Книги, статьи, материалы /АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 /А.Д. Саватеев - СОВЕТСКИЙ СОЮЗ/РОССИЯ ГЛАЗАМИ НИГЕРИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 А.Д. Саватеев - СОВЕТСКИЙ СОЮЗ/РОССИЯ ГЛАЗАМИ НИГЕРИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

А.Д. Саватеев - СОВЕТСКИЙ СОЮЗ/РОССИЯ ГЛАЗАМИ НИГЕРИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

Настоящая статья практически полностью построена на основе интервью, взятых в ходе экспедиции ученых Института Африки РАН в Нигерию в ноябре 2006 г.

В двух словах вначале хотел бы охарактеризовать технологию работы с интервьюируемыми. Во-первых, часть интервью оказалась поврежденной, в частности три беседы, записанные на открытом воздухе в Лагосе, возле отеля «Эко хотель», а качество еще двух оставляет желать много лучшего. Во-вторых, очевидным было стремление собеседников — порой явное, порой скрытое — уклониться от интервью. Впрочем, настроение потенциального интервьюируемого чаще заметно менялось в лучшую сторону, когда ему предъявляли рекомендательное письмо за подписью Равиля Гайнутддина, председателя Духовного управления мусульман Европейской части России.

Предварительно целесообразно изложить общие сведения относительно познаний мусульман Нигерии о России и коротко охарактеризовать наших собеседников. Вне зависимости от занимаемой ими должности в духовно-религиозной иерархии осведомленность о России крайне низкая. Это касается как рядовых мусульман (а часть их едва ли не впервые услышала слово «Россия»), так и облеченных административными полномочиями духовных лиц. Второе наблюдение состоит в том, что даже занимающиеся научной работой рядовые мусульмане (например, в Нигерийском институте международных исследований — НИМИ) могут иметь смутные представления о нашей стране. И третье общее наблюдение вытекает из сравнения уровня информированности мусульман и христиан: в целом оно оказывается в пользу приверженцев христианства.

Нами были взяты всего 14 интервью. Конечно, при такой репрезентативности можно говорить о результатах исследования только как о тенденциях и окончательные выводы делать рано, тем более что в отдельных случаях нигерийские собеседники-мусульмане вдруг проявляли информированность, контрастирующую с общим невежеством не только своих единоверцев, но даже христиан.

Кто такие наши интервьюируемые? В большинстве — мужчины в возрасте от 28 до 60 лет, в основном принадлежащие к суннитской ветви ислама. Как правило, у них не меньше трех детей, а у вице-председателя фундаменталистской организации Джамаату Изалатул Бид ’а Ва ’икаматис Сунна (Jama ’atu Izalatul bid ’a Wa ’ikamatis sunnah — сокращенно Йан Изала) по штату Лагос Алхаджи Муфутаху Мустафы — даже девять, от трех жен. A priori для них главное положительное качество людей из России — принадлежность к исламу. Поэтому среди российских дипломатов особо выделяется «тот, который мусульманин» [Интервью N25, 11.11.06]. Россия воспринимается ими как уже не безбожная страна, хотя и далеко не покончившая с атеизмом, а потому отношение к ней, к российским мусульманам, которое выражается понятием «брат», значительно улучшилось. Советский Союз в массе своей был для них прежде всего безбожной страной, где государство преследовало верующих. И этот факт для многих определял их негативную позицию в отношении СССР. Тем не менее, говоря о помощи, которую СССР оказывал Нигерии и другим африканским странам в политической и экономической сферах, все с большей или меньшей степенью признательности отдавали должное серьезному вкладу в подготовку кадров для целого ряда отраслей: медицина, образование, инженерия и т.д.

Еще одно заключение по поводу реакции мусульман на СССР/Россию вытекает из преобладающей в исламе ориентации на сохранение традиционных мусульманских порядков. Отсюда консерватизм во многих областях, который, однако, в бизнесе и технологии легко уживается с прагматизмом.

И еще одно заключение общего порядка: если мусульманин и не посещал Россию, но бывал за пределами Нигерии, особенно в Европе, азиатских странах, то и степень его осведомленности в происходящем в России в целом заметно выше, чем у прочих единоверцев.

Вторая категория лиц, задействованных в обследовании, — эксперты, в роли которых выступали российские граждане, постоянно проживающие в Нигерии, и нигериец, работающий в Москве в качестве журналиста.

Не каждому из опрашиваемых довелось общаться с людьми из России, однако практически у всех, хотя бы на основе отзывов приятелей и знакомых, мнение о русских положительное: «сердечные люди и хорошие интеллектуалы» [Интервью N06, 06.11.6] ; «открытые». Эти ответы в целом совпадают с оценками экспертов.

Отмечая в качестве положительных качеств доброе расположение, отзывчивость, заботу советских/российских преподавателей и других граждан, они в то же время обеспокоены фактами проявления расовой ненависти по отношению к чернокожим африканцам, которые иногда имеют место с идеологического оправдания высоко котирующихся образованных политических деятелей. И это, конечно, по выражению одного из экспертов, отрицает русскую культуру как примиряющую и сочувствующую. Появившийся после распада СССР расизм беспокоит всех нигерийцев (и, конечно, других африканцев). Феномен расизма в России, пожалуй, стоит на первом месте в списке негативных характеристик русских, и он оказывается решающим доводом, заставляющим отказаться от поездки на учебу в нынешнюю Россию.

Среди других отрицательных черт русских чаще упоминались неумеренное употребление алкоголя, отсутствие интереса посольства России к работе с африканцами, в частности со студентами, изучающими русский язык в Лагосском и Ибаданском университетах.

По наблюдениям экспертов — наших соотечественников, в нигерийской среде отрицательных стереотипов по отношению к русским нет: «ни я, ни кто-либо из моих знакомых с таким ни разу не сталкивался»; «отношение в целом доброжелательное, претензий к нам никто не имеет».

Обычные ассоциации нигерийских мусульман с Россией вполне ожидаемы: холод, снег, водка [См., например, интервью N3, 4]. Но, в то же время, встречаются и возвышенные суждения ассоциативного характера ( «Юрий Гагарин, Вторая мировая война и роль в ней Советского Союза, хоккей и легкая атлетика»), до которых способен подняться только высокообразованный человек, обучавшийся в нашей стране. Некоторым Россия в ее прежнем политическом виде представляется объединением разных стран — как мусульманских, так и христианских. Она связывалась прежде с социализмом и перестройкой, на фоне которых у части нигерийцев всплывали в памяти имена Сталина, Ленина, Горбачева, Хрущева и Брежнева. Из современных политиков фигурирует Путин, редко упоминают министра иностранных дел С. Лаврова [например, интервью N06, 06.11.06], и этим список исчерпывается. Другие вообще не могли привести какое-либо имя из российской истории.

Что касается деятелей культуры, то лишь единицы припоминали имена Достоевского и Толстого, а уж русского композитора Чайковского назвал только один, и то с помощью подсказки. Хотя были и такие — прожившие в России немало лет, кто непринужденно вспоминал Пушкина, Солженицына, Чехова, Тургенева и даже Ахматову [Интервью Ro7, 15.03.07]. Зато спортсменов — футболистов Шевченко и Саленко, команду ЦСКА в связи с победой над британским «Ливерпулем», теннисистку Шарапову — упоминают чаще.

Сведения об экономике, истории, как и о культуре, присутствуют практически только у тех, кому довелось посетить СССР/Россию, или у научных сотрудников НИМИ, да и то не у всех. Не каждый из опрошенных, принадлежащих, как правило, к интеллигенции, в курсе, что в России существуют христианство и ислам, а уж о других религиозных системах вообще не упоминается. Знают о существовании Чечни в связи с присутствием там мусульман и их сопротивлением российскому государству, которое западными СМИ преподносится как борьба за свободу исповедания религии. Большую информированность проявили в экономических вопросах. Некоторые, хотя и немногие, указали на благоприятную для России нынешнюю ситуацию с высокими ценами на нефть и газ, которая, по мнению одного из нигерийцев, превращает Российское государство благодаря обширным запасам этих видов энергетических ресурсов в крупнейшего их поставщика на мировой рынок. По мнению того же лидера «Йан Изалы» Муфутаху Мустафы, россияне в результате должны получать от этих поставок серьезные доходы и не иметь материальных проблем. Однако, продолжал он, неизвестно, «как они управляются с этими ресурсами» [Интервью N25, 11.11.06]. Упоминались незавершенное строительство металлургического комбината в Аджаокуте, возможность поставок рельсов для железной дороги с Севера на Юг страны и желательность появления в Нигерии самых разнообразных российских товаров бытового назначения.

Кто и каким образом формирует мнение о России, насыщая его эмоциональным содержанием, которым и характеризуется понятие «образ»? Собеседники дружно называли западные СМИ, среди которых основную роль играют телевидение: ВВС, CNN, Skyline, NBC. За ними следовали национальные телепрограммы, радио и газеты. Но отвечавшие сами отмечали, что содержание новостных программ — западного происхождения. Заметно реже упоминались «Аль-Джазира», саудовский телеканал — устами ревностных приверженцев ислама [например, интервью N25, 11.11.06]. Некоторые при этом выражали недоумение в связи с полным отсутствием российских СМИ в Нигерии, хотя прежде они были представлены широко. Отчасти поэтому нигерийцы, как сказал один из участников встречи в Нигерийском институте международных исследований, «больше читали об СССР» (чем о России. — А.С.).

Что касается жизни в СССР/России, то здесь сведениями располагали только те, кто побывал у нас. Но даже думающих людей поведение наших соотечественников может поставить в тупик: «Вот что может показаться совершенно невероятным и порой даже поразительным, так это чрезвычайно разный подход к оценке явлений. Так, много действительно доброго, но в то же время какая-то, казалось бы, малость может смести прежние представления» [Интервью N25, 11.11.06]. Того же нигерийского журналиста в Москве просто ставят в тупик колоссальные разрывы в культуре, социальных взаимоотношениях в российском обществе, наконец, подходы к жизни. По его словам, бывают моменты, когда люди буквально ненавидят собственную страну, но потом совершенно искренне демонстрируют любовь к Родине. Он подметил также, что один и тот же человек русской культуры в одних обстоятельствах может быть страшно грубым, а в других (например, дома) становится таким гостеприимным и доброжелательным, что наблюдатель просто теряется [Интервью R07,15.03.07].

И уж если прежде, до 2000 г., комментировал другой нигериец из НИМИ, вы покупали обувь или одежду, произведенную в России, то знали, что в отличие от китайской, эти вещи прослужат долго [NIIA: «круглый стол» E03, 06.11.06].

Представления нигерийских мусульман о роли России в мировой истории и современности сводятся к тому, что она была очень значимой, «особенно до появления Советского Союза. Мы, мусульмане, — говорил Алхаджи Муфутаху Мустафа, — рассматриваем Россию досоветского периода в качестве держателя ключей к жизни мусульман» [Интервью N25, 11.11.06]. Здесь он сослался на Бухару и Хиву как признанные в истории центры исламской культуры и теологии. Доктор наук НИМИ заявил, что ХХ век во многом определялся развитием событий в России, «но сейчас она слишком занята своими проблемами» [интервью N06, 06.11.06]. «Россия сделала много, — вторит ему лидер Йан Изалы, — ее нельзя исключить из развития мира» [Интервью N25, 11.11.06]. Но при этом развитие России будет, в его религиозных представлениях, зависеть от того, насколько свободны мусульмане в отправлении своей религии. Поэтому и разговор о личностях в российской истории, по его мнению, обретает смысл только в том случае, если человек в России верит в Бога. Тогда и возникает личность как целостность. И распад Советского Союза тем и объясняется, по его словам, что люди совсем не верили в Бога.

В современных условиях России, с ее запасами нефти и газа мирового масштаба, принадлежит роль сверхдержавы, заявил Муфутаху Мустафа. Но и при наличии ядерного оружия завоевать мир можно лишь тогда, когда сила подкреплена религиозными знаниями и верой [Интервью N25, 11.11.06].

Вне зависимости от положения в мусульманской общине опрашиваемые призывали Россию смелее выступать в международных делах ( «Американская администрация делает все, что захочет, в Ираке. А где Россия? Российский президент имеет слово?»), уравновешивать власть Америки [Интервью N06, 06.11.6] . Подавляющее большинство наших собеседников одобряли противодействие Путина американской политике в ряде острых ситуаций в мире, считая, что такая линия «пойдет на пользу как России, так и всему развивающемуся миру».

Сравнивая роль России в истории и современности с ролью других крупных держав (европейских, Китая, Саудовской Аравии), отмечали деморализацию нашей страны, при том что ее мощь сохраняется и ныне. Говорили, что многие сильные и крупнейшие государства, включая США, желают сотрудничать с Россией, в первую очередь в энергетической сфере, что России следует пользоваться своими давно сложившимися дружескими связями с арабскими государствами, даже если те находятся в напряженных отношениях с США.

«И Китай сегодня также очень сильная страна, — говорил на встрече в НИМИ один из нигерийцев. — И если „восьмерка“, т.е. семь стран, приветствуют вступление в их состав Китая, то Россия — уже там, уже присоединилась к ним». Его поддержал доктор экономических наук В. Алли, прямо заявив, что «китайцы лезут в Африку, <…> не зная английского. Не ждут: работают на фермах, в фармацевтической промышленности, торгуют на рынках. Вы тоже можете поставлять одежду, кондиционеры, генераторы» [Интервью N06, 06.11.06]. Он не забыл и о сильной геологической школе России. Проблема наших дней для России и африканцев в России — национализм и расизм, и эти явления, указал он, не способствуют развитию взаимного предпринимательства. Но главное препятствие, по его мнению, состоит в позиции самой России, которая не определилась в том, что же ей надо в Африке.

Мусульмане предрекали России усиление ее позиций в мире, ссылаясь на укрепление демократии, стабилизацию экономики, политического самосознания общества, которые не остались ими незамеченными.

В качестве отрицательных черт русских людей один из хорошо знающих Россию интервьюируемых назвал (в самых похвальных выражениях охарактеризовав россиян) нередко встречающееся равнодушие к «происходящему вокруг и к другим, риск без особой надобности и слишком большое пристрастие к выпивке».

Что касается видения роли, которую Россия играла и продолжает играть в судьбе Нигерии, то наши собеседники отмечали помощь федеральному правительству в гражданской войне с сепаратистской Восточной Нигерией (Биафрой) в 1967-1970 гг. [История Нигерии 1981: 280-283], подготовку значительного числа кадров по значимым для страны специальностям, которая осуществлялась бесплатно еще во времена Советского Союза, поставки оружия и обучение офицерского корпуса. Во всеобщем мнении нынешняя Россия сдала почти все позиции в Нигерии — политические, образовательные (российские вузы не ведут работу со своими выпускниками, как это делают университеты США, Китая, Великобритании, Франции и других стран; ассоциации выпускников российских вузов совершенно заброшены российским посольством и всеми организациями России; создается впечатление, что русские очень скованы), информационные, экономические. Между тем знающие нигерийские мусульмане не забывают упомянуть, что российские инвесторы — «Русал», «Газпром», «Энергострой» и др. — занимаются сейчас созданием в Нигерии своих компаний. А с нигерийской стороны выдвигается целый ряд проектов — правительственных и частного капитала, которые после основательной доработки будут иметь перспективы реализации. Российские же инвесторы, советует нигерийский журналист Башир Обасекола, работающий в Москве, должны отдавать предпочтение проектам, осуществляемым нигерийцами, получившими образование в СССР/России (или хотя бы знающими что-то о нашей стране). Так, напомнил он, поступают американцы и европейцы: «Подготовленные в России/СССР специалисты куда лояльнее относятся к присутствию в своих странах русских, чем кто-либо еще» [Интервью R07, 15.03.07]. И эти связи следует взращивать и использовать еще на стадии обучения африканцев в России, подчеркнул нигерийский журналист.

С точки зрения профессиональной состоятельности, наибольшим признанием среди подготовленных в России кадров пользуются врачи, инженеры, учителя. По словам того же Башира Обасеколы, «в глазах нигерийцев их отличает трудолюбие, самоотверженность и преданность избранной ими профессии. Хотя, может быть, и не по всем специальностям: в отдельных областях знания подготовленные Россией кадры не всегда могут реализовать себя и не всегда пользуются уважением. Главный критерий, по которому оценивается специалист, — его умение, навыки работать в условиях своей страны. И в целом утверждения о якобы неполноценности полученного в СССР/России образования к Нигерии не относятся» [Интервью R07, 15.03.07]. «Поэтому многие едут в Россию за образованием, — свидетельствует эксперт, русский врач, работающий в Лагосе, — все зависит от того, на каких условиях. Те, которые на наши стипендии, те вообще счастливы. Самостоятельно <…> проще ехать в англоязычную страну — куда-нибудь в Англию и Америку. А в Россию <…> Наверное, им будет трудно. Из советских и российских выпускников очень много людей, которые занимали достаточно высокие посты, даже в той же медицинской сфере. <.> Если у вас соответствующие документы, никто не говорит вам, что вы оканчивали третьеразрядный университет. Это отношение не изменилось и после развала СССР» [Интервью E02, 06.11.06]. В целом нигерийцы испытывают больше доверия и уважения к тем, кто учился за границей, нежели к специалистам, получившим образование на родине. И хотя стереотипная информация из России, в которой преобладают сообщения об убийствах и нападениях на чернокожих людей на улицах российских городов, внесла черные краски в восприятие России, тем не менее, уверенно заявляет нигериец- мусульманин, она не смогла существенно деформировать образ русского человека: «Для нигерийского населения русские в основном желанны, любимы и уважаемы».

Гораздо более сложным оказался вопрос о том, что и как необходимо сделать для совершенствования образа России в глазах нигерийцев и, в первую очередь, мусульман. Высказывания на этот счет весьма разнообразны, собеседники, как правило, не выстраивали иерархию сфер и методов действий, излагали то, что приходило на ум в первую очередь. Однако эта спонтанность уже была свидетельством искренности и заинтересованности собеседников. На основании пусть и разрозненных высказываний можно с определенной долей уверенности выстроить достаточно четкий круг рекомендаций, изложенных нигерийцами и российскими экспертами. Среди них выделяются рекомендации материального или экономического содержания с элементами социальности, советы, отправной точкой которых служат культурные, духовные компоненты. Конечно, это членение довольно условно, поскольку предложения материального характера, как правило, включали или предполагали культурные составляющие. Также и пожелания духовно-культурного свойства не могут быть реализованы вне материальных условий и способов их осуществления.

Начнем с материальных условий, хотя, по мнению автора, они не играют решающей роли в улучшении образа нашей страны.

Во-первых, большая часть высказываний — в пользу расширения торгово-экономических связей России с Нигерией, возвращения нашей страны на рынок товаров и услуг нигерийского государства. Это подразумевает как межгосударственный уровень (возобновление и завершение проекта металлургический комбинат Аджаокута, подготовка к полету нигерийского космонавта, в целом содействие в области космических исследований [NIIA: «круглый стол» E03, 06.11.06] и др.), так и уровень предпринимательских структур, частного бизнеса. Здесь, считают нигерийские собеседники, желательны и масштабные общенациональные проекты (типа энергетического, в сотрудничестве с «Газпромом»: поиск газовых месторождений и строительство магистрального газопровода с Севера на Юг страны), так и мелкие акции, включающие поставки самых разнообразных товаров бытового назначения — относительно недорогих и надежных в пользовании. Неоднократно в ходе интервью по самым разным поводам упоминались поставки техники, тепловозов, строительных механизмов, средств переработки руды.

Особенно выгодным было бы использование автомобилей высокой проходимости, в первую очередь, относительно недорогих и простых в эксплуатации джипов Ульяновского автозавода, наилучшим образом приспособленных для преодоления бездорожья, преобладающего в основной части нигерийской глубинки. Их преимущество, по мнению нескольких мусульман и христиан, заключается еще и в неприхотливости, что в совокупности с другими качествами этих внедорожников практически идеально соответствует условиям Нигерии. С одной оговоркой: пока эта ниша не занята. Дело в том, что уже тогда в Нигерию стала поступать значительно более дешевая, чем западная или японская, китайская автотехника. И здесь России, заявил Башир Обасекола, нужно брать пример с Китая: непосредственно внедряться в экономику, ибо отсюда и начинается благополучие каждого человека. Кстати, если, по его словам, китайский лидер посетил африканские страны уже пять раз, то президент России В. В. Путин — всего единожды, да и то не удосужился побывать в Нигерии, а ведь ее экономика — «одна из самых масштабных на континенте» [Интервью R07, 15.03.07].

Один из мусульман, истинно деловой человек и влиятельный лидер одной из общин фундаменталистской направленности, назвал вполне конкретную сферу своей заинтересованности — закупку в России железной и оловянной руды [Интервью N25, 11.11.06].

Однако, как бы успешно ни начали развиваться российско-нигерийские экономические отношения, при том, что, по словам одного из российских экспертов, «психология нигерийская — это деньги», едва ли российские инвестиции приведут к существенному сдвигу во взглядах нигерийцев на России. Особенно если иметь в виду, что отношение к стране, продолжает она, например, к США, при всем огромном объеме инвестиций американских компаний, «наверное, не зависит от того, сколько денег вложено в страну» [Интервью E02, 06.1.06]. Тем более что российскому капиталу, добавим от себя, не тягаться с американским или китайским.

Что касается нематериальной сферы сотрудничества, то здесь, пожалуй, мнения совпадают реже, чем у сторонников экономической стороны сотрудничества. Однако в любом случае «после того, как Советский Союз/Россия столько вложили в гуманитарное и экономическое развитие континента <. > настало время получать вознаграждение путем вложения в дающие высокие дивиденды сектора» [Интервью R07, 15.03.07].

Самое очевидное — создавать российские культурные центры, налаживать преподавание русского языка по примеру французского, американского и немецкого культурных центров, которые активно продвигают свои языки, открывать заново библиотеки при этих центрах [Интервью Е01, 06.11.06; Е03, 06.11.6] . К сожалению, российское посольство на полтора десятка лет устранилось от работы с соотечественниками, проживающими в Нигерии, и с нигерийцами — выпускниками российских вузов. Минимальные связи поддерживались благодаря Ассоциации российских граждан, объединяющей 25 «сов-» и «росгражданок». Поэтому эта Ассоциация, зарегистрированная как неправительственная организация, сама проводит мероприятия, приглашая на свои деньги артистов из России, стараясь поддерживать связи с посольством России [Интервью Е04, 07.11.6] .

Один из высокообразованных мусульман, профессор НИМИ, обучавшийся в СССР, бросает прямое обвинение работникам российского посольства: «Эти люди из посольства, что они делают для того, чтобы улучшить образ России?» [Интервью Е01,06.11.06].

И, конечно, практически все интервьюируемые приветствовали бы появление российских СМИ, прежде всего новостных телепередач [Интервью N5, 09.11.06.]. Следует обновить материальную базу кафедр русского языка, усовершенствовать методику преподавания и поднять авторитет русского языка, о чем убедительно говорили преподаватели-русисты в Лагосском и Ибаданском университетах. Нужен обмен студентами, учащимся необходима языковая практика, в России, хотя бы в течение трех месяцев, — обращались к нам преподаватели Ибаданского университета, — чтобы совершенствовать навыки разговорной речи [Интервью Е 06, 10.11.06]. Тогда русское отделение снова станет лучшим на факультете, как это было когда-то . Сейчас не нужны сотни учащихся, достаточно несколько десятков, чтобы удовлетворить существующий в Нигерии спрос на специалистов со знанием русского языка [Интервью Е06, 10.11.06]. Спрос будет расти, но по мере расширения экономического и политического сотрудничества.

Тем не менее этих организационных мер не достаточно, чтобы улучшить образ России. «Я должен особо еще раз подчеркнуть, что одним из самых надежных и практичных способов улучшить этот образ являются социальные связи», считает нигерийский журналист в Москве [Интервью R07, 15.03.07]. Он имеет в виду возможность непосредственного общения для обычных русских людей и нигерийцев, как в России, так и в Нигерии [Там же]. В этом случае нигерийцы, вернувшись из России, станут лучшими пропагандистами северной страны и ее народа. Эти гуманитарные связи — на уровне семьи, в интернациональной студенческой и научной среде — самое надежное средство создания благоприятного образа в Нигерии, убежден нигерийский журналист [Там же]. То же твердят все респонденты: представление о России изменится в лучшую сторону, если в ней будет покончено с проявлениями расизма и нападения на людей с иным цветом кожи уйдут в прошлое.

Разрозненные предложения о способах и направлениях улучшения образа нашей страны создают мозаичную картину, в которой отсутствуют связующие элементы. Их вкратце изложили профессор НИМИ и эксперт — русский врач, работающий в Лагосе. «Должны быть специальные усилия российский властей» [Интервью N06, 06.11.06], которые заставят изменить и стиль работы посольства ( «а он не от посольства зависит, наверное») [Интервью Е02, 06.11.06]. То есть, нужна целенаправленная, координируемая и направляемая с самого верху программа действия именно российского государства. И «если бы Россия где-то на международном уровне <…>поддержала Нигерию и об этом узнало бы население, то, естественно, он (образ России. — А.С.) изменился бы (в лучшую сторону)» [Там же]. Такие шаги государства российского возымели бы большее значение, чем все вместе взятые культурные мероприятия, — вот подтекст высказывания наиболее образованных, информированных респондентов.

«Россия теперь должна к нам приблизиться, — так выразился один из лидеров фундаменталистской общины Иан Изала. — Если бы я знал некоторых суннитов, то имел бы дело с какими-нибудь ассоциациями (в России. — А.С.), это было бы кое-что существенное». Поэтому сейчас надо «развивать религиозные связи» [Интервью N25, 11.11.06], — считает он. И, перенося мусульманские доктринальные положения о справедливости на предмет беседы, он призвал воплотить их в жизнь на российской почве: «Вам нужно также улучшить условия жизни людей в России, неважно — мусульман или нет. Потому что лидеры получают так много денег! А простые люди от этого ничего не имеют. Но деньги, которые богачи делают, принадлежат народу! Тогда все нигерийцы скажут: „Да, Россия изменилась! Она помогает своему народу. У них больше всего, у них есть дом, чтобы жить, пища, чтобы есть, нет дискриминации со стороны правительства“» [Там же]. Так исламский фундаменталист высветил одну из острейших проблем внутрироссийской жизни, которая, очевидно, будет негативно сказываться на формировании имиджа России не только нигерийских мусульман, но и всей Уммы. Во всяком случае, былой образ Советского Союза в этой части будет корректироваться в невыгодную для современной России сторону, если, предупредил Алхаджи Муфутаху Мустафа, официальная власть не спохватится. Возвращение Россией утраченных позиций, в том числе былых социальных преимуществ, станет возможным, считает он, тогда, когда Россия обретет свою национальную идею, осознает себя, свой путь в мире: «Оставили идею Советского Союза. А собственная идея у них еще не сформировалась. Они только ищут ее. Им надо понять, куда они идут, что они делают». И, касаясь религиозной стороны улучшения образа нашей страны, подчеркнул: «Отношения сейчас лучше», потому что «сейчас люди могут свободно поклоняться Богу. Теперь тебе не говорят: не верь в Бога» [Там же].

И никто из наших респондентов, несмотря на неоднократные просьбы, так и не удосужился дать письменный ответ на обращение главы мусульман Европейской части России к собратьям по вере. Никто не задавал вопросов о жизни, проблемах, успехах российских единоверцев. Но это уже характеризует самих нигерийских мусульман.

Что же в итоге? Во-первых, на позицию нигерийских мусульман оказывает мощное воздействие образ Советского Союза. Он отождествляется с экономической мощью и политическим влиянием, технологической развитостью, поддержкой национально-освободительного движения, защитой независимости молодых государств и оказанием им широкой дипломатической, военно-технической и культурно-образовательной помощи. Причем особую весомость этому образу придавал тот факт, что многообразная помощь оказывалась если не бескорыстно, то уж без обременительных условий с советской стороны. Ее государственный всеобъемлющий характер в Третьем мире никем, пожалуй, не оспаривался, если не считать отдельных случаев. Это была скоординированная деятельность, высоко, как оказывается, ценимая и в наше время. Авторитет СССР был столь высок, что в Африке и других регионах Третьего мира, если кто-то и покушался на достоинство советских граждан, так только по наущению всесильных американских или западно-европейских кредиторов.

Последние пятнадцать лет заставили мусульман и приверженцев других религий заметно ослабить надежды на новую Россию. Образ ослабевшей России, вызывающей искреннее сожаление симпатизирующих, сочетался с обратными явлениями — трансформацией отдельных отрицательных (в восприятии нигерийских мусульман и христиан) черт в позитивные (свобода вероисповедания, частное предпринимательство — важные для мусульман характеристики общественной жизни). Трансформация образа России означала приближение былого представления о Советском Союзе как о сверхдержаве к пониманию России как одного из многих государств с присущими им слабостями, недостатками.

Развенчание прежде представлявшейся непогрешимой России/Советского Союза низвело русских людей в представлениях нигерийских мусульман на более низкий уровень, но в то же время сделало их более понятными, человечными. Однако вызывает непонимание вялость, неопределенность целей, отсутствие четких ориентиров российского руководства во внешней политической и экономической деятельности. В еще большей степени непонятно равнодушие к человеческим и профессиональным судьбам тех, кого СССР/Россия подготовили в свое время как специалистов. А эти люди хранят в сердцах и умах благодарность и желание быть причастными к российской цивилизации, они — надежная опора нынешней России в Нигерии и Африке на много лет вперед. Такое отношение российского политического руководства, вероятно, можно было бы назвать бесхозяйственным, и оно не прибавляет нашему Отечеству авторитета, как не способствуют облагораживанию его образа и брошенные, приходящие в негодность здания российских представительств в Африке. И в этой запущенности африканцы, напомнил один из опытнейших экспертов, читают одно: «России мы не нужны». Да и как иначе судить, если она пренебрегает своей многомиллионной недвижимостью здесь. А потому, дескать, и полагаться на нее нельзя.

В последнее время у нашей высшей политической элиты появились признаки обеспокоенности сложившимся усилиями лидеров западного мира так представлять Россию, что в этой картине преобладают черные краски. Это результат скоординированной, целенаправленной работы как средств массовой информации, так и политического истеблишмента Запада, в первую очередь США. Следствия этой деятельности зримо предстают уже и в государствах Африки, даже там, где к нам традиционно относились с симпатией.

Чем может ответить Россия? Хорошо, если внятными, ответственными действиями на уровне отдельных ведомств (МИД, средства массовой информации, в частности специально призванный для этих целей телеканал «Russia Today», Российское информационное агентство «Новости»). Но отнюдь не согласованными, слитными и спланированными на самом верху действиями. Нет ныне такой структуры, которая бы, как в советское время «Союз советских обществ дружбы с народами зарубежных стран», отвечала за благоприятный образ нашего государства [См.: Литературная газета. 2007. 18-24 июля]. Не воссоздать подобную структуру, не отвечать массово, активно, формируя реальный и достойный образ нашей страны и ее обитателей, — значит отдать будущее России в чужие руки.

Литература

История Нигерии в новое и новейшее время. М.: Наука, 1981.
Литературная газета. 2007. 18-24 июля.