Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /ПРЕДИСЛОВИЕ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий том включает очерки о странах и народах двух регионов Африки — Западного и Центрального. В основе группировки африканских стран по регионам лежат рекомендации Экономической комиссии ООН для Африки (ЭКА). Страны, входящие в регион, имеют ряд общих черт в характере природы, этническом составе, истории и уровне социально-экономического развития. В то же время каждая страна обладает специфическими особенностями, что делает облик региона достаточно многообразным.

В недавнем прошлом страны Западной и Центральной Африки (за исключением Либерии, которая получила независимость в 1847 г.) были колониями европейских держав: Франции, Англии, Португалии, Бельгии, Испании. Мощный вал национально-освободительного движения африканских народов разорвал колониальные путы. Большое влияние на подъем национально-освободительного движения в Африке оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. Как признают многие африканские государственные и политические деятели, Великий Октябрь показал угнетенным народам Африканского континента тот единственный путь, который может привести их к освобождению — путь борьбы с империализмом. С 20х годов процесс политического пробуждения народов Западной и Центральной Африки поднимался на все более высокую ступень. Разнообразнее становились формы борьбы и сопротивления колонизаторам: забастовки, политические манифестации, антиколониальные публикации. Дух революционного обновления мира неуклонно проникал в африканские колонии. Особый размах освободительная борьба получила после второй мировой войны. Победа советской общественной и государственной системы над фашизмом, рождение новых социалистических государств в Европе и Азии, подъем международного рабочего движения явились новым мощным импульсом для освободительного движения народов Африки. Оно захватило все слои африканского общества, стало поистине обще-африканским. В Западной и Центральной Африке появились политические партии, профсоюзные, женские и молодежные организации, которые стали в первых рядах борьбы. Они повели широкую разъяснительную работу в массах, организуя и сплачивая их. Из рядов африканцев выдвинулись политические и государственные деятели нового склада, люди, преданные идеалам свободы, борьбе против угнетения. Патрис Лумумба, Кваме Нкрума, Мариан Нгуаби, Амилкар Кабрал и многие другие стали настоящими лидерами широких народных масс.

Первой в Тропической Африке страной, разорвавшей цепи колониализма, был Золотой Берег. Эта английская колония в 1957 г. добилась независимости, приняв название древнего африканского государства — Гана. Осенью 1958 г. была провозглашена независимая Гвинейская Республика. Эти две страны с первых дней своего существования стали маяками для национально-освободительного движения других африканских народов. Несмотря на попытки колонизаторов сдержать нарастающий напор антиколониальной борьбы, только в 1960 г., который вошел в историю как «год Африки», политическую независимость завоевали 15 стран Западного и Центрального регионов. Среди них такие крупные страны, как Нигерия (бывшая английская колония) и Заир (бывшее Бельгийское Конго). Полностью распались обширные колониальные федерации — Французская Западная Африка (ФЗА) и Французская Экваториальная Африка (ФЭА). На их месте появились независимые государства— Сенегал, Мали, Мавритания, Бенин (бывшая Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Того, Чад, Габон, Центрально-африканская Империя (бывшая колония Убанги-Шари), Народная Республика Конго, Камерун. В 1961 г. на карте появилась независимая республика Сьерра-Леоне, в 1965 г.— Гамбия, в 1968 г.— Экваториальная Гвинея, в 1973 г. — Гвинея-Бисау, в 1975 г. — Республика Острова Зеленого Мыса, Демократическая Республика Сан Томе и Принсипи, Народная Республика Ангола.

70е годы ознаменовались успешным развитием наступления угнетенных народов на колониализм. Последовательно проводимая социалистическими государствами политика мирного сосуществования, неотъемлемым элементом которой является оказание моральной, политической и материальной помощи народам, ведущим освободительную борьбу, значительно облегчила и ускорила освобождение угнетенных стран. К середине 70х годов колониальный режим был ликвидирован практически на всех территориях Западной и Центральной Африки.

Однако с достижением политической независимости революционная борьба народов не прекратилась, освободительное движение приобрело новые формы. Это и понятно. Многие народы еще не смогли в полном объеме реализовать свои права, вытекающие из общепризнанного сегодня принципа самоопределения, в частности, свободно устанавливать общественный строй и избирать форму правления, быть хозяином своей экономики и распоряжаться национальными природными ресурсами, выступать на равных началах на международной арене и т. д. Исторический опыт убедил народы, что на путях к капитализму решение этих проблем невозможно. Вот почему революционный процесс в развивающихся странах все более приобретает социальный характер: во внутреннем плане он направлен на ликвидацию реакционных режимов, а в некоторых — и на ограничение эксплуататорских отношений, в международном — на достижение экономической независимости, на коренную перестройку всей системы международных отношений, на упрочение уже завоеванного государственного суверенитета.

Страны Западной и Центральной Африки отличались крайне низким уровнем экономического и социального развития. Колонизаторы фактически уничтожили институты их национальной государственности. Они навязали монокультурный характер экономике большинства бывших колоний, превратили их в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Типичной чертой социально-экономического облика этих стран стала многоукладность. Товарно-денежные отношения капиталистического типа получили развитие лишь в отдельных очагах — анклавах. Громадное большинство населения продолжало вести натуральное, патриархально-общинное хозяйство. Экономическая отсталость, многоукладность предопределили и специфику социальноклассовой структуры этих стран, которая характеризуется большой пестротой и мозаичностью. Социально-классовые отношения не получили здесь достаточно четкого выражения. На этом основании некоторые буржуазные исследователи и политики пытаются утверждать, что в африканском обществе нет антагонистических классовых противоречий и что марксистско-ленинская теория якобы неприменима к условиям Африки.

В настоящее время в африканских странах самой многочисленной частью общества является формирующееся в класс крестьянство. На него приходится от 70 до 90% экономически активного населения. Именно в африканской деревне живет самая бедная часть общества. В годы независимости в связи с быстрым развитием товарно-денежных отношений в деревне происходит значительное ускорение и углубление имущественной и социальной дифференциации. Результатом такого процесса является, с одной стороны, увеличение слоя зажиточного крестьянства, зарождение сельской буржуазии, а с другой — обеднение широких масс сельского населения.

Рабочий класс в основном стал формироваться в последние три десятилетия, и ныне он составляет от 3 до 7% экономически активного населения. Африканский пролетариат сыграл важную роль в битвах за национальную независимость (например, в Конго, Сенегале, Гвинее, Анголе и др.). В настоящее время влияние рабочего класса на общественное развитие быстро возрастает, что связано с увеличением его численности, ростом организованности, повышением его классового самосознания, усилением влияния международного рабочего класса.

Наблюдается также известный рост местной буржуазии, при этом особенно заметно увеличивается прослойка обуржуазившейся бюрократии. В странах Западной и Центральной Африки, как и в Африке в целом, местная буржуазия, как правило, не имеет достаточно глубоких корней. Она действует главным образом в сфере торговли и услуг, а не в сфере производства. Ее политические позиции крайне неустойчивы и зачастую определяются интересами западных монополий.

Быстро растет местная интеллигенция, представляющая собой в настоящее время в некоторых африканских странах наиболее активный в политическом отношении слой населения. Наконец, надо отметить, что во многих государствах влиятельные позиции сохраняет феодально-племенная знать. Не изжиты окончательно общинные патриархальные и полу-патриархальные отношения.

Прошедшие после достижения независимости годы ознаменовались важными сдвигами в жизни молодых африканских государств, в их политике и экономике. Наиболее заметные перемены происходят в государственно-политической надстройке, в становлении национальной государственности. Звеньями этого процесса явилось провозглашение независимых государств республиками, последующее создание парламентов, сформирование правительств. Процесс завершается созданием всей системы государственно-административных институтов и органов государственного управления.

Большинство государств Западной и Центральной Африки в настоящее время представляют собой парламентарные республики, во главе которых находится избираемый на определенный срок (чаще всего на 5 лет) президент. Президент обычно обладает широкими полномочиями — является главой государства, главнокомандующим армией, руководит внутренней и внешней политикой страны, ратифицирует международные договоры, подписывает законодательные акты. В Центрально-африканской Империи (ЦАИ) с конца 1976 г. главой государства является император.

Молодые государства вышли на мировую арену. Они стали активными участниками и творцами мировой политики. Все государства рассматриваемых регионов были приняты в ООН и другие международные организации. Они установили равноправные дипломатические отношения с другими государствами мира. Африканская дипломатия активно выступила за перестройку международных отношений на демократических началах, за полную ликвидацию колониализма и расизма. Правительства большинства стран Западной и Центральной Африки проводят внешнюю политику, руководствуясь принципами неприсоединения.

Вопреки утверждениям западных исследователей и некоторых африканских идеологов и политиков в независимых странах Западной и Центральной Африки обострились процессы социальной дифференциации, четче обозначились социальные силы, выступающие «за» и «против» ликвидации нео-колониальной зависимости молодых государств от капиталистических стран Запада. Особенно острые социальные противоречия обнаружились в вопросе о будущих путях развития стран. В ряде стран к власти пришли новые политические группировки, в других— находящиеся у власти группировки упрочили свое положение. Итогом этих процессов явилась выработка более четких программ социального, экономического и политического развития африканских государств.

В результате углубления социального содержания освободительных революций в ряде стран рассматриваемых регионов возникли государства социалистической ориентации, то есть государства, которые хотя и не являются социалистическими, но отвергают капитализм как систему, проводят политику его регулируемого использования и ограничения в настоящем и ставят конечной целью революционный переход к социализму. Вступление на путь социалистической ориентации, как указывается в Документе Первого совещания коммунистических и рабочих партий стран Тропической и Южной Африки 1978 г., сопровождается также ликвидацией политического и подрывом экономического господства империализма в данной стране, ограничением и регулированием частного национального и иностранного капитала, созданием государственного сектора экономики и условий для его преимущественного развития, осуществлением демократических реформ при все более широком участии трудящихся масс в целях создания условий для строительства социализма, проведением прогрессивной внешней политики, направленной на поддержку освободительных движений, борьбу за мир и дружбу с миром социализма.

К числу стран социалистической ориентации относятся Гвинейская Народная Революционная Республика, Народная Республика Конго, Народная Республика Ангола, Народная Республика Бенин и некоторые другие страны.

Страны социалистической ориентации Западной Африки добились существенных успехов. Их достижения особенно заветны в политической области — в деле упрочения национальной независимости, национально-демократических режимов и партий, в борьбе с буржуазной идеологией, в культурном строительстве, в повышении активности масс и т. д. Это естественно, поскольку социалистическая ориентация проявляется прежде всего в политической надстройке и только позже — в экономическом базисе. Известных успехов достигли эти страны и в области экономики. Несомненно, что общий итог развития стран социалистической ориентации положительный.

В некоторых странах рассматриваемых регионов проведение радикальных социально-экономических преобразований было прервано (в Гане — в 1966 г., в Мали — в 1968 г.). Это объясняется тем, что, оставаясь в системе мирового капиталистического хозяйства и вынужденные в интересах развития производительных сил допускать деятельность частно-капиталистических секторов, страны социалистической ориентации сталкиваются и с трудностями, нехарактерными для других стран. Но социалистическая ориентация создает преимущества для прогресса народов, избравших этот курс. Ее неудачи или даже утрата в некоторых странах не могут умалить огромной притягательной силы этой формы социального прогресса. Анализ социально-экономических преобразований, проводимых в рассматриваемых странах, показывает, что существуют реальные возможности укрепить революционно-демократические режимы, обеспечить дальнейшее успешное проведение курса социалистической ориентации.

Определенные изменения происходят и в странах, где развитие пошло дальше по капиталистическому пути. Тенденции таких изменений накапливались уже давно. В последнее время они проявились более отчетливо под влиянием внутренних, а в большей степени — внешних факторов. Капитализм в африканских странах, будучи искусственно насажденным на докапиталистические общественные отношения, и по сей день во многих из них представляет собой инородное тело. На этой неблагоприятной для него почве он обладает незначительной способностью к саморазвитию. Теснимый иностранным капиталом, он не в состоянии выдерживать иностранной конкуренции и может развиваться только в качестве подчиненного младшего партнера иностранного монополистического капитала. Именно такова природа сотрудничающей с империализмом буржуазии БСК, Габона и немногих других, «преуспевающих» в развитии на капиталистическом направлении стран.

Но и в странах капиталистической ориентации общественность требует самостоятельного экономического развития. Поскольку путь классического капитализма для большинства африканских стран практически закрыт, они пытаются улучшить внешние условия своего существования, «подправить» свой капитализм, заимствуя у социализма отдельные приемы, методы экономического прогресса. Такие страны проводят национализацию отдельных иностранных предприятий, устанавливают суверенитет над своими природными ресурсами, ликвидируют остатки феодализма, проводят аграрные реформы и политику индустриализации и, что особенно важно, переносят центр тяжести в развитии промышленности на государственный сектор. Прогрессивность указанных мероприятий состоит прежде всего в их антифеодальной и антиимпериалистической направленности. К тому же создание государственных предприятий подготовляет материальную базу для некапиталистического развития, ведущего в перспективе к социализму, когда власть в стране переходит в руки прогрессивных, демократических сил. Таким образом, несмотря на позитивный характер отдельных мероприятий, проводимых в странах капиталистической ориентации, обреченность капитализма как системы неизбежна.

Борьба за экономическую независимость является одной из главных проблем, которую приходится решать африканским странам. И хотя в этой области также имеются некоторые успехи, засилье иностранного монополистического капитала в Африке еще весьма ощутимо. Это в значительной степени подрывает суверенитет африканских государств и ставит под угрозу их независимое существование. Для преодоления слаборазвитости и влияния иностранных монополий необходимо ликвидировать вековую социальную и экономическую отсталость, поднять на современный уровень сельское хозяйство, создать промышленность, которая явилась бы основой технического прогресса, обеспечить справедливое распределение национального дохода среди различных социальных групп и прослоек, ориентировать внешние экономические связи в выгодном для страны направлении. Африканские страны уже не ограничивают свои экономические связи бывшими метрополиями: развиваются меж-африканские торговля и сотрудничество. Расширяются связи с социалистическими государствами.

Проблемы меж-африканского сотрудничества находятся в поле зрения государств Западной и Центральной Африки с момента их образования. Вначале были робкие попытки заключения двусторонних и многосторонних торговых и таможенных договоров и соглашений. Затем наступила пора таможенных союзов. Такой союз, в частности, был создан странами Центральной Африки (Конго, ЦАИ, Габон, Чад, Камерун). В 1975 г. 15 государств Западной Африки подписали проект соглашения об образовании Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭСГЗА). В ЭСГЗА вошли Бенин, БСК, Верхняя Вольта, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. На эту группировку возлагались большие надежды, которые, однако, далеко не полностью оправдались, прежде всего в силу однотипного характера экономики стран — ее участниц.

Созданы менее крупные объединения, призванные служить более конкретным целям хозяйственной реконструкции. В Центральной Африке Заир сотрудничает в экономической области с соседними странами Восточной Африки — Бурунди и Руандой. В Западном регионе созданы Организация по освоению бассейну р. Сенегал (участвуют Мали, Мавритания, Сенегал), Организация по освоению бассейна р. Гамбия (участники — Сенегал и Гамбия).

По мере расширения и углубления борьбы за решение задач политического, экономического и социального строительства все четче стали выявляться два различных пути дальнейшего развития африканских стран — революционный и реформистский; первый — путь социалистической ориентации, ведущий в конечном счете к социализму, и второй — путь капиталистической ориентации. Возможность для африканских народов выбора пути развития могла появиться лишь благодаря существованию мира социализма, его всемирно-исторических побед. Вместе с тем она зависит от глубоких перемен в самих африканских странах.

В условиях, когда вопрос о выборе путей дальнейшего развития все решительнее выдвигается массами, социальные противоречия в африканских странах еще более обостряются. Местные эксплуататорские группы, опасаясь перспектив вступления на путь социалистической ориентации, стремятся узурпировать государственную власть, подавить демократические свободы, завоеванные трудящимися массами, пойти на соглашение с мировым империализмом. При этом, учитывая непопулярность капитализма в народе, все свои действия эти слои прикрывают лозунгами о построении якобы «либерального», «демократического» и тому подобного социализма.

Трудящиеся африканских стран выступают за построение в Африке социалистического общества на научной основе. Они борются за ликвидацию господства иностранных монополий и ограничение частной Собственности на средства производства, против эксплуатации человека человеком, против узурпации власти имущей прослойкой, за передачу этой власти в руки трудовых слоев. Во главе борющихся масс идут их передовые отряды — марксистские и революционнодемократические партии. Курс на построение в перспективе социализма взяла правящая в Анголе партия — МПЛА — Партия труда. Успешно организуют народные массы на борьбу с наследием колониального прошлого, за построение более справедливого общества Конголезская партия труда, Партия народной революции Бенина, Демократическая партия Гвинеи. С четкими политическими лозунгами, выражающими интересы африканского рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, выступила за построение общества без эксплуатации человека человеком находящаяся под запретом властей Африканская партия независимости Сенегала — первая марксистская партия Тропической Африки, созданная в 1957 г.

МПЛА — Партия труда, Конголезская партия труда, Партия народной революции Бенина провозгласили в программных документах о своей приверженности марксизму-ленинизму.

В борьбе за социальный прогресс африканские страны пользуются политической поддержкой всех прогрессивных сил земного шара. Советский Союз и социалистические страны оказывали и продолжают оказывать большую помощь африканским народам в их справедливой борьбе за новое будущее. Важную роль сыграла помощь социалистических стран в самый начальный период становления молодых африканских государств. Советский Союз первым протянул руку дружбы Гвинейской Республике и оказал ей экономическую и политическую поддержку, когда та в конце 50х годов стала объектом бойкота и всяческого рода махинаций и шантажа со стороны империалистических кругов. Подобная помощь была оказана в разное время Гане, Мали, Конго и др. странам. Твердая интернациональная позиция нашей страны помогла им выстоять в борьбе за независимость.

Активно развивая дипломатические связи со странами Западной и Центральной Африки (СССР поддерживает дипломатические отношения со всеми ими, кроме БСК), Советский Союз содействовал повышению международного авторитета молодых государств, укреплению их национального суверенитета. Эти дипломатические связи, как показывает опыт, содействуют укреплению взаимопонимания, доверия и сотрудничества между СССР и государствами Африки.

Советско-африканское сотрудничество развивается по многим направлениям. Оно содействует политическому, экономическому, социальному и культурному становлению и развитию африканских стран, помогает им в борьбе против империалистического засилья. Примером таких дружеских отношений может служить поддержка Советским Союзом Анголы. Во время национально-освободительной борьбы ангольского народа против португальских колонизаторов наша страна оказывала освободительному движению значительную политическую, дипломатическую и материальную поддержку.

В 1976 г. между СССР и Народной Республикой Анголой подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В настоящее время в Анголе работают советские специалисты, помогая ангольцам строить новые предприятия, овладевать знаниями и наукой, новыми специальностями и профессиями. Наша страна поставляет в НРА станки и оборудование для развивающейся промышленности, технику для сельского хозяйства, транспортные средства. Ангола не единственная африканская страна, с которой СССР развивает широкие связи. Советский Союз укрепляет сотрудничество со всеми странами Западной и Центральной Африки. В этом регионе с помощью и при содействии советских организаций осуществлены десятки важных народнохозяйственных проектов. Среди них разработка бокситов в Киндиа (Гвинейская Республика), цементный завод в Диаму (Мали), атомный реактор в Аккре и золотоочистительный завод в Таркве (Гана), добыча цветных металлов в Конго. Советский Союз оказывал или оказывает помощь в развитии рыболовного промысла в Гвинее, Сенегале, Бенине, СьерраЛеоне и других странах, в создании черной металлургии и нефтепереработки в Нигерии. Советские геологи ведут геологоразведочные работы в Сенегале, Бенине, Конго. Преподаватели из СССР работают в Нигерии, Конго, Сенегале, Гвинее и других странах.

Большое значение для африканских стран имеют предоставляемые нашей страной кредиты. Они предназначаются для реализации важных объектов на льготных условиях: низкий процент (порой в 2—3 раза ниже, чем у кредитов империалистических государств), длительный срок выплаты, погашение за счет традиционного африканского экспорта. При этом особенно важно то, что кредиты из СССР и других социалистических стран создают новую ситуацию на африканском рынке, когда государственно-монополистические объединения вынуждены идти на уступки молодым африканским государствам, облегчая им условия кредитования.

Важной областью советско-африканского сотрудничества является внешняя торговля. Внешнеторговый обмен основывается на принципах равноправия партнеров и взаимной выгоды. В африканских странах СССР закупает традиционные продукты их производства — фрукты, овощи, мясо, рыбу, консервы, минеральное сырье и т. п. Африканские страны получают из СССР прежде всего необходимые промышленные товары — станки, оборудование, машины, прокат металлов и т. п.

Конечно, не всегда советско-африканские отношения складываются и развиваются должным образом. Причиной этого являются прямые происки мирового империализма и его пособников. Сказываются на советско-африканском сотрудничестве и антикоммунистические предрассудки некоторых кругов африканского общества. Некоторые элементы из консервативных кругов создают трудности в развитии отношений с социалистическими государствами. Однако Советский Союз, другие социалистические государства понимают, что эти трудности будут преодолены, что не временные помехи, а коренные жизненные интересы народов в конечном счете определяют характер советско-африканских отношений. Социалистические государства учитывают и тот факт, что характер их отношений с освободившимися странами во многом предопределит направление мирового развития в будущем веке. Ведь уже сегодня к числу развивающихся относятся 120 из 160 существующих в мире государств, а к началу XXI в., т. е. через 20 лет, в них будет проживать пять из каждых шести жителей земли. Вот почему как социалистические, так и африканские развивающиеся государства заинтересованы в том, чтобы дружба и сотрудничество между ними всемерно развивались и укреплялись.

В 70х годах советско-африканские отношения в целом ряде случаев поднялись на более высокий принципиально новый уровень. Возрос объем сотрудничества, оно приобрело более глубокий и стабильный характер. В эти годы расширилось сотрудничество КПСС с правящими прогрессивными партиями африканских государств. Так, в 1976 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между КПСС и МПЛА. Развивается на плановой основе сотрудничество КПСС с Конголезской партией труда, Демократической партией Гвинеи, Партией народной революции Бенина, Африканской партией независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса. Советско-африканское сотрудничество является конкретным выражением генерального курса советской внешней политики, направленного на дальнейшее углубление отношений дружбы и солидарности между советским народом и народами африканских стран на базе принципов равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимной выгоды.