Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Нигерии

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Нигерии

Население и культура Нигерии

В Нигерии насчитывается, по официальным данным, более 200 различных народов. Они говорят на языках, относящихся к различным группам.

В гвинейскую подгруппу языков входят языки, на которых говорят народы ибо, или игбо, как они себя называют (приблизительно 12 млн. человек), йоруба (11—12 млн.), эдо (около 1,5 млн.), цупе (около 1 млн. человек) и др. Группу хауса, или чадскую группу, образуют языки народов хауса (не менее 15 млн. человек), котоко, мусгу, нгизим и др. Народы канури (около 3 млн.) говорят на языках сахарской группы. Западно-атлантическая подгруппа языков включает язык фульбе (не менее 5 млн.). На языках бенуэкон голезской подгруппы говорят народы Центральной Нигерии, а также живущие по берегам р. Бенуэ и в районе р. Кросс (наиболее многочисленные народы этой лодгруппы— ибибио— более 3 млн. и тив — около 2 млн. человек). Население некоторых северо-восточных районов говорит на языках сахарской группы. Наибольшей сложностью отличается этнический состав центральной части страны, особенно плато Баучи, а также районов Адамава, Огоджи и др.

Некоренное население Нигерии незначительно: оно составляло, по переписи 1963 г., лишь 112 тыс. человек; из них 54 тыс. человек— выходцы из других африканских стран, более 57 тыс. — из Европы, Азии и Америки.

Ежегодный прирост населения страны оценивается в 2,7%; быстрый прирост происходит в основном за счет высокой рождаемости.

Размещено население крайне неравномерно. Наибольшая плотность наблюдается в югозападной части— районе города Ибадан (350 человек на 1 кв. км) и на востоке центрального района (до 600 человек на 1 кв. км), наименьшая — на севере (23 человека на 1кв. км). Средняя плотность населения — 68 человек на 1 кв. км. Значительная часть нигерийцев (около 30%) живет в городах, из которых 26 насчитывают более чем по 100 тыс. жителей.

Большую долю населения составляют люди молодых возрастов: до 19 лет — 52%, от 20 до 40 лет — 35% населения Нигерии.

Развитие в годы колониального режима капиталистических отношений привело к появлению в нигерийском обществе рабочего класса, буржуазии, интеллигенции. Большинство рабочих сначала составляли отходники, но постепенно в крупных городах формировался кадровый рабочий класс. После достижения политической независимости не только усилились процессы расслоения общества, но и изменилась их сущность. Социальноэкономические преобразования, политика, направленная на подготовку национальных кадров, — все это приводит к появлению новых профессий среди нигерийцев.

В 1975 г. по найму работало 1,5 млн. человек. Наиболее многочисленную группу образуют сельскохозяйственные рабочие, остальное — промышленный пролетариат (около 750 тыс. человек), а также рыболовы, охотники, лесорубы, торговцы, лица, занятые в сфере обслуживания. В сельском хозяйстве страны занято большинство трудоспособного населения.

Усилившийся за последние годы приток жителей деревень в города (устремившихся сюда главным образом в поисках работы) обусловливает увеличение доли горожан в населении страны. Поскольку темпы развития промышленности не столь высоки, чтобы обеспечить всех работой, возникает проблема трудоустройства для определенной части населения.

Сельские поселения в Нигерии представляют собой большие деревни. В одних деревнях (так называемого линейного типа) дома стоят рядами, в других (дисперсного типа) — домохозяйства находятся на некотором расстоянии друг от друга. У йоруба и эдо издавна существовали городской тип поселений и большие деревни линейного типа; у ибо, ибибио, народов района Огоджи и Центральной Нигерии, напротив, более распространен дисперсный тип, хотя есть города и поселения городского типа. В Западной Нигерии издавна существовали большие го родакрепости. В районах, где плотность населения высокая, поселки близко подходят друг к другу, образуя сплошное поселение, тянущееся на многие километры.

Традиционное поселение состоит из большого числа домохозяйств, отстоящих иногда довольно далеко одно от другого. От каждого домохозяйства ведет тропинка к центральной площади, которая служит рынком и местом собраний. Обычно такое поселение насчитывает от 4 до 8 тыс. жителей. Каждое домохозяйство принадлежит группе родственников, состоящей из мужа, жены, их детей, женатых и неженатых. Домохозяйство состоит из нескольких хижин и окружено глиняным забором. Количество хижин зависит не только от числа членов семьи, но и от состоятельности ее главы. Обычно в центре располагается дом главы семьи, а вокруг— хижины жен и родственников. Помимо жилых помещений имеются хозяйственные постройки, где хранят продукты и содержат скот. Хижины могут быть прямоугольными или круглыми в плане. Крыша несколько нависает над стеной дома, образуя довольно большую веранду. В городах, а у зажиточных людей и в сельской местности появляются каменные постройки с железными крышами. Все большее распространение получают прямоугольные в плане дома с окнами и дверями.

Типы жилищ варьируют даже у одного народа, что объясняется в первую очередь климатическими условиями и наличием того или иного строительного материала. В южных и центральных районах стены домов сооружают из дерева, в более северных местах дома глинобитные, в них не жарко даже в самый сильный зной. У народов Южной Нигерии существует несколько типов жилищ: у ибо, йоруба и эдо они обычно прямоугольные в плане с двускатной или четырехскатной крышей; у народов экой, нкум, йала— круглые с конусообразной крышей. В районах, затопляемых во время половодья, например у иджо, дома часто строят на сваях. В Северной Нигерии, у хауса, фульбе и у народов, населяющих плато Баучи, жилища также нескольких типов. В деревнях обычно строят круглые глинобитные хижины. В городах все чаще появляются дома европейского типа — на фундаменте и с железной крышей.

Внутренние и наружные стены домов хауса украшают лепным орнаментом. Наиболее замечательные образцы орнаментировки отмечаются в Зарии. Нанесение орнамента стоит дорого, поэтому позволить себе это могут лишь люди зажиточные, например богатые торговцыхауса.

Богатые дома обставляются на европейский манер. В деревнях сохраняются традиционные формы убранства. Внутри хижины из глины сооружаются возвышения, на которых спят. Сидят обычно на циновках или на шкурах, расстеленных на полу. Многие зажиточные люди строят дома не сами, а нанимают рабочих. (Появились профессии столяров, плотников, стекольщиков, штукатуров и др., которых раньше не было.) С изменением социальноэкономических условий большие изменения происходят в архитектуре городов. При строительстве современных зданий широко используются народные традиции, учитывающие особенности климата, а также настенная живопись, лепной орнамент, резьба по дереву.

В Нигерии в отличие от некоторых других африканских государств, где все большую роль играет европейская одежда, национальная одежда попрежнему широко распространена. Наряду с тканями фабричного производства используются домотканые и вручную раскрашенные материи. Излюбленный цвет на юге — яркосиний, на севере — белый.

В прежнее время многие народы лесной зоны ели мясо, как правило, во время праздников. Только вожди и богатые люди могли позволить себе часто покупать мясо или убивать домашних животных. И сейчас мясо считается дорогим продуктом, однако употреблять его стали значительно больше, чем раньше.

В приготовлении блюд используют растительные масла, в первую очередь пальмовое. В южных районах употребляют также кокосовое, а в северных — арахид ное масло. В качестве тонизирующего средства используют орехи кола. У йоруба орехи кола предлагают гостю, чтобы подчеркнуть уважение и расположение; они имеют также ритуальное значение, служат одним из свадебных подарков жениха своей невесте. Из алкогольных напитков в лесной зоне распространено тумбо — вино, приготовленное из сока пальмы рафии. Приготавливают также вино из сока масличной пальмы; из кукурузы, сорго, бананов и сахарного тростника варят пиво.

Приготовлением пищи обычно занимаются женщины; многие из них готовят блюда на продажу. Любопытно, что, если женщинайоруба продает пищу на рынке, ее муж покупает еду у своей жены за деньги.

В Северной Нигерии хауса, фульбе и канури варят из муки сорго, кукурузы густую кашу, которую едят иногда с супом, приготовленным из листьев некоторых видов деревьев. Иногда варят суп на мясном или рыбном бульоне. Из просяной каши делают лепешки и едят их с кислым молоком. Большое влияние на рацион народов Северной Нигерии оказал ислам. Так, мусульманам запрещается есть свинину и мясо многих диких животных. Мужчинам полагается есть отдельно от женщин.

У народов Нигерии распространены различные религиозные верования и культы, причем нередко у одних и тех же народов сосуществуют разные верования.

Например, среди йоруба можно встретить приверженцев традиционных верований, мусульман и христиан. В Нигерии, более чем в других африканских странах, сохранились действующие храмы, связанные с традиционными религиями, сохранились иерархия влиятельного жречества и рели (гиозные тайные общества. Почти половина населения придерживается местных традиционных верований и культов. Наибольшее развитие традиционные верования получили у йоруба, бини, ибо, иби био. До сих пор сохраняются элементы родоплеменных культов. У йоруба, например, известно множество различных богов; к высшим относятся божества, олицетворяющие главные силы природы, к низшим — всевозможные духи — покровители гор, рек, деревьев и т. д. Существует и культ предков. Широко бытуют вера в колдовство, черная и белая магии.

Значительное распространение, особенно в северной части страны, получил ислам. По некоторым данным, мусульмане составляют 45% населения. Ислам исповедуют хауса и близкие им бура, баде, болева и другие, часть йоруба, бини, нупе, значительная часть фульбе и канури, часть джукун, биром, идома, камбари и др. Ислам проник в Нигерию еще в средние века, но особенно быстро распространился в середине XIX в. В настоящее время значительное влияние имеют ордена Тиджанийя и Кадирийя.

Христианство (католицизм и протестантство) исповедуют преимущественно народы Западной и Восточной Нигерии — часть йоруба, эве, ибо, бини, иджо, часть тив, ибибио, экой. Первые христианские миссионеры появились в Нигерии еще в XV в., но активное проникновение христианства началось с XIX в. В настоящее время существует большое число католических и протестантских церквей, сект и миссионерских обществ.

Действует в Нигерии также несколько христианско-африканских синкретических сект. Наиболее влиятельной и многочисленной из нйх является секта «Херувимы и серафимы», насчитывающая более 500 тыс. человек. В нее входят христиане, мусульмане, приверженцы традиционных верований — главным образом йоруба. В последние годы растет популярность новой религиозной организации — Национальной церкви Нигерии, проповедующей новую религию — го дианство.

В наши дни все более усиливается интерес нигерийцев к собственным культурным ценностям, происходит все большее взаимообогащение разных культур.

В современной культуре Нигерии живы народные традиции. Они проявляются и в деревянной скульптуре йоруба, и в масках, создаваемых мастерами ибибио, ибо, йоруба, иджо. Традиционные элементы культуры проявляются в произведениях талантливого нигерийского скульптора и художника Бена Энвонву, в настенной живописи и архитектуре Феликса Идубора, украсившего резьбой деревянные панели во Дворце нации в Лагосе. Интересом к традиционному искусству, его традициям проникнуто творчество национального театра, танцевальных и музыкальных коллективов, фестивалей народного искусства.

Из поколения в поколение бережно передаются устные легенды и сказания о сотворении мира, о первых правителях, о славных героях и воинах, о происхождении того или иного народа. Богатые устные народные традиции широко используют нигерийские писатели. Так, книги А. Тутуолы «Пьющий пальмовое вино», «Моя жизнь в царстве духов», «Храбрая африканская охотница» основаны на мифах и сказаниях йоруба.

Острая борьба сторонников нового с традиционалистами, цепляющимися за прошлое, в том числе и за отживающие обряды и обычаи, хорошо показана в произведениях нигерийских писателей Чинуа Ачебе, Онуора Нзекву, Сиприана Эк венси и других, которые отображают в своих романах традиционное общество ибо и йоруба, борьбу старого уклада с развивающимися общественными отношениями, показывают человека нового времени, взгляды которого выходят за рамки узкоплеменных интересов.

В последние годы все больше говорят о нигерийской литературе, скульптуре, о нигерийском искусстве в целом. И это очень важно: в условиях такого многонационального государства, как Нигерия, такой подход способствует воспитанию чувства принадлежности к единому государству. Именно этим объясняется все большее стремление населяющих страну народов называть себя нигерийцами независимо от этнического происхождения.

Национальный вопрос стоит в Нигерии остро, о чем свидетельствуют события 1966—1970 гг., приведшие к гражданской войне, которая, как известно, закончилась победой федерального правительства и сил единства. Правительство Нигерии придает большое значение решению этнических проблем. Новая система штатов, несомненно, способствует смягчению этнических противоречий. Принципы национальной политики правительства страны предусматривают равноправие всех народов, их равное участие в экономической и политической жизни государства, запрещение расовой дискриминации Нигерия и племенной розни, борьбу с сепаратизмом, за всеобщее единство. Проведение этой политики позволило в короткий срок нормализовать положение в трех восточных штатах, ставших ареной борьбы против Биафры, и содействовать тем самым реинтеграции народа ибо, населяющего эти районы страны.

Экономические, социальные и культурные преобразования в Нигерии способствуют укреплению внутригосударственного единства и все большему развитию общенигерийской общности. Однако этническое развитие идет по пути укрепления существующих крупных общностей и превращения некоторых из них в нации. Так, есть все основания говорить о формировании наций йоруба, ибо, хауса. Вокруг этих народов происходит консолидация более мелких этнических Бенинская групп. Не исключено, что в далеком будущем может сложиться единая нигерийская нация в рамках государственных границ, однако в настоящее время Нигерия — многонациональное государство.