Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Проблема Юга и гражданская война 1955—1972 гг.

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Проблема Юга и гражданская война 1955—1972 гг.

Проблема Юга и гражданская война 1955—1972 гг.

От до колониального и колониального периода независимый Судан унаследовал весьма сложный и противоречивый комплекс проблем. Наибольшую остроту в этом комплексе приобрели взаимоотношения, сложившиеся между Севером и Югом. Они отразились на обстановке и направлении политического развития ¦страны после достижения ею независимости. Во многом эти взаимоотношения предопределялись неравномерностью экономического, социального, политического и культурного развития северных и южных провинций Судана, постоянно проводимой дискриминационной политикой центральных властей в отношении населения трех южных провинций — Экваториальной, Верхнего Нила и Бахрэль-Газаля. Для проведения такой политики были свои причины.

После установления в Судане англо-египетского кондоминиума британские колониальные власти проводили в отношении Юга политику, направленную на его изоляцию от арабского Севера. Насаждая режим «закрытых районов» и косвенного управления, британская колониальная администрация стремилась к консервации родоплемеиных отношений в пилотском обществе. Наряду с этим она осуществляла частичную модернизацию традиционных управленческих структур, опираясь на поддержку местной феодально-племенной элиты, а также интеллигенции, получившей образование в Англии. После 1924 г. британские власти стали вынашивать планы раздела Судана па две самостоятельные территориальные единицы. Однако это оказалось нереальным. Буржуазно-феодальная верхушка Севера, нашедшая поддержку у некоторых высокопоставленных чиновников британской администрации и правительства Египта, мыслила создание будущего Судана «махдистского» образца. Как традиционная, так и новая политическая элита Севера рассматривали южные районы страны как неотъемлемую часть унитарного государства со столицей в Хартуме. Это направление стало доминирующим в суданской общественной мысли в 30—40 годы.

На административной конференции по Югу, состоявшейся в Джубе (Экваториальная провинция) в июне 1947 г., представители южных районов выступили в поддержку идеи единства Судана, вне зависимости от этнических, религиозных и социально-экономических различий, существовавших между населением Юга и Севера. Делая ставку на поддержку Южно-суданского национализма, британские власти проводили соответствующую работу среди местного истеблишмента. Однако, несмотря на все усилия англичан, политические организации, действовавшие на Юге в 40—50 гг., не являлись подлинными носителями южно-судакского национализма и не были массовыми.

Установление режима самоуправления в Судане (1953— 1955) вызвало серьезные опасения в среде Южно-суданской элиты. Она была связана с процессом «суданизации», который затронул административную систему всей страны. Замена британских колониальных чиновников суданцами в государственном аппарате и в армии сопровождалась распространением слухов о том, что на ключевые посты как в Хартуме, так и в южных районах страны назначаются почти исключительно выходцы с Севера. Эти слухи в основном соответствовали истине. Северо-суданская традиционная верхушка и мусульманское духовенство укрепили свои позиции в стране накануне предоставления ей независимости.

18 августа 1955 г. произошло вооруженное выступление воинских частей в г. Торит (Экваториальная провинция), в ходе которого солдат южане жестоко расправились с офицерами-северянами. Несмотря на то что подразделения, посланные из Хартума, подавили мятеж, это событие положило начало борьбе Южно-суданских повстанческих организаций против центральных властей.

В период трехлетнего самоуправления Судана происходила активизация политической жизни на Юге. В 1952 г. П. Логали основал в г. Джубе Политический комитет — первую партию жителей Юга. В ходе избирательной кампании в 1953 г. под руководством С. Лохуре возникла Либеральная партия Южного Судана, объединяющая в своих рядах интеллигенцию и государственных служащих Юга [264, с. 150]. Партия была создана в основном при содействии британской администрации и Аль-Уммы, стремившихся за счет антиегипетских настроений создать весомый противовес проегипетским тенденциям, существовавшим в определенных кругах Судана.

После обретения страной независимости задача достижения национального единства приобрела исключительную актуальность. В период между 1956 и 1969 г. все суданские правительства (за исключением кабинета Хатема аль-Халифы) в силу социально-классовых интересов либо личных амбиций их лидеров не стремились к политическому урегулированию конфликта между Севером и Югом. Они выдвигали, как правило, декларативные лозунги и проекты, ставившие своей целью внесение формальных изменений в положение дел на суданском Юге. Это делалось прежде всего для того, чтобы ослабить волну острых критических выступлений в адрес правительства со стороны левой оппозиции.

В конце 50-х и на протяжении 60-х годов политика суданских правительств в отношении Юга в основном проводилась с позиции силы. Военный режим Аббуда и гражданские кабинеты М. А. Махджуба и С. аль-Махди делали главный упор на проведение насильственной арабизации и исламизации населения Юга. Используя военные методы, правящие круги страны проявляли шовинизм в отношении к этническим меньшинствам, нашедший свое отражение во всех сферах государственной и общественной жизни.

В середине нынешнего века Юг был наиболее слаборазвитым в экономическом отношении регионом страны, что во многом явилось следствием колониальной политики, направленной на его изоляцию, а также дискриминационного Южно-суданского курса правителей Хартума в годы независимости. Искусственное сдерживание социально-экономического развития Юга проявилось в почти полном отсутствии здесь промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Большинство предприятий, построенных в 60-е годы (в том числе при помощи СССР), относились к отраслям легкой и пищевой промышленности, которые наряду с экстенсивным сельским хозяйством лишь частично удовлетворяли потребности населения в продуктах питания и одежде. Немаловажным аспектом положения на Юге явилось то обстоятельство, что монопольные позиции во внутренней торговле и современном секторе сельского хозяйства южных провинций захватили северяне. В целом в середине 50-х годов на долю экономики трех южных провинций приходилось всего лишь немногим более 14% валового внутреннего продукта страны [75, с. 103].

Совершенно очевидно, что Южно-суданская традиционная и образованная элита не могла согласиться с той ролью, которая ей была отведена в унитарной структуре Судана. Этим и объяснялся рост вооруженного сопротивления и экстремизма со стороны различных групп населения Юга в отношении войск и администрации центрального правительства.

В 50—60-е годы на Юге было создано около 20 политических партий и организаций, выступавших как с общесудански ми, так и с сепаратистскими лозунгами. В 1962 г. в Леопольдвиле (Киншаса) был сформирован Судано-африканский национальный союз (САНУ), выступавший за отделение Юга. Его основателями были Джозеф Одухо и Уильям Денг. САНУ отстаивал идею федерации трех южных провинций и создания собственной армии, государственного аппарата, органов внешних сношений. Кроме САНУ южане были объединены в другие политические партии (см. выше). В 1963 г. резко активизировала свои боевые операции военно-политическая организация «АньяНья», созданная в 1955 г. [129, с. 58]. Ее лидеры Э. Лодо нги и Дж. Лагу выступали за военное решение Южно-суданской проблемы и ставили задачу дестабилизации правящего режима. Военную поддержку «АньяНья» время от времени оказывал Израиль. Его инструкторы обучали формирования «АньяНья» в Экваториальной провинции и на территории Уганды. В январе 1964 г. аббудовский режим поспешил выслать с территории Южного Судана около 300 иностранных миссионеров. В 1965—1968 гг. активизировались боевые действия на Юге. Правительство было вынуждено ввести там чрезвычайное положение еще в июле 1965 г. Оно предъявило «АньяНья» ультиматум, требуя прекратить сопротивление и сложить оружие. В 1966 г. правительственные войска нанесли сильные удары по вооруженным формированиям Южно-суданских повстанцев.

В декабре 1966 г. прогрессивные силы южного Судана объединились в Демократическую партию Юга, которую возглавил Джозеф Гаранг. Провозгласив социализм основой своей идеологии и политики, партия выступила за незамедлительное прекращение гражданской войны на Юге [75, с. 111].

В то время как центральное правительство проводило курс на полную исламизацию страны, Суданская коммунистическая партия была единственной политической силой, занимавшей принципиальную и конструктивную позицию по разрешению проблемы Юга. В программе СКП, в частности, отмечалось, что «проблема Юга по существу является проблемой национальных меньшинств, борющихся за демократию и лучшую жизнь. Правильное политическое решение этой проблемы — это региональная автономия, избрание демократическим путем представительного Южно-суданского органа» [7, с. 34]. Вместе с тем компартия считала, что различные формы федеративного устройства в специфических условиях межнациональных отношений в Судане неминуемо нанесут вред развитию наций и народностей в стране.

После утверждения у власти Нимейри была провозглашена программа прогрессивных преобразований: преодоление экономической и социальной отсталости страны и укрепление ее политической независимости. 9 июня 1969 г. Совет руководства революцией обнародовал программу экономического, национального и культурного развития Юга. Правительство ДРС декларировало предоставление Югу региональной автономии в рамках нового объединенного независимого Судана [29, с. 29]. Министром по делам Юга был назначен Джозеф Гаранг. В декабре того же года был сформирован специальный министерский совет с целью изучения положения на Юге, а также выработки рекомендаций правительству. Южным районам страны было выделено 4 млн. суданских фунтов для оказания их населению неотложной помощи. Коммунисты оказывали в этот период времени большое воздействие на формирование Южно-суданской политики Нимейри. В январе 1971 г. в Джубе состоялась конференция по вопросам социально-экономического развития Юга. Хартумское правительство стремилось установить контакты с представителями Южно-суданских политических организаций, в том числе и действующих за границей. Диалог с «АньяНья» являлся для правительства, пожалуй, наиболее проблематичным, поскольку эта организация выдвигала перед правительством предварительное условие — считать ее единственным и законным представителем народа южного Судана и вести переговоры о мире только с ней.

В дальнейшем, после июльских событий 1971 г., конфликт Нимейри с левыми силами вынудил руководство ДРС занять более сбалансированную позицию в национальном вопросе, пойти на некоторые уступки Южно-суданцам и дать таким образом импульс процессу умиротворения на Юге.

Важный шаг на пути урегулирования Южно-суданской проблемы был сделан 28 февраля 1972 г., когда в результате переговоров в Аддис-Абебе суданское правительство и руководящие политические деятели Юга подписали при посредничестве Хайле Селассие I и Всемирного совета церквей соглашение о прекращении военных действий и предоставлении Югу Судана статуса автономного региона в рамках единого государства.

Аддис-абебское соглашение состояло из трех документов. Первый касался организации самоуправления трех южных провинций, которые составили Южный регион. Ему предоставлялось право иметь собственные региональные законодательные и исполнительные органы: Народное собрание и Высший исполнительный совет. В их ведение передавались вопросы просвещения, здравоохранения, внутренней торговли, деятельности полиции, в то время как главные вопросы — национальная оборона, внешняя политика, финансы, транспорт и связь — оставались прерогативой центрального правительства. Столицей Южного региона был объявлен город Джуба, основным языком — английский. Всем гражданам региона гарантировались личные свободы, в том числе и свобода вероисповедания, равные права и возможности в получении образования, в работе по найму независимо от расовой, племенной и национальной принадлежности и пола [120, с. 11, примеч.], |

Второй документ предусматривал прекращение огня с 6 марта 1972 г. Специально оговаривалось запрещение индивидуальных и коллективных актов насилия, разного рода подрывных или подпольных действий [166, с. 38].

В третьем документе предусматривалось назначение президентом ДРС по согласованию с южанами председателя и членов Высшего исполнительного совета Южного региона. Определялась организация вооруженных сил на Юге. Их общая численность устанавливалась в 12 тыс. человек, причем 6 тыс. должны были быть южанами и столько же — выходцами из других районов страны [120, с. 18 примеч.].

Аддис-абебское соглашение вскоре было ратифицировано, а б апреле 1973 г. нашло свое закрепление в конституции ДРС. После его ратификации чрезвычайное положение на Юге было отменено, выпущены на свободу политические заключенные, произведена амнистия участников сепаратистских движений. В 1972 г. были расформированы вооруженные отряды «Анья Нья»: 6 тыс. Южно-суданцев были включены в состав регулярной армии Судана, около 2 тыс. бойцов перешли в подразделения полиции и внутренних сил безопасности, около 5 тыс. человек— уволены с воинской службы [166, с. 41].

Хотя в первые годы мирного развития на Юге наметилось небольшое оживление социально-экономической жизни, однако хронический дефицит местных бюджетов, обусловленный во многом невыполнением финансовых обязательств центрального правительства, а также явное нежелание северо-суданского истеблишмента делить власть с Южно-суданской элитой привели к эскалации напряженности в этом регионе.