Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Финансы и кредит В Африке

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Финансы и кредит В Африке

Финансы и кредит В Африке

Важнейшее звено финансовой системы развивающихся гос-в А. — бюджет центрального пр-ва, к-рый подразделяется на текущий (ординарный) бюджет и бюджет капиталовложений. Последний обычно входит составной частью в нац. планы развития (в разбивке по годам). За центральным бюджетом закрепляются осн. источники доходов; потребности местных властей финансируются по нисходящей линии путём дотаций и, как правило, второстепенных налогов, законодательно закрепляемых за местными органами власти. К центральному бюджету примыкают специальные правительственные фонды (инвестиционные, социального, личного и имущественного страхования), а также бюджеты автономных (или полуавтономных) гос. организаций и предприятий (железных дорог, корпораций и др.).

За счёт налогов формируется от 70 до 80% и более всех текущих доходов бюджета (см. табл. 17). Величина налоговых поступлений в 1970-е — нач. 80-х гг. в большинстве стран региона находилась на уровне 13—16% ВВП. Лишь в отдельных странах, имеющих довольно значит, доходы от добычи и экспорта нефти и др. ценного минерального сырья (Алжир, Нигерия, Ливия, Габон, Марокко, Ботсвана, Свази-ленд, Заир, Замбия, Маврикий, Конго), она достигала 22— 25% ВВП и выше.

Во многих гос-вах А, налоговые системы являются регрессивными, т. е. прирост нац. дохода не влечёт за собой авто- матич. увеличения налоговых поступлений. Гл. причина такого положения заключается в низкой эффективности механизма прямого налогообложения, что обусловлено целым рядом причин экономич., организационного и поли- тич. характера: 1) Прямые налоги в странах А. платит не более 2—3% населения, что гл. обр. связано с его низкой налогоспособностью (от 30 до 60% людей живут на доход менее 50—75 долл. в год в расчёте на 1 чел., т. е. фактически находятся за чертой «предельной бедности»), 2) Существуют большие трудности охвата прямыми налогами распылённого традиц. сектора х-ва; слабо организован учёт доходов пр-тий и лиц свободных профессий; не хватает налоговых инспекторов; распространено уклонение от уплаты налогов (по нек-рым оценкам, во мн, афр. странах ежегодно недобирается в казну от V3 до ’/г прямых налогов). Особенно широко к практике уклонения от налогообложения прибегают филиалы ТНК. 3) Представители «новых средних слоев» — чиновничья и армейская верхушка, дипломированные специалисты, сельская элита и др. имеют большие льготы и привилегии, вплоть до полного освобождения от налогообложения. 4) В тех странах, где усиленно насаждаются капиталистич. отношения, ставки налога на прибыль обычно не превышают 35—40%; местным, а зачастую и иностр. предпринимателям предоставляются льготы (ускоренное списание осн. фондов, скидка на развитие, минимальные тарифы и гос. пошлины и др.).

Налоги на доходы и прибыль составляют не более 3—6% ВВГ, причём взносы в казну от личного подоходного налога зачастую не превышают 1,5—2,0% ВВП. Крайне слабо организовано налогообложение недвижимого имущества, наследств и дарений, зачастую отсутствует налог на сделки с капиталом. В нек-рых странах крестьянство продолжает нести бремя архаичных подушных налогов, а также др. поборов (в т. ч. собираемых в деревне родо-племенной верхушкой).

За счёт косвенных налогов формируется от 60 до 80% всех налоговых поступлений. Осн. метод косвенного обложения — таможенные пошлины. В большинстве афр. стран на них приходится от 40 до 60% всех налоговых поступлений. Преобладает обложение импорта. В странах, к-рые про-водят политику импортного замещения, используются также покровительственные тарифы. Налоговое обложение экспорта практикуется ограниченно. Однако в ряде стран (Бурунди, Эфиопия, Гана, Руанда и др.) экспортные пошлины достигают от 20 до 80% всех собираемых налогов. К этому виду обложения фактически следует отнести и значит. часть доходов, мобилизуемых гос. организациями при закупках у производителей ряда плантационных культур (кофе, какао, кокосового масла, хлопка и др.). Общая нехватка ресурсов частично возмещается расширением сферы и повышением ставок акцизов, к-рыми преимущественно облагаются товары массового потребления, а также путём более широкого использования общего налога на продажи. Во многих афр. странах гос-во пытается смягчить бремя косвенных налогов путём субсидирования цен на предметы первой необходимости, прибегает к контролю над ценами. Одновременно вводятся более высокие ставки налога на предметы роскоши.

Отчисления в бюджет от прибыли гос, пр-тий 24 афр. стран в середине 1970-х гг. не превышали в целом 6% текущих доходов центрального бюджета. Вклад госсектора в бюджеты отд. стран был выше, гл. обр. за счёт рентных доходов, перечисляемых горнодоб. пр-тиями (вкл. отчисления от продажи нефти).

Бюджетные расходы растут довольно быстро, достигая 25% ВВП и выше в странах — экспортёрах нефти, 17—20% в большинстве остальных (в наименее развитых странах 12—16% ВВП).

В 1960-х — нач. 70-х гг. многие афр. страны делали осн. упор на стимулирование совр. произ-ва в частном секторе. Такая стратегия привела к усилению технико-экономич. и валютно-финансовой зависимости А. от центров мирового капиталистич, х-ва, диспропорций в экономике, вызвала упадок в с, х-ве, увеличила безработицу. В кон, 1970-х — нач. 80-х гг. стратегия бюджетных капиталовложений была переориентирована на удовлетворение потребностей взаимодополняемого развития с. х-ва и базовых отраслей пром-сти, ускорение социального развития. Существенно увеличилась (в отд. странах до 1/3 и более) доля всех инве-стиций, направляемых на развитие с.-х. произ-ва. В наиме-нее развитых странах осн. внимание уделяется развитию производственной инфраструктуры, включая дорожное стр-во (от 1/3 до 2/5 всех гос. инвестиций). В странах, к-рые уже сделали ощутимые шаги на пути создания основ инфраструктуры, значит, часть гос. инвестиций поступает на развитие пром. произ-ва, в т. ч. в тяжёлую пром-сть (Египет, Алжир, Нигерия, Кения и др.). В отрасли обрабат. пром-сти в наименее развитых странах Тропич. А. направляется 8— 12% всех гос. капиталовложений; в остальных — примерно до '/5, а Е относительно более развитых гос-вах Сев. А. — до V4 и более. В странах, обладающих значит, запасами полезных ископаемых, гос-во активно финансирует добычу минер, сырья, предназначенного на экспорт.

С целью ускорить процесс становления базовых отраслей х-ва гос-во широко прибегает к субсидиям и льготным бюджетным кредитам. Бюджетные средства также используются на создание смешанных пр-тий в пром-сти. Существенно повысилось внимание к финансированию мелкомасштабных проектов, общественных работ, кустарных и ремесленных промыслов.

Постепенно увеличивается объём финансовых ресурсов, направляемых на социальное развитие — образование, здравоохранение, подготовку кадров, жилищно-коммуналь-ное обслуживание, субсидирование прожиточного минимума городских и сельских низов. Так, в Алжире, Кении, Марокко, на Маврикии и Мадагаскаре гос. капиталовложения, выделяемые на эти цели, достигают 30—50% затрат, предусмотренных планами развития.

Быстро растут текущие расходы гос-ва. В нач. 1980-х гг. доля военных расходов в ВВП развивающихся стран А. достигла высокого уровня — 6%. Преобладающая часть их прироста приходится на Египет. Ливию, Нигерию и Алжир. В Судане, Сомали, Руанде и Мали военные расходы достигают 15—20% всех бюджетных ассигнований. Увеличиваются затраты и на содержание гос. аппарата. В целом по региону средства, выделяемые на нужды управления и военные цели, составляют свыше 1/3 всех текущих затрат центрального бюджета.

В большинстве афр. стран бюджеты сводятся с дефицитом, к-рый имеет тенденцию к увеличению. Дефицит центральных бюджетов на 45—70% покрывается за счёт внутр. и внеш. займов.

Процесс накопления ссудного капитала, на к-ром базируются кредитные операции, тормозится крайне низким уров-нем доходов и сбережений подавляющей части нас., замедленной трансформацией кредитно-банковских систем, архаическими традициями и пережитками (тезаврация денег, институт большой семьи, расходы, связанные с отправлением религиозных ритуалов, и др.), Осн. масса личных сбережений — от 70 до 80% — концентрируется в руках узкой прослойки имущих классов, причём значит, их часть переводится за рубеж.

Гос-во стремится расширить сферу аккумуляции кредитных ресурсов и ускорить процесс становления нац. кредитных систем. В Алжире, Эфиопии, Гвинее, Танзании, Анголе, на Мадагаскаре, а также в Ливии и в ряде др. стран кредитно-финансовые учреждения и банки полностью национализированы, а в ряде случаев (Алжир) подверглись существенной реорганизации и специализации, стали важным инструментом политики, направленной на укрепление гос. сектора и ведущих отраслей х-ва, на повышение эффективности централизованного управления ресурсами. Во многих др. странах гос-во проводит политику избирательного регулирования кредита. В рамках «африканизации» осуществляется преобразование отделений иностр. банков в смешанные компании с преобладающим или частичным участием частного нац, капитала и гос-ва. Расширяется сфера контроля центральных банков за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений. Коммерческие банки {гл. звено кредитных систем) обычно кредитуют потребности в оборотном капитале. В большинстве стран преобладающая часть ссуд коммерческих банков направляется на финансирование енутр. и внеш. торговли; 70—80% займов приходится на долю краткосрочных кредитов, тогда как ощущается острая потребность в долгосрочном кредитовании. Поэтому гос-во стимулирует создание и операции нац. многоотраслевых или специализированных финансовых корпораций развития (банки развития и др.) — часто при содействии иностр. вкладчиков. В ряде стран (Алжир и др.) финансовые корпорации занимают важное место в кредитовании капиталоёмких объектов, предусмотренных планами развития, стимулируют процесс накопления в разл. отраслях х-ва. В странах капиталистич. ориентации банки развития и др. учреждения специализированного долгосрочного кредита используются гл. обр. с целью стимулирования частного предпринимательства в «приоритетных» отраслях х-ва.

Испытывая нехватку финансовых ресурсов, гос-во всё чаще обращается к кредиту коммерческих банков, В начале 1980-х гг. правительственная задолженность составляла св. 40% совокупных активов коммерческих банков Ганы; в Египте, Марокко и Гамбии — от 34 до 36%; в Кении, Тунисе, Буркина-Фасо, Габоне и Уганде — от 12 до 20%. В то же время гос. долг коммерческим банкам в Камеруне, Конго,

Руанде, Сенегале, Судане, Того, Заире, Малави и Нигере не достигал и 7—8%, а в Бурунди, Мавритании, ЦАР, Мали, Либерии и БСК и 1,5% их активов, В ряде афр. стран зоны франка гос-во само кредитовало банки, к-рые затем пере-распределяли средства на нужды иностр. фирм и местной привилегированной прослойки. Коммерческим банкам порой в принудительном (или полупринудительном) порядке предписывается покупать определённую квоту правительственных облигаций и др. ценных бумаг. Делаются попытки внедрить элементы принудительных сбережений — в форме частичного их перечисления на особые, блокированные сче-та. Там, где товарно-денежные отношения получили существенное развитие, часть гос. долга размещается в небанковской сфере — страховых и пенсионных фондах, а также сберегательных учреждениях (Алжир, Нигерия, Кения и др.).

Нарастание бюджетных дефицитов заставляет афр. страны всё чаще прибегать к содействию центральных бан-ков. Размещая в них казначейские векселя, гос-во получает под их обеспечение кредиты за счёт выпуска дополнительной массы денег. В результате нарушения законов денежного обращения усиливается инфляция. В сочетании с др. её факторами (гл. обр. ростом стоимости импорта) избыточный выпуск денег в обращение ускоряет повышение розничных цен. Во многих афр. странах среднегодовой темп их при-роста удерживался в 1970-х — нач. 80-х гг. на уровне 15— 18%, а в нек-рых значительно выше (Заир, Гана, Габон и ДР)

Внешние кредиты и субсидии нередко являются ведущим источником финансирования капиталовложений и покрытия бюджетного дефицита в странах А., особенно наименее раз-витых, достигая 50% и выше всех инвестиций, проходящих по бюджетам развития. 8 целом за счёт внешних субсидий и займов в регионе покрывается до 20% общенац. фонда накоплений