Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /КАСТЫ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К КАСТЫ

КАСТЫ

КАСТЫ (португ. casta — род, происхождение, от лат. castus — чистый), эндо-гамные наследств, группы людей, имеющие особое традиц. занятие и место в социальной иерархии. Социально-проф. и этносоциальные группы кастового типа существуют гл. обр. в обширной зоне, включающей внутр. р-ны Сев. Африки, Сахару, историч. обл, Судан, Сев.-Вост. и часть Вост. Африки, а также Мадагаскар, Коморские о-ва и нек-рые др. области. В араб, странах группы кастового типа сохранились лишь в сел. местности.

К., непосредственно связанные с произ-вом продовольствия (К. охотников, рыболовов, земледельцев и пастухов), возникали, как правило, из отд. этнич. групп, представителей разных хоз.-культурных типов, в процессе их социально-экономич. и этнокультурной интеграции а раннефеод. обществах. К. ремесленников, цирюльников-знахарей, эпич. певцов — бардов, скоморохов, музыкантов, низших специалистов по ритуалу, как правило, также развивались из этнич, групп в процессе их проф. специализации при интеграции в этносоциальный организм раннефеод. общества. К. жрецов и вождей (аристократов) появились вне зависимости от интеграции носителей разных хоз.-куль- турных типов; их генезис связан с развитием раннефеод. государственности и религии. Воен. К. известны в Африке не повсеместно. Миграции и насильств, переселения приводили к распространению тех или иных К. на целые общества.

К, охотников окончательно сформировались лишь в немногих обществах Таковы бродячие охотники (т. н. нубийские цыгане) на С. Судана, немади Мавритании, йибир, мидган, риби и др. в Сомали, тва в Руанде и др. Особенно многочисленны К. охотников у кушитов. Кроме Сомали, где насчитывается 8 охотничьих кастовых групп, из к-рых мидган составляют больше половины охотников, а большинство остальных — йибир, много К. охотников в Эфиопии: уатта — К. охотников у зап. и воет оромо, бони — у юж. оромо и покомо Кении, гагуру — охотники и бортники у оромо Джиммы, фуга — у гураге и ямма, манджо — у кафа, квайеджу и бандо—у группы гнмира. Есть особые кланы охот-ников среди скотоводов сандаве и др. (Сев. Танзания), находящиеся на положении К. Во мн. Обществах Центр. Африки между общинами бродячих охотников-собирателей пигмеев и общинами земледельцев сложились отношения обмена: пигмеи снабжают земледельцев мясом диких животных и др. продуктами леса, земледельцы пигмеев — продуктами с, х-ва, железом и др. Бродячие охотники-собиратели, по традиции, оказывали ритуальные услуги аристократам и жрецам-вождям (заклинателям дождя и др.) либо правители раннефеод, гос-в присваивали себе право требовать услуги от общин охотников (при '“королев, охоте», на войне, во время празднеств). Так, тва составляли вспомогат. отряды лучников в аойске царей Кубы (центр. Заир) и Руанды, манджо — заставы в пограничных укреплениях и отряд царских телохранителей в Кафе (юго-зап. Эфиопия).

К. земледельцев имеются там, где земледельч. нас. живёт в окружении кочевых скотоводч. племён. К. земледельцев Сахары (харатины, белла, шушаны и др.) населяли оазисы, горные массивы, долины pp. Сенегал и Нигер, где каждое кочевое племя арабов и туарегов имело посёлки своих земледельцев. В юж. Сомали этногр. группы негроидных земледельцев (шебеле, шидле, эрбиле, ургума, хелаи, каболе и др.) находились в зависимости от сомалийских скотоводч. племён. Среди ско- товодов-масаев также жили отд. группы земледельцев (тиамус, барагую и др.). Наиб, многочисл. земледельч. К. в Тропич. Африке — римайбе — потомки посаженных на землю невольников у фульбе В Межозерье коренное нас. гос-в Уньоро, Торо, Нкоре, Руанда, Бурунди, Карагве и др. (хуту, хиру, иру) находилось на положении земледельч. К., подвергавшихся эксплуатации со стороны высших К. скотоводов. Земледельч. К. имелись и у суахили о-вов вост. побережья Африки (хадиму и др.), у сонгаи (габиби).

К. пастухов встречаются в тех же р-нах Африки, что и К. земледельцев. В Сахаре лично зависимые пастухи (икланы) были одной из низких каст, выше к-рой стояли касты «вассалов» (имгады и пр.) и «благородных» (имхары и др. у туарегов, хасаны у арабов), а также кланы марабутов — мусульм. духовенства, шурфа — потомков пророка Мухаммеда, и др. Племена фульбе, не перешедшие к оседлости (бороро), также находятся на положении К. пастухов. В Межозерье гл. К. пастухов — хима, хема, или хума, к к-рой принад-лежали правящие династии Уньоро, Нкоре, Торо. К. ремесленников — наиб, оформленные и встречаются по всей зоне распространения общинно-кастовых систем (кроме Межозерья и воет побережья Африки). Во мн. случаях К. ремесленников считались подкастами К. охотников (у бари и лулуба Юж. Судана, масаи Кении и Танзании, датога Танзании, у сомали, оромо, гураге, ямма, мале, мао Эфиопии, отчасти у канури Центр. Судана). В раннефеод. гос-вах юго-зап, Эфиопии 19 — 1-й трети 20 вв. число новых ремесл. К. доходило до 6 (кузнецы, кожевники, горшечники, ткачи и др.), у волоф, фульбе, мандинго и др, — до 5.

Сравнительно широко распространены К. цирюльников-знахарей. К. бардов (гриот, гевель и др.), скоморохов и музыкантов существовали во всей зоне распространения общинно-кастовых систем. Повсеместно барды и скоморохи — хранители древней и самобытной культуры, иногда, как азмари и. лалибэла в Эфиопии или гевель и аза-зир (скоморохи) в Мавритании, а также соответствующие им К. у канури, — двух различных по происхождению культурных традиций.

Зачаточная форма аристократич. К. — кланы вождей, или царей, у народов Центр., Зап. и Вост. Африки, вобществах Сахары, кланы заклинателей дождя и возжигателей огня в Вост. и Центр. Африке. Большего развития достигли аристократич. группы у народов Межозерья (напр., тутси Руанды, Бурунди и прилегающей части Танзании), вост. побережья и прилегающих к нему о-вов (ширази и др.), Сахары (хасаны у мавританцев, имхары и др. у туарегов, знатные роды у тубу и т. д.), знатные племена у беджа и тигре в Эритрее, роды «красной крови» у афар вост. Эфиопии, аристократич. племена сомали, а также скотоводы-масаи и др., находившиеся на положении высш. каст.

Распространению торг. К. способствовала монополия раннефеод. правителей на торговлю, а также отсутствие традиций торг. деятельности (а иногда презрение к ней) в земледельч. обществах Африки. В значит, части Эфиопии (в Кафе) торговлей занимались группы мусульман чужеземного происхождения. В странах Зап. Судана ещё в ср. века появились собств. К. торговцев- мусульман (вангара и др.; в новое и новейшее время крупнейшая из них — диула). У фульбе наряду с ними существует кастовая группа торговцев скотом (дьявамбе), занимающая низкое место в социальной иерархии. У канури наряду с группой крупных купцов имелись низкая каста торговцев-разносчиков и ещё более низкая каста ростовщиков.

Кастовые различия и ограничения усиливали социальную приниженность неполноправных групп нас. в традиц. и колон, обществах. Иногда членам низших К. ремесленников, бардов и пр. было запрещено владеть скотом, зем. наделами, даже проходить через поля членов земледельч. К. или прикасаться к скоту. В независимых странах Африки кастовые ограничения постепенно изживаются.