Книги, статьи, материалы /АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 /М.А. Косогорова - КЛАССНЫЙ ЦИРКУМФИКС В ДИАЛЕКТАХ ПУЛАР-ФУЛЬФУЛЬДЕ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 М.А. Косогорова - КЛАССНЫЙ ЦИРКУМФИКС В ДИАЛЕКТАХ ПУЛАР-ФУЛЬФУЛЬДЕ

М.А. Косогорова - КЛАССНЫЙ ЦИРКУМФИКС В ДИАЛЕКТАХ ПУЛАР-ФУЛЬФУЛЬДЕ

Работа посвящена одному из аспектов именной классификации языка пулар-фульфульде (фула), а именно — начальным консонантным чередованиям корня и их связи с именными классами. Чередующийся начальный согласный — первый компонент циркумфикса морфологической маркировки класса. Целью работы стало определить степень соблюдения в конкретных диалектах пулар-фульфульде общеязыковой модели чередования начальных согласных различных именных классах. Степень расхождения оценена для каждого диалекта по отношению к общефульской модели чередования. В оценке использованы следующие параметры: регулярность протекания чередования начальных согласных для каждого класса; диалектные особенности и отличия от общефульской модели.

Тема начальных консонантных чередований в языке пулар- фульфульде изучается уже давно; существует значительное количество работ, в которых она рассматривается достаточно подробно. Так, Карл Майнхоф, который одним из первых занялся лингвистическим освещением языка фула, отметил особенность именной системы, вследствие которой морфологические показатели именных классов, изменяющиеся в числовых парах, сопровождаются меной ступени анлаута корня. Он назвал это явление «хиазмом», пояснив, что оно противопоставляет имена людей и вещей при порождении форм числа: категория человека выражается в обратном соотношении начальных согласных в формах числа. Эту идею использовал Э. Сепир, приводящий в своей основополагающей работе «Язык» примеры правила «хиазма»: «Изменение начальных g, j, d, b, k, ch и k соответственно в y (или w), y, г, w, h, s и f» в именах, принадлежащих к классу людей, например, jim-o ‘товарищ’, yim-6e ‘товарищи’, pio-o ‘бьющий’, fio-6e ‘бьющие’, — тогда как «противоположное соотношение реализуется в именах, принадлежащих к классу вещей: yola-re ‘лужайка’, jola-je ‘лужайки’, fitan-du ‘душа’, pita- li ‘души’» (сохранена запись Сепира). Однако другие исследователи (в частности, Анри Гаден), более глубоко проанализировав это явление, выяснили, что замена анлаута вместе с аффиксом присутствует и в других однокоренных парах. Ср., например, (восточную) пару yaa-re (NDE) ‘скорпион’ — njah-a (NGA) ‘большой скорпион’, а также во многих других парах, при этом такие замены не объясняются правилом числового «хиазма». Это дало возможность говорить о понятии «классного циркум- фикса» (термин А.И. Коваль), который связывает ступень анлаута и морфологический показатель класса существительного, независимо от принадлежности к «разряду людей» или к «разряду вещей». Таким образом, было установлено, что именные классы в пулар-фульфульде распределяются на три группы в зависимости от ступени анлаута — как требующие начального (1) смычного (классы O, NGAL, NGOL, NGEL, DI, DE …), (2) преназализованного (NDI, KA, KON/KOY, (M)BA/NGA, KO…), (3) несмычного (щелевого) (ВЕ, NDU, NGO, NDE, NGE… (см.: [Коваль 2000: 164] — здесь указана только часть классов, по ходу анализа этот список будет расширен).

Следует упомянуть, какие согласные из разрядов смычных, щелевых и преназализованных присутствуют в языке фула и участвуют в начальных чередованиях. Ниже приведены таблицы, иллюстрирующие систему начальных общефульских чередований согласных с точки зрения фонетики. В первой таблице целиком показана консонантная система языка: курсивом выделены те звуки, которые принимают участие в чередовании. Во второй таблице находятся только чередующиеся согласные, которые распределены по трем ступеням — ступени смычного, щелевого и ступени преназализации смычных (как видим, глухие не принимают преназализации; смычному g могут соответствовать разные щелевые).

В работе речь пойдет о трех диалектах, взятых из трех разных диалектных зон. Их показания помогут составить языковую картину, достаточно полную для цели работы. Первый из рассматриваемых диалектов — масина, относящийся к центральной зоне; диалектная помета {M}. Информация по этому диалекту взята из словаря [Зубко 1980], а также из книг «Эпос и литература фульбе» А.И. Коваль и сборника «Африканская сказка-III». Во избежание попадания в выборку фактов из других диалектов, из источников брались только тексты или словарные статьи с пометой «масина» (главным источником масинской лексики в указанном словаре послужил один из его редакторов, Бурейма Нялибули, Мали).

Из восточных диалектов рассматривается диалект джамааре (Северный Камерун) (помета {JAM}). В качестве источника материала послужил фульфульде-французский словарь Доминика Ноа [Noye 1989], который опирался на данные именно этого восточного диалекта. Ввиду значительного объема словаря на данном этапе материал набирался произвольно, с преобладанием b- и w-вокабул (такой отбор связан с частыми случаями чередования начальных b и w).

Из западной зоны рассматривается диалект фута-торо (помета {FT}). Материалы по этому диалекту были получены из пулар-английского словаря Мамаду Ньянга, фула-русско- французского словаря Г.В. Зубко, а также в ходе работы с носителем этого диалекта. Западная диалектная зона имеет исключение — диалект фута-джаллон (Гвинея), который хотя и унаследовал систему начальных чередований, но перестал ее продуктивно использовать. Поэтому, говоря «западная диалектная зона», автор имеет в виду «западная зона без учета диалекта фута-джаллон». Нельзя утверждать, что система начальных чередований не используется в диалекте фута-джаллон: напротив, можно привести множество примеров, когда в определенном классе используется ступень анлаута, предписываемая общефульской моделью. Возьмем для примера класс NDE: waare ‘сноп’, hoodere ‘звезда’, hundere ‘кусок’, yewtere ‘беседа’; или класс NGEL: gorel ‘низкорослый мужчина’, jiwel ‘маленькая девочка’, kuccel ‘кусочек мяса’. Однако во многих случаях диалект фута- джаллон не использует систему начальных чередований при образовании новых форм, а просто заимствует анлаут «слова- родителя». Из-за этой особенности для целей данного исследования был выбран другой западный диалект. В ходе анализа из всех источников были собраны данные по существительным, распределенные по классам. Данные представляли собой пару (или тройку) однокоренных слов с разными показателями класса, начальная ступень чередования у которых не совпадает, например: gorko (O) — wor6e (BE) (мужчина, общефульск., sg — pl).

Далее материалы каждого класса сравнивались с общефуль- ской моделью, приведенной в работе А.И. Коваль «Именные категории в пулар-фульфульде» [Коваль 2000]. Затем проводился сопоставительный анализ информации, собранной по всем диалектам, с тем чтобы установить, насколько выбранные диалекты разошлись и отошли от общефульской модели чередования. Стоит заметить, что анализ построен исключительно на синхронном срезе языкового материала. Принадлежность слова к тому или иному именному классу определялась с помощью морфологического показателя и (в случае заимствования) по указанию автора источника. В целях экономии в тексте приведены только некоторые иллюстративные примеры, что, впрочем, никак не препятствует воссозданию полной картины результатов исследования.

Класс KI. Начальная ступень чередования в классе KI различается для разных диалектных зон. В диалектах джамааре и фута-торо требуется смычная ступень, а в масина — преназали- зованно-смычная. То, что, согласно общефульской модели, класс KI требует все же смычной ступени анлаута, позволяет утверждать, что диалект масина (как и другие центральные диалекты) по каким-то причинам отошел от этой модели. Однако эти причины не повлияли на образование плюрального класса: во всех трех диалектах это — DE (со смычной ступенью анлау- та). В ходе адаптации заимствований это соотношение нарушается: многие существительные оказываются связанными с плюральным классом DI.

Класс KO. Выборки лексики этого класса по трем диалектам единогласно подтверждают общефульскую модель чередования: вся лексика имеет щелевую ступень начального, вне зависимости от диалекта. В то же время, как следует даже из двух примеров диалекта масина, лексика класса KO образует плюральные формы сразу по двум классам — DI и DE, которые, впрочем, оба имеют одинаковую ступень анлаута — смычную.

Класс NDE. Несмотря на свой объем и разнообразие, лексика класса NDE подтверждает общефульскую модель, требуя щелевой ступени чередования. Единственное исключение в наших данных — нестандартное чередование (возможно, пережиток архаического чередования?) ruulde / luurde ‘туча’ — pl. duule {M}, {FT}). Интересно рассмотреть распределение для лексики класса NDE плюральных форм классов DI и DE в различных диалектах. В восточной зоне существительные класса NDE образуют множественное число только по классу DE. В центральной зоне, как уже было сказано, используются варианты образования как DI, так и DE, однако предпочтение отдается классу DE. В фута-торо ситуация иная. Согласно данным словаря, класс NDE образует плюральные формы по обоим классам, однако показания носителя не всегда совпадали с источниками: те формы мн. ч., которые, по данным словаря, относятся к классу DE, носитель нередко образует по DI, например ja’i daneeji ‘белые скорпионы’ вместо ja’e daneeje. При этом носитель признает, что форма по классу DE существует, но автоматически образует все же форму DI.

Класс NDI безоговорочно подтверждает общефульскую модель в западных и центральных диалектах, а в восточных (хотя в общем и целом доминирует корректное использование правил) встретилось около 10% исключений, свидетельствующих о неполном соблюдении общефульской модели чередования. Из-за недостаточного количества примеров на образование форм мн. ч. говорить с уверенностью о распределении лексики класса NDI по классам DI и DE нельзя; стоит только заметить, что в центральной зоне равномерно встречаются формы обоих классов.

Класс NDU. Лексика класса, взятая из диалекта западной зоны (фута-торо), полностью подчиняется общефульской модели чередования, среди примеров диалекта центральной зоны (масина) присутствуют немногочисленные исключения в сторону преназализации анлаута, а в восточной зоне (джамааре) количество этих исключений снова снижается до нуля. Стоит заметить, что вся лексика класса NDI, вне зависимости от анлаута и диалекта, образует множественное число по классу DI.

Класс NGAL. Примеры из лексики класса NGAL во всех рассматриваемых диалектах полностью соответствуют общефульской модели начальных чередований; плюральные формы регулярно образуются по классу DE.

Класс NGE — один из самых немногочисленных общефульских классов. Из-за этого количество примеров лексики весьма ограничено, в целом они соответствуют общефульской модели, которая предлагает щелевой анлаут.

Класс NGEL. Лексика диминутивного класса NGEL не имеет отклонений от общефульской модели ни в одном из рассмотренных диалектов, что свидетельствует о его единстве в общефульской картине. Плюральные формы от существительных класса NGEL систематически образуются по классу KON/KOY, требующему в диалектах масина и фута-торо преназализованного анлаута.

Класс NGO. Примеры из лексики класса NGO иллюстрируют устойчивое соблюдение правил общефульской модели, во всех диалектах используя щелевую ступень чередования. Мн. ч. имена класса NGO образуют по классам DE и DI, с предпочтением второго в западной зоне.

Класс NGOL. Как следует из многочисленных примеров, класс NGOL в своей исконной части полностью соответствует общефульской модели. Однако если смотреть на класс NGOL целиком, то это единообразие нарушается многочисленными заимствованиями и нестандартными образованиями, имеющими произвольный анлаут. Образование плюральных форм в западных и центральных диалектах происходит в основном по классу DI, хотя иногда встречаются образования по классу DE. В диалекте джамааре образования по классу DE не встретилось.

Класс NGU. Во всех трех диалектах плюральные формы образуются только по классу DI с соответствующим типом анлаута. NGU соответствует общефульской модели начальных чередований, везде используя (смычно-)преназализованный анлаут.

Класс О в языке фула имеет два подкласса: О личный и О неличный. В личный подкласс входят имена людей, имена профессий, имена родства и т.д. В класс О неличный входят в основном различные заимствования, поэтому, говоря о неличном подклассе, нельзя оперировать понятием «классный циркум-фикс». Во-первых, начальная ступень чередования в данном подклассе нерегулярна, а во-вторых, отсутствует морфологический показатель класса. Однако личный подкласс О образуется с регулярным морфопоказателем и с учетом ступени анлаута, поэтому в данном разделе рассматриваться будет только личный подкласс класса О. Из примеров следует, что диалекты масина, фута-торо и джамааре демонстрируют однозначность в соблюдении общефульской модели: класс О (личный) образует плюральные формы с помощью класса BE, изменяя смычный анлаут на щелевой.

К сожалению, в выборках прочих сингулярных классов не оказалось показательных примеров (или их не оказалось вовсе), по которым можно было бы делать выводы относительно соблюдения в диалекте общефульской системы чередований. Однако некоторые тенденции все же прослеживаются.

Класс KA. Характерной особенностью общефульского класса KA является большое количество заимствований, что существенно осложняет составление репрезентативной выборки. В диалекте масина, например, встретилось только одно незаимствованное слово, которое, впрочем, соответствует общефульской модели чередований. В диалекте фута-торо примеров встретилось больше и они также удовлетворяли требованиям общефульской модели. А в примерах из диалекта джамааре встретилось только два имени из класса KA.

Хотя объем выборки невелик и выводы по такой выборке могут оказаться не вполне достоверными, можно высказать два предположения. Во-первых, незаимствованная лексика класса КА соответствует общефульской модели чередований, а во-вторых, формы множественного числа от этой лексики образуются по классу DE.

Класс BA (/MBA/NGA). Классы BA (MBA) и NGA — «диалектные версии», о распределении которых следует сказать особо. В восточной зоне этот класс имеет вид NGA, а в центральной и западной BA (диалект фута-джаллон — MBA). Однако в восточный NGA, помимо общего для всех зон значения «крупное животное», входит также большое количество заимствованной лексики, которая не включалась в выборку. Поэтому в этом исследовании используются только «взаимозаменяемые» лексические единицы. Примеров из диалекта масина в подборке не встретилось. В диалектах же фута-торо и джамааре встретилось примерно одинаковое количество примеров, которые позволяют сделать вывод, что в западной и восточной зоне класс BA/NGA по типу анлаута соответствует общефульской модели. А тот факт, что в обоих наборах примеров встретилось существенное количество общефульской лексики, позволяет предположить, что вывод верен и для диалекта масина.

Класс DAM традиционно определяется как «класс жидкостей». Более того, «общеизвестен факт, что разряды слов с этим значением морфологически выделяются во многих африканских языках» [Коваль, Зубко 1986]. Существует еще одно значение DAM-имен — абстрактное, маркируемое внесистемным алломорфом -ndam, например, enndam ‘родство’. В подборке по ма- сина встретилась только одна общефульская лексема класса DAM, по которой можно было бы проверить общефульскую модель чередования: ndiyam ‘вода’. В диалекте фута-торо встретилось большее количество примеров данного класса; требованиям общефульской модели чередования (преназализованная ступень) удовлетворяет большинство из них: ndiyam ‘вода’, njaram ‘прохладительный напиток’, njaytam ‘вода для приготовления пищи’. В диалекте джамааре все найденные примеры соответствуют общефульской модели (несколько из них впоследствии были отбракованы как заимствования из арабского): mbaateendam ‘лень’, mbammbakam ‘бульон из сорго’, mbayyam ‘залезание на лошадь’, mboosndam ‘одноногость’, nbiinam ‘дождевая вода’, ndi’am ‘вода’, ngayyeendam ‘скорость’, ngujam ‘смазывание’. Таким образом, имена класса DAM, насколько можно судить по небольшому объему лексики, реализуют регулярную начальную ступень в диалектах масина, фута- торо и джамааре.

Класс KAL — класс с ограниченной сочетаемостью: ему принадлежат имена со значением «немного чего-то ». Все эти имена образованы от неисчисляемых существительных путем прибавления к их основам классного показателя. Общефульская модель начальных чередований фиксирует в этом классе цир- кумфикс со смычным анлаутом, но материал позволяет проследить соблюдение этого только в диалекте фута-торо (kenal ‘легкий ветерок’, dihal ‘немного воды’) и в джамааре, где встретился один пример из этого класса: gawrihal ‘немного зерна’ (с наращением -hal на целостную форму). В диалекте масина примеры отсутствуют, хотя можно привести общефульский пример kosal ‘глоток молока’.

Класс DUM — небольшой общефульский класс со значением «нечто, характеризуемое смыслом основы». Он целиком состоит из производных имен, поэтому в словарях встречается редко. Примеры из масина и фута-торо в выборке отсутствуют, однако примеры из джамааре все имеют одинаковый тип анлаута (смычный), что подтверждает общефульскую модель:
kesum ‘нечто новое’ (от адъективного корня kes-/hes ‘новый’);
boddum ‘нечто хорошее’ (от глагола boodVwood’ ‘быть хорошим’);
baal-or-dum ‘лежак’; gafl-or-dum ‘подголовник’; aalordum ‘нечто волшебное’; arrudum ‘нечто перевозящее’.

Выводы. Целью исследования было определить степень соблюдения в конкретных диалектах пулар-фульфульде общеязыковой модели чередования начальных в различных именных классах. В число особенностей диалектов входит, главным образом, значительное расстояние между ними — из-за этого между носителями этих диалектов на протяжении длительного времени был исключен активный контакт. Также в число этих особенностей входит отсутствие общих соседей, языки которых могли существенно повлиять на диалекты с тем, чтобы последние приобрели больше общих черт. Разумеется, влияние арабского языка и собственно момент этнической общности являются объединяющими факторами для диалектов. Однако под влиянием разобщающих факторов различные отклонения от общефульской модели чередования начальных в диалектах фута- торо, масина и джамааре оказались значимыми, чтобы сделать возможным такое исследование.

В результате оказалось, что девять общефульских сингулярных классов изменяют анлаут в соответствии с общефульской моделью чередования. Все плюральные классы (четыре) также подчиняются этой модели. Из классов с недостаточной выборкой только о трех можно сказать, что в тех диалектах, в которых выборка репрезентативна, результаты соответствуют ожиданиям.

В качестве основных исключений можно назвать следующие. В центральной зоне класс KI, вопреки ожидаемой смычной ступени, требует преназализованную. Класс NDI в восточной зоне имеет ряд отклонений от общефульской модели, которые невозможно объяснить, не прибегая к диахронической тактике. В классе NDU только западные и восточные диалекты полностью отражают общефульскую систему чередований, а в диалекте масина встретилось несколько имен с преназализованным анлаутом. В частности, восточный класс NGOL под влиянием концепта «письмо» включает значительное число заимствований, которые, не имея ожидаемого смычного анлаута, размывают общую картину. В классе KAL общефульская модель подтверждается в западных и восточных диалектах, а в масина, где набор примеров нерепрезентативен, подтверждается предположительно. В целом наши данные показывают, что общефульская модель начальных консонантных чередований сохранилась практически неизменной в диалекте фута-торо и незначительно изменилась в центральных (меньше) и в восточных (больше) диалектах.

Литература

Зубко Г. В. Фула-русско-французский словарь. М.: Русский язык, 1980.
Коваль А. И., Зубко Г. В. Язык фула. М.: Наука, 1986. (Серия «Языки народов Азии и Африки»).
Коваль А. И. Морфемика пулар-фульфульде // Основы африканского языкознания: Морфемика. Морфонология / Под ред. В. А. Виноградова. М.: Вост. лит., 2000. С. 92-220.
Африканская сказка-III: К исследованию языка фольклора Под ред. А.И. Коваль. М.: Вост. лит., 2005.
Коваль А. И. Именные категории в пулар-фульфульде // Основы африканского языкознания: Морфемика. Морфонология. / Под ред. В. А. Виноградова. М.: Вост. лит., 2000. С. 92-220.
Коваль А. И. Эпос и литература фульбе: К исследованию литературных форм младописьменного языка. М.: Наука, 1990.
Arensdorff L. Manuel pratique de langue peulh. P.: Librairie Orienta- liste, 1966.
Niang M. Pulaar-English / English-Pulaar. N.Y.: Hippocrene Books, 1997. (Hippocrene Standard Dictionary).
Noye D. Dictionnaire Foulfoulde-Frangais: dialecte Peul de diamare, Nord-Cameroun. P.: Librairie Orientaliste, 1989.