском конфликте либо даже о факте наличия в Чечне мусульманского населения. Примечательно, что о существовании российских народов, традиционно исповедующих ислам за пределами Чечни, ни один из интервьюируемых не упомянул, и вполне очевидно, что некоторые из наших респондентов о существовании таких народов вообще не знают.

Вопрос: «Что Вы знаете о жизни в современной России? О ее экономике, религии?»

Ответ: «Религия… Я знаю, что в Чечне есть мусульмане» (аспирантка сомалийского происхождения Нигерийского института международных отношений, мусульманка, интервью N03, 06.11.06).

«После распада Советского Союза появились новые проблемы, как Чечня, где мусульманские группы борются за независимость. С другой стороны, у России успешные контакты с мусульманскими странами Центральной Азии» (руководитель исследовательских и образовательных программ Нигерийского института международных отношений, мусульманин, интервью N06, 06.11.06).

«Я слышал об одном конфликте в одном районе, в Чечне. Там есть какие-то мусульмане. Но сколько всего мусульман в России, я не могу сказать. Я знаю, в Советском Союзе, у вас был Азербайджан, Казахстан и другие страны. Сейчас все изменилось» (Председатель Западно-нигерийского отделения Общества ликвидации [религиозных] нововведений и установления Шариата [Jama'atu Izalati-l-Bid'ah wa-Iqamati-s-Sunnah], мусульманин, интервью N25, 11.11.06).

Привлекает внимание то обстоятельство, что в интервью нигерийцев-христиан оценка событий в Чечне встречается достаточно часто.

Например, было высказано соображение, что окончание чеченского конфликта может помочь России высвободить финансовые средства, необходимые ей для улучшения своих позиций на международной арене:

«Проблема в том, как вы сможете изменить ситуацию в Чечне. Чечня — это ваша проблема. Видите ли, те деньги, которые вы расходуете на Чечню. Вы можете расходовать на соревнование на международной арене» (декан философского факультета Лагосского университета, христианин, интервью N14, 09.11.06).

Было зафиксировано предположение (по всей видимости, достаточно необоснованное, но неоднократно высказывавшееся и в российских СМИ) о «нефтяных» корнях чеченской проблемы: «Я подозреваю, что нефть и доступ к путям ее транспортировки являются ключевыми вопросами в чеченской проблеме» (старший научный сотрудник Нигерийского института международных исследований, христианин-католик, N10, 08.11.06).

В одном случае «Чечня» была приведена как пример негативного антироссийского стереотипа, которому Российская Федерация должна противостоять продвижением через СМИ своего позитивного имиджа:
«Люди будут рады узнать больше информации о России, потому что после конца „холодной войны“ мы не ощущаем какого-либо воздействия России на Нигерию. Мы слышим только про войну, войну, войну в Чечне, про войну, войну, войну и Путина. Это та информация, которую западная пропаганда распространяет в Нигерии» (научный сотрудник Нигерийского института международных отношений, г. Лагос, христианин, интервью N01, 06.11.06).

Наконец, некоторые наши нигерийские респонденты давали и свои советы по решению чеченской проблемы, опираясь при этом именно на нигерийский опыт христиано-мусульманских отношений:

«Посмотрите, у вас проблема в Чечне именно из-за вашей чрезмерной централизации… Дайте им автономию. Вы знаете, что вы принадлежите к федерации, но вы автономны в некоторых областях, особенно в области экономики. Как только это у них будет, Россия сможет двигаться вперед. Если у вас этого не будет, вы не будете двигаться вперед».

«Я не думаю, что чеченская война — это война между христианами и мусульманами. Потому что, если ты настоящий христианин, ты дашь человеку право иметь свое собственное пространство для него самого, автономию. Это естественный феномен! Империализм не является частью, компонентом стабильного государства. Я верю, что если Россия сможет выстроить свою федерацию снизу вверх, а не сверху вниз, вы дадите им пространство, и это только усилит Центр. Но когда вы хотите имперского государства, вы будете иметь проблемы. И, собственно говоря, это против ислама, против христианства для вас иметь организацию сверху вниз».

«Единственный способ для вас накормить ваш народ — это децентрализовать экономику. Тогда Чечня не будет вашей проблемой. Чечня не будет [проблемой]!» (экономист, христианин-католик, интервью N08, 08.11.06).

Как видим, конкретные рекомендации наших нигерийских респондентов крайне близки к позиции либеральной российской интеллигенции и исходят из представления о том, что ключом к решению проблемы межконфессиональных отношений является выстраивание федерации «снизу вверх». По-видимому, только будущее покажет, сработают ли эти рекомендации хотя бы применительно к нигерийской ситуации.

Литература

Кочакова Н. Б. Религиозная ситуация в Нигерия 80-х годов и ее влияние на политику (взаимодействие религиозных и этнических факторов) // Этноконфессиональные процессы в современном мире. Баку: Элм, 1989. С. 229-238.
BBC News. Curfew after third Nigerian riot. Tuesday, 21 February, 2006a (http://news.bbc.co. uk/2/hi/africa/4735014.stm).
BBC News. Bodies pile up after Nigeria riot. Thursday, 23 February, 2006b (http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/4743672.stm).
Gaiya M. A. B. The Shari'a and Fundamental Human Rights in Nigeria // Svensk Missions Tidskrift. 2002. Vol. 90, No. 2. P. 175-186.
Rasmussen L. Christian-Muslim Relations in Africa: The Cases of Northern Nigeria and Tanzania Compared. L.: British Academic Press, 1993.
Ostien P. Ten Good Things about the Implementation of Shari'a in Some States of Northern Nigeria // Svensk Missions Tidskrift. 2002. Vol. 90, No. 2. P. 163-174.
Yusuf Hajiya Bilkisu. Managing Muslim-Christian Conflicts in Northern Nigeria: A Case Study of Kaduna State // Islam and Christian-Muslim Relations. Vol. 18, Issue 2. April 2007. P. 237-256.