Книги, статьи, материалы /Лесото. Свазиленд. /ЛЕСОТО. НАРОД БАСУТО

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Лесото. Свазиленд. ЛЕСОТО. НАРОД БАСУТО

ЛЕСОТО. НАРОД БАСУТО

Не менее 99,5% населения Лесото составляют африканцы, принадлежащие к языковой группе южных банту, в подавляющем большинстве — народность басуто, ветвь семьи бечуанов. Есть также несколько тысяч баролонг, немного матабеле, а на юге, на границе с Транскеем, — значительное число африканцев народности коса. Население банту возросло со 127,7 тыс. человек в 1875 году до 347,7 тыс. в 1904 году, 559,3 тыс. в 1936 году и 1213 тыс. человек в 1976 году. Около 0,5% жителей — европейцы (буры и англичане), выходцы из Азии и метисы; население почти целиком концентрируется в городах. Государственные языки в стране — сесуто и английский.

Большая часть населения исповедует христианство, меньшая придерживается традиционных африканских верований, связанных с обожествлением предков и сил природы.

Свыше 30% населения в Лесото составляют неграмотные, и все же уровень грамотности здесь один из самых высоких в Африке. С 1963 года в городе Рома действует университет (до октября 1976 года — университет Ботсваны, Лесото и Свазиленда, после национализации в 1976 году — университет Лесото). За годы национальной независимости число студентов университета возросло почти в 5 раз. В бюджете страны увеличивается доля расходов на цели образования (10% в 1966 году, 25% в 1976 году).

Наибольшая часть населения концентрируется в Западном Лесото, где условия рельефа более благоприятны для земледелия. В 1960 году 50% жителей жило в Западном Лесото, 30% — в горах и 20% — в предгорьях. Плотность населения здесь (до 200 человек на 1 кв. км в дистрикте Бута Буте) — одна из самых высоких в Африке. В горных районах население разреженное.

Подавляющую часть жителей Лесото составляет сельское население, совмещающее занятие земледелием и животноводством с массовым отходничеством на предприятия Южно-Африканской Республики. Больших городов в стране нет, есть лишь малые города или крупные поселки городского типа. Население Масеру, как уже упоминалось, составляет 25 тыс. жителей; другие наиболее значительные населенные пункты — центры дистриктов — Лерибе (18,7 тыс. жителей), Мафетенг (13,4 тыс.), Бута Буте (10 тыс.).

Первая характернейшая черта демографической ситуации в Лесото — крайне неравномерное распределение сельского населения на территории страны. Западный — земледельческий — район перенаселен, с чем здесь связан острейший земельный голод. По самым оптимистическим подсчетам, лишь 400 тыс. га земли, или 13% территории, пригодно в Лесото для сельскохозяйственной обработки. Преобладание горного рельефа, а также относительная скудность почв и суровый климат предопределили традиционный характер хозяйства: на основной части территории страны население занимается животноводством, а земледелие даже в урожайные годы не в состоянии удовлетворить потребности населения в продуктах питания. Около 85% наличной рабочей силы в Лесото занято в сельском хозяйстве.

На эродированных, перенаселенных землях Западного Лесото выращивают кукурузу, сорго и пшеницу, а горные районы используют под пастбища. В связи с большой нагрузкой на землю наблюдается тенденция брать под плужную или мотыжную обработку пастбища у подножий гор и в горах. Вопреки действующим в стране постановлениям такие земли осваиваются без чьей-либо на то санкции и без предварительного осуществления мер по защите почвы от эрозии.

Одна из причин нехватки собственных продуктов питания в этой стране, где условия позволяют снимать (в Западном Лесото) по два-три урожая в год, коренится в социальной психологии самих басуто, согласно религиозным верованиям которых нельзя «тревожить» землю в ту пору, когда в горах лежит снег. В итоге в Лесото, где на одного жителя приходится менее 1 акра (0,41 га) сельскохозяйственной земли, даже эта земля используется далеко не в полной мере.

Вторая характерная черта демографической ситуации в стране состоит в том, что весьма значительная часть ее трудоспособного населения находится на отхожих заработках в ЮАР. Примерно 50% трудоспособных мужчин народа басуто и 10% женщин ежегодно уезжают туда на работу, и сумма их заработков составляет сумму, превышающую стоимость валового национального продукта всего королевства. Денежные переводы от 104 тыс. горняков, работавших в ЮАР, составили в 1974 году 12,5 млн. рэндов, превысив на Чз поступления 1973 года и более чем в 2 раза поступления 1972 года. Официальные прогнозы на 1985 год показывают, что «отсутствующее население» Лесото, видимо, увеличится со 143 тыс. человек в 1975 году до 177,9 тыс. человек к 1985 г.

Советский ученый-африканист профессор И. И. Поте хин подчеркивал в 1955 году, что отходничество в Южно-Африканский Союз представляло собой наиболее чудовищную форму беспощадной эксплуатации английских протекторатов в Южной Африке южноафриканскими монополиями. Оно вытягивало из протекторатов все жизненные силы и ничего не давало взамен. Крестьянское хозяйство оставалось без рабочей силы и оказывалось не в состоянии производить необходимый минимум продовольствия. Отходник выполнял на рудниках неквалифицированную работу и не приобретал никаких знаний, навыков, которые оказались бы полезными в крестьянском хозяйстве. Заработанных им денег едва хватало, чтобы уплатить налоги, долги и прикупить минимально необходимое продовольствие. Он терял в рудниках здоровье и приносил с собой в деревню туберкулез и венерические болезни; так подрывалось состояние здоровья всего населения протекторатов.

«Основная причина отходничества — малоземелье, — писал И. И. Потехин. — В Басутоленде нет европейского землевладения. Но это гористый район, в котором пахотной земли вообще очень мало. Загнанные англобурскими колонизаторами в горы, басуто испытывают крайнюю земельную нужду. Здесь обрабатывается каждый клочок земли, создается террасное земледелие, и все же значительная часть населения совсем не имеет пахотных наделов».

Обратимся к истории народа басуто. Древнейшими обитателями территории современного Лесото были, по видимому, бушмены: в многочисленных песчаниковых пешерах и нишах от них остались наскальная живопись и орудия эпохи палеолита, например наконечники стрел из халцедона и агата. Предки современных басуто переселились в Южную Африку из Центральной Африки не позднее конца XV века.

Английские историки следующим образом рисуют картину этнической истории басуто в последние три-четыре столетия до европейской колонизации. К началу XVI века в верховьях реки Вааль обитала многочисленная группа племен бакони (на языке сесуто) или абангуни (на языках зулу и коса), давшая начало всем народностям банту Южной Африки. В XVI веке одна часть племен переселилась в нынешнюю провинцию ЮАР — Натал, образовав там впоследствии зулусскую народность, другая — в нынешнюю Капскую провинцию ЮАР, образовав там народность коса. Несколько позднее в юговосточном направлении из бассейна реки Улифантс стали расселяться племена бапеди. Они дошли до реки Бол. Усуту и встретились там с племенами амботекела, которые назвали их басуту, то есть люди с реки Усуту. Это название распространилось на все племена банту, населявшие тогдашнюю этническую территорию басуто и бечуанов. В первой четверти XIX века южные басуто стали называть северных басуто бечуанами.

Таким образом, басуто и бечуаны некогда представляли собой единый народ, говоривший на родственных племенных языках. Эти языки были настолько близки друг другу, что первые европейские миссионеры, изучив язык одного племени, могли свободно объясняться со всеми другими племенами. Р. Моффат, например, знал язык племени батлапин, а Д. Ливингстон — язык племени бак вена, и они могли обходиться в путешествиях без переводчиков. Лингвисты разбили эти языки на две группы: западную, или сечуана, и восточную, или сесуто. Различия между ними несущественны. Сесуто испытал на себе влияние зулусского языка и стал мягче; в него проникли щелкающие звуки, которых нет в языке собственно сечу ана. Грамматический строй языков западной группы считается более примитивным. Надо полагать, что эти различия возникли не ранее XIX века. Группу восточных языков делят еще на северные и южные. Северные языки называются сепеди, а говорящие на них племена — ба педи (педи), иногда — трансваальскими басуто.

Племенная структура и расселение племен в начале XIX века подробно изучены только в отношении бечуа нов, среди которых находились многие английские миссионеры. Племена басуто стали объектом изучения лишь после колонизации, и поэтому многое до сих пор остается неясным. Судя по материалам первых английских путешественников и миссионеров, процесс смешения племен начался до XIX века. В начале XIX века он был уже весьма заметным. Племена раскалывались, расселялись, смешивались; вожди одних племен вели борьбу за подчинение других племен, старые границы племенных территорий исчезали. Борьба против европейских колонизаторов, земельные ограбления и связанные с этим переселения племен ускорили процесс разрушения старой племенной структуры.

В первой четверти XIX века племена басуто оказались под влиянием событий, развернувшихся на соседней территории Натала в связи с походами зулусского полководца Чаки и образованием зулусского государства. Многие зулусские племена или группы разбитых племен уходили за Драконовы горы и расселялись на землях басуто. Сюда же направлялся поток переселенцев с юга, из районов Транскея, вызванный вторжением зулусских племен. В 1824 году на территории племен басуто появились матабеле во главе с вождем Моселекатсе. Это были уже не слабые, бежавшие от сильного противника группы, а хорошо организованные, вооруженные части армии Чаки с ее новой тактикой. Племена басуто не могли противостоять матабеле. Миссионер Р. Моффат, проехавший в 1829 году от Курумана до резиденции Моселекатсе, наблюдал картину опустошения: разрушенные поселения, заброшенные поля кукурузы и т. п.

Моселекатсе основал свое главное поселение (крааль) на территории племени баквена, в нескольких километрах севернее нынешней столицы ЮАР Претории. Отсюда он распространил свое влияние на большую территорию между реками Вааль и Лимпопо. Его передовые отряды доходили до современных границ Лесото на юге и до Курумана на западе. Многие племена были разбиты, остатки их разошлись по землям других племен, слились с ними или образовали новые племена. В Лесото хлынул новый поток переселенцев с севера.

Таким образом, труднодоступные горы Лесото, населенные племенами баквена, батонг, батлоква, бафути и другими, оказались убежищем для разбитых Чакой и Моселекатсе зулусских и басуто-бечуанских племен. К началу 30х годов XIX века территория современного Лесото была густо заселена разноплеменной массой людей, говорящих на родственных языках банту. Большое число новых поселенцев утратило старые племенные связи, оказалось вне племенной структуры. Эта ситуация требовала новых форм организации общественной жизни. Старая родоплеменная система управления оказалась уже неприемлемой и должна была уступить место новой системе; старое, родоплеменное деление должно было уступить место новому, территориальному делению.

К этому времени над Лесото нависла реальная угроза англо-бурского вторжения. Английские колонизаторы уже обходили горы Лесото с юга: они хозяйничали в Транскее, подавляя сопротивление разрозненных племен коса. Английские агенты орудовали и в колонии Натал. Уже с 1824 года бурские колонисты стали появляться на северной стороне реки Оранжевая. Обстановка настойчиво требовала объединения сил для борьбы с колониальной агрессией европейцев.

«В последние годы непрекращающееся давление белых, кажется, открыло глаза туземцам, — писал французский миссионер Ж. Казалис, поселившийся в Лесото в 1883 году, — их внимание привлекает тот, кто стоит за общие интересы… Идея объединения племен для оказания сопротивления иноземцам с каждым днем все прочнее внедряется в их сознание».

Все эти обстоятельства выдвинули на историческую арену молодого и энергичного вождя племени баквена — Мошеша, который родился в 90х годах XVIII века на северной границе современного Лесото, около Бута Буте. Опираясь на аристократическую верхушку своего племени, он добился признания себя верховным вождем басуто. Он разделил страну на три области, поставив во главе каждой своих близких родственников в качестве наместников. Этим было положено начало образованию феодального государства Лесото, на территории которого сложилось ядро народности басуто. В состав этого ядра вошло более двух десятков племен и групп разбитых Моселекатсе племен (баквена — основное ядро, затем бафокенг, бакхатла, бафути, басня и другие) и, кроме того, значительное число зулусов, бежавших от Чаки в горы. Моселекатсе попытался овладеть горами Лесото, но это оказалось безуспешным, однако в дальнейшем между ним и Мошешем установились дружественные отношения.

Последующий процесс объединения племен был прерван англо-бурской колонизацией. В 1836 году начался «Великий трек» — массовый уход буров на север перед лицом английской экспансии с юга. К 1837 году в междуречье Оранжевой и Вааля насчитывалось уже около тысячи бурских фургонов. В июне 1837 года во вновь основанном городе Винбурге состоялся съезд бурских переселенцев, на котором была принята временная конституция новой бурской республики. И с этого периода в течение 30 лет Мошеш I был вынужден вести непрерывную вооруженную и дипломатическую борьбу за независимость Лесото как против бурских, так и против английских колонизаторов. Мошеш проявил себя в этой борьбе как дальновидный государственный деятель, искусный дипломат и организатор. Но соотношение сил было явно не в пользу слабого молодого государства.

Видя главного врага народа басуто в бурах, которые наводняли его земли и в то же время отказывались признавать его власть, Мошеш был вынужден неоднократно обращаться к правительству Англии через ее верховного комиссара в Южной Африке сэра Ф. Вудхауза с просьбами об установлении британского «покровительства» (протектората) над Басутолендом (так по-английски называлась страна басуто). Эти просьбы становились все более настойчивыми по мере того, как Мошеш I терял все большую часть своих владений. Наконец, в марте 1868 года, когда государство басуто было уже на грани катастрофы, королева Виктория разрешила Ф. Вудхаузу издать прокламацию, «допускавшую» басуто в «подданство ее величества». Так начался длительный период английского колониального господства над Лесото.

В распоряжении молодой народности басуто остался небольшой горный район площадью около 30 тыс. кв. км.

Население его, по переписи 1891 года, составляло 218 тыс. человек. Установившиеся в результате борьбы с колонизаторами границы Басутоленда не являлись этническими границами, поскольку, по данным той же переписи, в соседних с Басутолендом районах Капской колонии насчитывалось 40 тыс. басуто; в Оранжевой колонии, по переписи 1904 года, проживало 130 тыс. басуто, и, наконец, значительное число их оказалось в пределах Трансвааля.

Мошеш I умер 11 марта 1870 года. Англичане установили в Басутоленде систему косвенного управления. При этом в английской литературе приводятся слова Мошеша, якобы сказанные им колониальному чиновнику Дж.Грею: «Если только вы будете управлять моим народом через меня, смуты не будет. Он будет следовать за мною, а я буду следовать за вами».

Вначале Басутоленд был объявлен «коронным протекторатом», но в 1871 году его присоединили к Капской колонии, граничившей с ним с юга. Власти колонии попытались проводить политику прямого управления, что вызвало враждебность вождей-феодалов басуто, которые увидели в этом попытку узурпации их прерогатив. Кульминация наступила в 1880 году, когда была предпринята попытка разоружить басуто в соответствии с «Капским актом о сохранении мира» от 1878 года. Однако басуто все еще боялись буров из Оранжевого Свободного государства и в так называемой «ружейной войне», которая разразилась между басуто и Капской колонией, успешно противостояли войскам последней. Постепенно было достигнуто соглашение, по которому басуто сохранили за собой свои ружья, хотя и были обязаны выплатить определенный штраф.

Престижу капской администрации пришел конец, и в 1884 году Басутоленд во второй раз перешел под прямой контроль имперского правительства Великобритании. Первые комиссары-резиденты М. Кларк и Г. Леджен насаждали систему косвенного управления, опираясь на верховного вождя Леротоли и других вождей, и в годы англо-бурской войны басуто остались лояльны по отношению к метрополии.

По своему политическому устройству Басутоленд в колониальный период представлял собой наследственную феодальную монархию, где все важнейшие государственные посты — верховного вождя (короля), вождей дистриктов и другие — находились в руках одной династической семьи, а народные массы были полностью отстранены от государственных дел. Учрежденный в 1903 году Национальный совет Басутоленда (вместо прежнего Питсо — народного собрания по типу древнегреческой агоры) состоял из короля, 94 членов, назначаемых королем, и пяти членов, назначаемых английским комиссаром резидентом. Комиссаррезидент являлся фактическим правителем страны, использующим для прикрытия английского империалистического господства ее феодальную знать.

Наследники Мошеша I стали распорядителями, а по существу — владельцами всей земли и крупными скотовладельцами. Основное богатство страны — земля и скот — оказалось сосредоточенным в руках немногочисленной аристократической верхушки. Крестьяне были обязаны обрабатывать ее поля и пасти скот, отдавать ей часть продуктов своего хозяйства. В Басутоленде сохранялись еще племена и племенные территории, но это было лишь пережитком старого доклассового общества. Уже в конце XIX века Басутоленд представлял собой феодальное королевство с характерными для феодального общества отношениями.

В 1908 году при обсуждении перспектив создания Южно-Африканского Союза вожди басуто, помня горький опыт управления Капской колонией, послали депутацию в Лондон с просьбой к английскому правительству не включать Басутоленд в какую-либо будущую федерацию южноафриканских колоний. Когда был принят «Акт о Южно-Африканском Союзе», Басутоленд соответственно был сохранен в качестве отдельного британского колониального владения.

Какие выгоды извлекала Англия из колониального господства над Басутолендом? Дело в том, что это небольшое горное королевство с самого начала стало придатком к экономике Южной Африки, в которую были вложены значительные британские инвестиции. Высокогорные пастбища Басутоленда сдавались в аренду богатым европейским скотовладельцам из Южной Африки под выпас скота, и в первую очередь овец. Басутоленд служил резервуаром дешевой африканской рабочей силы для предприятий белых южноафриканских промышленников и фермеров. Миграции трудовых ресурсов из Басутоленда в Южную Африку начались еще в 1859 году.

Если в 1892 году на заработки в Южную Африку, главным образом на алмазные рудники и железные дороги, уходили 30 тыс. человек, то в 1956 году — уже 154,8 тыс. человек; большая часть из них работала на золотых рудниках Трансвааля и Оранжевой провинции, на алмазных рудниках, в угольных шахтах и на европейских фермах. Женщины и дети начиная с 12летнего возраста также отправлялись на заработки.

Было множество факторов — экономических, социальных и даже психологических, побуждавших рабочих мигрантов покидать Басутоленд. Но экономический фактор — главный. Проведенные в стране переписи показали, что абсентеизм (отсутствие жителей в местах жительства) выше на истощенных землях Западного Басутоленда, где плотность населения высока и многие семьи не имеют собственной земли, чем в горных районах Восточного Басутоленда. Абсентеизм выше среди безземельных семей, чем среди семей, имеющих землю и скот. Есть абсентеисты и с землей, но их процент падает с увеличением ее количества в руках семьи.

В связи с массовым отходничеством басуто в ЮАС в английском официальном издании «Басутоленд. Отчет за 1962 год» отмечалось: «Нет сомнения, что сельское хозяйство, являющееся главной опорой для большинства народа Басутоленда, страдает в результате трудовых миграций, особенно потому, что из страны уходят трудоспособные мужчины, оставляя большую часть работы дома на немногих мужчин, стариков, женщин и детей. С другой стороны, полагают, что мигранты приносят с собой домой прогрессивные идеи, которые вместе с деньгами и товарами производственного назначения могут дать определенные выгоды нации в целом и сельскохозяйственному сектору в частности».

В колониальный период территория Басутоленда была подразделена на дистрикты (Масеру, Мохалесхук, Цгутинг, Мафетенг, Лерибе, КвачасНек, Береа). Во главе каждого дистрикта стоял вождь из правящей династии, а фактически власть принадлежала английскому чиновнику — комиссару дистрикта, подчиненному комис сарурезиденту. Комиссаррезидент в свою очередь подчинялся верховному комиссару Англии в Южной Африке. Из 99 членов Совета Басутоленда со временем 42 стали избираться коллегиями вождей, 52 назначались королем и 5 — комиссаром-резидентом. Совет обычно собирался один раз в году. Он выбирал из своего состава так называемый Постоянный комитет; последний разбирал все важные дела, возникавшие в периоды между заседаниями Совета.

В 1907 году в стране возникла первая либеральная организация из коренного населения — Прогрессивная ассоциация Басутоленда, объединявшая учителей, клерков, мелких торговцев. Она требовала проведения реформ, которые расширили бы возможности африканцев в области образования, торговли, здравоохранения. Через несколько лет возникла и просуществовала период между двумя мировыми войнами первая политическая партия — Лехотла ла бафо (Лига бедноты), которая потребовала ликвидации колониальной власти и демократизации общественной жизни, то есть встала во главе национально-освободительного движения. Против нее выступили как вожди, так и «прогрессисты», а английские власти несколько раз пытались объявить ее вне закона. Но партия пользовалась такой широкой поддержкой масс, что британский комиссар-резидент не решился на это. С 1922 года начался период тесного сотрудничества Лиги бедноты и Коммунистической партии Южной Африки. Важной заслугой Лиги бедноты была организация в стране массового движения против попыток расистского правительства Южно-Африканского Союза аннексировать Басутоленд.

Превращение Басутоленда в «туземный резерват» в составе Южно-Африканского Союза, которого особенно добивались бурская Националистическая партия и правительство этой партии, пришедшее к власти в ЮАС в 1948 году, было, безусловно, большим злом по сравнению со статусом английской колонии, ибо это означало распространение на страну южноафриканской системы расовой дискриминации. Выбирая меньшее из двух зол, народ басуто настойчиво боролся против включения страны в состав ЮАС. В то же время Англия не хотела допустить аннексии Басутоленда ЮАС, чтобы не проиграть в глазах мировой общественности и не способствовать усилению своего южноафриканского доминиона, с которым у нее были противоречия.

В годы второй мировой войны Англия, опасавшаяся ослабления своих позиций в колониях, провела во многих из них административные реформы, которые в глазах общественности должны были выглядеть как продвижение колониальных народов по пути самоуправления. В Басутоленде в 1943 году были учреждены советы дистриктов как совещательные органы при комиссарах соответствующих округов. Большинство их членов выбиралось всеобщим голосованием на местных ассамблеях; от двух до пяти советников дистриктов назначались королем из числа членов Совета Басутоленда, проживавших в данном дистрикте. Каждый совет дистрикта обычно выбирал четырех своих членов для того, чтобы они заседали в Совете Басутоленда в течение трех лет.

В конце 1943 года был назначен комитет, главным образом из басуто, чтобы разработать план учреждения Национальной казны басуто. Предложения этого комитета включали реорганизацию «туземных» судов басуто, число которых предлагалось сократить с 1300 до 130 при одновременном переходе от системы, при которой каждый вождь и каждый старшина сами вершат суд и кладут в собственный карман судебные штрафы и пошлины, к системе, при которой судопроизводством ведают оплачиваемые чиновники басуто, а судебные поступления идут в Национальную казну. Было предложено также, чтобы вожди и другие должностные лица басуто, осуществляющие административные, судебные и фискальные функции, получали твердое жалованье из Национальной казны.

Все эти предложения были приняты комиссаромрези дентом и королем по рекомендации Национального совета Басутоленда в 1945 году. Национальная казна басуто и новые суды были учреждены здесь в 1946 году.

После второй мировой войны в стране наступил новый подъем национальноосвободительного движения. В 1952 году группа членов Лехотла ла бафо во главе с Нцу Мокехле создала новую политическую организацию — Партию конгресса. Партия потребовала незамедлительного предоставления стране внутренней автономии, а затем и полной независимости. Эта политическая организация пользовалась поддержкой жителей городских районов, местных профессиональных союзов, студентов. Ее идеологией с самого начала были национализм и панафриканизм. В 1959 году возникла Национальная партия Басутоленда во главе с Л. Джонатаном, отражавшая интересы вождей и национальной буржуазии. В 1962 году была сформирована Марематлу фридом парти (Партия свободы и единства), выступившая за расширение власти короля и против политической ориентации на ЮАР. Возникли и другие партии.

Важным событием в политической жизни Басутоленда стало образование в 1962 году Коммунистической партии Лесото, I съезд которой принял Программу партии, основанную на принципах марксизмаленинизма. Социальной основой КПЛ были главным образом рабочие-отходники, прошедшие школу экономической и политической борьбы в ЮАР. Коммунистам Басутоленда приходилось работать в очень трудных условиях; в 1964 году на некоторых активистов партии были совершены покушения.

С введением в феврале 1970 года чрезвычайного положения в стране КПЛ была запрещена и с тех пор находится на нелегальном положении. Несмотря на репрессии и непрекращающуюся кампанию клеветы, Коммунистическая партия Лесото продолжает борьбу за демократию и социализм в своей стране.

В 1965 году Басутоленду было предоставлено внутреннее самоуправление. Состоялись первые всеобщие выборы в Совет Басутоленда. При сильной поддержке из ЮАР победила Национальная партия Басутоленда, получившая 31 место из 60. Вождь Леабуа Джонатан, по образному выражению одной английской газеты, «пришедший к власти на южноафриканские деньги и на антикоммунистической платформе», стал первым премьер-министром. Партия конгресса получила 25 мест, а Марематлу фридом парти — 4 места.

4 октября 1966 года в Басутоленде провозглашена независимость. Королевство Лесото стало суверенным государством в составе Британского содружества наций. Вступила в действие конституция 1966 года, подготовленная англичанами по так называемой вестминстерской модели — по образцу конституций британских доминионов.

Законодательная власть стала принадлежать королю и двухпалатному парламенту, состоящему из сената (33 сенатора), где представлены главным образом вожди, и Национального собрания, 60 членов которого избираются всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Избирательное право было предоставлено лицам, достигшим 21 года. Исполнительная власть принадлежит правительству.

Премьер-министр Лесото Л. Джонатан сразу же выступил с заявлением, что главная внешнеполитическая цель нового государства — укрепление «дружественных отношений» с Южно-Африканской Республикой, а внутриполитическая — сохранение традиционной социальной структуры и экономическое развитие с помощью иностранного капитала, прежде всего южноафриканского. Уже в январе 1967 года премьер-министр вынудил короля Мошеша II подписать документ, в соответствии с которым он сможет контролировать всю деятельность короля. Против диктатуры Л. Джонатана и политики ориентации его правительства на ЮАР выступили все оппозиционные политические партии и король Мошеш II.

В январе 1970 года в стране проходили перевыборы депутатов Национального собрания. Накануне этих выборов в стране существовали семь политических партий. Первые же результаты выборов показали, что на них побеждает оппозиционная Партия конгресса. Тогда премьерминистр, не желавший расставаться со своими диктаторскими полномочиями, объявил результаты парламентских выборов недействительными, приостановил действие конституции 1966 года и распустил Национальное собрание. В стране начались волнения, демонстрации, стычки населения с полицией, в ходе которых, по оценке, погибло не менее 500 жителей. Л. Джонатан ввел в стране чрезвычайное положение. Л. Джонатан правил Лесото с помощью указов вплоть до апреля 1973 года, когда было учреждено Временное национальное собрание, все члены которого назначались им лично. Лидер Партии конгресса Нцу Мокехле был заключен в тюрьму примерно на 15 месяцев еще во время чрезвычайного положения 1970 года. В январе 1974 года Н. Мокехле и его сторонники из Партии конгресса предприняли попытку насильственного государственного переворота, организовав нападения на полицейские участки с целью захвата оружия и свержения власти Л. Джонатана. Попытка эта оказалась безуспешной, и, чтобы избежать повторного ареста и расправы, Н. Мокехле бежал из страны. Около 30 активистов Партии конгресса в Лесото были приговорены к различным срокам тюремного заключения по обвинению в государственной измене.

Управлять страной, хотя и небольшой, с помощью одних репрессий и голого насилия было невозможно, и под давлением объективной необходимости правительству Л. Джонатана пришлось перейти, хотя бы и на словах, на позиции африканского национализма и панафриканизма. Л. Джонатан после 1973 года делал несколько попыток кооптировать во Временное национальное собрание представителей оппозиционных партий. В апреле 1977 года начались переговоры о примирении между правящей Национальной партией Басутоленда и основной оппозиционной партией — Партией конгресса, которую представляли заместитель ее председателя М. Тхабане и Ф. Мотламелле. В том же году лидер другой оппозиционной партии — Объединенной демократической партии Лесото — Ч. Мофели обратился с призывом к Л. Джонатану провести в стране новые всеобщие выборы. «Прошло почти семь лет со дня последних выборов, — говорил Мофели, — Временное национальное собрание, состоящее из назначенных правительством членов, сыграло свою роль в обеспечении мира и стабильности в стране. Сейчас народ Лесото требует проведения выборов, чтобы вернуться к демократической системе правления».

В области внешней политики в Лесото постепенно осуществляется переход на позиции поддержки борьбы африканского населения ЮАР, Зимбабве и Намибии против белого расизма, в связи с чем значительно осложнились отношения страны с ЮАР. Если в июне 1971 года Лесото наряду с Малави, Берегом Слоновой Кости и другими государствами было одной из шести африканских стран, голосовавших на конференции Организации африканского единства в АддисАбебе за «диалог» и «наведение мостов» с расистским Югом, то в 1975 году Л. Джонатан заявил, что «Лесото не будет назначать своего посла в ЮАР до тех пор, пока там не будет ликвидирован апартеид».

Лесото принимает политических беженцев из расистской ЮАР. Министр иностранных дел Лесото заверил этих беженцев, что они могут жить в стране, если не будут вмешиваться в политическую борьбу и использовать ее территорию «как базу для заговоров против других стран». Он отметил, что в Лесото подписаны международные договоры о беженцах и страна останется «островом свободы в море угнетения».

Отношения между Лесото и ЮАР особенно обострились с 1976 года, после провозглашения «независимости» южноафриканского «бантустана» Транскей. В декабре 1976 гота в советской печати сообщалось о том, что власти ЮАР блокировали юговосточную часть границы Лесото, через которую осуществлялись традиционные торговые контакты. Расисты пригрозили, что не снимут блокаду до тех пор, пока в Лесото не признают «независимость» Транскея, которая, как известно, до сих пор не признана ни одной страной по причине ее явной фиктивности. Отчаявшись какимлибо иным образом добиться международного одобрения своей политики «бантустани зации», то есть создания подчиненных ЮАР псевдогосу дарственных образований под вывеской «независимости», ЮАР прибегла к грубому нажиму на суверенное государство. Эти действия были осуждены Советом Безопасности ООН, который потребовал неукоснительного уважения суверенитета Лесото.

Далее, с I января 1977 года ЮАР аннулировала субсидию на продаваемые Королевству Лесото кукурузу, сорго и пшеницу, что привело к повышению цен на все мучные изделия в стране. Для покрытия потерь, связанных с репрессивными мерами со стороны ЮАР, Европейское экономическое сообщество предоставило Лесото субсидию в 1 млн. рэндов; однако, по заявлению Лесото, для покрытия соответствующих убытков нужно по меньшей мере 6 млн. рэндов.

Лесото стремится поддерживать и устанавливать нормальные отношения со всеми странами, в том числе и с социалистическими, чтобы по возможности расширить круг источников потенциальной помощи. В сентябре 1975 года страна установила дипломатические отношения с Югославией, а немного позднее — с Румынией и КНДР. В феврале 1976 года Лесото признало правительство МПЛА в Анголе в качестве единственного законного правительства.

Что касается отношений между Лесото и Советским Союзом, то, как заявил Л. Джонатан в беседе с корреспондентом ТАСС, «Лесото, как и СССР, верит в мирное урегулирование международных конфликтов. Мы согласны с советской Программой Мира, поскольку она поддерживает политическое и экономическое освобождение Африки. Лесото решительно выступает за ликвидацию всех форм колониализма и расизма, в каком бы районе мира они ни существовали… Как развивающееся африканское государство, мы приветствовали бы сотрудничество между нами и СССР. Мы особенно ценили бы помощь, направленную на ускорение нашего экономического развития. Имеются также возможности для сотрудничества в культурной и технической областях».